Гармонизация и регулирование бухгалтерского учета и отчетности на международном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является исследование МСФО.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать понятие и рассмотреть состав Международных стандартов финансовой отчетности;
- рассмотреть концептуальные основы адаптации международных стандартов финансовой отчетности в России;
- провести сравнительный анализ российской системы бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности;
- Рассмотреть и предложить мероприятия по подготовке экономики к поэтапному переходу на Международные стандарты финансовой отчетности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ТРЕБОВАНИЯМ МЕЖДУНАРОДНЫХ
СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 5
1.1 Понятие и состав международных стандартов финансовой отчетности 5
1.2 Концептуальные основы адаптации Международных стандартов финансовой отчетности в России 9
ГЛАВА2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 14
2.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности.
Совет по Международным стандартам финансовой отчетности
(СМСФО) и его роль в гармонизации и регулировании
бухгалтерского учета. 14
2.2 Сравнительный анализ российской системы бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности 22
ГЛАВА3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИКИ К ПОЭТАПНОМУ ПЕРЕХОДУ НА МСФО 31
3.1 Изменения на законодательном уровне 31
3.2 Мероприятия по адаптации МСФО на предприятиях 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХ,УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

     3. Интерпретации, разработанные Постоянным комитетом по интерпретациям МСФО (Interpretations of International Accounting Standards).

     Интерпретации разъясняют положения стандартов, содержащих неоднозначные или неясные решения. Интерпретации обеспечивают единообразие в применении стандартов1. 

1.2 Концептуальные основы адаптации Международных стандартов финансовой отчетности в России 

     Генезис развития взглядов на проблематику адаптации  МСФО в России претерпел ряд изменений, прежде чем появились первые документы, отражающие Концептуальные основы развития бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с международными стандартами.

     В середине девяностых годов была предпринята  одна из первых попыток систематизации проблем адаптации международных  стандартов финансовой отчетности в  Российской Федерации. Еще тогда отмечалось, что проблематика привязки МСФО к нашим условиям связана с решением целого ряда задач, которые требуют хотя бы предварительной систематизации. И тогда же была предпринята попытка формирования общей блок-схемы проблем адаптации МСФО в России. Было выделено семь групп (блоков) проблем (рис.1).

     Первая  группа проблем была связана с  отсутствием последовательной государственной  политики в области применения МСФО в нашей стране и отсутствием  концептуальных законодательных решений  по данной проблематике.

     Существование второй группы было обусловлено противоречивыми  подходами в решении проблематики МСФО со стороны международных организаций  бухгалтеров и аудиторов: Комитета по международным стандартам и действовавшего тогда Международного центра реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации, а также наличие специальной программы ТАСИС - ЮНИКТАД по вопросам внедрения МСФО в России.

       

Рис. 1 - Проблемы адаптации Международных стандартов финансовой отчетности в России 

     Третья  и четвертая группа лежали в области  методологического и методического  обеспечения задач адаптации  МСФО и позиции правительственных  и общественных организаций не только бухгалтеров и аудиторов, но и  предпринимательских и промышленных кругов нашей страны.

     Пятая отражалась в плоскости образовательных  усилий в данной сфере и со стороны  Министерством образования, и со стороны высших учебных заведений  и учебно-методических центров по подготовке бухгалтеров и аудиторов.

     Шестая  и седьмая были связаны с внутренними противоречиями формирования системы МСФО и расширением издательской базы и круга авторов, занимающихся публикацией учебно-практической и методической литературы в данной сфере.

     Действительно, отсутствие стройной концепции применения МСФО в экономике России являлось основной причиной неподготовленности законодательной правовой базы внедрения МСФО.

     В последствии была предпринята попытка  несколько расширить всю проблематику внедрения МСФО в России и придать  ей общеэкономический характер. В частности, выделялись такие группы проблем, как:

  • общеэкономические проблемы, связанные с внутренней экономической обстановкой в стране и условиями работы отечественных компаний;
  • институциональные проблемы, характеризующие способность нормативных и экономических институтов к восприятию МСФО;
  • проблемы, связанные с внутренними различиями российской и международной систем бухгалтерского учета;
  • проблемы, порождаемые внутренними противоречиями МСФО.

     В целом общеэкономическая проблематика играет ключевую роль в оценке возможностей внедрения МСФО в России, поскольку отражает готовность субъектов экономики к их восприятию

     Второй  уровень проблематики, институциональный, был достаточно четко очерчен  уже при подготовке внедрения  МСФО в России, в связи с чем  в предложенной правительством Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, изначально были выделены три основных ориентира реформы российского (советского) учета:

  • нормативное и методологическое обеспечение реформы (в течение двух лет предполагалось разработать новые и пересмотреть ранее утвержденные положения по бухгалтерскому учету, которые включили бы основную массу требований МСФО);
  • организация системы управления учетом (предполагалось возрастание роли профессиональных организаций в развитии методического обеспечения организации бухучета, прежде всего создание Института профессиональных бухгалтеров);
  • подготовка и переподготовка кадров.

     Вышеназванные проблемы решены лишь частично, и круг проблем данного уровня остался достаточно ощутимым и на сегодняшний день.

     Проблема  регулирования. Распоряжением Правительства  РФ от 21.03.1998 № 382-р «О приведении действующей  системы бухгалтерского учета в  соответствие с международными стандартами» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ было возложено на Министерство финансов РФ (за исключением кредитных учреждений, в отношении которых методологическое руководство осуществляет Центральный банк РФ). Таким образом, принятые в исполнение Программы положения (стандарты) по бухгалтерскому учету - это нормативные акты, а не нормативы, утверждаемые профессиональными объединениями бухгалтеров, как это понимается в международной практике.

     Проблема  технической базы учета и уровня квалификации бухгалтерского персонала, без эффективного решения которой переход к МСФО будет невозможным.

     Сравнительный анализ российской системы учета  и МСФО позволяет выделить еще  одну проблемную область, связанную  с внедрением МСФО в России, выражающуюся во внутренних различиях учетных систем. Среди данного круга проблем можно отметить доминирующие:

  • различия в принципах ведения бухгалтерского учета;
  • отсутствие четкого разделения учета на бухгалтерский, управленческий и налоговый;
  • различие подходов в отражении отдельных видов активов и обязательств.

         В этом контексте можно отметить, что переход на международные стандарты финансовой отчетности нельзя рассматривать как единственную цель реформирования российской системы бухгалтерского учета. В действительности реформа должна быть гораздо глубже и заключаться в конструировании эффективной надстройки над новым типом экономических отношений в России. В итоге должна быть создана среда, обеспечивающая формирование полной и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности компаний. Невозможность перехода на МСФО в один день обусловлена необходимостью осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий и наличием многочисленных проблем, отмеченных выше. Поэтому единственным и наиболее рациональным способом перехода к МСФО является не просто их последовательное внедрение, а поэтапная адаптация с учетом специфики учетной системы и всей российской экономической среды. Только такой подход сделает адаптацию и внедрение МСФО в России последовательной и необратимой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

2.1 Нормативное регулирование  бухгалтерского учета  и отчетности.

  Совет по Международным  стандартам финансовой отчетности (СМСФО) и его роль в гармонизации и регулировании бухгалтерского учета. 

Работа  по реформированию российского бухгалтерского учета и отчетности на базе МСФО продолжается.

      Основу  системы правового регулирования  бухгалтерского учета и отчетности организаций составляет Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».2

      Что касается МСФО, то переход на эти  стандарты декларируется в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г. № 283.

      В качестве основных направлений, по которым  должна проводиться эта работа, были названы, в частности:

      - совершенствование нормативно-правового регулирования;

      - формирование нормативной базы (стандарты);

      - методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии).

      Гармонизация  бухгалтерского учета невозможна без  внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» и другие нормативные правовые акты.

      В Программе говорится также о  переходе к систематической работе с КМСФО, Международной федерацией бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, Организацией экономического сотрудничества и развития.

Кроме того, в соответствии с положениями п. 4 ст. 15 Конституции РФ3 общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации также являются составной частью ее правовой системы. Однако международные соглашения (конвенции) и договоры должны быть ратифицированы, в связи с чем принимается соответствующий федеральный закон.

      Упоминаемый в Программе КМСФО (сейчас его  функции исполняет Совет по международным стандартам финансовой отчетности) является независимой правительственной профессиональной организацией. Подготовленные им стандарты финансовой отчетности имеют исключительно рекомендательный характер. Вследствие этого международные стандарты финансовой отчетности ратификации не подлежат. МСФО не могут быть применимы в России в качестве нормативного документа прямого действия. Возможно лишь издание на их основе национальных правовых актов в сфере нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

      В качестве методологической основы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности рассматриваются МСФО, разработанные КМСФО со штаб-квартирой в Лондоне. Однако сами по себе МСФО не порождает никаких обязанностей для организаций и бухгалтера. Отдельные положения МСФО, применимые в российской практике, обязательно должны быть зафиксированы в соответствующих национальных Нормативных актах; в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», ПБУ и других нормативных актах, относящихся к сфере регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

      МСФО  применяются добровольно, их неприменение ненаказуемо. Если требование о предоставлении отчетности, соответствующей МСФО, заявлено пользователем, то вопрос о предоставлении такой отчетности организация решает самостоятельно, учитывая экономическую обоснованность расходов на подготовку такой отчетности.

         Применение МСФО должно быть экономически оправданным. Расходы на подготовку отчетности в соответствии с МСФО и ее подтверждение независимыми аудиторами для использования исключительно на территории России могут быть расценены налоговыми органами как экономически необоснованные.

      Положения и терминология МСФО, содержащиеся в национальных нормативных актах, должны быть адаптированы к российской учетной практике.

      Бухгалтерская отчетность, составляемая в соответствии с требованиями российского законодательства, не соответствует МСФО и при представлении ее зарубежным пользователям подвергается трансформации. В процессе трансформации разные элементы отчетности корректируются. Это означает, что данные отчетности не основаны непосредственно на данных синтетического учета.

      Российская  отчетность строится на базе данных синтетического учета практически без корректировок. Данные синтетического учета вытекают из аналитического учета. Подобный принцип  построения отчетности согласно МСФО скорее подразумевается.4

         На протяжении последних лет в России последовательно проводится работа по формированию национальной бухгалтерской системы, гармонично взаимосвязанной с МСФО. Новым крупным шагом Правительства РФ в этом направлении является одобрение Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, на среднесрочную перспективу, утвержденной приказом Минфина России от 1 июля 2004г. № 180 (далее - Концепция). В настоящее время складываются благоприятные условия для понимания необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Информация о работе Гармонизация и регулирование бухгалтерского учета и отчетности на международном уровне