Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:09, курсовая работа
В первой главе изложена сущность, характеристика и правовые основы денежной системы, сущность, типы и виды денежных систем, элементы денежной системы Российской Федерации, правовые основы денежной системы Российской Федерации.
В практической части курсовой работы на примере условного предприятия составлен анализ состояния денежной системы России в современных условиях, анализ функционирования денежной системы Российской Федерации на современном этапе развития экономики, сравнительный анализ денежной системы России и зарубежных стран, перспективы развития денежной системы Российской Федерации.
В заключении сделаны выводы и даны рекомендации для повышения уровня финансовых результатов.
Введение………………………………………………….…………………..………4
1. Сущность, характеристика и правовые основы денежной системы..5
1.1 Сущность, типы и виды денежных систем……………………...........5
1.2 Элементы денежной системы Российской Федерации ………...........9
1.3 Правовые основы денежной системы Российской Федерации……13
2. Анализ состояния денежной системы России в современных условиях……………………………………………………………………………..19
2.1 Анализ функционирования денежной системы Российской Федерации на современном этапе развития экономики…………………............19
2.2 Сравнительный анализ денежной системы России и зарубежных стран............................................................................................................................24
3. Перспективы развития денежной системы Российской Федерации…………………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников……………………………………………...
- Товар при обмене должен
обладать стоимостью для
- При денежной форме
стоимости один товар
2 Анализ состояния денежной системы России в современных условиях
2.1 Анализ функционирования
денежной системы Российской
Федерации на современном
В настоящее время в России принята трехуровневая бюджетная система (федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень). Ее структура представлена на рис.1. Однако в связи с реформой муниципального управления третий уровень представлен подуровнями, самым низким из которых является поселенческий. Эта система регулируется Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ, имеющим ранг федерального закона.
Рис. 1 Бюджетная система России
[Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Селезнев; Под ред. В.Ю. Катасонова; МГИМО. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 448 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0194-8, 700 экз. стр.15]
Первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ).
Однако фонд был упразднен, несмотря на довольно высокий уровень безработицы.
Все расходы, связанные с централизованным управлением процесса реализации функций государства, финансируются за счет средств федерального бюджета.
Второй уровень бюджетной системы образуют бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды, к которым пока относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Третий уровень бюджетной системы — бюджеты муниципальных образований (муниципальных районов, поселений и городских округов). Иначе говоря, здесь имеются подуровни. На этом уровне государственные внебюджетные фонды не формируются. В связи с реформированием системы местного самоуправления в пределах нижнего уровня выделяются подуровни (бюджеты городских районов, муниципальных районов и поселений). [Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Селезнев; Под ред. В.Ю. Катасонова; МГИМО. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 448 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0194-8, 700 экз. стр.16-17]
Современный этап развития мировой экономики характеризуется качественными структурными изменениями, ускоренно осуществляющимися под воздействием, с одной стороны, углубляющегося противоречия между расширяющейся интеграцией стран в мировом сообществе и стремлением государств сохранить экономическую независимость и самостоятельность; с другой — обостряющегося противоречия между объемом мировых финансовых ресурсов и объемами производимой товарной продукции. [Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия: Монография / Е.Н. Кондрат. - М.: ИД ФОРУМ, 2014. - 928 с.: ил.; 70x100 1/16. (переплет) ISBN 978-5-8199-0568-5, 300 экз. стр 101]
Прежде всего, в опережающем развитии финансового капитала и увеличивающемся разрыве между его объемами и объемами товарной продукции, что неизбежно привело к формированию спекулятивного капитала, развитие которого отразилось на структуре мировой экономики, углубляя и развивая ее дестабилизационные процессы. По мере увеличения объемов спекулятивный капитал все в большей мере вовлекается в процессы функционирования национальных экономик, проникая во все сферы и фазы воспроизводственного цикла. Но поскольку он не обеспечен реальными ресурсами, то на его основе невозможно обеспечивать устойчивое развитие реального сектора экономики и поддерживать его равновесное развитие. Направление на цели развития реального сектора экономики даже 10 % мирового финансового капитала в состоянии полностью исчерпать все возможности его товарного покрытия, что стимулирует резкий рост цен на товары и неизбежно приведет экономику к очередному финансовому кризису. Последнее обстоятельство очень важно для понимания масштабности и глубины финансового кризиса в России, что проявилось в том, что он обусловил кризисные потрясения не только в финансовой и напрямую связанных с ней сферах третичного сектора экономики (ипотечное строительство, рынок недвижимости, страхование, фондовый рынок и др.), но и глубоко и масштабно проник в отрасли реального сектора экономики, обусловив целый ряд негативных процессов: от снижения производства, его перепрофилирования, сокращения численности работающих до банкротства и ликвидации хозяйствующих субъектов.
Причины подобных проявлений кроются, по мнению А.И. Татаркина и Д.А. Татаркина, в допущенных ошибках системного характера.
Первая из них — приоритетное развитие финансового сектора при активной поддержке этих процессов со стороны государства и при соответствующем ограничении подобной поддержки отраслей реального сектора. Исключение составляли лишь сырьевые отрасли, государственное вмешательство в которые было направлено на повышение уровня их монополизации и усиления госконтроля за их «лояльностью».
Вторая — бесконтрольное поощрение увеличения иностранных инвестиций, преимущественно в виде спекулятивного капитала, в реальный сектор экономики. Это очень быстро ослабило последний, лишив его инновационного развития и возможностей реструктуризации на новой технической, технологической и организационной основе. С такими перспективами развивать внешнеэкономические связи и повышать конкурентоспособность могли лишь предприятия сырьевого и военно-промышленного секторов.
[Правонарушения в финансовой
сфере России. Угрозы финансовой
безопасности и пути
Россия считает, подчеркнул В.В. Путин, что необходимы неотложные скоординированные действия для расчистки и оздоровления глобальных финансов, их жесткая привязка к фундаментальным показателям реального сектора экономики. При этом справедливо и обоснованно ставить вопрос об усилении роли так называемых развивающихся стран и так называемых новых экономических держав в выработке и принятии шагов, определяющих характер глобального экономического порядка.
Кризис в разной степени затронул все страны мирового сообщества. В меньшей степени пострадали те, кто успешно «прививался» от спекулятивного капитала использованием мер национальной защиты от его разрушительных воздействий.
Рассмотрим теперь вопрос, насколько современный финансово-экономический кризис неизбежен и разрушителен.
Классическое понимание кризиса заключается в оценке его как периода, в течение которого экономические процессы ограниченно развиваются под воздействием перепроизводства товаров и услуг. Иными словами, товаров и услуг в обществе произведено значительно больше, чем существует платежеспособный (обеспеченный реальными деньгами) спрос на них.
Финансовый кризис — особая и наиболее паразитическая разновидность кризиса. Его суть не в избытке товаров и услуг, их может и не хватать, а в избыточном обращении денег, увеличивающемся отрыве цен и тарифов на товары и услуги от реальных затрат на их производство, возрастающих доходах владельцев денежного спекулятивного капитала.
Спекулятивный капитал по двум каналам обеспечивает свое сверхприбыльное существование.
С одной стороны, стимулируя рост цен и тарифов на товары и услуги стабильно повышенного спроса использованием рыночных институтов и инструментов (конкурсов, торгов, посредников и др.), спекулятивный капитал формирует «мыльные пузыри» искусственного роста цен и тарифов, обеспечивая тем самым формирование и присвоение «ценовой ренты». Так называемая спекуляция на спросе позволяет владельцам фиктивного капитала влиять не только на цены, но и на объемы производства, регулируя его динамику и основные пара метры затрат.
С другой стороны, поддерживая на фондовых рынках искусственный рост котировок акций и облигаций, спекулятивный капитал формирует «мыльные пузыри» повышенного спроса на ценные бумаги компаний, повышая их рыночную стоимость и получая доход на постоянных колебаниях курсов акций в виде курсовой ренты. Обобщим сказанное: финансовый кризис можно рассматривать как период, в течение которого лопаются «мыльные пузыри» в экономике и происходит мучительное и затратное восстановление нарушенного равновесия между производством и потреблением, спросом и предложением. Цены перестают давить на затраты, на производство товаров и услуг и в большей степени приближаются к последним. Рентный доход владельцев спекулятивного капитала принимает более или менее воспринимаемую общественным сознанием величину от 15 до 30 % вместо 200—300 %. Общественная жизнь начинает стабилизироваться. Население и менеджеры вновь считают деньги, отслеживают и регулируют затраты, ориентируют производство на платежеспособный спрос. Повышается исполнительская дисциплина, снижается безработица, активнее развивается производство и решаются социальные вопросы. Хозяева спекулятивного капитала, стряхнув с себя «мыльную пену», вновь начинают лихорадочно искать «бреши» в экономике для прибыльного вложения капитала. Все со временем восстановится, постепенно забудутся «черные будни» кризиса, вплоть до очередного потрясения.
В этих условиях, условиях циклического повторения кризисов, важно не только отслеживать изменение экономической конъюнктуры, мировой и отечественной, с привлечением к этой работе специалистов разных отраслей, науки, депутатов, представителей общественности. Важно на государственном уровне своевременно и действенно реагировать на малейшие симптомы кризиса принятием управленческих, кадровых и политических решений. [Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия: Монография / Е.Н. Кондрат. - М.: ИД ФОРУМ, 2014. - 928 с.: ил.; 70x100 1/16. (переплет) ISBN 978-5-8199-0568-5, 300 экз. стр.107,108,109]
2.2 Сравнительный
анализ денежной системы
В России, как и во всех развитых странах, налично-денежный оборот значительно меньше безналичного.
Для проведения своей политики, законодательно закрепленной в законе о центральном банке каждой страны, формируется организационная структура банка, состоящая из председателя центрального банка, назначаемого законодательным органом власти, совета директоров и управляющих разнообразными комитетами центрального банка.
Банк России, например, образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления: центральный аппарат, территориальные управления, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Центрального банка. Высшим органом Центрального банка РФ выступает Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление. Совет директоров состоит из Председателя и 12 членов, избирающихся на четыре года Государственной Думой. Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме из семи человек. Заседания должны проводиться не реже одного раза в месяц.
В настоящее время в Центральном банке Российской Федерации функционируют следующие структурные подразделения:
- Сводный экономический департамент;
- Департамент исследований и информации;
- Департамент наличного денежного обращения;
- Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России;
- Департамент регулирования расчетов;
- Департамент бухгалтерского учета и отчетности;
- Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;
- Департамент банковского регулирования и надзора;
- Главная инспекция кредитных организаций;
- Департамент операций на финансовых рынках;
- Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках;
- Департамент финансового мониторинга и валютного контроля;
- Департамент платежного баланса;
- Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы РФ;
- Юридический департамент;