Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности и методики составления внутренней отчетности.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение сущности и значения бухгалтерского управленческого учёта;
- описания сущности, значения и правил построения сегментарной отчётности;
-рассмотрение построения внутренней отчётности на примере банка ВТБ-24».
Источниками для написания данной курсовой были взяты нормативные акты, а также некоторые научные литературные издания по бухгалтерской финансовой отчетности.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Сущность и значение бухгалтерского управленческого учёта………..…..5
1.1 Понятие, цели и задачи бухгалтерского управленческого учёта………..5
1.2 Характеристика информации, предоставляемой управленческим учётом.7
1.3 Законодательные основы бухгалтерского управленческого учёта………10
2 Сущность, значение и правила построения внутренней отчётности………12
2.1 Сущность и значение внутренней отчётности……………………………12
2.2 Правила построения отчётности по сегментам для внешних пользователей…………………………………………………………..………..15
2.3 Условия и принципы построения внутренней отчётности………………..20
3 Составление внутренней отчётности на примере банка «ВТБ-24»……….24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………………………………..31
-прибыль (или убыток) от деятельности данного сегмента составляет не менее 10% суммарной прибыли (или убытка) всех сегментов;
-активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.
Если ни одно из условий не выполняется, то происходит укрупнение сегмента. Если же хотя бы одно из условий присутствует, то сегмент следует рассматривать как отчётный.
Шаг 3 является последним
в процессе формирования отчётных сегментов.
Он связан с определением доли их совокупной
выручки в общей выручке
После выделения отчётных сегментов необходимо решить в каком формате представлять информацию об их деятельности. Положением выделяются два понятия об информации по сегментам: «первичная» и «вторичная». Решение о том, какая из них должна быть первичным, в конечном счёте зависит от организационной и управленческой структуры организации, от построения системы внутренней отчётности.
Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичным признаётся раскрытие информации по операционным сегментам, а вторичным – по географическим.
Если прибыли и риски организации определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичной признаётся информация по географическим сегментам, а вторичной – по операционным сегментам.
В любом случае в составе первичной информации по отчётному сегменту раскрываются следующие показатели:
-общая величина выручки, в т.ч. полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;
-финансовый результат;
-общая балансовая величина активов;
-общая величина обязательств;
-общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
-общая величина
Вторичная информация в этом случае будет представлена данными о деятельности операционных сегментов. Они выделяются дополнительно и должны удовлетворять одному из двух условий:
-выручка от внешних
продаж этого сегмента
-величина активов этого
сегмента составляет не менее
10% величины активов всех
Если операционные сегменты выделены, в бухгалтерской отчётности по ним представляется следующая вторичная информация:
-выручка от продаж внешним покупателям;
-балансовая величина активов;
-величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.
Если же организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчётности не основываются ни на производимых товарах, работах, услугах, ни на географических регионах деятельности, то порядок формирования первичной и вторичной информации по сегментам определяется решением руководства организации.
Внутренняя отчётность может и должна представляться организациями, не только имеющими дочерние и зависимые общества, но и составляющими сводную отчётность. Подобно тому, как результаты финансового учёта обобщаются во внешней финансовой отчётности, заключительным этапом управленческого учёта является формирование внутренней отчётности.
2.3 Условия и
принципы построения
В результате обработки информации
управленческого учёта
Зарубежные источники содержат различные рекомендации по составлению сегментарной отчётности. На их базе можно сделать некоторые выводы:
1. Внутренний отчёт должен
быть адресным и конкретным. Он
не принесёт желаемых
-информация собирается
главным образом для учёта
объёма продаж или определения
затрат и не связана с
-будет адресован не конкретному менеджеру, а его более высокому руководителю;
-будет содержать расплывчатую
информацию по общим вопросам.
Эффективный управленческий
2. Для принятия управленческих
решений полезна оперативная
информация. Нельзя допустить, чтобы
созданные бухгалтером-
При составлении внутренних
отчётов следует учитывать
3. Не стоит слишком
углубляться в прошлое,
Нередко при разработке сегментарной отчётности бухгалтер-аналитик ошибочно увлекается ретроспективным анализом в ущерб будущим оценкам. При этом основной упор делается на допущенные в прошлом оценки, выявление их причин, проведение ревизий, а не на разработку плана дальнейших эффективных действий. Это снижает качество управленческого контроля.
4. Не следует слишком часто менять форматы внутренних отчётов.
5. Не следует перегружать
отчётность расчётами.
Нет никакой пользы от того,
что управляющий центра ответственности
с калькулятором в руках
6. Отчёты должны охватывать
главное: то, что приближает всех
работников к выполнению плана.
7. Не всё поддаётся
записи. Кроме составления письменных
отчётов управленческий
Периодичность составления
внутренней отчётности, её точность, подробность
и сроки представления
К формам отчётности разных
подразделений предъявляются
В основе составления отчётов по центрам затрат лежит принцип контролируемости, из которого вытекают два следствия:
-детальность отчётов уменьшается по мере увеличения уровня руководителя, которому они представляются;
-отчёты вышестоящему руководству не являются результатом суммирования отчётов нижестоящим менеджерам.
Такой подход называют иногда управлением по исключениям. Его суть состоит в следующем: менеджеру, стоящему выше, нет необходимости проверять подробности отчётов, составленных на более низком иерархическом уровне управления, до тех пор, пока не возникнет какая-либо управленческая проблема.
Любая внутренняя отчётность (в том числе формируемая и по центрам затрат) должна содержать информацию об отклонениях фактических показателях от плановых, что позволяет реализовать на практике принцип управления по отклонениям. Управление по отклонениям способствует:
-оперативному выявлению факторов роста прибыли или причин возникновения убытков по каждому подразделению или продукту. Ими могут быть условия производства, ограниченность производственных мощностей, ассортимент продукции, политика ценообразования, запасы на складе, количество работающих и их профессиональный уровень, наличие и стоимость сырья, технологические особенности и т.п.;
-установлению ответственности за возникшие неблагоприятные отклонения. В рамках затронутой нами проблемы наибольший интерес представляет анализ отклонений, возникающих по отдельным структурным подразделениям, хотя они могут рассчитываться и по предприятию в целом, и по отдельным видам продуктов.
Всегда следует помнить, что в конечном счёте все затраты контролируются кем-то. Например, менеджер отвечает за общехозяйственные затраты, на которые не могут воздействовать начальники цехов (например, заработная плата администрации с начислениями, расходы на освещение и отопление общезаводского характера и т.д.).
Эти затраты являются общими для всех отделов и поэтому не контролируются их начальниками. Аналогично начальники отделов несут ответственность за общецеховые затраты, на которые бригадиры не способны воздействовать (амортизация оборудования, освещение и отопление и т.д.).
Кроме того, администрация может принять дополнительное решение о том, что определённые менеджеры не должны нести ответственность за некоторые затраты, которые в принципе они могли бы контролировать.
Рассмотрим две статьи затрат, контролируемых менеджерами: расход электроэнергии и оплата телефонных услуг. Контроль расхода электроэнергии на рабочих местах менеджеров всех уровней требует в свою очередь организации системы контроля за тем, чтобы работники выключали свои компьютеры в конце рабочего дня.
Контроль расходов за пользование телефоном предполагает введение системы кодирования междугородной и международной телефонной связи для регистрации и оплаты личных звонков.
Мероприятия, позволяющие осуществить контроль этих затрат, оказываются весьма дорогостоящими, да и сами затраты невелики. Поэтому в данном случае администрации выгоднее признать их неконтролируемыми для менеджеров, по крайней мере, по двум причинам:
- незначительность этих затрат;
- соблюдение принципа экономичности.
Выгоды, которые могли бы быть получены, например, от экономии электроэнергии, должны быть выше дополнительных затрат на их получение, т.е. на установление в каждом отделе измерительных приборов и контролирующих систем, составление и обработку дополнительных отчетов и т.д. В любом случае во внутреннюю отчетность включаются лишь контролируемые затраты.
В основе составления отчетов по центрам прибыли также лежит принцип контролируемости.
Рассмотрим деятельность банка ВТБ-24, который имеет в своём составе головное московское отделение и 4 филиала на правах структурных подразделений в г. Красноярске. Все подразделения осуществляют банковскую деятельность.
Расходы и доходы могут быть идентифицированы с деятельностью каждого структурного филиала, поэтому эти структурные подразделения можно рассматривать как центры прибыли. Более того, деятельность банка можно рассмотреть отдельно по видам услуг, так как каждый вид услуг имеет свою смету и по каждой подводят итоги деятельности. Во главе каждого центра ответственности стоит специально назначенный руководитель.
Смета затрат рассчитывается перед началом года. При этом учитывается деление всех затрат на постоянные и переменные. К переменным относится заработная плата сотрудников банка, стоимость услуг и банковских продуктов.
К постоянным затратам относятся расходы на маркетинг, административно-коммерческие расходы, прочие расходы. Они планируются по структурному подразделению в целом с учётом уровня, достигнутого в предыдущем отчётном году, ожидаемых темпов инфляции, других факторов, а затем распределяются между отдельными видами услуг, которую производят филиалы пропорционально их доле в объёме производства.
В таблице 1 представлен бюджет продаж на год банка ВТБ-24.
Таблица 1
Бюджет продаж на год
Информация о работе Формирование системы внутренней отчетности организации