Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:43, курсовая работа
При написании курсовой работы была поставлена цель - изучить теоретические вопросы составления годовой бухгалтерской отчетности, источники информации и порядок ее.
При проведении комплексного анализа годовой бухгалтерской отчетности были использованы следующие приемы и методы: аналитический метод, факторный метод, горизонтальный анализ, вертикальный анализ, анализ абсолютных показателей, сравнительный анализ.
Введение 4
Глава I Теоретические аспекты годовой бухгалтерской отчетности предприятия 6
1.1. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности 6
1.2. Порядок составления бухгалтерской отчетности организации 8
1.3. Основные требования и принципы бухгалтерской отчетности 10
Глава II Бухгалтерская отчетность, как информационная база для анализа 15
2.1. Круг пользователей бухгалтерской отчетности 15
2.2. Процедура составления бухгалтерской отчетности 18
2.3. Значимость бухгалтерской финансовой отчетности предприятия 25
Глава III Проблемы, возникающие при составлении годовой бухгалтерской отчетности предприятия и пути их решения 27
3.1. Трудности сбора, анализа и представления годовой бухгалтерской отчетности 27
3.2. Составление двух версий годового бухгалтерского отчета 28
3.3. Продвижение годового бухгалтерского отчета 30
3.4. Анализ типичных ошибок, встречающих при составлении годовой бухгалтерской отчетности 31
Заключение 39
Список литературы 41
· если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то потери от недостачи и порчи списываются на внереализационные расходы;
2) создание оценочных резервов на дату составления отчетности.
При составлении отчетности производится уточнение оценки некоторых объектов имущества, если стоимость этого имущества, отраженная в бухгалтерском учете, оказывается выше их реальной стоимости. Уточнение оценки производится путем создания оценочных резервов:
· резерва под снижение стоимости материальных ценностей;
· резерва под обесценение финансовых вложений;
· резерва по сомнительным долгам.
При наличии резервов ценности и обязательства в бухгалтерском балансе показываются в оценке-нетто, т.е. за вычетом соответствующего резерва.
3) уточнение оценки финансовых вложений, по которым можно определить их текущую рыночную стоимость.
Финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Указанную корректировку организация может производить ежемесячно или ежеквартально. Разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений относится на финансовые результаты (в составе операционных доходов или расходов);
4) отражение на счетах учета имущества ценностей, находящихся в пути.
При составлении отчетности организации должны учесть на счетах учета имущества еще не поступившие в организацию ценности, если на эти ценности в соответствии с условиями договоров перешли права владения, пользования и распоряжения.
Такие ценности могут находиться в пути, т.е. они переданы по условиям договора перевозчику, или на складе поставщика на ответственном хранении;
5) уточнение оценки имущества (работ, услуг), полученных (выполненных, оказанных) по неотфактурованным поставкам, расчетные документы по которым получены до даты представления отчетности.
Неотфактурованными поставками считаются
материальные запасы, поступившие в
организацию, на которые отсутствуют
расчетные документы (счет, платежное
требование, платежное требование-
Неотфактурованные поставки приходуются по счетам учета материальных запасов по принятым в организации учетным ценам.
В случаях, если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов, то указанные материальные запасы приходуются по рыночным ценам. После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов.
Одновременно уточняются расчеты с поставщиком;
6) пересчет в рубли на дату составления бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
Если организация по состоянию на отчетную дату имеет средства в валюте на валютных счетах, в кассе, а также обязательства в валюте (дебиторскую или кредиторскую задолженность), то они подлежат переоценке по курсу соответствующих валют, установленных Центральным банком РФ на дату составления отчетности. Разница в оценке валют, выявленная на счетах учета денежных средств в валюте, а также на счетах учета расчетов, составляет курсовую разницу, которая относится на внереализационные доходы или расходы. [10]
Отражение финансового результата деятельности организации при составлении годовой бухгалтерской отчетности включает:
· закрытие субсчетов, открытых к счету 90 «Продажи» (90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы»), на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»;
· закрытие субсчетов, открытых к счету 91 «Прочие доходы и расходы» (91-1 «Прочие доходы», 91-2 «Прочие расходы»), на субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»;
· начисление налога на прибыль, а также сумм причитающихся налоговых санкций;
· списание чистой прибыли (убытка) на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Процедура заполнения форм бухгалтерской отчетности представляет собой перенос сгруппированных по элементам отчетности данных из бухгалтерских регистров в соответствующие разделы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм бухгалтерской отчетности. Основным учетным регистром, на основании которого заполняются отчетные формы, является Главная книга. Некоторые показатели форм бухгалтерской отчетности определяются по данным аналитического учета.
Важным контрольным моментом при
заполнении форм бухгалтерской отчетности
является взаимоувязка показателей
форм отчетности, под которой понимается
сопоставление показателей, демонстрирующих
оценку одних и тех же элементов
финансового положения
Бухгалтерская финансовая отчетность является традиционной информационной базой финансового анализа, потому что в классическом понимании финансовый анализ – это анализ данных финансовой отчетности. Использование бухгалтерской (финансовой) отчетности оправдано тем, что это практически единственный вид информации о деятельности предприятия, которая собирается регулярно и доступна в течение продолжительного периода.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений. Отчетность представляет собой заключительный элемент системы бухгалтерского учета. Все элементы бухгалтерской отчетности тесно связаны между собой как единое целое в виде системы экономических показателей, характеризующих условия и результаты работы предприятия за отчетный период.[15]
Информация может быть недостаточной или избыточной для пользователя, в связи с чем вводится понятие "существенная информация", что отражено в ПБУ 1/08. Организация должна раскрывать в бухгалтерской отчетности каждый существенный показатель; критерием существенности может быть как общеустановленный порог существенности в 5% от общего итога соответствующих данных, так и иной обоснованный показатель. Содержание бухгалтерской отчетности представляет собой комплекс показателей, связанных между собой как логически, так и информационно. Процесс реформирования современной российской финансовой отчетности направлен на приближение ее к Международным стандартам финансовой отчетности.
Каждая из приведенных форм отчетности при финансовом анализе выполняет свою, возложенную на нее информационную задачу (см. рис.3).
Рис. 3. Элементы бухгалтерской отчетности и их информационные задачи
Глава III Проблемы, возникающие при составлении годовой бухгалтерской отчетности предприятия и пути их решения
Несмотря на широко распространенное понимание важности годового отчета с точки зрения коммуникаций с потенциальными инвесторами и другими заинтересованными сторонами, во многих компаниях остается нерешенной проблема эффективной организации процесса его подготовки.
Во-первых, успех реализации предприятием задачи по подготовке качественного годового отчета во многом будет зависеть от своевременности начала этого процесса и соблюдения сроков его завершения. Целесообразно приступить к созданию отчета в последнем квартале отчетного года.
Во-вторых, своевременности подготовки и предоставления информации и материалов для годового отчета всеми подразделениями предприятия, участвующими в этом процессе, должно способствовать назначение ответственного за реализацию этого проекта лица, кто будет координировать и контролировать выполнение всех работ. Предпочтительнее, чтобы таковым стал один из руководителей высшего звена компании. Это позволит повысить значимость проекта по подготовке годового отчета и степень ответственности и дисциплины в его реализации.
С начала работы компании следует определить цель подготовки годового отчета и целевую аудиторию, которой он будет предназначен. От выбора этих параметров будут зависеть формат подготовки годового отчета, его содержание, необходимость привлечения дизайнеров, консультантов, переводчиков на иностранный язык. В соответствии с выбранными задачами и целевой аудиторией легче определить структуру и содержание той информации, которую следует раскрыть в этом отчете, а также задать единый стандарт предоставления сведений о своей деятельности подразделениями компании. Наличие такого стандарта, выполненного, например, в виде перечня вопросов для подразделений, позволит в определенной степени повысить качество предоставляемой ими информации, сблизить их по стилю изложения.[16]
В настоящее время в российских компаниях широко распространена практика подготовки двух версий годового отчета. Первая составляется в соответствии с требованиями российского законодательства и представляется акционерам в числе материалов к годовому общему собранию. Вторая версия, часто называемая «презентационным годовым отчетом», ориентирована на распространение не только среди существующих акционеров, но и среди потенциальных инвесторов, деловых партнеров и других заинтересованных сторон. Именно эти отчеты направляются компаниями для участия в различных конкурсах на лучшие годовые отчеты.
На первый взгляд презентационный годовой отчет отличает от отчета, предусмотренного законодательством, только его дизайнерское оформление и полиграфическая печать. Вместе с тем с точки зрения содержания можно выделить следующие отличия между данными версиями годового отчета:
- включение в предусмотренный
законодательством годовой
- включение в предусмотренный
законодательством годовой
- раскрытие в предусмотренном
законодательством годовом
корпоративного поведения по форме, установленной Распоряжением ФКЦБ России от 30 апреля 2003 г. № 03-849/р.
В обе версии годового отчета, как правило, входят информация о стратегии развития компании, описание основных направлений деятельности и достигнутых по ним результатов, анализ занимаемого компанией положения на рынке, классификация рисков, структура и состав органов управления, а также сведения о других аспектах практики корпоративного управления.
Таким образом, представляется целесообразным готовить один годовой отчет, включающий все перечисленные выше сведения. Это позволит избежать риска возникновения претензий о дискриминации в раскрытии информации, когда некая заинтересованная сторона получает один объем данных о компании, а другая сторона - отличные от них сведения. Следует отметить, что степень этого риска может существенно возрастать, когда за подготовку разных версий годового отчета в компании отвечают несколько подразделений (например, предусмотренный законодательством отчет готовят юристы или корпоративный секретарь, а презентационный отчет -специалисты по связям с инвесторами). Приведенный пример свидетельствует также о том, что создание одной версии может быть оправданным и с точки зрения экономии необходимых для этого ресурсов.
При подготовке единого годового отчета компанию не должен останавливать слишком большой объем информации, который необходимо будет включить в отчет в связи с требованиями законодательства, например сведения о крупных сделках и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность. Во-первых, такую информацию можно существенно сократить за счет ее грамотного оформления и подачи. Во-вторых, эти сведения можно оформить в виде приложения к отчету.
Кроме того, при создании структуры единой версии годового отчета не следует, на наш взгляд, стремиться к полному соответствию названий разделов отчета перечню выдвигаемых к нему требований законодательства. Так, например, разделы «Приоритетные направления деятельности» и «Перспективы развития общества» могут быть объединены в одном разделе, посвященном описанию стратегии развития этого общества.[16]
Поскольку годовой отчет является одним из наиболее эффективных инструментов коммуникаций с потенциальными инвесторами и другими стейкхолдерами, то компании следует активно его использовать в этом качестве. Для этого необходимо профессионально продвигать годовой отчет среди целевых групп, для которых он был подготовлен.
Одним из наиболее очевидных и простых способов продвижения годового отчета является его размещение на интернет-сайте компании. Этот источник в настоящее время можно назвать самым удобным и наименее затратным для акционеров и потенциальных инвесторов способом получения информации о компании, в том числе представленной в формате годового отчета. Несмотря на это, до сих пор встречаются компании, которые не размещают годовые отчеты на своих страницах в Интернете и тем самым существенно ограничивают аудиторию их читателей.
Актуальность использования интернет-сайта для целей продвижения годового отчета компании в дальнейшем, на наш взгляд, будет только возрастать. Уже сейчас российские компании подготавливают так называемые интернет-версии годового отчета. Содержание этой версии полностью соответствует содержанию напечатанного отчета, однако его разделы связаны в единый гипертекстовый документ и переход между ними просто и удобно осуществляется с помощью системы гиперссылок.