Бухгалтерский учёт денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

В процессе хозяйственной деятельности предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.
Целью работы является изучение организации бухгалтерского учета денежных средств согласно требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации, на примере компании ООО «Окна» и разработка предложений по его совершенствованию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Учет кассовых операций 4
1.1.Порядок проведения кассовых операций 4
1.2. Документальное оформление поступления и выдачи наличных денег 8
2.Учет операций по расчетному счету 15
2.1.Открытие расчетного счета. 16
2.2.Порядок проведения операций по расчетному счету. 18
2.3.Установленные законодательством РФ формы расчета 19
2.4.Оформление банком операций по расчетному счету. 26
3. Расчетная часть 28
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Бу денежных средств.docx

— 145.85 Кб (Скачать файл)

Поэтому организация системы расчетов, ее бесперебойное функционирование является важнейшим условием, обеспечивающим хозяйственные связи между организациями.

Вопросами организации расчетов, их нормативным  регулированием занимается Центральный банк Российской Федерации. В соответствии с установленным им порядком расчеты между организациями, как правило, осуществляются путем безналичных платежей через банковскую сеть. Для этого организация открывает в банке расчетный счет. На него зачисляются все денежные средства, поступающие в пользу организации. Денег как таковых (денежных купюр) организация не получает, их заменяет расчетный документ, поступивший от должника через банк. Точно также при расчетах по своим обязательствам перед контрагентами организация сдает в банк только расчетные документы, на основании которых банк списывает с ее расчетного счета сумму платежа. Таким образом, наличные деньги (денежные купюры) в расчетах не участвуют, их заменяют платежные документы. Поэтому расчеты и называются безналичными.

2.1.Открытие  расчетного счета.

Для открытия расчетного счета необходимо представить следующие документы:

  • заявление на открытие счета;
  • решение учредителей о создании организации (протокол собрания);
  • нотариально  заверенные  копии  учредительных документов 
    (устава и учредительного договора);
  • справку о регистрации организации;
  • справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;
  • копию документа о регистрации в качестве плательщиков взносов в Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования в РФ;
  • копию приказа руководителя организации о назначении главного бухгалтера и кассира (если по статусу организации обязанности кассира могут быть возложены на главного бухгалтера, то это указывается в заявлении);
  • карточки с нотариально заверенными образцами подписей (руководителя, его заместителя и главного бухгалтера и его заместителя) в двух экземплярах с оттиском печати.

Расчетный счет может открыть организация, являющаяся юридическим лицом, а значит, наделенная собственным имуществом, оборотными средствами и имеющая самостоятельный баланс. Этот счет используется для взаимных расчетов с другими организациями в безналичном порядке, но с него можно получить и наличные деньги (например, для выдачи заработной платы, для расчетов с работниками по  командировкам, на хозяйственные нужды), а также зачислить на него наличные денежные средства (полученную от организаций наличную; выручку, невыданную заработную плату, возвращенные работниками , остатки неиспользованных авансов, выданных им под отчет на командировочные расходы или на хозяйственные нужды).

При открытии расчетного счета с  банком заключается договор банковского счета, который регламентирует взаимоотношения между банком и клиентом по расчетно-кассовому обслуживанию. В приложении к договору определяются ставки на услуги банка. После подписания договора на расчетно-кассовое обслуживание счету присваивается номер.

Банк гарантирует клиенту право  беспрепятственно распоряжаться своими денежными средствами, ограничения могут устанавливаться только законом. При этом банк, не нарушая право клиента на распоряжение имеющимися на счете денежными средствами, может использовать временно свободные денежные средства клиента в своих целях, за что клиенту начисляются проценты.

Банк  устанавливает лимит остатка  денежных средств, хранящихся на счете клиента. Если сумма денежных средств на счете окажется ниже этого лимита и несмотря на предупреждения банка не будет восстановлена в течение месяца, банк имеет право расторгнуть договор с клиентом по своей инициативе. Другим основанием для расторжения договора по инициативе банка является отсутствие операций по счету в течение года. Организация может расторгнуть договор банковского счета по своей инициативе в любое время на основании заявления об этом.

Расчетные субсчета и текущие  счета. Если организация имеет подразделения (склады, магазины, филиалы), которые открываются в производственных целях не по месту ее нахождения, а в другом регионе, то этим подразделениям по просьбе головной организации в регионе их деятельности могут быть открыты расчетные субсчета. Круг операций, осуществляемых по такому счету, определяется головной организацией.

Обычно  расчетные субсчета открываются  для зачисления выручки от реализации продукции в любой форме: покупатели в оплату за полученную продукцию могут в безналичном порядке перечислить денежные средства на расчетный субсчет подразделения, а могут произвести расчет наличными деньгами, которые вносятся на расчетный субсчет самим подразделением. Денежные средства с расчетного субсчета перечисляются затем на расчетный счет головной организации.

Кроме зачисления наличной выручки, все  остальные операции по расчетному субсчету совершаются в безналичном порядке. Сниматься наличные деньги с него не могут. Для операций, связанных с выдачей наличных денег, предназначен текущий счет, который открывается также по просьбе головной организации ее подразделениям, расположенным в другом регионе. На текущий счет зачисляются денежные средства, перечисленные головной организацией для выдачи заработной платы и оплаты командировочных расходов. Они снимаются с текущего счета и выдаются целевым назначением. Снятие наличных денег на производственные цели возможно только в том случае, если оно по разрешению банка предусмотрено в числе операций, проводимых по этому счету.

В безналичном порядке можно производить  только перечисление удержаний из заработной платы и заработной платы во вклады граждан.

Если подразделение имеет и  расчетный субсчет, и текущий  счет, то по разрешению банка оно может переводить с расчетного субсчета на текущий счет денежные средства на выплату заработной платы и командировочных расходов. Головная организация устанавливает лимит таких перечислений.

Для открытия расчетного субсчета и текущего счета предъявляются приказ головной организации о создании подразделения, устав подразделения, заверенный головной организацией, карточки с образцами подписей, заверенные также головной организацией и ее печатью (нотариальное заверение не требуется).

2.2.Порядок проведения операций по расчетному счету.

Основные  операции, осуществляемые организациями по расчетному счету, — это безналичные расчеты с покупателями за отгруженную продукцию, выполненные для них работы, оказанные им услуги и с поставщиками за полученные от Них товарно-материальные ценности, выполненные ими работы или оказанные услуги.

Расчеты производятся через банк на основании  расчетных документов. Формы расчетных документов должны соответствовать установленным стандартам и иметь следующие обязательные реквизиты:

  • наименование расчетного документа;
  • номер документа, число (цифрами), месяц (прописью) и год (цифрами) его выписки;
  • наименование банка плательщика;
  • наименование плательщика и номер его счета в банке;
  • наименование получателя денежных средств и номер его счета в банке;
  • наименование банка получателя;
  • назначение платежа (за что производится оплата, например: за услуги по договору № 5 от 10 апреля 2000 г.);
  • сумма платежа (цифрами и прописью);
  • подписи и оттиск печати на первом экземпляре.

При оформлении документов не допускаются  помарки, подчистки и исправления, даже оговоренные.

Безналичные расчеты между организациями  осуществляются в разных формах. От выбранной формы расчетов зависит  использование конкретного расчетного документа.

2.3.Установленные законодательством  РФ формы расчета

1)Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя.

Последовательность  операций при осуществлении расчетов и платежными поручениями (рис. 1.) состоит из следующих действий:

  1. Поставщик в соответствии с договором поставляет покупателю материальные ценности или выполняет работы, оказывает услуги.
  2. Покупатель сдает в свой банк платежное поручение на оплату за 
    полученные материальные ценности, выполненные для него работы или оказанные ему услуги.
  3. Банк покупателя списывает с расчетного счета покупателя сумму денежных средств, указанную в платежном поручении, и направляет платежное поручение банку поставщика для зачисления этой суммы на счет получателя.
  4. Плательщику направляется выписка банка о списании с его расчетного счета денежных средств.
  5. Банк поставщика зачисляет на расчетный счет поставщика перечисленную сумму.

Рис. 1.   Схема расчетов платежными поручениями

Если  по условиям договора между поставщиком  и покупателем производится предварительная  оплата (оплата до отгрузки поставщиком материальных ценностей, до выполнения работ, до оказания услуг), то последовательность операций меняется (рис. 2.).

    1. Покупатель сдает в свой банк платежное поручение.
    2. Банк покупателя списывает с его расчетного счета сумму денежных средств, указанную в платежном поручении, и направляет платежное поручение банку поставщика.
    3. Плательщику направляется выписка банка о списании с его расчетного счета денежных средств.
    4. Банк поставщика зачисляет на расчетный счет поставщика перечисленную сумму.
    5. Поставщик поставляет покупателю материальные ценности, выполняет работы, оказывает услуги.

Рис. 2.  Схема расчетов платежными поручениями при предварительной  оплате

Банк  исполняет поручение на основании  первого экземпляра, плательщику выдается копия платежного поручения с отметкой банка об исполнении.

2)Расчеты платежными требованиями. Платежное требование представляет собой расчетный документ, в котором содержится требование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы через банк за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги.

Последовательность  операций при осуществлении расчетов платежными требованиями приведена на рис. 3.

  1. Поставщик отгружает покупателю материальные ценности или выполняет для него работы либо оказывает ему услуги.
  2. Поставщик оформляет в трех экземплярах требование и вместе с отгрузочными документами сдает его в свой банк.
  3. Банк поставщика направляет требование банку покупателя.
  4. Банк покупателя передает требование плательщику (покупателю).
  5. На оплату требования покупателю дается 3 рабочих дня. В течение этого срока плательщик должен или акцептовать требование (т.е. согласиться на оплату), либо отказаться от оплаты полностью или частично. Существуют банковские правила, устанавливающие причины для отказа. Плательщик может отказаться от оплаты в полной сумме в том случае, когда отсутствуют документы, подтверждающие отгрузку (в этом случае требование признается бестоварным), отгружена незаказанная, некачественная или некомплектная продукция; произведена досрочная отгрузка без согласования с покупателем, указаны не согласованные с покупателем цены. Частичный отказ возможен в случае, если часть поставленной продукции оказалась незаказанной либо некачественной или некомплектной либо продукция частично не поставлена, допущена арифметическая ошибка в подсчете сумм. Отказ должен быть сделан в письменном виде по установленной форме. В этом случае требование вместе с отгрузочными документами и отказом возвращается поставщику. При согласии плательщик проставляет сумму к оплате цифрами и прописью, заверяет ее подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати на всех трех экземплярах и сдает в свой банк. Банк списывает сумму требования с расчетного счета плательщика и возвращает ему третий экземпляр документа вместе с банковской выпиской. Первый экземпляр остается у банка в документах дня.
  6. Банку поставщика направляется извещение об оплате покупателем требования вместе со вторым экземпляром этого документа.
  7. Банк поставщика зачисляет сумму платежа на расчетный счет поставщика.

 

 

 

 

Рис.3. Схема расчетов платежными требованиями

Возможен  вариант, когда требование поставщик  направляет прямо покупателю. В этом случае схема документооборота выглядит, как показано на рис. 4.

Рис.4. Схема расчетов при прямом направлении платежного требования плательщику

В определенных случаях не требуется  согласие (акцепт) плательщика. Например, требования на оплату за газ, воду, электроэнергию, телефон и другие аналогичные услуги оплачиваются без акцепта.

3)Расчеты аккредитивами. Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика оплатить расчетные документы, предъявленные поставщиком, на определенных условиях, указанных в аккредитиве.

Последовательность  совершения расчетов с помощью аккредитива  приведена на рис. 5

  1. В соответствии со сроками, установленными в договоре, покупатель должен открыть аккредитив в пользу поставщика. Для этого покупатель подает в свой банк заявление об открытии аккредитива на определенную сумму. Банк на основании этого заявления снимает деньги с расчетного счета клиента и бронирует их на специальном счете.
  2. Банк покупателя направляет банку поставщика поручение на открытие аккредитива.
  3. Банк поставщика извещает своего клиента о том, что в его пользу открыт аккредитив.
  4. Поставщик отгружает материальные ценности, выполняет работы или оказывает услуги, предусмотренные договором.
  5. Одновременно поставщик сдает соответствующий условиям аккредитива комплект документов в свой банк.
  6. Банк поставщика зачисляет денежные средства с аккредитива на расчетный счет клиента.

Рис.5. Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов

Таким образом, банк покупателя открывает  аккредитив. Он называется банком-эмитентом. А банк поставщика исполняет аккредитив — производит расчеты с клиентом, в пользу которого открыт аккредитив, против комплекта документов, перечисленных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. Он называется исполняющим банком.

Аккредитив  действует в течение определенного  срока, указанного в его условиях. Порядок расчетов, набор документов, которые должен представить поставщик, сроки представления и порядок  их оформления, другие условия, необходимые  для получения денег, — все  это устанавливается в договоре на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключаемом между  поставщиком и покупателем. Аккредитив должен открываться на условиях, оговоренных в договоре.

Информация о работе Бухгалтерский учёт денежных средств