Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:08, курсовая работа
В основе аграрной политики любой страны лежит понимание особой роли аграрного сектора экономики в жизнедеятельности общества. Сельскохозяйственная продукция во всем мире является не просто товаром, она - стратегический товар, одна из основ нормального существования и прогресса общества. Поэтому поддержка агропромышленного производства является важнейшей задачей экономической политики государства.
История убедительно свидетельствует, что как чисто рыночная, так и полностью государственная экономика доказали свою несостоятельность. Поэтому при построении системы государственного регулирования аграрного сектора, одна из основных задач заключается в поиске оптимального сочетания рыночного и государственного начал в достижении главной цели развития общества. Процесс этот не является простым и ставит перед разработчиками государственных программ много трудноразрешимых вопросов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Значение государственной поддержки сельского хозяйства………....5
1.1.Роль АПК в экономике России и других стран……………………………..5
1.2.Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства………………………………………………………………………7
1.3.Объёмы и эффективность направлений государственной поддержки сельского хозяйства……………………………………………………………...14
1.4.Основные причины разрушения сельскохозяйственного производства...18
Глава 2.Особенности регулирования АПК…………………………………….20
2.1.Формы государственного регулирования………………………………….20
2.2. Основные направления политики в АПК………………………………….26
2.3. Опыт зарубежных стран в государственном регулировании агробизнеса……………………………………………………………………….28
2.4.Условия и предпосылки государственного вмешательства………………31
2.5.Современная ситуация в АПК. Её причины……………………………….33
Глава 3.Совершенствование государственного регулирования сельскохозяйственного производства………………………………………….36
3.1.Пути повышения эффективности производства предприятия……………36
3.2.Целевые установки и формирование стратегии развития предприятия (фирмы)…………………………………………………………………………...39
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложения……………………………………………………………………...50
Федеральное государственное образовательное
учреждение высшего
профессионального образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная
академия
им. В.Р.Филиппова»
Кафедра экономики сельского хозяйства
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Государственное регулирование и поддержка производства сельскохозяйственных предприятий»
Выполнил: студентка 5302 группы Брельгина Е.А.
Проверил: преподаватель
Марактаева Е.Н.
Улан-Удэ
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Значение государственной поддержки сельского хозяйства………....5
1.1.Роль АПК в экономике
России и других стран………………………
1.2.Необходимость
1.3.Объёмы и эффективность направлений государственной
поддержки сельского хозяйства………………………………………………………
1.4.Основные причины разрушения сельскохозяйственного производства...18
Глава 2.Особенности регулирования АПК…………………………………….20
2.1.Формы государственного регулирования………………………………….20
2.2. Основные направления политики в АПК………………………………….26
2.3. Опыт зарубежных стран в государственном
регулировании агробизнеса…………………………………………………
2.4.Условия и предпосылки государственного вмешательства………………31
2.5.Современная ситуация в АПК. Её причины……………………………….33
Глава 3.Совершенствование
государственного регулирования
3.1.Пути повышения
3.2.Целевые установки
и формирование стратегии развития предприятия
(фирмы)……………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
В основе аграрной политики любой страны лежит понимание особой роли аграрного сектора экономики в жизнедеятельности общества. Сельскохозяйственная продукция во всем мире является не просто товаром, она - стратегический товар, одна из основ нормального существования и прогресса общества. Поэтому поддержка агропромышленного производства является важнейшей задачей экономической политики государства.
История убедительно
свидетельствует, что как
Бесспорной является
ведущая роль государственного
регулирования в таких сферах,
как развитие сельской
Недостатки экономической политики государства последнего десятилетия с особой остротой проявились в положении аграрного сектора. Причиной этого стали как отраслевые особенности данной сферы, так и более сложные стартовые условия, сложившиеся к началу экономических реформ, выразившиеся в отставании агропромышленного комплекса от других отраслей народного хозяйства по основным техническим, экономическим и организационным параметрам. В результате при переориентации всей экономики с использованием натуральных ресурсов, имевших приоритетное значение в условиях дефицита, на финансовые ресурсы, аграрный сектор оказался в наихудшем положении, его доступ ко всем источникам финансирования оказался резко ограниченным.
Реформирование аграрного сектора экономики России требует осмысления накопленного опыта по освоению рыночных форм, методов и принципов государственного регулирования. Слепое копирование зарубежного опыта без учета российской специфики не приближает, а отдаляет экономику от стабилизации и экономического прогресса в агропромышленном производстве.
Учитывая, что центр тяжести государственной поддержки аграрного сектора переместился на региональный уровень, усиливается значение мер регулирования агропромышленного производства в регионах РФ. По мнению ученых и политиков, реформы в аграрной сфере тормозятся именно на региональном уровне. Масштабы государственной поддержки в России невелики в сравнении с зарубежными странами, и это еще один аргумент в необходимости решения проблемы эффективной работы ограниченных бюджетных ассигнований в агропромышленном комплексе региона.
Целью данной курсовой работы является изучение госрегулирования и господдержки сельскохозяйственных предприятий. Для этого необходимо детально рассмотреть все инструменты и формы регулирования государством сельского хозяйства страны, следовательно, потребуется уделить внимание на основные направления политики в АПК, особенности регулирования АПК, определить условия и предпосылки государственного вмешательства, влияние государства на развитие сельскохозяйственных предприятий и экономику страны в целом.
Глава 1.Значение
государственной поддержки
1.1.Роль АПК в экономике России и других стран
Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал. В нем занято почти 30 % работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов, и создается около трети валового национального дохода. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.
Важнейшим звеном
агропромышленного комплекса
Сельское хозяйство следует рассматривать не только как отрасль, обеспечивающую страну продуктами питания и промышленность сырьем. Не менее значима его стратегическая роль как основного заказчика и потребителя промышленной продукции, формирующего, в конечном счете, прибыль в различных отраслях народнохозяйственного комплекса. При этом на предприятиях, работающих на село, как правило, уровень рентабельности значительно выше, чем в сельском хозяйстве. При устойчивом состоянии экономики один крестьянин обеспечивает работой семь-восемь рабочих других отраслей и зарплатой значительно более высокой, чем в сельском хозяйстве. Именно высокий уровень развития сельскохозяйственного производства, его платежеспособность, возможность и необходимость приобретать и поглощать материально-технические ресурсы (технику, запчасти, средства химизации, энергоресурсы и т. д.), являющиеся продукцией десятков отраслей, определяет устойчивое развитие всего народнохозяйственного комплекса.
Состояние сельскохозяйственного производства определяет продовольственную безопасность государства. При этом экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия выходит за рамки проблем торговли. Многие ведущие страны мира (США, страны ЕС и др.) относят этот вопрос к приоритетной, так называемой "высокой политике".
О том, какое значение придается вопросам обеспечения отечественной сельскохозяйственной продукцией и продуктами питания даже в очень богатых и экономически благополучных странах, свидетельствует политика Японии. В доктрине комплексной безопасности Японии вопросу обеспечения продовольственной безопасности страны наряду с военной безопасностью и топливной проблемой отведено ведущее первое место. В указанной доктрине на долгосрочную перспективу ставится задача преодоления зависимости от импортных поставок продовольствия (хотя импорт составляет не более 40 % потребления продовольствия в Японии) и обеспечения устойчивого и гарантированного снабжения населения страны собственным продовольствием. При оценке этой политики следует учесть следующие значимые обстоятельства: генеральной задачей комплексной безопасности Японии объявляется наращивание собственного сельскохозяйственного производства, несмотря на то, что из-за неустранимых природных и трудноразрешимых экономических причин производство продовольствия оказывается в Японии дороже, чем в США (основной экспортер продовольствия в Японию), как минимум в 2-3 раза, а по большинству продуктов - в 4-5 раз. Ставится задача преодоления зависимости от поставок продовольствия из США - главного стратегического партнера и союзника Японии.
Рассматривая данную
проблему на уровне
1.2.Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства
Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависит от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы. Рыночная экономика, несмотря на её многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищённые слои населения.
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие социальные проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство. Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и её национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики. Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.
Сельскохозяйственное производство связано с биологическими и природными процессами. Оно находится в прямой зависимости от климатических факторов, вовлеченности в производство человека, земли, растений, животных, разнообразного по своему составу и назначению основного и оборотного капитала и является очень сложной формой хозяйственной деятельности.
При этом независимо от
национальной принадлежности, уровня
развития, форм собственности, методов
его организации, сельское
Наиболее характерные особенности сельского хозяйства:
В качестве главного, незаменимого средства производства в сельском хозяйстве выступает земля. Качественное состояние земли улучшается при ее рациональном хозяйственном использовании как средства производства. Однако для поддержания необходимого уровня плодородия следует возмещать не только использованные питательные вещества почвы, но и восстанавливать качественные показатели (содержание гумуса, уровень кислотности, состояние водно-воздушного режима и т. д.), что связано со значительными материально-техническими и финансовыми вложениями. При этом окупаемость основных объемов инвестиций растянута во времени и исчисляется несколькими годами (известкование, мелиорация, гипсование и т. д.), что сдерживает вложение средств в сельское хозяйство. Чтобы смягчить влияние этих объективных факторов, земельные угодья во всех странах, независимо от форм собственности, рассматриваются как общенациональное достояние, и затраты на их сохранение выделяются из государственного бюджета. Кроме этого, государства берут на себя значительную часть затрат, связанных с формированием социальной инфраструктуры села, развитием сельских территорий.