Гармонизация и регулирование бухгалтерского учета и отчетности на международном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является исследование МСФО.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать понятие и рассмотреть состав Международных стандартов финансовой отчетности;
- рассмотреть концептуальные основы адаптации международных стандартов финансовой отчетности в России;
- провести сравнительный анализ российской системы бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности;
- Рассмотреть и предложить мероприятия по подготовке экономики к поэтапному переходу на Международные стандарты финансовой отчетности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ТРЕБОВАНИЯМ МЕЖДУНАРОДНЫХ
СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 5
1.1 Понятие и состав международных стандартов финансовой отчетности 5
1.2 Концептуальные основы адаптации Международных стандартов финансовой отчетности в России 9
ГЛАВА2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 14
2.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности.
Совет по Международным стандартам финансовой отчетности
(СМСФО) и его роль в гармонизации и регулировании
бухгалтерского учета. 14
2.2 Сравнительный анализ российской системы бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности 22
ГЛАВА3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИКИ К ПОЭТАПНОМУ ПЕРЕХОДУ НА МСФО 31
3.1 Изменения на законодательном уровне 31
3.2 Мероприятия по адаптации МСФО на предприятиях 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХ,УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

        Предусмотренные Концепцией основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем отраслям и сферам экономики.

      Современный бухгалтерский учет предоставляет информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее - индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами.

Индивидуальная  бухгалтерская отчетность как элемент  метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта, а с другой - обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период, которая предназначена для выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта - чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; использования в управления хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении. Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении заинтересованным пользователям гарантированного доступа к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах. Для решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо составлять по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

      Консолидированная финансовая отчетность как разновидность  бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Она выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям. Данная отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия этими пользователями экономических решений.

      Главная задача консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении  заинтересованным пользователям гарантированного доступа к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикацию ее.

      Управленческая  отчетность предназначена для использования  в управлении хозяйствующим субъектом. Вместе с тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.

      Налоговая отчетность предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Эта отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства.

      Принимая  во внимание общественную значимость стандартов бухгалтерского учета и отчетности, необходимо их широкое признание, основанное в первую очередь на доверии к ним и убежденности в их адекватности и качестве. Для признания стандартов необходимо включение в процесс их принятия профессионального сообщества. При этом профессиональное сообщество разрабатывает проекты национальных стандартов и (или) проводит профессиональную общественную экспертизу стандартов. Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов, подготавливают стандарты к утверждению (одобрению) и утверждают (одобряют) их, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов. 
 

Совет по международным стандартам финансовой отчетности организован в апреле 2001г. вместо Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), созданного в 1973 г. профессиональными бухгалтерскими организациями в качестве независимого органа частного сектора. СМСФО является составной частью Института СМСФО. Основные функции попечителей Института СМСФО, представляющих различные географические регионы и области деятельности:

      - назначение членов СМСФО, КСС и КИМФО;

      - контроль за эффективностью работы СМСФО;

      - обеспечение финансирования;

      - утверждение бюджетов СМСФО;

      - проведение существенных структурных изменений.

      Основные  цели СМСФО, изложенные в заявлении  Миссии СМСФО:

      - разработка в общественных интересах единого комплекта высококачественных, понятных и практически реализуемых всемирных стандартов финансовой отчетности, которые требуют предоставления высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности;

      - содействие внедрению и строгому соблюдению всемирных стандартов;

      - сотрудничество с национальными органами, ответственными за разработку и внедрение стандартов финансовой отчетности, с целью обеспечения максимального сближения стандартов финансовой отчетности во всем мире.

      Совет несет полную ответственность:

      - за подготовку и издание МСФО;

      - подготовку и публикацию проектов положений, предлагаемых МСФО;

      - установление порядка рассмотрения комментариев, полученных по   документам, опубликованным для обсуждения;

      - публикацию основ для выработки заключений.

      Члены Совета назначаются попечителями первоначально  на срок от трех до пяти лет. Каждый член СМСФО имеет один голос при рассмотрении технических и других вопросов.

      КСС представляет собой форум для  организаций и лиц, интересующихся международным бухгалтерским учетом. В него входят около 45 членов, которые  назначаются попечителями на три года с правом продления. КСС проводит не менее трех открытых встреч с СМСФО в течение года.

      Основные  цели КСС:

      - предоставление СМСФО консультации по вопросам повестки дня и приоритетам;

      - информирование о позиции членов Совета по основным проектам, связанным с разработкой стандартов;

      - предоставление других консультаций попечителями и СМСФО. КИМФО состоит из экспертов в области бухгалтерского учета из 12 стран. Назначаются они попечителями. КИМФО создан в декабре 2001 г. на основе Постоянного комитета по интерпретации (ПНК), созданного в 1997 г. для представления концептуально выверенных и практически реализуемых интерпретаций МСФО, которые использовались бы во всем мире в отношении вновь возникших вопросов финансовой отчетности, а также в случае возникновения неудовлетворительных или противоречивых интерпретаций в отсутствие официальных разъяснений. КИМФО в соответствии с МСФО:

      - проводит аналогии с требованиями и руководством в МСФО, затрагивающими сходные или связанные проблемы;

      - использует критерии определения признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов, установленные в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности СМСФО;

      - принимает во внимание решения других органов, устанавливающих стандарты, и принятую отраслевую практику в той степени, в какой они соответствуют положениям СМСФО. Интерпретации КИМФО обозначаются как IFRIC-1, IFRIC-2 и т.п. После утверждения советом по международным стандартам финансовой отчетности интерпретации становятся частью нормативной базы СМСФО, имеющими такую же силу, как и сами МСФО. Первый проект интерпретации IFRIC опубликован для обсуждения в мае    2003 г. В настоящее время существует 31 интерпретация, имеющая номера с Г по 33, исключая 4 и 26.

      Работая над стандартами, СМСФО стремится привлечь общественность, публикуя дискуссионные документы по стандартам, целью которых являются:

      - изложение сущности вопроса, масштабов проекта и моментов, касающихся финансовой отчетности;

      - обсуждение результатов исследований, а так же соответствующей литературы;

      - представление вариантов решения обсуждаемых вопросов, а также аргументов и последствий каждого из них.

      После получения, анализа и обобщения комментариев на дискуссионные документы СМСФО разрабатывает и публикует Проект положения (ПП), к которому общественность также может представить свои комментарии.  В Проекте положения изложены предлагаемые стандарты, переходные положения и основы для заключения СМСФО, излагающего позицию Совета.

      Для публикации стандарта, Проект положения или окончательного варианта интерпретации нужно согласие восьми членов СМСФО. Публикация дискуссионного документа должна быть одобрена простым большинством присутствующих на заседании членов Совета, если их количество составляет не менее 60% от общего числа членов совета по международным стандартам финансовой отчетности. 
 
 
 
 
 
 

2.2 Сравнительный анализ российской системы бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности

     Россия  уже не один год держит курс на приближение  к МСФО. Благодаря этому движению в российскую систему учета и отчетности вошли такие категории как: связанные стороны, сегментная информация, обесценение активов, отложенные доходы и расходы. Вместе с тем следует признать, что предстоит ещё достаточно длительный путь в направлении освоения международных стандартов, так как различия между ними и российскими правилами остаются существенными.

     На  сегодняшний день утверждено 22 ПБУ. Попытаемся провести аналогию с МСФО в виде таблицы сравнения, что поможет системно представить возможность сопоставления этих двух систем (таблица 2).

Таблица 2.

Соответствие  МСФО системе российских ПБУ

МСФО Соответствующие ПБУ
1 2 3 4
МСФО 1 Представление финансовой отчетности ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации
    ПБУ 9/99 Доходы  организации
    ПБУ 10/99 Расходы организации
МСФО 2 Запасы ПБУ 5/01 Учет  материально-производственных запасов
МСФО 7 Отчет о движении денежных средств ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации
МСФО 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки ПБУ 1/2008 Учетная политика организации
МСФО 10 События после  отчетной даты ПБУ 7/98 События после отчетной даты
МСФО11 Договоры подряда ПБУ 2/08 Учет  договоров строительного подряда
МСФО 12 Налоги на прибыль ПБУ 18/02 Учет  расчетов по налогу на прибыль
МСФО 14 Сегментная  отчетность ПБУ 12/2000 Информация  по сегментам
МСФО 16 Основные средства ПБУ 6/01 Учет  основных средств
МСФО 17 Аренда    
МСФО 18

 Выручка

  ПБУ 9/99 Доходы  организации
МСФО 19 Вознаграждения  работникам    
МСФО 20 Учет государственных  субсидий и раскрытие информации о государственной помощи ПБУ 13/2000 Учет  государственной помощи
МСФО 21 Влияние изменений  валютных курсов ПБУ 3/2006 Учет  активов и обязательств, стоимость  которых выражена в иностранной  валюте
МСФО 23 Затраты по займам ПБУ 15/08 Учет  расходов по займам и кредитам
МСФО 24 Раскрытие информации о связанных сторонах ПБУ 11/2008 Информация  о связанных сторонах
МСФО 26 Учет и отчетность по пенсионным планам    
МСФО 27 Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность ПБУ 19/02 Учет  финансовых вложений
МСФО 28 Учет инвестиций в ассоциированные компании ПБУ 19/02 Учет  финансовых вложений
МСФО 29 Финансовая  отчетность в условиях гиперинфляции    
МСФО 30 Раскрытие информации о финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов    
МСФО 31 Финансовая  отчетность об участии в совместной деятельности ПБУ 20/03 Информация  об участии в совместной деятельности
МСФО 32 Финансовые  инструменты: раскрытие и представление  информации ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений
МСФО 33 Прибыль на акцию Методические  рекомендации Минфина от 21.03.2000
МСФО 34 Промежуточная финансовая отчетность ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации
МСФО36 Обесценивание активов    
МСФО 37 Резервы, условные обязательства и условные активы ПБУ 8/01 Условные факты  хозяйственной деятельности
МСФО 38 Нематериальные  активы ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов
МСФО 39 Финансовые  инструменты: признание и оценка ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений
МСФО 40 Инвестиции  в недвижимость    
МСФО 41 Сельское хозяйство    
МСФО (IFRS)1 Первое применение МСФО    
МСФО (IFRS) 2 Выплаты долевыми инструментами    
МСФО (IFRS) 3 Объединения бизнеса    
МСФО (IFRS) 4 Договоры страхования    
МСФО (IFRS) 5 Выбытие внеоборотных активов, удерживаемых для продажи, и прекращенная деятельность ПБУ 16/02 Информация  по прекращаемой деятельности
МСФО (IFRS) 6 Геологоразведка и оценка минерально-сырьевых запасов    
    ПБУ 21/08 Изменения оценочных  знаний
    ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности

Информация о работе Гармонизация и регулирование бухгалтерского учета и отчетности на международном уровне