Денежная система России и мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

В первой главе изложена сущность, характеристика и правовые основы денежной системы, сущность, типы и виды денежных систем, элементы денежной системы Российской Федерации, правовые основы денежной системы Российской Федерации.
В практической части курсовой работы на примере условного предприятия составлен анализ состояния денежной системы России в современных условиях, анализ функционирования денежной системы Российской Федерации на современном этапе развития экономики, сравнительный анализ денежной системы России и зарубежных стран, перспективы развития денежной системы Российской Федерации.
В заключении сделаны выводы и даны рекомендации для повышения уровня финансовых результатов.

Содержание работы

Введение………………………………………………….…………………..………4
1. Сущность, характеристика и правовые основы денежной системы..5
1.1 Сущность, типы и виды денежных систем……………………...........5
1.2 Элементы денежной системы Российской Федерации ………...........9
1.3 Правовые основы денежной системы Российской Федерации……13
2. Анализ состояния денежной системы России в современных условиях……………………………………………………………………………..19
2.1 Анализ функционирования денежной системы Российской Федерации на современном этапе развития экономики…………………............19
2.2 Сравнительный анализ денежной системы России и зарубежных стран............................................................................................................................24
3. Перспективы развития денежной системы Российской Федерации…………………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников……………………………………………...

Файлы: 1 файл

Денежная система мира.docx

— 85.22 Кб (Скачать файл)

- Департамент полевых учреждений;

- Департамент информационных систем;

- Департамент кадровой политики и обеспечения работы с персоналом;

- Финансовый департамент;

- Департамент внутреннего аудита и ревизий;

- Департамент международных финансово-экономических отношений;

- Департамент внешних и общественных связей;

- Административный департамент;

- Главное управление недвижимости Банка России;

- Главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России;

- Главное управление безопасности и защиты информации. [Банковское дело: Учебник / Е.Б. Стародубцева. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 464 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0575-3 стр. 42,43,44]

Согласно ст. 3 Закона о Центральном банке целями его деятельности являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы. [Организация деятельности Центрального банка: Учебник / Ю.С. Голикова, М.А. Хохленкова; Московская банковская школа (колледж). - 2 изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 798 с.: 70x100 1/16. - (Высш. обр.). (п) ISBN 978-5-16-005191-8, 2500 экз.]

Ключевым элементом статуса Центрального банка РФ, как и центральных банков других стран, независимо от их формы собственности, является его независимость. Она проявляется в том, что ЦБ РФ не входит в структуру Федеральных органов государственной власти, является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не регистрируется в налоговых органах, что отражает его финансовую независимость, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

В его систему входят центральный аппарат, территориальные управления, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры.[Банковское законодательство: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0308-1, 500 экз. стр.42]

В США наряду с федеральным бюджетом существуют десятки временных и постоянных специализированных фондов. Среди них есть кредитные, социальные, научно-технические фонды, бюро ветеранов войны и многие другие.

Принцип универсальности бюджета означает, что все доходы и расходы государства подлежат полному отражению

Принцип универсальности и специализации понимается как закрепление расходов по определенным статьям, и перенос расходов из одной статьи в другую требует специального разрешения парламента или министра финансов.

Принцип облечения бюджета в форму закона — также обязательное условие бюджетного права. Как правило это заложено в конституциях государств, но имеет разные наименования.

Каждая страна имеет свое историческое наследие, и ведущие страны придерживаются своей системы построения бюджета.

США. Бюджет состоит из 3-х юридически не связанных звеньев:

- федеральный, штатный и местные бюджеты;

- экономически их связывают только дотации из федерального бюджета (он самый большой — 1,5 трлн долларов). На основании целевых программ федеральный бюджет передает нижестоящим до 70% бюджетных сумм.

Бюджетное устройство развивающихся стран. Под бюджетным

устройством понимается организация бюджетной системы государства, взаимосвязь между отдельными бюджетами и порядок распределения доходов и расходов между ними.

Бюджетное устройство в развивающихся странах, как и во всех странах мира, зависит от государственного устройства. [Финансово-правовые институты зарубежных стран: Учебное пособие / В.А. Белов, М.М. Прошунин. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2012. - 299 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-369-01039-6, 500 экз. стр 14, 15]

Важный пример денежно-кредитной системы США, который актуален для России, это независимость регулирующего органа от исполнительной власти. В России постоянно предпринимаются попытки поставить под контроль правительства Центральный банк. Фактическое его положение сейчас трудно назвать полностью независимым.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. В США можно наблюдать схожий процесс, однако у нас он осложняется отсутствием традиций в финансовой сфере, что зачастую ведет к мошенничеству и как результат к потере доверия со стороны населения ко многим кредитным институтам. Поэтому России нужно присмотреться к опыту законодательного регулирования денежной системы США.

Следовательно, из анализа денежно-кредитных систем России и США можно сделать следующие рекомендации по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной системы России:

- дальнейшее развитие денежной системы и укрепление доверия к ее финансовым инструментам;

- укрепление рубля, его реальная конвертируемость и вытеснение теневого хождения доллара на территории России;

- борьба с коррупцией и усиление открытости финансовых институтов;

- дальнейший рост независимости Центрального банка России как эмиссионного центра от исполнительной и законодательной властей с одновременным ростом значения саморегулирующихся организаций в финансовой сфере.

В данной работы был проведен анализ финансовых систем и денежного обращения РФ, США и Японии. Основные показатели сравнения приведены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Сравнительная таблица основных показателей, характеризующих денежную систему стран

Показатель

РФ

США

Япония

1.Национальная валюта

Рубль

Доллар

Йена

2.Банковская система

Двухуровневая банковская система:

-Центральный банк РФ

-кредитные организации, а  также филиалы и представительства  иностранных банков

Двухуровневая банковская система: на первом уровне находится центральный банк США - федеральная резервная система, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений

Двухуровневая банковская система:

-Банк Японии 

-коммерческие банки; специализированные  кредитные институты, в том числе  финансовые компании для малого  и среднего бизнеса; правительственные  кредитные учреждения; почтовые  сберегательные кассы.

3.Функции, задачи, инструменты  ЦБ

Функции ЦБ РФ определены в ст.4 ФЗ «О ЦБ РФ»

Задачи:

- защита и обеспечение  устойчивости рубля;

-развитие и укрепление  банковской системы РФ;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Инструменты:

1) процентные ставки по  операциям Банка России;

2) нормативы обязательных  резервов, депонируемых в Банке  России (резервные требования);

3) операции на открытом  рынке;

4)рефинансирование кредитных  организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров  роста денежной массы;

7) прямые количественные  ограничения;

8) эмиссия облигаций от  своего имени.

Федеральная резервная система является центральным банком США.

Обязанности Федерального резервного банка подразделяются по четырем общим направлениям:

- осуществление монетарной  политики государства путем влияния  на денежную ситуацию и кредитование  экономики с целью обеспечения  максимальной занятости, стабильности  цен и умеренных долгосрочных  процентных ставок;  
- контроль и регулирование деятельности банковских учреждений для обеспечения надежности и разумного устройства банковской и финансовой системы страны и защиты кредитных прав потребителей;  
- подержание стабильности финансовой системы и сдерживание системного риска, который может возникать на финансовых рынках;  
- предоставление финансовых услуг депозитным учреждениям, правительству США и иностранным официальным учреждениям, в том числе выполнение основных функций в качестве обеспечения работы платежной системы страны.

Функции:

выпуск банкнот;

реализация денежно-кредитной политики;

изменение нормы обязательных банковских резервов,

операции на финансовых рынках,

регулирование учетной ставки процента,

осуществление взаиморасчетов коммерческих банков;

мониторинг и проверка финансового положения и состояния менеджмента финансовых учреждений;

проведение операций с государственными ценными бумагами;

осуществление международной деятельности;

выполнение экономического анализа и проведение теоретических исследований.

Инструменты:

1. изменение нормы обязательных  банковских резервов,

2. операции на финансовых  рынках,

регулирование учетной ставки процента

4.Функции, задачи и операции  финансово-кредитных институтов 

Функции коммерческих банков:

аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств,

предоставление кредита,

посредничества в осуществлении платежей и расчетов.

Операции коммерческих банков:

1) привлечение денежных  средств физических и юридических  лиц во вклады (до востребования  и на определенный срок);

2) размещение указанных  в пункте 1 части первой настоящей  статьи привлеченных средств  от своего имени и за свой  счет;

3) открытие и ведение  банковских счетов физических  и юридических лиц;

4) осуществление расчетов  по поручению физических и  юридических лиц, в том числе  банков-корреспондентов, по их банковским  счетам;

5) инкассация денежных  средств, векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание  физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной  валюты в наличной и безналичной  формах;

7) привлечение во вклады  и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов  денежных средств по поручению  физических лиц без открытия  банковских счетов (за исключением  почтовых переводов).

В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (на февраль 1999 г. имел 1848 филиалов).

Важное место в кредитной системе занимает обширная группа сберегательных учреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США), доверительно-сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации (в США), кредитные кооперативы (союзы, ассоциации).

Основными функциями коммерческих банков являются:

1) Мобилизация временно  свободных денежных средств и  превращение их в капитал;

2) кредитование предприятий, государства и населения;

3) выпуск кредитных денег;

4) осуществление расчетов  и платежей в хозяйстве;

5) эмиссионно-учредительская  функция;

6) консультирование, представление  экономической и финансовой информации.

7) прочее.

Японские банки выполняют следующие операции — платят различным фирмам за коммунальные услуги, расплачиваются за покупки в магазинах, перечисляют деньги на счет его клиентов за выполненную ими работу и даже самостоятельно связываются с компаниями-работодателями, если на счет клиента своевременно не поступает заработная плата.

5.Нормативная  база

-Конституция РФ

-ФЗ «О Центральном банке  РФ (Банке России) №86-ФЗ от 10.07.2002

-ФЗ «О банках и банковской  деятельности» №395-1 от 02.12.1990

-другие ФЗ

-нормативные акты ЦБ (Положения, инструкции, разъяснения)

В США механизм контроля состоит из следующих звеньев, органов и элементов:

- законодательных актов  и постановлений Конгресса;

- институционального обеспечения (система федеральных законов, осуществляющих  общий надзор над деятельностью  бирж);

- механизм саморегулирования  рынка ценных бумаг (со стороны  самих биржевиков);

- апробированной методики  вмешательства государства в  деятельность фиктивного сектора  экономики.

-Закон о Банке Японии  №89 от 1.04.1998 г.

В Японии нет большого числа законодательных предписаний для банков, и в этом состоит особенность банковского дела в этой стране. Система коммерческих банков руководствуется в своей деятельности так называемыми направляющими указаниями, т.е. устными предписаниями министерства финансов. Хотя эти указания не имеют силы закона, все коммерческие банки их четко придерживаются.


[http://knowledge.allbest.ru/economy/d-3c0b65635b3ac78b5d43b88521216d27.html]

Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в России новой хозяйственной системы. Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому таким важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы  развития денежной системы Российской  Федерации

 Тенденции  развития современной денежной  системы.

В мировой экономике прослеживаются следующие тенденции в развитии современной денежной системы.

- из денежного оборота в качестве платежного средства полностью вытеснено золото (золотые деньги).

- из денежного оборота вытесняются бумажные деньги. Все большую роль в денежном обороте многих стран начинают играть так называемые квази деньги: чеки, векселя, кредитные карточки, банковские счета и др.

- с дальнейшим усилением интернационализации хозяйственной жизни, развитием компьютеризации национальные деньги все более вытесняются из денежного оборота коллективными валютами (евро).

- в денежном обороте все большая роль отводится электронным деньгам.

Электронные деньги, их распространение в мире имеют большие преимущества.

Во-первых, это ведет к огромной экономии ресурсов (исключаются печатание денег, их защита, транспортировка и т.д.).

Во-вторых, введение электронных денег способствует декриминализации денежных отношений (электронные деньги всегда выступают как именные деньги).

В-третьих, распространение электронных денег позволит осуществить тотальный контроль за всеми денежными операциями, отслеживая и предотвращая уклонение от налогов, факты взяточничества и т.д.

Развитие платежной системы.

Совершенствованию платежной системы России будет способствовать разработка Банком России системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени. Такая система предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими пользователями, и позволит существенно повысить роль платежной системы России в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами.

Будет продолжена работа по совершенствованию тарифной политики в сфере предоставления платежной системой России услуг пользователям, включая органы федерального казначейства.

Предполагается осуществить разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов.

Особое внимание будет уделено мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые (неттинговые) расчеты. Будет продолжено сотрудничество Банка России с кредитными организациями и их ассоциациями в части реформирования платежной системы.

Для сокращения наличного денежного оборота будет продолжаться работа по развитию правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты.

Будут поддерживаться инициативы кредитных организаций по созданию клиринговых систем, которые смогут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Российской Федерации.

Совершенствованию развития платежной системы России и механизмов финансирования будут способствовать развитие и расширение применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы.

Банком России совместно с банковским сообществом будет продолжена работа по унификации законодательства Российской Федерации и норм банковского регулирования в соответствии с международными правилами и практикой в области документарных операций.

Анализ возможности повышения международного статуса рубля.

Снижение курса доллара и кризисные явления в мировой финансовой системе явились одной из причин того, что в последнее время в СМИ, на правительственном уровне, а также в бизнес-кругах России всерьез заговорили о возможности повышения международного статуса рубля. В обсуждении этой темы приняли участие видные ученые Института экономики РАН, Института мировой экономики и международных отношений РАН, Института Европы РАН, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, Государственного университета управления, МГИМО (У) МИД Российской Федерации, а также представители банковского сообщества.

Академик И.Д. Иванов считает что, превращение рубля в мировую резервную валюту в настоящее время и ближайшей перспективе невозможно по ряду причин.

Информация о работе Денежная система России и мира