Государственное регулирование и поддержка производства сельскохозяйственных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

В основе аграрной политики любой страны лежит понимание особой роли аграрного сектора экономики в жизнедеятельности общества. Сельскохозяйственная продукция во всем мире является не просто товаром, она - стратегический товар, одна из основ нормального существования и прогресса общества. Поэтому поддержка агропромышленного производства является важнейшей задачей экономической политики государства.
История убедительно свидетельствует, что как чисто рыночная, так и полностью государственная экономика доказали свою несостоятельность. Поэтому при построении системы государственного регулирования аграрного сектора, одна из основных задач заключается в поиске оптимального сочетания рыночного и государственного начал в достижении главной цели развития общества. Процесс этот не является простым и ставит перед разработчиками государственных программ много трудноразрешимых вопросов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Значение государственной поддержки сельского хозяйства………....5
1.1.Роль АПК в экономике России и других стран……………………………..5
1.2.Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства………………………………………………………………………7
1.3.Объёмы и эффективность направлений государственной поддержки сельского хозяйства……………………………………………………………...14
1.4.Основные причины разрушения сельскохозяйственного производства...18
Глава 2.Особенности регулирования АПК…………………………………….20
2.1.Формы государственного регулирования………………………………….20
2.2. Основные направления политики в АПК………………………………….26
2.3. Опыт зарубежных стран в государственном регулировании агробизнеса……………………………………………………………………….28
2.4.Условия и предпосылки государственного вмешательства………………31
2.5.Современная ситуация в АПК. Её причины……………………………….33
Глава 3.Совершенствование государственного регулирования сельскохозяйственного производства………………………………………….36
3.1.Пути повышения эффективности производства предприятия……………36
3.2.Целевые установки и формирование стратегии развития предприятия (фирмы)…………………………………………………………………………...39
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложения……………………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Э.Фирмы. Брельгина Е.А..doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Глава3.Совершенствование государственного регулирования сельскохозяйственного производства

3.1.Пути повышения  эффективности производства предприятия

Экономика по своей сущности является стимулом производительности труда, всемерного повышения эффективности производства. Однако и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов, определяющих рост эффективности производства, методов его определения.  Для предприятий любой формы собственности очень важно учитывать финансовые результаты, отражающие динамику расходов и доходов в течение определенного времени. Однако, сама финансовая информация, выраженная  в денежной форме, без должного анализа производственной стратегии, эффективности использования производственных ресурсов и развития рынков сбыта не дают полной оценки текущего состояния и перспектив развития предприятия. Снижение издержек производства, рациональное использование материальных ресурсов, достижение более высоких экономических показателей и, прежде всего повышение производительности труда и эффективности производства, и на этой базе снижение себестоимости – наиболее важные и актуальные задачи работников управления производством. Для их решения большое значение имеет совершенствование управления в целях повышения его эффективности, овладение методами эффективного управления производством, а также расчеты и сравнение показателей эффективности производства предприятия. Необходимым условием разрешения поставленных задач является научный поиск, анализ, обобщение практики и обоснование такой системы управления предприятием, которая могла бы обеспечить повышение эффективности производства и насыщение рынка высококачественными товарами, доступными для массового потребителя. Все основные пути повышения эффективности: важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства, обеспечение высокой его эффективности был и остается научно-технический прогресс. Ранее преимущество отдавалось совершенствованию уже существующих технологий, частичной модернизации машин и оборудования. Такие меры давали определенную, но незначительную отдачу. Недостаточны  были стимулы разработки и внедрения мероприятий по новой технике. В современных условиях формирования рыночных отношений нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений - коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники. Важнейшие  направления НТП: широкое освоение прогрессивных технологий;  автоматизация производства; создание использование новых видов материалов.

Для повышения эффективности  производства важную роль играет выбранная  стратегия предприятия, главный  упор в которой делается на опережающий рост. На основании прогнозов в каждой организации были разработаны инвестиционные программы развития. При составлении инвестиционных программ главными критериями отбора проектов были: развитие внутриотраслевой кооперации; улучшение качественных характеристик выпускаемой продукции и доведение их до мирового уровня;  освоение производства новых видов высокорентабельной продукции.  Учитывая, что функционирование предприятий  происходит в жестких экономических условиях, обусловленных нехваткой финансовых ресурсов, возрастающей конкуренцией на внешнем рынке, были  определены два важнейших направления стратегического развития отрасли: повышение эффективности организации производства и всей маркетинговой политики, призванное обеспечить дальнейший рост объемов и конкурентоспособность выпускаемой продукции, более активное ее продвижение на внешние рынки, и проводимая параллельно модернизация основных производств (в том числе с участием внешних инвесторов), позволяющая вывести их на мировой уровень. В условиях формирования рыночных отношений существенно расширяются возможности действия всех факторов повышения эффективности производства. Осуществляются структурная перестройка народного хозяйства, переориентация его на  потребителя; модернизация важнейших отраслей промышленности на основе высоких технологий; преодоление отставания от мирового научно-технического уровня; финансовое оздоровление экономики; органичное включение страны в глобальные хозяйственные связи. В результате этого сформируется регулируемое, цивилизованное рыночное хозяйство, которое явится действенным средством, стимулирующим рост производительности труда, повышение эффективности всего общественного производства, приумножение общественного богатства  в интересах повышения благосостояния народа. Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущей потребности в топливе, энергии, сырье и материалах. В решении всех этих вопросов важная роль принадлежит промышленности. Предстоит создать и оснастить народное хозяйство машинами, оборудованием, обеспечивающую высокую эффективность использования конструкционных и других материалов, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, создание и применение высокоэффективных малоотходных и безотходных технологических процессов. Поэтому так необходима модернизация отечественного машиностроения - решающее условие ускорения научно-технический прогресс, реконструкции всего народного хозяйства. Нельзя забывать и об использовании вторичных ресурсов. Часто повышение эффективности производства зависит от поставленных задач. Так, увеличение объемов выпускаемой продукции может быть обеспечено за счет следующих факторов экономической эффективности: улучшение использования производственной мощности путем оптимизации загрузки оборудования и технологических режимов, улучшения организации обслуживания оборудования.

3.2.Целевые  установки и формирование стратегии  развития предприятия (фирмы)

Меры по созданию необходимых экономических условий для функционирования сельского хозяйства предусмотрены в проекте стратегии развития АПК и рыболовства до 2015 г., реализация которых должна осуществляться на базе федерального закона о развитии сельского хозяйства, проект которого дорабатывается. В проекте стратегии сформулированы системные проблемы развития аграрного сектора, определены четыре основных направления их решения: развитие зернового экспорта; форсированное развитие животноводства в режиме импортозамещения на внутренних рынках; повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса; устойчивое развитие сельских территорий. Кроме того, намечены критерии их решения. В этих целях предусмотрено разработать и реализовать федеральные целевые программы: "Повышение эффективности и развитие ресурсного потенциала сельского хозяйства"; "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы"; "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса". Реализацию этих программ намечается осуществлять с привлечением средств федерального бюджета. Реализация стратегии развития АПК будет способствовать ускоренному развитию животноводства с ориентацией на внутренний рынок. В результате доля импорта мяса в ресурсах потребления сократится. Зерновой экспортный потенциал составит возможность производства зерна до 100 млн. т в 2010 г., а его экспорт до 13 млн. т. Осуществление предусмотренных мер по развитию рыбохозяйственного комплекса позволит увеличить улов рыбы и добычу морепродуктов, сократить долю рыбной продукции импортного производства на внутреннем рынке.

Цель стратегии в  области устойчивого сельского  развития заключается в снижении бедности путем роста доходов от сельского хозяйства как основной отрасли на селе, расширении несельскохозяйственной занятости населения, улучшении доступа сельских жителей к услугам отраслей социальной и инженерной инфраструктуры. В результате уровень занятости сельского населения в трудоспособном возрасте возрастет, доля сельского населения с доходами ниже прожиточного минимума сократиться, удельный вес жилой площади в сельской местности, оборудованной водопроводом, достигнет 54%. Таким образом, реализация стратегии агропромышленного комплекса позволит получить устойчивый рост с темпами 5-6% в год (сельское хозяйство - 4%).

Вместе с тем, по нашему мнению, в комплексе проводимых государственных  мер по регулированию агропромышленного  производства основными должны быть меры по преодолению диспаритета цен. Не решив эту проблему, каким бы образом ни поддерживались доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, бюджетные субсидии, средства, полученные ими в результате формирования дополнительного спроса на сельскохозяйственную продукцию, будут изъяты из отрасли по каналам межотраслевых связей вследствие сложившейся неэквивалентности в отношениях сельского хозяйства с сопряженными отраслями экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В этой курсовой работе я  рассмотрела ситуацию, сложившуюся в аграрном секторе России. Здесь же были рассмотрены основные инструменты государственного регулирования, которые приемлемы в нынешних условиях для стабилизации ситуации и создания предпосылок к росту агропромышленного производства, основные направления государственного регулирования в аграрном секторе экономики. Опираясь на полученную информацию, можно сказать, что от правильного и разумного регулирования производства сельскохозяйственных предприятий государством, действительно, зависит уровень развития экономики страны, её значимость на международном рынке, дальнейший потенциал  развития страны и агробизнеса в целом. Это обуславливает госрегулирование, как систему рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства.

Сельское хозяйство  является одной из важнейших отраслей экономики, поэтому на современном этапе наиболее ключевой задачей должно стать создание жизнеспособного и самообеспечиваемого сельского хозяйства. В сельском хозяйстве основными проблемами для большинства сельскохозяйственных формирований, продолжают оставаться низкая платежеспособность, недостаток оборотных средств, устаревшая техника, отсутствие современных технологий возделывания и выращивания сельскохозяйственных культур, низкий породный состав животных, трудности сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции, недоступность банковских кредитов.

Для поддержания и  дальнейшего развития сельскохозяйственного производства с учетом его сезонного характера необходимо кардинальное решение проблемы кредитования. В этом плане интересен опыт отдельных экономически развитых стран, когда под предводительством Министерства сельского хозяйства создаются региональные земельные банки, кредитные банки, банки фермерских кооперативов, предоставляющие ссуды на основе четкой дифференциации назначения и источников кредитования. Кроме того, следует использовать венчурное инвестирование, осуществляемое без предоставления залогов и закладов; развивать альтернативные виды финансовой поддержки (лизинговые кредиты); создавать систему залоговых фондов взаимного кредитования.

Изучение опыта налогообложения  сельского хозяйства в развитых странах позволяет выделить тенденции и положения, которые могут быть использованы при разработке концептуальных подходов к построению налоговой системы в сельском хозяйстве: использование налоговой политики для стимулирования как всего аграрного производства, так и отдельных его отраслей; налоговые стимулы для инвестиций в сельское хозяйство путем исключения из налогообложения части дохода, направляемого на расширение производства. Необходима система защитных механизмов, стимулирующих развитие собственного сельского хозяйства. Главным рычагом модернизации сельскохозяйственного производства, возобновления экономического роста в отрасли, и как результат, повышения уровня жизни населения на селе, являются инвестиции. Из числа довольно часто применяемых форм государственной финансовой поддержки, наиболее эффективными являются прямое бюджетное финансирование на основе грантов, контрактов, льготных займов и косвенное стимулирование за счет отказа государства от части налоговых поступлений в обмен на инвестирование научно-исследовательских разработок.

Развитый рынок предусматривает  развитую систему информационного  обеспечения товаропроизводителей. Недооценка этого компонента приводит к резкому снижению конкурентных способностей агропромышленных предприятий. Организация продвижения готового продовольствия после переработки сельскохозяйственного сырья на неосвоенные внутренние и зарубежные рынки (с помощью выставок продаж, электронной рекламы, презентаций и др.) должна стать непременной функцией не только всех агропромышленных предприятий и их снабженческо-сбытовых структур, но и государства.

В современных условиях уровень поддержки сельского  хозяйства не связан с объемами и  эффективностью производства, а определяется возможностями бюджета территорий.

 Система государственной  поддержки должна быть гибкой, способствовать формированию единого рыночного пространства, сосредоточению производства в районах с благоприятными условиями и низкими издержками. С помощью дотаций необходимо осуществлять поддержку отраслей, обеспечивающих воспроизводственный потенциал сельского хозяйства и имеющих большое социальное значение.

В сельском  хозяйстве должны сочетаться инвестиции из федерального бюджета: на защиту населенных пунктов от наводнений, социальное обустройство села, сохранение мелиоративных земель, повышение плодородия и обеспечение ветеринарной безопасности. Из местных бюджетов - в форме инвестиционных кредитов на выполнение программ развития производства; из собственных средств товаропроизводителей и, прежде всего, целевого использования амортизационных отчислений. Требует дальнейшего развития и совершенствования система лизинга.  Необходимо в каждой территории выделить хозяйства, способные эффективно работать в условиях рынка при минимальной поддержке.

 В неплатежеспособных  предприятиях предлагаются преобразования, направленные на сохранение потенциала, формирование жизнеспособных субъектов хозяйствования в виде кооперативов, филиалов, дочерних предприятий, а при ликвидации - создание личных подсобных хозяйств. Выбор варианта преобразований должен проводиться собственниками земельных долей и имущественных паев.

Развитие аграрного  предпринимательства, в том числе  и фермерского сектора, невозможно без формирования развитой социальной инфраструктуры села, выражающейся через  строительство жилья, школ, дошкольных учреждений, объектов культуры и здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, автомобильных дорог, электрификацию, газификацию, телефонизацию, водоснабжение, теплоснабжение и т.д.

Развитие социальной инфраструктуры позволит: повысить материальное благополучие сельского населения; улучшить состояние здоровья жителей села; повысить образовательный уровень населения; повысить стабильность института семьи; снизить степень развития процессов деградации населения; повысить уровень социальной безопасности жизни в сельской местности.

Информация о работе Государственное регулирование и поддержка производства сельскохозяйственных предприятий