Бухгалтреский управленческий учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практиче-ских аспектов формирования управленческого учета на предприятии.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие зада-чи:
- раскрыть сущность и содержание управленческого учета;
- рассмотреть различия между управленческим и финансовым учетом;
- рассмотреть постановку управленческого учета на предприятии;
- обобщить выводы и сделать рекомендации по совершенствованию управленческого учета на предприятии.

Файлы: 1 файл

МояКУРСОВАЯ.docx

— 58.82 Кб (Скачать файл)

После того как затраты  распределены по центрам финансовой ответственности, можно приступать непосредственно к внедрению системы управленческого учета. В связи с этим возникают закономерные вопросы: кто будет отвечать за организацию управленческого учета на предприятии и на какую структуру лучше возложить обязанность его ведения?

Некоторые организации возлагают  эту не самую простую работу на работников бухгалтерии. Однако с точки зрения рациональности это далеко не самый лучший выбор:

- бухгалтерия — один из самых загруженных рутинной работой участков на всем предприятии, поэтому дополнительные обязанности ей ни к чему;

- специфика работы бухгалтерии противоречит методологии ведения управленческого учета, так как бухгалтерия составляет отчетность скорее не для внутренних, а для внешних пользователей;

- бухгалтер в силу особенностей своей профессии больше ориентируется на реальные показатели, чем на планируемые, и ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой.

В целом ответственность  за внедрение управленческого учета, а также проявление инициативы на решение организационных, мотивационных  и психологических проблем возлагается на руководителя предприятия, который должен организовать постановку управленческого учета, что называется, «под себя», в зависимости от структуры и характера деятельности предприятия. Когда будут проведены основные этапы внедрения управленческого учета, руководитель может возложить обязанность его ведения на финансового директора или специально созданную для этих целей управленческую бухгалтерию (и создать все условия для ее полноценной работы).

Основные этапы постановки управленческого учета:

1. Определение основных  потребителей данных управленческого  учета. К ним относятся ведущие  топ-менеджеры, на которых возложена ответственность по принятию управленческих решений. Для этих целей целесообразно провести презентацию, в ходе которой необходимо изложить задействованным лицам суть и задачи проекта.

2. Формирование перечня  необходимой отчетности. Здесь также  необходимо пояснить, к какой дате будет приурочена сдача отчетов по всему предприятию в целом.

3. Разработка структуры  управленческого учета. На этом этапе организаторы должны ответить на ряд текущих вопросов: будет ли вестись управленческий учет параллельно с бухгалтерским, станут ли учитываться при этом нормы МСФО, какая автоматизированная система должна при этом использоваться и др. Они должны сформировать и структуру учета в зависимости от принятых решений.

4. Определение методологии  управленческого учета в зависимости  от особенностей деятельности  компании, ее слабых сторон, нюансов  ведения текущего учета. Этот этап очень важен, так как именно от его правильной организации зависит будущая эффективность работы компании. В это время происходит разработка эскиза методологии управленческого учета, который включает в себя разработку отчетных форм, определение всех необходимых для вычислений данных, требуемой глубины анализа, распределение функциональных обязанностей сотрудников, их обучение, мотивацию и т. д. После того как эскиз был получен и проанализирован, следует его утверждение путем составления официального документа и подписи ответственных лиц.

5. Внедрение методологии  управленческого учета. Это заключительный  этап, успешное выполнение которого  ознаменуется налаженной и методичной  работой системы в целом. Однако  он не исключает некоторых  поправок и изменений, которые вносятся уже на ходу, но не теряют при этом своей целесообразности.

Совокупность вышеперечисленных  этапов внедрения управленческого  учета способна обеспечить действенность  и эффективность, а значит, способствовать общей стратегии развития предприятия.

Конечно, на всех уровнях  постановки управленческого учета  невозможно обойтись без проблем и трудностей.

Основными критическими моментами, с которыми чаще всего сталкиваются менеджеры при внедрении системы учета, являются:

- сложность в обучении и подборе специалистов, которые будут заниматься ведением управленческого учета;

- существенная разница между бухгалтерским учетом, неправильное понимание основ и методов управленческого учета;

- проблемы с техническим и программным обеспечением системы;

- сопротивление работников предприятия нововведениям.

Однако, в постановке управленческого учета на предприятии нет неразрешимых проблем. Квалифицированные специалисты, искренняя заинтересованность руководителя в производимой работе, терпение и грамотная стратегия — это то, что поможет организации обойти острые углы и с минимальными потерями наладить столь необходимое функционирование управленческого учета на предприятии.

Итак, внедрение управленческого учета на предприятии — один из самых эффективных способов решения проблем, возникающих перед организацией. Им довольно давно и с большим успехом пользуются наши зарубежные коллеги-экономисты.

Методы управленческого  учета позволяют вовремя обнаружить ошибки ведения деятельности компании, исправить их и на основании собранных  и обработанных данных принять обоснованное решение.

Полноценный управленческий учет — это не замороженная система, а гибкий процесс, который должен быстро подстраиваться под любые внешние или внутренние изменения. Динамичность, рациональность, оперативность — вот основные принципы функционирования управленческого учета в деятельности организации, а их соблюдение — залог успешности предприятия.

 

 

  1. Постановка управленческого учета на примере ОАО «Фоджа»

 

    1. Краткая характеристика предприятия

 

Открытое акционерное  общество «Фоджа» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.

ОАО «Фоджа» вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами, имеет круглую печать, содержащее его полное фирменное наименование на русском языке, адрес, ИНН. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

Целями деятельности общества являются расширение рынка товаров  и услуг, а также извлечение прибыли.

Предметом деятельности ОАО  «Фоджа» является производство продукции и оптовая торговля.

ОАО «Фоджа» осуществляет свою деятельность на основании любых, за исключением запрещенных законодательством, операций, в том числе путем:

­ проведения работ и оказания услуг по заказам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на основании заключенных договоров или в инициативном порядке на условиях, определяемых договоренностью сторон;

­ поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг в кредит, на условиях, определенных договоренностью сторон;

­ участия в деятельности других юридических лиц путем приобретения их акций, внесения паевых взносов;

­ осуществления совместной деятельности с другими юридическими лицами для достижения общих целей.

Для достижения целей своей  деятельности Общество несет обязанности, осуществляет любые имущественные и личные неимущественные права, предоставляемые законодательством открытым акционерным обществам, от своего имени совершает любые допустимые законом сделки, может быть истцом и ответчиком в суде.

В ОАО «Фоджа» автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета. Утвержден план счетов и субсчетов бухгалтерского учета, применяемых на предприятии. Бухгалтерский учет ведется при помощи программы «1С: Бухгалтерия 8.0».

Бухгалтерия ОАО «Фоджа» является самостоятельным структурным подразделением на правах отдела и возглавляет его главный бухгалтер. Общие положения, задачи, структура, функции, права и ответственность бухгалтерии определены Положением об отделах.

Бухгалтерскую службу на предприятии  возглавляет главный бухгалтер. В его обязанности входит: организация  своевременного и достоверного учета, формирование полной и достоверной  информации о деятельности предприятия  и его имущественном положении, необходимой для контроля за соблюдением действующего законодательства, за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Особенности учета отдельных  операций и применяемых методов  раскрываются в учетной политике ОАО «Фоджа»:

1. Для учета амортизации  нематериальных активов используется  счет 05 «Амортизация нематериальных  активов».

2. Затраты на производство  учитываются по общей схеме  счетов бухгалтерского учета. Для обобщения затрат применяются счета 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».

3. Движение готовой продукции  на счете 43 «Готовая продукция»  отражается по фактической производственной себестоимости.

4. Продукция считается  проданной (реализованной) с момента  отгрузки и предъявления счетов  покупателю.

 

    1. Постановка управленческого учета на предприятии

 

Управленческий учет на ОАО «Фоджа» используется для внутренней отчетности и обычно содержит информацию по отдельным подразделениям. Результаты управленческого учёта представляются в произвольной форме. Используются все виды измерителей: натуральные, трудовые, денежные. Сроки предоставления управленческих отчётов устанавливается администрацией: неделя, декада, месяц.

Внедрение управленческого  учета на ОАО «Фоджа» происходит уже около шести месяцев. Организацией управленческого учета занимается специалист с высшим профессиональным образованием, занимающий должность главного бухгалтера.

В целях ведения управленческого  учета на предприятии принято  Положение об учетной политике для целей управленческого учета (Приложение 2).

Большинство управленческих решений, принимаемых руководством ОАО «Фоджа», основываются на анализе предыдущей деятельности и прогнозе результатов принятого решения.

Главная задача состоит в  том, чтобы как можно выгоднее приобрести и продать товарные ценности. Это является задачей для организации  в целом. Что касается отдельных подразделений, то ежемесячно отдел по закупкам предоставляет руководителю отчет о том, как изменились цены на рынке относительно данной области деятельности (насколько повысились цены или понизились на определенный товар, относительно прошлого месяца), планы по закупкам на текущий месяц (сколько отдел планирует закупить товаров, на какую сумму и у каких организаций). На основании этих данных руководство принимает решение о том, по каким ценам следует продавать свой товар, чтобы не упал уровень продаж. Решается также вопрос о том, с какими партнерами следует продлить деловые отношения. Из этого следует, что руководство ставит перед отделом закупок задачу о своевременном предоставлении информации на рынке, для того, чтобы вовремя сориентироваться в сложившейся ситуации и не потерять занимаемого статуса среди конкурентов.

 

Перед отделом продаж задача состоит в том, чтобы своевременно предоставлять информацию о том, как изменились продажи по сравнению с прошлым месяцем (увеличились, или сократились).

Перед бухгалтерией ставится задача по контролю поступивших и  произведенных операций. Бухгалтер, ведущий 60 счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» должен предоставлять информацию о том, сколько ОАО «Фоджа» должно своим партнерам. Аналогичная информация представляется по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - информация о том, сколько долга числится за определенным клиентом, а руководство, в свою очередь, принимает решения по данным вопросам.

Все эти данные очень важны, так как в данной организации введена система бюджетирования — формируются бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств. Для учета и контроля исполнения бюджетов проводится анализ «план — факт».

Бюджет денежных средств  состоит из двух частей – ожидаемые  поступления денежных средств и ожидаемые платежи и выплаты. Для определения ожидаемых поступлений за период используется информация из бюджета продаж, данные о порядке сбора средств по счетам к получению.

Помимо регулярных текущих  расходов, денежные средства также  могут быть использованы на приобретение оборудования и других активов, на возврат займов и других долгосрочных обязательств. Вся эта информация должна быть собрана для того, чтобы подготовить правильный бюджет денежных средств.

Бюджет денежных средств преследует две цели. Во-первых, показывает конечное сальдо на счете денежных средств в конце бюджетного периода, величину которого необходимо знать для завершения прогнозного бухгалтерского баланса. И, во-вторых, прогнозируя остатки денежных средств на конец каждого месяца внутри бюджетного периода, выявляет периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки.

Как правило, ежемесячная  управленческая отчетность составляется в период между пятым и десятым  числами месяца, следующего за отчетным. Иногда возникает ситуация, когда генеральному директору нужна хотя бы приблизительная отчетность за текущий месяц уже 29-го числа. В этом случае неоценимую помощь окажут имитационные модели бизнеса, с использованием которых составляют и долгосрочные прогнозы, и ежемесячные бюджеты. В модель вводятся доступные на текущий момент данные, производится их экстраполяция на дни, оставшиеся до конца отчетного периода. В результате получается управленческая отчетность, построенная в основном на фактических данных, но с определенными допущениями. Как правило, точности такого расчета вполне достаточно для принятия оперативных решений.

Информация о работе Бухгалтреский управленческий учет