Формы безналичных расчетов, их учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение форм безналичных расчетов, ведение безналичных расчетов в кредитных организациях, проблемы и перспективы развития безналичных расчетов.
Задачами исследования являются:
изучить формы безналичных расчетов;
изучить проблемы безналичных расчетов;
изучить перспективы развития безналичных расчетов.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 5
1.1 Правовое обеспечение расчетных операций в Российской Федерации 5
1.2 Формы безналичных расчетов и их организация 10
ГЛАВА 2. УЧЕТ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В БАНКАХ 19
2.1. Учет и оформление безналичных расчетов при использовании чековой и аккредитивной формы расчетов 19
2.2. Учет и оформление безналичных расчетов при использовании платежного требования и платежного поручения 22
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАСЧЕТОВ ПО ПЛАСТИКОВЫМ КАРТАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 127.12 Кб (Скачать файл)

Если платежные поручения  даются на бумажных носителях, они должны быть подписаны собственноручными  подписями уполномоченных лиц, заверены оттиском печати в соответствии с  заявленными образцами. Для электронных  платежных поручений, передаваемых по каналам связи, каждый банк определяет порядок приема таких документов, их защиты, оформления.

Платежное поручение должно содержать следующие реквизиты: наименование расчетного документа; номер  расчетного документа, число, месяц, год  его выписки; наименование плательщика, его ИНН, номер его счета в банке, наименование и реквизиты банка плательщика; наименование получателя средств, его ИНН, номер его счета в банке, наименование и реквизиты банка получателя средств; назначение платежа; сумма платежа (цифрами и прописью).

Схема документооборота при  расчетах за товары и услуги платежными поручениями приведена на рис. 1.2.

Значение расчетов платежными поручениями состоит в том, что  не требуется больших затрат на их проведение, высокую скорость совершения платежей и возможность для плательщика  предварительной проверки качества оплачиваемых товаров. Поэтому на них  приходится основная доля расчетов в  хозяйственных процессах.

При расчетах по аккредитиву  банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.





 



 

 

Рис. 1.2 - Схема расчетов платежными поручениями:

    1. договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
    2. поставка товаров, выполнение работ, оказание услуги (пересылка счета-фактуры);
    3. платежное поручение покупателя;
    4. списание средств с расчетного счета покупателя на счет поставщика;
    5. списание средств с корреспондентского счета покупателя на счет банка поставщика, кредитовое авизо о перечислении средств;
    6. выписка из расчетного счета плательщика о списании суммы;
    7. выписка из расчетного счета получателя о поступлении средств

В заявлении на аккредитив должны быть отражены следующие реквизиты: номер договора, по которому открывается  аккредитив; срок действия аккредитива (число и месяц закрытия аккредитива); наименование поставщика; наименование банка, исполняющего аккредитив; место  исполнения аккредитива; полное и точное наименование документов, против которых  производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок  оформления; вид аккредитива с  указанием по нему необходимых данных; для отгрузки каких товаров (оказания услуг) открывается аккредитив; срок отгрузки (оказания услуг); сумма аккредитива; способ реализации аккредитива (путем платежа по предъявлении документов, оплаты, акцепта или учета переводного векселя).

В аккредитивном заявлении  могут быть отражены и другие дополнительные условия, например запрещение частичных  выплат; способ транспортировки груза, отгрузка товаров в определенных пунктах назначения и др.

Аккредитивы могут открываться  следующих видов: покрытые | или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

Покрытыми считаются аккредитивы, при которых банк-эмитент обязан перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика или предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента. При открытии непокрытого аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Отзывным признается аккредитив, который может быть изменен или  отменен банком-эмитентом без  предварительного согласования с получателем  средств.

Безотзывным считается аккредитив, который не может быть изменен  или аннулирован без согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить  безотзывный аккредитив. Тем самым  он принимает на себя наряду с эмитентом  обязательства по аккредитиву. Достоинством аккредитива является то, что с  его помощью обеспечиваются гарантия платежа и возможность получения  его в оптимальный срок после  отгрузки товаров. Недостаток расчетов аккредитивом — отвлечение из оборота  покупателя средств, так как он резервирует  их для оплаты счетов поставщика до отгрузки товаров.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем  средств и может предусматривать  акцепт (согласие) уполномоченного  плательщиком лица. Получатель средств  может отказаться от использования  аккредитива до истечения срока  его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями  аккредитива. Платеж по аккредитиву  производится в безналичной форме  путем перечисления общей суммы  или частичных платежей на счет получателя средств.

Порядок расчетов по аккредитиву  в банке-эмитенте и исполняющем  банке разный. Получив бланк аккредитива, банк-эмитент открывает его и  ведет учет сумм покрытых (депонированных) аккредитивов и сумм гарантий по непокрытым (гарантированным) аккредитивам. В случае отзыва или изменения условий  аккредитива плательщиком в банк представляется соответствующее распоряжение, составленное в произвольной форме, суммы неиспользованного покрытого  аккредитива зачисляются на счет плательщика по аккредитиву. Исполняющий банк зачисляет на соответствующий балансовый счет поступившие от банка-эмитента денежные средства и ведет расчеты по ним в пределах срока действия аккредитива.

Закрытие аккредитива  в исполняющем банке производится по истечении его срока в сумме  аккредитива или его остатка. В условиях аккредитива можно  предусмотреть отказ от аккредитива  до истечения срока его действия по заявлению получателя или по распоряжению плательщика средств. При отзыве аккредитива он закрывается или  его сумма уменьшается. Неиспользованная или отозванная сумма покрытого  аккредитива возвращается исполняющим  банком платежным поручением банку-эмитенту одновременно с закрытием аккредитива  или уменьшением его суммы.

Схема документооборота при аккредитивной  форме расчетов (по покрытому аккредитиву) приведена на рис. 1.3

Рис. 1.3 - Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов:

    1. оформленный бланк аккредитива;
    2. учет открываемого аккредитива в банке-эмитенте (приход по внебалансовому счету 90907), передача документов на ВЦ для перевода денег в исполняющий банк;
    3. оформление документов, прошедших через ВЦ, передача их в РКЦ;
    4. оформление кредитового авизо и отсылка его с бланком аккредитива в адрес РКЦ (филиал Б);
    5. зачисление средств на корсчет исполняющего банка;
    6. передача документов в исполняющий банк;
    7. бронирование средств на отдельном счете для расчетов с поставщиком;
    8. уведомление поставщика об открытии в его адрес аккредитива (передача экземпляра бланка аккредитива);
    9. отгрузка товара покупателю;
    10. передача реестра счетов, транспортных и других документов, подтверждающих отгрузку товаров, для получения платежа;
    11. зачисление средств на счет поставщика;
    12. пересылка реестров с приложением счетов-фактур и отгрузочных документов в банк-эмитент;
    13. расход внебалансового счета 90907;
    14. передача реестра, счетов-фактур и транспортных документов покупателю (плательщику).

При расчетах чеками производится списание банком средств по распоряжению чекодателя. Для осуществления безналичных  расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями. Они могут быть использованы клиентами  кредитной организации, выпускающей  чеки, а также в межбанковских  расчетах при наличии корреспондентских  отношений. Приобретая товар или  получая услуги, предприятие выписывает расчетный чек и передает его  поставщику — получателю средств. Приобретая товар или получая услуги, предприятие выписывает расчетный чек и передает его поставщику - получателю средств (рис.1.4).

Рис. 1.4 - Расчеты с помощью чеков: 

    1. покупатель направляет в банк заявление на выдачу чековой книжки;
    2. банк выдает чековую книжку или разовый чек;
    3. отгрузка товара или оказание услуг;
    4. поставщик предъявляет чек в банк к оплате, последний списывает средства со счета плательщика (покупателя) и зачисляет их на счет поставщика;

За)оплата товара чеком.

Расчеты чеками практически  не применяются ввиду высокого риска  оплаты банками фальшивых чеков.

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем  средств (взыскателем) плательщику  через обслуживающий его банк. Банк-эмитент, принявший на инкассо  расчетный документы, принимает  на себя доставить их в исполняющий  банк. Платежные требования и инкассовые поручения регистрируются в исполняющем банке в журнале с указанием номера счета плательщика, номера, даты и суммы каждого расчетного документа. При отсутствии и недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные требования и инкассовые поручения помещаются в картотеку, о чем сообщается банку-эмитенту, который доводит извещение до клиента. Оплата расчетных документов производится полностью или частично по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством. При неполучении платежа либо извещения о постановке в картотеку банк-эмитент может по просьбе получателя средств направить в исполняющий банк запрос о причине неоплаты.

Схема расчетов с использованием акцептованного платежного требования представлена на рис. 1.5.

Рис. 1.5 - Схема документооборота при расчетах акцептованными платежными требованиями:

    1. договор-соглашение с указанием формы расчетов платежными требованиями;
    2. отгрузка продукции, передача товара;
    3. документы на отгрузку и платежное требование об оплате на инкассо;
    4. передача платежного требования для акцепта;
    5. акцепт платежного требования и передача в банк для оплаты;
    6. перечисление средств в уплату акцептованного платежного требования;
    7. зачисление средств на расчетный счет поставщика;
    8. выписка из расчетного счета;
    9. выписка из расчетного счета о зачислении платежа.

Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) к плательщику об уплате долга  через банк, и может осуществляться с предварительным акцептом и  без акцепта плательщика. Платежное  требование применяют при расчетах за поставленные товары (выполненные  работы, оказанные услуги).

Таким образом, по данной главе  можно сделать вывод о том, что безналичные расчеты — это платежи, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты бывают следующих форм платежное поручение, аккредитив, чеки, инкассовые поручения (платежные требования).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. УЧЕТ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В БАНКАХ

2.1. Учет и оформление безналичных расчетов при использовании чековой и аккредитивной формы расчетов

Чек — документ установленной формы, позволяющий произвести платежи чекодателя чекодержателю. Чекодатель — лицо, выписавшее чек. Чекодержатель — лицо, владеющее выписанным чеком.  Плательщик — банк, производящий платеж по предъявленному чеку.

Чек является ценной бумагой и изготавливается  по единому образцу. Бланки чеков  являются бланками строгой отчетности и приходуются по внебалансовому счету 91207 «Бланки». Кредит счета 99999 Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи.

Для получения чеков юридическое  лицо представляет в банк заявление  для получения чеков. При необходимости  вместе с заявлением представляется платежное поручение для депонирования  средств на отдельном лицевом  счете чекодателя 40903 «Расчетные чеки» (П). На этот счет зачисляется сумма  средств, депонируемая с соответствующего расчетного счета. Чек должен быть предъявлен к оплате в банк в течение 10 дней, не считая день его выдачи.

Коммерческие банки сдают принятые чеки в РКЦ с оформленными реестрами  в четырех экземплярах: первый и  второй экземпляры — направляются в РКЦ, обслуживающий банк плательщика; третий — с чеком остается в  РКЦ, обслуживающем банк поставщика; четвертый — выдается как расписка о приеме чеков банку поставщика.

Списание средств со счета чекодателя производится на основании поступившего из РКЦ реестра чеков. Сами чеки остаются на хранении в РКЦ. Их копии могут  быть затребованы по мере необходимости.

 С расчетного счета клиента  списаны денежные средства для  депонирования на счете при  осуществлении безналичных расчетов  чеками: Дебет 40702 «Расчетный счет»  — Кредит 40903 «Расчетные чеки».

Информация о работе Формы безналичных расчетов, их учет