Бухгалтерское контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Доходы от участия в других организациях признаются в бухгалтерском учете в составе операционных доходов (ПБУ 9/99). Поскольку в рассматриваемой ситуации при уменьшении уставного капитала ООО «Василек» путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества размер долей участников не меняется и сумма фактических затрат организации на приобретение доли не уменьшается, первоначальная стоимость финансового вложения в виде вклада в уставный капитал ООО «Василек» изменению при уменьшении ООО «Василек» уставного капитала также не подлежит.

Содержание работы

1. Профессиональное суждение бухгалтера как его новая функция
2. Приказ об учетной политике хозяйствующего субъекта с приложением соответствующих внутренних документов
3. Задание по оценке, учетной регистрации, организации схемы документооборота и накопления информации финансового характера в целях последующего представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности на примере конкретной ситуации
Список литературы

Файлы: 1 файл

бухгалтерское дело.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

2) создание методологических  предпосылок для интеграции систем  финансового, управленческого и  налогового учета;

3) создание инфраструктуры, обеспечивающей использование международных стандартов финансовой отчетности в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами, в первую очередь при составлении консолидированной финансовой отчетности.

В июле 2004 года Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу получила одобрение Министерства финансов РФ, и в соответствии с планом мероприятий в настоящее время ведется работа по ее реализации. Предполагается постепенная передача функций по принятию бухгалтерских стандартов и иных нормативных документов профессиональным сообществам. Следует обратить внимание: именно постепенная, т.к. это является принципиальным с точки зрения менталитета российского бухгалтера. Мы прекрасно осознаем, что прежде чем одно из профессиональных сообществ будет признано авторитетным именно в бухгалтерской среде, бухгалтер будет ожидать признания его действий правомерными со стороны органов исполнительной власти и судебной системы.

Одним из важных направлений развития бухгалтерского учета Концепция определяет совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров. Наиболее сложным вопросом в рамках данного процесса является выработка навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита. Термин «профессиональное суждение», пришедший к нам из бухгалтерии, построенной по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), вызывает порой недоумение, иногда иронию, часто недоверие со стороны как бухгалтеров, так и руководителей. Однако главным фактором, сдерживающим развитие навыков профессионального суждения бухгалтера (имеется в виду главный бухгалтер организации), как ни странно, является несовершенство программных продуктов, предлагаемых сегодня бухгалтерии, и дороговизна их адаптации к учетной политике организации. Достаточно сложно обвинить в несамостоятельности специалиста, который не имеет финансовых источников для реализации своего профессионального суждения в рамках подготовки индивидуальной бухгалтерской отчетности.

На российских предприятиях, успешно внедривших МСФО, бухгалтеры выделяют два основных типа трудностей, с которыми им приходится сталкиваться: системные и учетные. При этом российские специалисты единодушны – наибольшие проблемы в работе вызывает первая группа.

Главная системная  трудность заключается в том, что бухгалтеру для получения  необходимой для МСФО-отчетности информации надо постоянно взаимодействовать с разными службами. Причем на крупном предприятии это могут быть подразделения, о существовании которых знают только сотрудники бухгалтерии, начисляющие заработную плату. Бухгалтеру нужно регулярно запрашивать у специалистов этих подразделений разноплановую техническую информацию о характеристиках и свойствах применяемого производственного оборудования или выпускаемой продукции, юридических аспектах взаимоотношений с поставщиками и клиентами предприятия и т.д. Эти сведения необходимы бухгалтеру для того, чтобы уяснить экономическую природу процессов, происходящих на предприятии, увидеть основные риски.

Между тем для  специалистов отделов и служб, куда обращается бухгалтер, необходимость  предоставления запрашиваемых данных является малоприятной неожиданностью. И если с их нежеланием обременять себя дополнительными обязанностями удается справиться путем подключения административного ресурса, то добиться получения необходимой информации, как правило, оказывается сложнее. В ответ на запросы зачастую поступают сырые данные, которые носят сугубо технический характер. Для их надлежащей оценки надо быть специалистом в области сопромата или здравоохранения (список специальных познаний зависит лишь от отрасли, в которой работает предприятие). При этом важно понимать, что даже если бы бухгалтер обладал необходимыми познаниями, относящимися к другой профессии, это не решило бы его проблему. Потому что для надлежащего документального закрепления принятых на основе полученных сведений учетных решений бухгалтеру нужно обеспечить наличие аудиторского следа, предполагающего четкое разграничение ответственности за сделанные выводы. Поэтому соответствующие выводы и пояснения должны содержаться в материалах, которые поступают из отделов и служб за подписью ответственных специалистов.

В таких обстоятельствах, для того чтобы получить пригодную  для подготовки МСФО-отчетности информацию, бухгалтер должен четко знать, чего он хочет, и уметь добиться ее предоставления путем формулирования исчерпывающих и аргументированных запросов.

Учетные трудности – эта группа трудностей обычно не приводит к необходимости перестраивать систему формирования управленческой информации на предприятии. Однако следует иметь в виду, что на решение вопросов этой группы уходит значительное время.

Наиболее часто  в числе учетных трудностей специалисты  называют:

• необходимость  получения различных оценок с  привлечением независимых оценщиков  или иных экспертов;

• формирование суждений и оценок руководства предприятия  по тем объектам учета, в отношении которых имеется неопределенность;

• создание учетной  политики предприятия в случаях, когда стандарты позволяют использовать более одного подхода;

• разрешение ситуаций, когда объекты учета в МСФО не имеют аналогов в национальной практике.

Как видно, из перечисленных  проблем лишь последние две с  натяжкой можно признать внутренними  учетными вопросами, которые могли  бы быть разрешены внутри бухгалтерской  службы. Однако на практике, с учетом экономических последствий сделанного выбора для предприятия, бухгалтеру приходится и по этим, казалось бы, сугубо учетным вопросам проводить консультации с руководством, поясняя имеющиеся в МСФО варианты учета и последствия принятия того или иного подхода.

Даже поверхностный  анализ приведенных выше трудностей показывает, что природа учетной функции претерпела существенные изменения. Учет стал управленческой дисциплиной, предполагающей активное и постоянное взаимодействие тех, кто им занимается, с другими управленцами. Какую же роль в этом процессе играет профессиональное суждение? Связано ли оно с перечисленными трудностями?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно дать определение профессионального суждения:

• процесс квалифицированного выбора варианта действий с последующим  обоснованием и доведением до пользователей в пригодной для использования форме;

• результат  этого процесса.

Формирование  профессионального суждения необходимое  условие деятельности специалиста  по МСФО на всех этапах подготовки финансовой отчетности: от формирования учетной  политики до решения повседневных учетных задач и подготовки отчетов.

Сегодня приходится констатировать: главная причина  трудностей при переходе на МСФО заключается  в том, что бухгалтеры в подавляющей  массе оказались не готовы к тому, чтобы переквалифицироваться в  управляющих.

Неготовность  к новым реалиям продемонстрировал  как бухгалтерский корпус, так  и система профессиональной подготовки финансовых специалистов. Причем это  не только российское упущение: с введением  МСФО в ЕС (особенно в странах  континентальной Европы, где учет традиционно велся по правилам, а не по принципам) финансисты и те, кто занимается их переподготовкой, столкнулись с аналогичными трудностями.

Каковы же возможные  пути исправления ситуации? Чтобы  понять, как помочь практикующим специалистам освоить новые навыки, проанализируем природу проблем, которые они испытывают. На всех этапах формирования профессионального суждения бухгалтеры испытывают следующие трудности:

• увидеть возможность  выбора;

• сделать выбор;

• быть готовым  к ответственности за сделанный выбор (психологически, морально, юридически);

• обосновать (отстоять) сделанный выбор;

• донести информацию о сделанном выборе в доступной  для пользователя форме.

Профессиональное  суждение начинается с принятия решения. А принятие решения – это всегда выбор. И, пожалуй, главная рекомендация специалисту, обремененному необходимостью принятия решений, заключается в твердом усвоении простой аксиомы – выбор есть всегда. Только в этом случае у специалиста появляется шанс этот выбор разглядеть, а в конечном итоге – сделать. Усвоить эту аксиому, оказывается, непросто.

Каждый, кто  работает с МСФО, неизбежно сталкивается с этим вопросом: Ясно, как учитывать, но вот как обосновать? Международные  стандарты написаны с учетом интересов  пользователей и требуют от составителей отчетности обосновывать все учетные решения. В ранних методических документах Центробанка по МСФО вместо термина «профессиональное суждение» в ходу даже было «обоснованное суждение». Таким образом регулятор подчеркивал, что он ожидает от банков – составителей отчетности обоснований по представленным в ней показателям. Сегодня важность обоснования понятна всем, и на повестке дня стоит вопрос технологии этого процесса. Как сделать так, чтобы обоснования были исчерпывающими и убедительными?

К счастью, объективные критерии надлежащего аргументирования давно разработаны прикладной логикой, и соответствующие навыки вполне поддаются усвоению. В западных юридических вузах сегодня преподается практический метод аргументирования, известный под аббревиатурой IRAC (от англ. issue-rule-applicability-conclusion – вопрос-правило-применимость-вывод). Суть метода заключается в том, что любой вопрос, нуждающийся в обосновании, разбивается на подвопросы, на каждый из которых возможен только ответ «да» или «нет». Затем по каждому такому подвопросу формулируется правильный ответ со ссылкой на нормативную базу. Последовательность действий обозначена в самом названии метода:

• формулируем  вопрос, предполагающий ответ «да/нет»;

• приводим ссылку на нормативную базу;

• показываем, почему именно эта ссылка применима к данной ситуации;

• завершаем  формулировкой правильного ответа.

Предлагаемый метод давно  зарекомендовал себя на Западе, так  как позволяет наглядно и с  опорой на аппарат формальной логики добиться ответа на самый главный вопрос любого обоснования – «Почему?» Если технология соблюдена, то излагаемые доводы принимаются как надлежащее обоснование даже в западных судах, а не только на собраниях акционеров.

Профессиональное  суждение – это не интуиция, а аргументы, основанные на конкретных фактах хозяйственной деятельности и требованиях МСФО. Начинающие специалисты любят козырять своим профессиональным суждением, которое обычно ничем не подкреплено, кроме собственного мнения. Однако опыт показывает, что прохождение аудиторской проверки расставляет все точки над i. Бухгалтерский учет не является точной наукой, имеющей в каждом случае только одно верное решение. Но специалист должен быть на 100% уверен в своих выводах, потому что ему нужно убедить руководство, аудиторский комитет и аудиторов в правильности отражения операций.

Для подтверждения профессионального  суждения нужно предоставить формализованные  описания процесса сбора информации, необходимой для вынесения суждения, и предпосылок. Хорошо задокументированный  процесс сбора релевантной для оценки информации, а также его результаты могут значительно облегчить аудиторам его независимую оценку. Наиболее распространенные случаи профессиональных суждений, нуждающихся в доказательстве, – это планы и намерения менеджмента, справедливая стоимость и оценка будущих денежных потоков. Планы и намерения менеджмента могут быть обоснованы утвержденными бюджетами и планами получения доходов, маркетинговыми исследованиями, протоколами заседаний совета директоров и т.п. При оценке будущих денежных потоков обычно требуется показать соотнесенность информации с историческими данными. Аудиторы также будут изучать события после отчетной даты, чтобы убедиться, что тренд показан правильно. Наверное, самый сложный случай – это доказательство правильности определения справедливой стоимости, так как в некоторых ситуациях потребуется привлечение профессиональных оценщиков.

Профессиональное  суждение - это мнение, добросовестно высказанное профессиональным бухгалтером о хозяйственной ситуации и полезное, как для ее описания, так и для принятия действенных управленческих решений.

  • Мнение профессионального бухгалтера. В условиях рыночной экономики - это именно то, что он думает, а не то, что за него кто-то думает.
  • Добросовестное высказывание (суждение) - это мнение, выработанное бухгалтером и основанное на его убеждениях, представлениях и его вере, которое должно быть достоверным и добросовестно сформулированным.

В первом случае речь идет о том, что точность бухгалтерских  данных должна быть приемлемой для принятия управленческих решений, а во втором - что убеждения бухгалтера должны быть искренними, а никак не ориентированными на выгоду кого-нибудь из участников хозяйственного процесса. Отсюда, достоверность - это категория теоретическая, а добросовестность - моральная.

Информация о работе Бухгалтерское контроль