Формирование системы внутренней отчетности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и методики составления внутренней отчетности.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение сущности и значения бухгалтерского управленческого учёта;
- описания сущности, значения и правил построения сегментарной отчётности;
-рассмотрение построения внутренней отчётности на примере банка ВТБ-24».
Источниками для написания данной курсовой были взяты нормативные акты, а также некоторые научные литературные издания по бухгалтерской финансовой отчетности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Сущность и значение бухгалтерского управленческого учёта………..…..5
1.1 Понятие, цели и задачи бухгалтерского управленческого учёта………..5
1.2 Характеристика информации, предоставляемой управленческим учётом.7
1.3 Законодательные основы бухгалтерского управленческого учёта………10
2 Сущность, значение и правила построения внутренней отчётности………12
2.1 Сущность и значение внутренней отчётности……………………………12
2.2 Правила построения отчётности по сегментам для внешних пользователей…………………………………………………………..………..15
2.3 Условия и принципы построения внутренней отчётности………………..20
3 Составление внутренней отчётности на примере банка «ВТБ-24»……….24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Формирование системы внутренней отчетности организации.docx

— 58.35 Кб (Скачать файл)

Второй уровень составляют нормативные акты, методические указания и рекомендации. На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учёта с инструкцией  по его применению.

Особое место занимают положения по отдельным вопросам имущества, обязательств, капитала, определяющие единообразный подход к подлежащим отражению в бухгалтерском учёте  фактам и явлениям, обязательный для  всех предприятий организаций от форм собственности.

 Это национальные российские  бухгалтерские стандарты-Положения  по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином  РФ согласно государственной программе перехода России на принятую в международной практике систему учета и отчетности в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Учетные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности, и рассматривают отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. В настоящее время в российской Федерации разработано и утверждено 20 Положений по бухгалтерскому учету и отчетности.

Третий уровень включает в себя приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Например, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации. Документы этого уровня определяют особенности организации и ведения  учета и отчетности в нем.

На основе нормативных  документов служба управленческого  учета разрабатывает рабочие  документы, в их числе:

- приказ по учетной  политике;

- формы первичных документов  и учетных регистров;

- графики документооборота;

- план счетов управленческого  учёта;

- формы внутренней отчетности.

Таким образом, в российском законодательстве сегодня отсутствуют  преграды для развития бухгалтерского управленческого учёта. Назрели  определённые предпосылки для его  становления и развития на предприятиях с учётом ранее накопленного опыта  и традиций.

 

 

 

 

 

 

2 Сущность, значение  и правила построения внутренней отчётности

2.1 Сущность и значение внутренней отчётности

 

Решением проблем составления внутренней отчетности занимаются непосредственно сами предприятия. В Законе РФ «О бухгалтерском учете» лишь отмечена конфиденциальность содержащейся в ней информации: «содержание внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной».

Тезис о конфиденциальности информации внутренней отчетности в нормативных документах появился впервые. Это связано с тем, что в отличие от финансовой отчетности, разрабатываемой на базе данных финансового учета и предназначенной для внешних пользователей (а поэтому являющейся открытой), внутренняя отчетность формируется для внутренних пользователей (управляющих всех уровней) и должна быть закрытой. На практике же нередко случается, что налоговые органы, являющиеся по своей сути внешними пользователями бухгалтерской информации, имеют прямой доступ к данным управленческого учета и отчетности.

Подобно тому, как информация внешней финансовой отчетности используется для анализа финансового состояния предприятия, результатов его деятельности, данные внутренней отчетности позволяют оценить качество работы каждого отдела. Ведь центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятием и, как любая система, имеет вход и выход. На входе в центр ответственности - сырье, материмы, полуфабрикаты.

Центр ответственности располагает  необходимым для производственной деятельности имуществом - основными  средствами. В процессе функционирования подразделение потребляет трудовые ресурсы, выполняя ему работу, пользуется услугами сторонних организаций. На выходе центра ответственности –  полуфабрикат, продукция, услуга, которые  либо поступают в следующий центр ответственности, либо реализуются на строну.

Информация внутренней отчётности позволяет администрации организации контролировать деятельность центров ответственности и объективно оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров.

На её основе делаются выводы о профессиональной пригодности  того или иного менеджера, разрабатываются  финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности, формируется  система материального и морального поощрения персонала предприятия. Решение этих задач осложняется  тем, что деятельность одного менеджера  может оказывать влияние на деятельность других управляющих.

Например, лучшие дилеры по продажам могут столкнуться с  трудностями при сбыте некачественных товаров. Полностью исключить такую  взаимозависимость невозможно, однако её воздействие можно минимизировать при тщательном выборе центров ответственности, надлежащем информационном обеспечении, установлении объективных критериев  оценки деятельности структурных подразделений.

Кроме того, внутренняя отчётность помогает в работе самим менеджерам. Руководителю любого уровня всегда следует знать, насколько хорошо он работает. Если его планы не выполняются, он должен узнать об этом как можно раньше. В противном случае менеджер не сможет своевременно откорректировать планы своего подразделения, и поставленная перед ним цель окажется нереальной.

Таким образом, чётко налаженный контроль позволит руководителю центра ответственности принимать обоснованные промежуточные решения и пересматривать цели вверенного ему подразделения  в период планирования. Именно поэтому  контроль за результатами деятельности центров ответственности в управленческом учёте часто называют обратной связью.

Информация внутренней отчётности используется с целью принятия разнообразных управленческих решений. Для многих российских предприятий вопрос выживания сегодня напрямую связан с необходимостью разукрупнения (реструктуризации) бизнеса. Как и любое другое управленческое решение, решение о реструктуризации должно основываться на тщательном изучении и анализе имеющейся бухгалтерской информации, сформированной по сегментам бизнеса. Уверенность руководства предприятия в необходимости проведения децентрализации производства должна подкрепляться соответствующими экономическими расчетами.

При этом будут сравниваться между собой, как минимум, два  альтернативных варианта эффективности  функциональной структуры предприятия  – существующей (базовой) и проектируемой (формируемой в результате процесса децентрализации). Такое сопоставление  окажется возможным лишь при условии  существования на деструктурируемом  предприятии системы сегментарного  учёта и отчётности.

Наконец, вопросы составления внутренних отчётов напрямую связаны с трансфертным ценообразованием. На базе этих цен формируется отчётность сегмента. От степени обоснованности разработанных предприятием трансфертных цен зависит объективность оценки качества работы структурного подразделения предприятия.

С точки зрения формирования и представления бухгалтерской  отчётности можно говорить о сегментах  организации, по которым

1)  В соответствии с  правилами бухгалтерского учёта  необходимо составление внешней  отчётности;

2)  В системе бухгалтерского  учёта составляется внутренняя  отчётность.

 

2.2 Правила составления отчётности по сегментам для внешних пользователей

В нормативных документах, регулирующих ведение бухгалтерского учёта в РФ, первое упоминание о  необходимости подготовки информации о деятельности сегментов встречается  в 1996 году. В Инструкции о порядке  заполнения форм годовой бухгалтерской отчётности, утверждённой приказом Министерстве финансов РФ от 12 ноября 1996 г. №97, сказано, что в пояснительной записке «необходимо привести дополнительные данные об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим регионам».

Следующий нормативный документ, имеющий отношение к рассматриваемому вопросу: Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утверждённое приказом Министерства финансов РФ 29 июля 1998 г. №31н.

Учитывать требования последнего Положения должны организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую  отчётность. Для субъектов малого предпринимательства оно не обязательно.

Положением прежде всего даются рекомендации по «распознаванию» сегментов, формулируются правила отнесения на них доходов, расходов, активов и обязательств. При этом под сегментом для целей составления внешней отчётности понимается «часть деятельности организации в определённых хозяйственных условиях».

Сегмент – «часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определённом географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации.

Предполагается, что сегменты осуществляют внешние продажи, а  также реализуют продукцию (работу, услуги) между собой с использованием трансфертных цен.

С точки зрения бухгалтерского управленческого учёта сегменты, о которых идёт речь в данном Положении, являются наиболее «развитыми» видами центров ответственности, а именно центрами инвестиций. Эти сегменты обладают собственными активами, с  ними отождествляются обязательства, на них обоснованно могут быть отнесены доходы и расходы, а следовательно, и определён финансовый результат деятельности.

Доходы (выручка) сегмента складываются из таких двух составляющих, как:

- доходы, которые непосредственно  могут быть отнесены на сегмент

- часть общей выручки  организации, которая обоснованно  может быть отнесена на данный  сегмент. Для её определения  на практике применяются косвенные  методы расчётов.

Доходы операционного  сегмента – это выручка от продажи  определённых товаров, от выполнения определённых работ, оказания определённых услуг. Доходы географического сегмента – это  выручка от производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в определённом географическом регионе деятельности.

Если сегменты реализуют  продукцию (работы, услуги) между собой, то для объективной оценки их доходов  используются не трансфертные, а внешние  цены.

Не являются доходами сегмента:

- проценты и дивиденды,  доходы от продажи финансовых  вложений, кроме случаев, когда  такие доходы являются предметом  деятельности сегмента;

- чрезвычайные доходы (поступления,  возникающие как последствия  чрезвычайных обстоятельств хозяйствования - стихийного бедствия, пожара ит.д.);

Аналогичный подход предполагается и к учёту расходов сегментов. Как и доходы, они состоят из двух слагаемых:

- расходов, которые непосредственно  могут быть отнесены на сегмент;

- части общих расходов  организации, которая обоснованно  может быть отнесена на данный  сегмент. Эта составляющая в  отличие от первой рассчитывается  косвенными методами.

Не относятся к расходам сегмента:

- расходы по финансовым  вложениям, если эти финансовые  вложения не являются предметом  деятельности сегмента;

- налог на прибыль;

- чрезвычайные расходы  (потери от стихийных бедствий, забастовок, терактов и иных событий).

Финансовый результат  деятельности сегмента (прибыль или  убыток) определяется как разность между полученными им доходами и  понесенными при этом расходами.

Рассмотрев вопрос о том, что может пониматься под сегментом  для целей составления внешней  отчётности, перейдём к решению следующей  задачи: какие из выбранных сегментов  должны стать отчётными?

В Положении определены правила  выбора отчётных сегментов, т.е. тех  структурных подразделений организации, по которым помимо консолидированной  отчётности будет представляться сегментарная бухгалтерская информация.

Предполагая свободу выбора со стороны предприятий, Положением для этого сформулированы необходимые  и достаточные условия. По существу речь идёт о выполнении трёх шагов.

В шаге 1 необходимо проверить выполнение определённых условий. Положением определено, что в один операционный сегмент может быть включено несколько видов товаров (работ, услуг), если они объединены следующими факторами:

-назначением товаров  (работ, услуг);

-процессом их производства;

-общими потребителями  или едиными методами реализации  продукции (работ, услуг).

Если у объекта исследования нет ни одного из вышеперечисленных  признаков, начинается поиск иного  сегмента. Если же хотя бы один из признаков существует, то группа товаров, работ, услуг может рассматриваться как сегмент.

Шаг 2 связан с проверкой  выполнения достаточных условий. Согласно ПБУ 12/2000 операционный или географический сегмент должен рассматриваться  как отчётный, если:

-выручка от продажи  внешним покупателям и от операций  с другими сегментами данной  организации составляет не менее  10% общей суммы выручки (внешней  и внутренней) всех сегментов;

Информация о работе Формирование системы внутренней отчетности организации