Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:09, курсовая работа
В первой главе изложена сущность, характеристика и правовые основы денежной системы, сущность, типы и виды денежных систем, элементы денежной системы Российской Федерации, правовые основы денежной системы Российской Федерации.
В практической части курсовой работы на примере условного предприятия составлен анализ состояния денежной системы России в современных условиях, анализ функционирования денежной системы Российской Федерации на современном этапе развития экономики, сравнительный анализ денежной системы России и зарубежных стран, перспективы развития денежной системы Российской Федерации.
В заключении сделаны выводы и даны рекомендации для повышения уровня финансовых результатов.
Введение………………………………………………….…………………..………4
1. Сущность, характеристика и правовые основы денежной системы..5
1.1 Сущность, типы и виды денежных систем……………………...........5
1.2 Элементы денежной системы Российской Федерации ………...........9
1.3 Правовые основы денежной системы Российской Федерации……13
2. Анализ состояния денежной системы России в современных условиях……………………………………………………………………………..19
2.1 Анализ функционирования денежной системы Российской Федерации на современном этапе развития экономики…………………............19
2.2 Сравнительный анализ денежной системы России и зарубежных стран............................................................................................................................24
3. Перспективы развития денежной системы Российской Федерации…………………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников……………………………………………...
- Департамент полевых учреждений;
- Департамент информационных систем;
- Департамент кадровой политики и обеспечения работы с персоналом;
- Финансовый департамент;
- Департамент внутреннего аудита и ревизий;
- Департамент международных финансово-экономических отношений;
- Департамент внешних и общественных связей;
- Административный департамент;
- Главное управление недвижимости Банка России;
- Главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России;
- Главное управление безопасности и защиты информации. [Банковское дело: Учебник / Е.Б. Стародубцева. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 464 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0575-3 стр. 42,43,44]
Согласно ст. 3 Закона о Центральном банке целями его деятельности являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы. [Организация деятельности Центрального банка: Учебник / Ю.С. Голикова, М.А. Хохленкова; Московская банковская школа (колледж). - 2 изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 798 с.: 70x100 1/16. - (Высш. обр.). (п) ISBN 978-5-16-005191-8, 2500 экз.]
Ключевым элементом статуса Центрального банка РФ, как и центральных банков других стран, независимо от их формы собственности, является его независимость. Она проявляется в том, что ЦБ РФ не входит в структуру Федеральных органов государственной власти, является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не регистрируется в налоговых органах, что отражает его финансовую независимость, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.
В его систему входят центральный аппарат, территориальные управления, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры.[Банковское законодательство: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0308-1, 500 экз. стр.42]
В США наряду с федеральным бюджетом существуют десятки временных и постоянных специализированных фондов. Среди них есть кредитные, социальные, научно-технические фонды, бюро ветеранов войны и многие другие.
Принцип универсальности бюджета означает, что все доходы и расходы государства подлежат полному отражению
Принцип универсальности и специализации понимается как закрепление расходов по определенным статьям, и перенос расходов из одной статьи в другую требует специального разрешения парламента или министра финансов.
Принцип облечения бюджета в форму закона — также обязательное условие бюджетного права. Как правило это заложено в конституциях государств, но имеет разные наименования.
Каждая страна имеет свое историческое наследие, и ведущие страны придерживаются своей системы построения бюджета.
США. Бюджет состоит из 3-х юридически не связанных звеньев:
- федеральный, штатный и местные бюджеты;
- экономически их связывают только дотации из федерального бюджета (он самый большой — 1,5 трлн долларов). На основании целевых программ федеральный бюджет передает нижестоящим до 70% бюджетных сумм.
Бюджетное устройство развивающихся стран. Под бюджетным
устройством понимается организация бюджетной системы государства, взаимосвязь между отдельными бюджетами и порядок распределения доходов и расходов между ними.
Бюджетное устройство в развивающихся странах, как и во всех странах мира, зависит от государственного устройства. [Финансово-правовые институты зарубежных стран: Учебное пособие / В.А. Белов, М.М. Прошунин. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2012. - 299 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-369-01039-6, 500 экз. стр 14, 15]
Важный пример денежно-кредитной системы США, который актуален для России, это независимость регулирующего органа от исполнительной власти. В России постоянно предпринимаются попытки поставить под контроль правительства Центральный банк. Фактическое его положение сейчас трудно назвать полностью независимым.
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. В США можно наблюдать схожий процесс, однако у нас он осложняется отсутствием традиций в финансовой сфере, что зачастую ведет к мошенничеству и как результат к потере доверия со стороны населения ко многим кредитным институтам. Поэтому России нужно присмотреться к опыту законодательного регулирования денежной системы США.
Следовательно, из анализа денежно-кредитных систем России и США можно сделать следующие рекомендации по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной системы России:
- дальнейшее развитие денежной системы и укрепление доверия к ее финансовым инструментам;
- укрепление рубля, его реальная конвертируемость и вытеснение теневого хождения доллара на территории России;
- борьба с коррупцией и усиление открытости финансовых институтов;
- дальнейший рост независимости Центрального банка России как эмиссионного центра от исполнительной и законодательной властей с одновременным ростом значения саморегулирующихся организаций в финансовой сфере.
В данной работы был проведен анализ финансовых систем и денежного обращения РФ, США и Японии. Основные показатели сравнения приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Сравнительная таблица основных показателей, характеризующих денежную систему стран
Показатель |
РФ |
США |
Япония |
1.Национальная валюта |
Рубль |
Доллар |
Йена |
2.Банковская система |
Двухуровневая банковская система: -Центральный банк РФ -кредитные организации, а
также филиалы и |
Двухуровневая банковская система: на первом уровне находится центральный банк США - федеральная резервная система, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений |
Двухуровневая банковская система: -Банк Японии -коммерческие банки; специализированные
кредитные институты, в том числе
финансовые компании для |
3.Функции, задачи, инструменты ЦБ |
Функции ЦБ РФ определены в ст.4 ФЗ «О ЦБ РФ» Задачи: - защита и обеспечение устойчивости рубля; -развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Инструменты: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) операции на открытом рынке; 4)рефинансирование кредитных организаций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени. |
Федеральная резервная система является центральным банком США. Обязанности Федерального резервного банка подразделяются по четырем общим направлениям: - осуществление монетарной
политики государства путем |
Функции: выпуск банкнот; реализация денежно-кредитной политики; изменение нормы обязательных банковских резервов, операции на финансовых рынках, регулирование учетной ставки процента, осуществление взаиморасчетов коммерческих банков; мониторинг и проверка финансового положения и состояния менеджмента финансовых учреждений; проведение операций с государственными ценными бумагами; осуществление международной деятельности; выполнение экономического анализа и проведение теоретических исследований. Инструменты: 1. изменение нормы обязательных банковских резервов, 2. операции на финансовых рынках, регулирование учетной ставки процента |
4.Функции, задачи и операции
финансово-кредитных |
Функции коммерческих банков: аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств, предоставление кредита, посредничества в осуществлении платежей и расчетов. Операции коммерческих банков: 1) привлечение денежных
средств физических и 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 5) инкассация денежных
средств, векселей, платежных и расчетных
документов и кассовое 6) купля-продажа иностранной
валюты в наличной и 7) привлечение во вклады
и размещение драгоценных 8) выдача банковских гарантий; 9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (на февраль 1999 г. имел 1848 филиалов). |
Важное место в кредитной системе занимает обширная группа сберегательных учреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США), доверительно-сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации (в США), кредитные кооперативы (союзы, ассоциации). Основными функциями коммерческих банков являются: 1) Мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал; 2) кредитование предприятий, государства и населения; 3) выпуск кредитных денег; 4) осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; 5) эмиссионно-учредительская функция; 6) консультирование, представление
экономической и финансовой 7) прочее. |
Японские банки выполняют следующие операции — платят различным фирмам за коммунальные услуги, расплачиваются за покупки в магазинах, перечисляют деньги на счет его клиентов за выполненную ими работу и даже самостоятельно связываются с компаниями-работодателями, если на счет клиента своевременно не поступает заработная плата. |
5.Нормативная база |
-Конституция РФ -ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России) №86-ФЗ от 10.07.2002 -ФЗ «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990 -другие ФЗ -нормативные акты ЦБ (Положения, инструкции, разъяснения) |
В США механизм контроля состоит из следующих звеньев, органов и элементов: - законодательных актов и постановлений Конгресса; - институционального обеспечения
(система федеральных законов, осуществляющих
общий надзор над - механизм саморегулирования рынка ценных бумаг (со стороны самих биржевиков); - апробированной методики
вмешательства государства в
деятельность фиктивного |
-Закон о Банке Японии №89 от 1.04.1998 г. В Японии нет большого числа законодательных предписаний для банков, и в этом состоит особенность банковского дела в этой стране. Система коммерческих банков руководствуется в своей деятельности так называемыми направляющими указаниями, т.е. устными предписаниями министерства финансов. Хотя эти указания не имеют силы закона, все коммерческие банки их четко придерживаются. |
[http://knowledge.allbest.ru/
Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в России новой хозяйственной системы. Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому таким важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность.
3 Перспективы
развития денежной системы
Тенденции развития современной денежной системы.
В мировой экономике прослеживаются следующие тенденции в развитии современной денежной системы.
- из денежного оборота в качестве платежного средства полностью вытеснено золото (золотые деньги).
- из денежного оборота вытесняются бумажные деньги. Все большую роль в денежном обороте многих стран начинают играть так называемые квази деньги: чеки, векселя, кредитные карточки, банковские счета и др.
- с дальнейшим усилением интернационализации хозяйственной жизни, развитием компьютеризации национальные деньги все более вытесняются из денежного оборота коллективными валютами (евро).
- в денежном обороте все большая роль отводится электронным деньгам.
Электронные деньги, их распространение в мире имеют большие преимущества.
Во-первых, это ведет к огромной экономии ресурсов (исключаются печатание денег, их защита, транспортировка и т.д.).
Во-вторых, введение электронных денег способствует декриминализации денежных отношений (электронные деньги всегда выступают как именные деньги).
В-третьих, распространение электронных денег позволит осуществить тотальный контроль за всеми денежными операциями, отслеживая и предотвращая уклонение от налогов, факты взяточничества и т.д.
Развитие платежной системы.
Совершенствованию платежной системы России будет способствовать разработка Банком России системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени. Такая система предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими пользователями, и позволит существенно повысить роль платежной системы России в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами.
Будет продолжена работа по совершенствованию тарифной политики в сфере предоставления платежной системой России услуг пользователям, включая органы федерального казначейства.
Предполагается осуществить разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов.
Особое внимание будет уделено мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые (неттинговые) расчеты. Будет продолжено сотрудничество Банка России с кредитными организациями и их ассоциациями в части реформирования платежной системы.
Для сокращения наличного денежного оборота будет продолжаться работа по развитию правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты.
Будут поддерживаться инициативы кредитных организаций по созданию клиринговых систем, которые смогут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Российской Федерации.
Совершенствованию развития платежной системы России и механизмов финансирования будут способствовать развитие и расширение применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы.
Банком России совместно с банковским сообществом будет продолжена работа по унификации законодательства Российской Федерации и норм банковского регулирования в соответствии с международными правилами и практикой в области документарных операций.
Анализ возможности повышения международного статуса рубля.
Снижение курса доллара и кризисные явления в мировой финансовой системе явились одной из причин того, что в последнее время в СМИ, на правительственном уровне, а также в бизнес-кругах России всерьез заговорили о возможности повышения международного статуса рубля. В обсуждении этой темы приняли участие видные ученые Института экономики РАН, Института мировой экономики и международных отношений РАН, Института Европы РАН, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, Государственного университета управления, МГИМО (У) МИД Российской Федерации, а также представители банковского сообщества.
Академик И.Д. Иванов считает что, превращение рубля в мировую резервную валюту в настоящее время и ближайшей перспективе невозможно по ряду причин.