Годовая бухгалтерская отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

При написании курсовой работы была поставлена цель - изучить теоретические вопросы составления годовой бухгалтерской отчетности, источники информации и порядок ее.
При проведении комплексного анализа годовой бухгалтерской отчетности были использованы следующие приемы и методы: аналитический метод, факторный метод, горизонтальный анализ, вертикальный анализ, анализ абсолютных показателей, сравнительный анализ.

Содержание работы

Введение 4
Глава I Теоретические аспекты годовой бухгалтерской отчетности предприятия 6
1.1. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности 6
1.2. Порядок составления бухгалтерской отчетности организации 8
1.3. Основные требования и принципы бухгалтерской отчетности 10
Глава II Бухгалтерская отчетность, как информационная база для анализа 15
2.1. Круг пользователей бухгалтерской отчетности 15
2.2. Процедура составления бухгалтерской отчетности 18
2.3. Значимость бухгалтерской финансовой отчетности предприятия 25
Глава III Проблемы, возникающие при составлении годовой бухгалтерской отчетности предприятия и пути их решения 27
3.1. Трудности сбора, анализа и представления годовой бухгалтерской отчетности 27
3.2. Составление двух версий годового бухгалтерского отчета 28
3.3. Продвижение годового бухгалтерского отчета 30
3.4. Анализ типичных ошибок, встречающих при составлении годовой бухгалтерской отчетности 31
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Помимо интернет-сайта, компания может использовать для размещения своего годового отчета другие тематические страницы в сети. Хорошим примером может служить сайт AnnualReports.сom, где собраны годовые отчеты большого числа публичных зарубежных компаний, чьи ценные бумаги обращаются на ведущих биржах США и Великобритании. Акционеры, потенциальные инвесторы и другие заинтересованные стороны имеют свободный и бесплатный доступ к этой информации. Однако следует отметить, что в данном каталоге годовых отчетов в настоящее время не представлена ни одна российская компания, чьи акции котируются на NYSE или LSE.

Примером использования  Интернет-ресурсов других организаций  при продвижении годового отчета компании может служить сайт Российского института директоров (РИД) - http://www.rid.ru/. Здесь создан отдельный раздел «Передовая практика подготовки годовых отчетов», где представлены наиболее качественные отчеты сотрудничающих с РИД компаний. Учитывая, что Интернет-ресурс РИД обладает довольно высокой популярностью среди профессионалов в сфере корпоративного управления и инвестиций, размещая здесь свой годовой отчет, компания существенно расширяет аудиторию потенциальных читателей этого отчета.

При продвижении своего годового отчета компания может обратиться за услугами к профессиональным консультантам в этой области. Преимущество таких услуг - их комплексный характер, поскольку они, как правило, включают в себя рассылку годового отчета среди потенциальных инвесторов, размещение информации о нем в ведущих финансовых СМИ, анализ его восприятия целевыми группами др. Примером профессионального подхода к продвижению годового отчета является компания Euroland Investors, предлагающая подобные услуги.

В качестве дополнительных способов продвижения годового отчета можно  также назвать участие компании в федеральных и региональных конкурсах на лучшие годовые отчеты, использование ссылок на годовой отчет в тех или иных материалах, подготавливаемых компанией и ее сотрудниками (презентации, статьи), и др.[16]

 

3.4. Анализ  типичных ошибок, встречающих при  составлении годовой бухгалтерской  отчетности

Несоблюдение отдельных положений  законодательных  и нормативных  документов, регламентирующих порядок  составления и представления  бухгалтерской отчетности, и приводит к ошибкам при составлении бухгалтерской отчетности. Часто встречающиеся ошибки можно условно разделить на три группы.





 

 

Рис. 4 Виды ошибок

Организационные — ошибки, связанные с неправильным определением состава бухгалтерской отчетности, периодичности ее составления;

Технические — неправильное заполнение отдельных реквизитов и арифметические ошибки, возникающие при заполнении форм отчетности;

Методологические — возникают в связи с неправильным ведением бухгалтерского учета и, как следствие, ошибками при перенесении данных учета в отчетность.

  1. Организационные ошибки

Каждая организация обязана  составлять бухгалтерскую отчетность по результатам отчетного периода (промежуточная) и отчетного года (годовая). В полном объеме составляется только годовая бухгалтерская отчетность. Квартальную и месячную бухгалтерскую  отчетность допускается составлять лишь в объеме первых двух форм: бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

К одной из основных организационных  ошибок формирования бухгалтерской  отчетности, без сомнения, можно  отнести несоставление промежуточной  отчетности за месяц. В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона о бухгалтерском  учете в организации должна быть составлена квартальная и месячная бухгалтерская отчетность. Обычно сотрудники бухгалтерии в этом случае считают, что достаточно составлять месячную бухгалтерскую отчетность в электронном виде, поскольку она не сдается внешним пользователям (например, в налоговые органы). Однако при этом не учитывается п. 6 ст. 13 данного Закона, который требует составлять и хранить бухгалтерскую отчетность на бумажных носителях. Аналогичную ошибку зачастую допускают организации, представляющие отчетность в налоговые органы в электронном виде. Почему-то в данных организациях обычно отсутствует полный комплект бухгалтерской отчетности на бумажных носителях, подписанный руководителем и главным бухгалтером.

При составлении первой бухгалтерской  отчетности вновь созданным организациям необходимо учитывать положения  п. 2 ст. 14 Закона о бухгалтерском  учете, устанавливающие, что для  организаций, созданных после 1 октября, первым отчетным годом считается  период с даты их государственной  регистрации по 31 декабря следующего года.

Распространенной организационной  ошибкой является также неправильное определение состава бухгалтерской  отчетности организациями, являющимися  субъектами малого предпринимательства. В соответствии с п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую  проверку бухгалтерской отчетности, могут принять решение о том, что в состав годовой бухгалтерской  отчетности они включают только баланс и отчет о прибылях и убытках. Обычно такие организации ошибочно не оформляют решение о составлении  годовой бухгалтерской отчетности в упрощенном порядке.

Кроме того, ошибочно составляют годовую бухгалтерскую отчетность в неполном объеме организации малого бизнеса, которые должны проводить  обязательную аудиторскую проверку из-за превышения предельных значений выручки от реализации (50 млн руб.) или валюты баланса (20 млн руб.).

Зачастую приходится сталкиваться со случаями полного несоставления  бухгалтерской отчетности организациями  малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ. При этом должностные лица таких организаций ссылаются на п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете, который якобы освобождает их от обязанностей по ведению бухгалтерского учета. Однако они не обращают внимание на то, что помимо этого Закона есть другие законодательные акты, требующие ведения бухгалтерского учета.

Достаточно распространенной ошибкой является непроведение организациями  обязательной аудиторской проверки годовой отчетности. При этом отчетность оказывается неполной, что приводит к получению требований от внешних  пользователей (в частности, налоговых  органов) о предоставлении аудиторского заключения. В противном случае на организацию и ее должностных  лиц может быть наложен штраф.

В соответствии со ст. 12 Закона о бухгалтерском учете перед  составлением годовой отчетности все  организации обязаны проводить  инвентаризацию активов и обязательств. Ее отсутствие в установленные сроки  не позволяет считать составленную бухгалтерскую отчетность достоверной  и зачастую является причиной отказа в выдаче безусловно положительного аудиторского заключения.

2. Технические ошибки

Одна из наиболее распространенных технических ошибок — в порядке  подписания форм отчетности. В основном это касается организаций, в которых  бухгалтерский учет ведет не главный  бухгалтер, а специализированная организация  или бухгалтер-специалист по договору подряда. В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете  в этом случае подписывать отчетность за главного бухгалтера должен руководитель специализированной организации или  бухгалтер-специалист. На практике же зачастую подпись за главного бухгалтера ошибочно ставит руководитель организации, в которой ведется бухгалтерский  учет.

В Российской Федерации показатели бухгалтерской отчетности должны указываться  в тысячах или миллионах рублей без десятичных знаков. Однако некоторые бухгалтерские работники по-прежнему пытаются указывать данные бухгалтерской отчетности в рублях по аналогии с данными налоговой отчетности. Этой ошибке способствует наличие такой возможности в ряде распространенных бухгалтерских компьютерных программ.[16]

При проверках отчетности приходится сталкиваться с отсутствием  в ней реквизита «Дата подписания отчетности». Необходимо отметить, что  в типовых бланках бухгалтерской  отчетности предусмотрено четыре разные даты.

1. Отчетная дата бухгалтерской отчетности — для годовой отчетности это 31 декабря отчетного года, а для промежуточной — последняя дата отчетного периода.

2. Дата утверждения бухгалтерской отчетности — это дата проведения общего годового собрания собственников организации, на котором рассмотрены итоги ее деятельности за отчетный год. Обычно это дата протокола общего собрания или решения собственника об утверждении финансовых итогов деятельности организации. В соответствии с законодательством РФ для АО дата утверждения годовой бухгалтерской отчетности должна быть в пределах с 1 февраля до 30 июня года, следующего за отчетным, а для ООО — с 1 февраля до 30 апреля года, следующего за отчетным. Если отчетность предоставляется внешним пользователям до проведения общего собрания собственников, реквизит «Дата утверждения» не заполняется. Не заполняется он и в промежуточной отчетности.

3. Дата отправки (принятия) бухгалтерской отчетности — это дата отправки отчетности внешним пользователям (по почте, электронным каналам связи и т.п.). Она может быть различной в зависимости от того, когда направлена отчетность тем или иным пользователям. При фактической передаче отчетности внешним пользователям указывается дата ее принятия последними.

4. Дата подписания бухгалтерской отчетности — важнейший реквизит, поскольку от его наличия зависит признание отчетности достоверной. До даты подписания в отчетности должны быть учтены все изменения, которые могли произойти с организацией после отчетной даты. Порядок отражения в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты детально описан в ПБУ 7/98. Кроме того, организация не сможет получить аудиторское заключение, если ее бухгалтерская отчетность не содержит дату подписания. Ведь в соответствии с нормативными документами по аудиторской деятельности запрещено выдавать заключение о достоверности отчетности раньше даты ее подписания.[16, 17]

Достаточно часто при  составлении бухгалтерского баланса  бухгалтеры нарушают п. 34 ПБУ 4/99, согласно которому не допускается зачет между  статьями активов и пассивов. На практике же бухгалтерии ошибочно производят зачет между различными статьями дебиторской и кредиторской задолженности. В результате имущественное положение  организации, отраженное в отчетности, оказывается недостоверным. Особенно часто организации отражают в  балансе сальдированный остаток  по счету 68 «Расчеты по налогам и  сборам» и счету 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами».

Аналогичной является ошибка, связанная с искусственным раздуванием  валюты баланса за счет неправильного  закрытия задолженности по контрагентам. Например, когда организация в  отчетном периоде перечислила аванс, отраженный по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные», и  уже получила до отчетной даты в  счет этого аванса товары (работы, услуги), отраженные по кредиту счета 60, субсчет  «Расчеты по полученным товарам (работам, услугам)». Если организация своевременно не провела зачет между различными субсчетами счета 60, валюта бухгалтерского баланса оказывается завышенной. Подобная ошибка возникает и когда  организация ведет аналитический  учет по контрагентам в разрезе каждого  первичного документа. В этом случае, если организация своевременно не производит закрытие выставленных документов оплатой, также может возникать «раздувание» валюты баланса за счет того, что по одной и той же организации на одном и том же аналитическом счете числится как кредиторская, так и дебиторская задолженность.

Несмотря на кажущуюся  незначительность, данная ошибка может  иметь весьма существенный характер и даже привести к признанию бухгалтерской  отчетности недостоверной в целом. Кроме того, в небольших организациях такие ошибки зачастую приводят к  необходимости проведения обязательного  аудита из-за ошибочного превышения валютой  баланса значения 20 млн руб., что  влечет для организации дополнительные, ничем не обоснованные расходы.

Еще одна методологическая ошибка — отражение выданных организацией безвозмездных займов (займов с нулевой  процентной ставкой) в составе финансовых вложений. В соответствии с п. 2 ПБУ 19/02 одним из условий принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений является способность приносить организации экономические выгоды (доход). Очевидно, что предоставление беспроцентных займов дохода не приносит, а следовательно, отражать данные активы в бухгалтерской отчетности необходимо как прочие или зачислять их в состав прочей дебиторской задолженности.

Сведения, содержащиеся в  бухгалтерской отчетности организации, оказываются неполными, если при  составлении отчетности не указывается  имущество, числящееся на забалансовых счетах. Так, типичной ошибкой является отсутствие в бухгалтерском балансе  сведений об арендованных организацией основных средствах или нематериальных активах, находящихся в пользовании.[9]

При проверках ООО приходится сталкиваться с ошибкой, связанной  с неотражением в отчете об изменениях капитала (форма № 3) размера чистых активов. Следует отметить, что данный подход противоречит нормам Закона об ООО, согласно которым чистые активы необходимы для оценки значительного количества показателей. Например, показатель чистых активов используется в ст. 29 указанного Закона для оценки возможности выплаты дивидендов организацией, а в п. 3 ст. 20 — для оценки возможности функционирования организации в будущем. Ссылка на то, что в настоящее время не утвержден федеральный закон, определяющий порядок расчета чистых активов для обществ с ограниченной ответственностью, предусмотренный ст. 20 Закона об ООО, не может являться оправданием.

Информация о работе Годовая бухгалтерская отчетность