Денежная система России и мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

В первой главе изложена сущность, характеристика и правовые основы денежной системы, сущность, типы и виды денежных систем, элементы денежной системы Российской Федерации, правовые основы денежной системы Российской Федерации.
В практической части курсовой работы на примере условного предприятия составлен анализ состояния денежной системы России в современных условиях, анализ функционирования денежной системы Российской Федерации на современном этапе развития экономики, сравнительный анализ денежной системы России и зарубежных стран, перспективы развития денежной системы Российской Федерации.
В заключении сделаны выводы и даны рекомендации для повышения уровня финансовых результатов.

Содержание работы

Введение………………………………………………….…………………..………4
1. Сущность, характеристика и правовые основы денежной системы..5
1.1 Сущность, типы и виды денежных систем……………………...........5
1.2 Элементы денежной системы Российской Федерации ………...........9
1.3 Правовые основы денежной системы Российской Федерации……13
2. Анализ состояния денежной системы России в современных условиях……………………………………………………………………………..19
2.1 Анализ функционирования денежной системы Российской Федерации на современном этапе развития экономики…………………............19
2.2 Сравнительный анализ денежной системы России и зарубежных стран............................................................................................................................24
3. Перспективы развития денежной системы Российской Федерации…………………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников……………………………………………...

Файлы: 1 файл

Денежная система мира.docx

— 85.22 Кб (Скачать файл)

- Товар при обмене должен  обладать стоимостью для производителя  и потребительной стоимостью  для покупателя. Эти свойства  товара выступают как единство  противоположностей: единство, так  как они присущи одному товару, а противоположность, поскольку  один и тот же товар для  одного человека не может быть  одновременно и потребительной  стоимостью, и стоимостью.

- При денежной форме  стоимости один товар монополизирует  на продолжительное время роль  всеобщего эквивалента. Потребительная стоимость товара внешне скрывается, остается его всеобщая форма стоимости. [Денежное обращение, финансы, кредит и налоговая система : Учеб. пособие / М.М. Купцов. - М.: РИОР, 2007. - 120 с.: 70x100 1/32. - (Карманное учебное пособие). (обложка, карм. формат) ISBN 5-369-00077-8, 3000 экз.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ состояния  денежной системы России в  современных условиях

2.1 Анализ функционирования  денежной системы Российской  Федерации на современном этапе  развития экономики

В настоящее время в России принята трехуровневая бюджетная система (федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень). Ее структура представлена на рис.1. Однако в связи с реформой муниципального управления третий уровень представлен подуровнями, самым низким из которых является поселенческий. Эта система регулируется Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ, имеющим ранг федерального закона.




 








 

 

Рис. 1 Бюджетная система России

[Бюджетная система Российской  Федерации: Учебное пособие / А.З. Селезнев; Под ред. В.Ю. Катасонова; МГИМО. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 448 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0194-8, 700 экз. стр.15]

Первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ).

Однако фонд был упразднен, несмотря на довольно высокий уровень безработицы.

Все расходы, связанные с централизованным управлением процесса реализации функций государства, финансируются за счет средств федерального бюджета.

Второй уровень бюджетной системы образуют бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды, к которым пока относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Третий уровень бюджетной системы — бюджеты муниципальных образований (муниципальных районов, поселений и городских округов). Иначе говоря, здесь имеются подуровни. На этом уровне государственные внебюджетные фонды не формируются. В связи с реформированием системы местного самоуправления в пределах нижнего уровня выделяются подуровни (бюджеты городских районов, муниципальных районов и поселений). [Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Селезнев; Под ред. В.Ю. Катасонова; МГИМО. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 448 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0194-8, 700 экз. стр.16-17]

Современный этап развития мировой экономики характеризуется качественными структурными изменениями, ускоренно осуществляющимися под воздействием, с одной стороны, углубляющегося противоречия между расширяющейся интеграцией стран в мировом сообществе и стремлением государств сохранить экономическую независимость и самостоятельность; с другой — обостряющегося противоречия между объемом мировых финансовых ресурсов и объемами производимой товарной продукции. [Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия: Монография / Е.Н. Кондрат. - М.: ИД ФОРУМ, 2014. - 928 с.: ил.; 70x100 1/16. (переплет) ISBN 978-5-8199-0568-5, 300 экз. стр 101]

Прежде всего, в опережающем развитии финансового капитала и увеличивающемся разрыве между его объемами и объемами товарной продукции, что неизбежно привело к формированию спекулятивного капитала, развитие которого отразилось на структуре мировой экономики, углубляя и развивая ее дестабилизационные процессы. По мере увеличения объемов спекулятивный капитал все в большей мере вовлекается в процессы функционирования национальных экономик, проникая во все сферы и фазы воспроизводственного цикла. Но поскольку он не обеспечен реальными ресурсами, то на его основе невозможно обеспечивать устойчивое развитие реального сектора экономики и поддерживать его равновесное развитие. Направление на цели развития реального сектора экономики даже 10 % мирового финансового капитала в состоянии полностью исчерпать все возможности его товарного покрытия, что стимулирует резкий рост цен на товары и неизбежно приведет экономику к очередному финансовому кризису. Последнее обстоятельство очень важно для понимания масштабности и глубины финансового кризиса в России, что проявилось в том, что он обусловил кризисные потрясения не только в финансовой и напрямую связанных с ней сферах третичного сектора экономики (ипотечное строительство, рынок недвижимости, страхование, фондовый рынок и др.), но и глубоко и масштабно проник в отрасли реального сектора экономики, обусловив целый ряд негативных процессов: от снижения производства, его перепрофилирования, сокращения численности работающих до банкротства и ликвидации хозяйствующих субъектов.

Причины подобных проявлений кроются, по мнению А.И. Татаркина и Д.А. Татаркина, в допущенных ошибках системного характера.

Первая из них — приоритетное развитие финансового сектора при активной поддержке этих процессов со стороны государства и при соответствующем ограничении подобной поддержки отраслей реального сектора. Исключение составляли лишь сырьевые отрасли, государственное вмешательство в которые было направлено на повышение уровня их монополизации и усиления госконтроля за их «лояльностью».

Вторая — бесконтрольное поощрение увеличения иностранных инвестиций, преимущественно в виде спекулятивного капитала, в реальный сектор экономики. Это очень быстро ослабило последний, лишив его инновационного развития и возможностей реструктуризации на новой технической, технологической и организационной основе. С такими перспективами развивать внешнеэкономические связи и повышать конкурентоспособность могли лишь предприятия сырьевого и военно-промышленного секторов.

[Правонарушения в финансовой  сфере России. Угрозы финансовой  безопасности и пути противодействия: Монография / Е.Н. Кондрат. - М.: ИД ФОРУМ, 2014. - 928 с.: ил.; 70x100 1/16. (переплет) ISBN 978-5-8199-0568-5, 300 экз. стр. 102-103]

Россия считает, подчеркнул В.В. Путин, что необходимы неотложные скоординированные действия для расчистки и оздоровления глобальных финансов, их жесткая привязка к фундаментальным показателям реального сектора экономики. При этом справедливо и обоснованно ставить вопрос об усилении роли так называемых развивающихся стран и так называемых новых экономических держав в выработке и принятии шагов, определяющих характер глобального экономического порядка.

Кризис в разной степени затронул все страны мирового сообщества. В меньшей степени пострадали те, кто успешно «прививался» от спекулятивного капитала использованием мер национальной защиты от его разрушительных воздействий.

Рассмотрим теперь вопрос, насколько современный финансово-экономический кризис неизбежен и разрушителен.

Классическое понимание кризиса заключается в оценке его как периода, в течение которого экономические процессы ограниченно развиваются под воздействием перепроизводства товаров и услуг. Иными словами, товаров и услуг в обществе произведено значительно больше, чем существует платежеспособный (обеспеченный реальными деньгами) спрос на них.

Финансовый кризис — особая и наиболее паразитическая разновидность кризиса. Его суть не в избытке товаров и услуг, их может и не хватать, а в избыточном обращении денег, увеличивающемся отрыве цен и тарифов на товары и услуги от реальных затрат на их производство, возрастающих доходах владельцев денежного спекулятивного капитала.

Спекулятивный капитал по двум каналам обеспечивает свое сверхприбыльное существование.

С одной стороны, стимулируя рост цен и тарифов на товары и услуги стабильно повышенного спроса использованием рыночных институтов и инструментов (конкурсов, торгов, посредников и др.), спекулятивный капитал формирует «мыльные пузыри» искусственного роста цен и тарифов, обеспечивая тем самым формирование и присвоение «ценовой ренты». Так называемая спекуляция на спросе позволяет владельцам фиктивного капитала влиять не только на цены, но и на объемы производства, регулируя его динамику и основные пара метры затрат.

С другой стороны, поддерживая на фондовых рынках искусственный рост котировок акций и облигаций, спекулятивный капитал формирует «мыльные пузыри» повышенного спроса на ценные бумаги компаний, повышая их рыночную стоимость и получая доход на постоянных колебаниях курсов акций в виде курсовой ренты. Обобщим сказанное: финансовый кризис можно рассматривать как период, в течение которого лопаются «мыльные пузыри» в экономике и происходит мучительное и затратное восстановление нарушенного равновесия между производством и потреблением, спросом и предложением. Цены перестают давить на затраты, на производство товаров и услуг и в большей степени приближаются к последним. Рентный доход владельцев спекулятивного капитала принимает более или менее воспринимаемую общественным сознанием величину от 15 до 30 % вместо 200—300 %. Общественная жизнь начинает стабилизироваться. Население и менеджеры вновь считают деньги, отслеживают и регулируют затраты, ориентируют производство на платежеспособный спрос. Повышается исполнительская дисциплина, снижается безработица, активнее развивается производство и решаются социальные вопросы. Хозяева спекулятивного капитала, стряхнув с себя «мыльную пену», вновь начинают лихорадочно искать «бреши» в экономике для прибыльного вложения капитала. Все со временем восстановится, постепенно забудутся «черные будни» кризиса, вплоть до очередного потрясения.

В этих условиях, условиях циклического повторения кризисов, важно не только отслеживать изменение экономической конъюнктуры, мировой и отечественной, с привлечением к этой работе специалистов разных отраслей, науки, депутатов, представителей общественности. Важно на государственном уровне своевременно и действенно реагировать на малейшие симптомы кризиса принятием управленческих, кадровых и политических решений. [Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия: Монография / Е.Н. Кондрат. - М.: ИД ФОРУМ, 2014. - 928 с.: ил.; 70x100 1/16. (переплет) ISBN 978-5-8199-0568-5, 300 экз. стр.107,108,109]

2.2 Сравнительный  анализ денежной системы России  и зарубежных стран

В России, как и во всех развитых странах, налично-денежный оборот значительно меньше безналичного.

Для проведения своей политики, законодательно закрепленной в законе о центральном банке каждой страны, формируется организационная структура банка, состоящая из председателя центрального банка, назначаемого законодательным органом власти, совета директоров и управляющих разнообразными комитетами центрального банка.

Банк России, например, образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления: центральный аппарат, территориальные управления, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Центрального банка. Высшим органом Центрального банка РФ выступает Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление. Совет директоров состоит из Председателя и 12 членов, избирающихся на четыре года Государственной Думой. Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме из семи человек. Заседания должны проводиться не реже одного раза в месяц.

В настоящее время в Центральном банке Российской Федерации функционируют следующие структурные подразделения:

- Сводный экономический департамент;

- Департамент исследований и информации;

- Департамент наличного денежного обращения;

- Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России;

- Департамент регулирования расчетов;

- Департамент бухгалтерского учета и отчетности;

- Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;

- Департамент банковского регулирования и надзора;

- Главная инспекция кредитных организаций;

- Департамент операций на финансовых рынках;

- Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках;

- Департамент финансового мониторинга и валютного контроля;

- Департамент платежного баланса;

- Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы РФ;

- Юридический департамент;

Информация о работе Денежная система России и мира