Годовая бухгалтерская отчетность предприятия: порядок её составления и представления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение теоретических вопросов, а также порядка составления бухгалтерской отчетности.
В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть назначение, цели, задачи, требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;
рассмотреть формы бухгалтерской отчетности и их взаимосвязь;
раскрыть информационное содержание бухгалтерской отчетности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы бухгалтерской отчетности 5
1.1 Понятие и состав бухгалтерской отчетности 5
1.2 Функции и виды бухгалтерского баланса 8
1.3 Государственное регулирование ведения бухгалтерской отчетности 12
Глава 2. Этапы составления и представления годовой бухгалтерской отчетности 14
2.1 Подготовительная работа перед составлением годовой бухгалтерской отчетности 14
2.2 Порядок составления основных форм годовой бухгалтерской отчетности 20
2.3 Порядок представления годовой бухгалтерской отчетности…………… 47
Глава 3. Основные принципы и техника составления годовой бухгалтерской отчетности ООО «Звезда»……………………………………………………… 50
3.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Звезда» 50
3.2 Составление бухгалтерского баланса 51
3.3 Составление «Отчета о прибылях и убытках» 56
Заключение 58
Литература 60

Файлы: 1 файл

бух фин отчетность.docx

— 133.17 Кб (Скачать файл)

Под бухгалтерским балансом понимают способ экономической группировки  состава и размещения ресурсов хозяйствующего субъекта, включаемых в актив баланса, и юридических источников их формирования в виде заемного и собственного капитала, отражаемых как пассив (обязательства) баланса на отчетную дату, как правило, на 1-е число месяца.

Бухгалтерский баланс является одним из признаков юридического лица, выполняет экономико-правовую функцию. Таким образом, обеспечивается реализация одного из важных принципов бухгалтерского учета — имущественной обособленности хозяйствующего субъекта.

Бухгалтерский баланс служит основным источником информации для обширного круга пользователей, поскольку он знакомит собственников, менеджеров и других лиц, причастных к управлению, с имущественным состоянием организации. Это вторая функция баланса.

Третьей функцией баланса  является информирование о степени предпринимательского риска, то есть из баланса получают ответ на вопрос — сумеет ли организация в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед третьими лицами (инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др.) или ей угрожают финансовые затруднения.

В бухгалтерском балансе  финансовый результат отчетного  периода отражается как нераспределенная прибыль отчетного периода (непогашенный убыток), то есть конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных обязательных аналогичных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.[20]

Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что  в нем сопоставляются имущество, права и обязательства (долги). При этом имущество может оказаться равным долгам, быть больше или меньше долгов. Если имущество равно долгам, то права и обязательства взаимно погашаются. Если оно больше долгов, имеется превышение имущества над обязательствами. Если имущество меньше долгов, возникает дефицит. В теории бухгалтерского учета имущество стали называть активом, долги (обязательства) — пассивом.

Различают несколько видов бухгалтерских балансов по функциональному назначению:

  1. вступительный;
  2. операционный — промежуточный (месячный, квартальный) и годовой;
  3. соединительный;
  4. разделительный;
  5. санируемый;
  6. ликвидационный;
  7. сводный;
  8. сводно-консолидируемый;
  9. отдельный.

Составлением вступительного (организационного)баланса открывается, по существу, ведение бухгалтерского учета в каждой организации.

Промежуточный(месячный, квартальный) и годовой(операционные) бухгалтерские балансы по форме могут не отличаться один от другого (как правило, используется одна и та же форма бланка). Промежуточный баланс составляется обычно на основе книжных данных.

Заключительный и вступительный  балансы формально должны быть тождественны, так как только при этом условии  обеспечивается выполнение одного из важнейших требований к бухгалтерской  отчетности — преемственности балансов.

Соединительный баланс составляется при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. Вступительный баланс нового хозяйствующего субъекта и будет соединительным балансом. Он составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций путем суммирования показателей.

Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или при выделении из единого баланса хозяйства некоторой доли капитала для образования новой организации. На практике ему также, как правило, предшествует составление ликвидационного баланса.

Санируемый баланс составляется в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. В этих условиях перед субъектом возникает дилемма: либо ликвидироваться путем объявления о банкротстве, либо договориться с кредиторами об отсрочке платежей.

Санируемый баланс составляется, как правило, с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние дел в организации.

Ликвидационный баланс отличается от других как оценкой своих статей актива (производимой по реализационной стоимости, в большинстве случаев более низкой, чем первоначальная балансовая стоимость), так и их структурой. Некоторые статьи, обычные для операционного баланса, в ликвидационном могут отсутствовать, например бюджетно-распределительные статьи — «Доходы будущих периодов», «Расходы будущих периодов». С другой стороны, в ликвидационном балансе могут появиться и такие статьи, которых раньше не было, например стоимость деловой репутации фирмы и т. п. Обязательным условием составления ликвидационного баланса является полная инвентаризация всех объектов учета.

Сводный баланс формируется путем соединения отдельных заключительных балансов. При этом отчетные показатели по макету суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют различные министерства и ведомства.

Сводно-консолидируемый представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но связанных экономическими отношениями. Такой баланс объединяет бухгалтерский баланс головной организации, ее дочерних и зависимых обществ. Особенность сводно-консолидируемого баланса состоит том, что из него исключаются все внутренние обороты. Он представляет активы и обязательства различных предприятий группы в качестве активов и обязательств единой организации.

Отдельный баланс — это баланс подразделения (филиала), его форма определяется учетной политикой организации.

Оборотный баланс, по существу, представляет собой перечень всех счетов, приведенных в Главной книге, или более детализированный согласно рабочему плану счетов, принятому в составе учетной политики организации. В него включаются все счета, даже те, которые не имеют сальдо, поэтому оборотный баланс можно также называть балансом-брутто. Сальдовый же баланс (операционный, вступительный и др.), который, по существу, представляет собой извлечение из оборотного баланса, по отношению к оборотному балансу можно назвать балансом-нетто.[18]

1.3 Государственное регулирование ведения бухгалтерской отчетности

При ведении бухгалтерского учета  и составлении бухгалтерской  отчетности необходимы знание и использование  следующих нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях:

  1. Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 28.09.2010г.);

  1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. Приказов Минфина РФ от 25.10.2010 № 132н)

  1. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/2008) “Учетная политика предприятия” (приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н);

  1. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) “Бухгалтерская отчетность организации” (приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н);

  1.  Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Кроме того, организация должна руководствоваться:

  1. нормативными документами, определяющими порядок учета себестоимости продукции (работ, услуг);

  1. другими нормативными документами по бухгалтерскому учету различных сфер деятельности организации (инвестиционная деятельность, совместная деятельность и др.) и видов имущества (основные средства, товарно-материальные ценности, ценные бумаги, нематериальные активы и др.).

Основным же, нормативным документом при формировании организацией бухгалтерской  отчетности, является Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) “Бухгалтерская отчетность организации”.

В данном Положении устанавливается  состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской  отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций  и бюджетных организаций.

Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического  наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления  отчетной информации для иных специальных  целей.

Одно из главных требований к информации, формируемой в бухгалтерской  отчетности, достоверность и полнота. Следовательно, служба бухгалтерии  на предприятии должна отслеживать  изменения в области бухгалтерского учета и отчетности.[14]

Глава 2. Этапы составления и  представления годовой бухгалтерской  отчетности

2.1 Подготовительная работа перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым  к ней требованиям, при составлении  бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий:

    1. полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

    1. полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета;

    1. осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному  специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода  всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все  бухгалтерские записи на синтетических  и аналитических счетах (включая  результаты инвентаризации), проверена  правильность этих записей.[15]

Приступая к закрытию счетов, следует  иметь в виду, что современные  организации являются сложными объектами  учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства.

При взаимном использовании продукции  и услуг невозможно во всех случаях  отнести на все объекты калькуляции  фактические затраты. Какую-то часть  затрат по некоторым объектам калькуляции  организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.[11]

Итак, разберем этот вопрос несколько  подробнее на примере составления  годового отчета. Этому процессу предшествует проверка правильности ведения бухгалтерского учета в организации, включающая следующие подготовительные работы:

1. Сверка итогов аналитического и синтетического учета. Свидетельством правильности ведения бухгалтерского учета являются:

- равенство суммы остатков аналитических счетов, открытых в развитие определенного синтетического счета, и остатков данного синтетического счета;

- равенство суммы оборотов по дебету или кредиту этих же аналитических счетов и оборотов по дебету или кредиту синтетического счета.

Если при сверке суммы оборотов и остатков по синтетическому счету  не тождественны соответственно итоговой сумме оборотов и остатков аналитических  счетов, открытых к нему, то это означает, что есть ошибки и они должны быть исправлены.

При ведении бухгалтерского учета  с помощью компьютерной системы  учета тождество данных синтетического и аналитического учета должно обеспечиваться бухгалтерской программой автоматически.

  1. инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации.

Информация о работе Годовая бухгалтерская отчетность предприятия: порядок её составления и представления