Государственное регулирование и поддержка производства сельскохозяйственных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

В основе аграрной политики любой страны лежит понимание особой роли аграрного сектора экономики в жизнедеятельности общества. Сельскохозяйственная продукция во всем мире является не просто товаром, она - стратегический товар, одна из основ нормального существования и прогресса общества. Поэтому поддержка агропромышленного производства является важнейшей задачей экономической политики государства.
История убедительно свидетельствует, что как чисто рыночная, так и полностью государственная экономика доказали свою несостоятельность. Поэтому при построении системы государственного регулирования аграрного сектора, одна из основных задач заключается в поиске оптимального сочетания рыночного и государственного начал в достижении главной цели развития общества. Процесс этот не является простым и ставит перед разработчиками государственных программ много трудноразрешимых вопросов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Значение государственной поддержки сельского хозяйства………....5
1.1.Роль АПК в экономике России и других стран……………………………..5
1.2.Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства………………………………………………………………………7
1.3.Объёмы и эффективность направлений государственной поддержки сельского хозяйства……………………………………………………………...14
1.4.Основные причины разрушения сельскохозяйственного производства...18
Глава 2.Особенности регулирования АПК…………………………………….20
2.1.Формы государственного регулирования………………………………….20
2.2. Основные направления политики в АПК………………………………….26
2.3. Опыт зарубежных стран в государственном регулировании агробизнеса……………………………………………………………………….28
2.4.Условия и предпосылки государственного вмешательства………………31
2.5.Современная ситуация в АПК. Её причины……………………………….33
Глава 3.Совершенствование государственного регулирования сельскохозяйственного производства………………………………………….36
3.1.Пути повышения эффективности производства предприятия……………36
3.2.Целевые установки и формирование стратегии развития предприятия (фирмы)…………………………………………………………………………...39
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложения……………………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Э.Фирмы. Брельгина Е.А..doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

 В процессе производства  сельскохозяйственной продукции  деятельность человека самым  тесным образом переплетена с  неподвластными ему природными  условиями, в связи с этим вероятность окупаемости капитала и получения прибыли связаны с большим риском.

 В то же время  в сельском хозяйстве происходит  более быстрый износ производственных  фондов сельскохозяйственного назначения  вследствие их работы в неблагоприятных  условиях, в том числе в агрессивных средах (в животноводстве, птицеводстве, при работе с минеральными удобрениями и т. д.). Существенное отличие сельскохозяйственного производства от большинства секторов экономики заключается в том, что оно менее эффективно по сравнению с ними. Вложенный в него капитал приносит меньшую прибыль. Поэтому низко-доходное сельское хозяйство не в состоянии на равных (по сравнению с промышленностью) участвовать в межотраслевой конкуренции без внешней поддержки. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве внедряется и проявляется медленнее, чем в промышленности. Сельское хозяйство отличается консервативностью и неэластичностью, неадекватностью реагирования на условия и требования рынка. Так, при повышении спроса на сельхозпродукцию особенности сельскохозяйственного производства не дают возможности быстро отреагировать и увеличить выпуск продукции. Имеется ряд ограничений по увеличению темпов роста сельхозпроизводства. Нельзя существенно увеличить площадь обрабатываемых земель, даже при условии увеличения инвестиций. Это связано с естественной ограниченностью сельскохозяйственных угодий. При падении спроса на продовольствие сельское хозяйство в силу своей инертности и консервативности не может быстро приспособиться к меняющейся обстановке. Невозможно, например, сократить или увеличить площади и производство сельскохозяйственных культур, если уже произведены посевные работы, существенно сократить производство молока и мяса без сокращения поголовья скота. На это требуется определенный промежуток времени.

В условиях нерегулируемой рыночной экономики, при свободной  конкуренции цены в монополизированном секторе промышленности растут значительно  быстрее, чем в немонополизированном аграрном секторе, что создает непреодолимый для сельскохозяйственного производства диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для производства указанной продукции.

  Следует отметить, что эти ярко выраженные особенности сельского хозяйства существенно снижают его привлекательность для инвесторов. Сезонный характер производства и высокая фондоемкость; и мобильность материально-технических ресурсов, используемых в аграрной сфере; высокая зависимость от природно-климатических условий; наличие постоянного риска в получении стабильных доходов; ценовая неэластичность спроса на многие продукты сельского хозяйства; большой разрыв во времени между произведенными затратами и получением продукции и многие другие особенности приводят к неконкурентоспособности отраслей АПК. Указанные особенности сельского хозяйства порождают необходимость постоянного вмешательства и поддержки государства.

  Учитывая эти и другие особенности, а также важность развития агропромышленного комплекса в различных странах (и их союзах), выработаны теоретические основы, определены закономерности и необходимость государственного регулирования экономики агропромышленного комплекса и, в первую очередь, сельскохозяйственного производства, которые на практике широко используются в аграрной политике государств. Во всех развитых странах государство с помощью различных экономических и финансовых действий и приемов (в том числе системой дотаций и компенсаций, ослаблением или освобождением от налогов, снижением тарифов на потребляемые сельским хозяйством ресурсы, системой кредитования и страхования с компенсацией из бюджета и т. д.) осуществляет постоянную и стабильную поддержку менее монополизированного сельского хозяйства путем перераспределения доходов из более монополизированного промышленного сектора. Это дает возможность не только обеспечивать продовольствием население стран, в том числе таких, которые несоизмеримы по плотности населения с Россией (Китай, Япония, страны Западной Европы и др.), но также экспортировать большие объемы сельхозпродукции и продуктов питания, безусловно обеспечивая продовольственную безопасность своих стран.

 Сельское хозяйство России имеет ряд существенных объективных и субъективных особенностей, которые ставят отечественного сельхозтоваропроизводителя в худшие условия на рынке сельхозпродукции по сравнению с сельхозтоваропроизводителями развитых стран. Указанные условия не обеспечивают конкурентоспособность российского сельского хозяйства. Назовем главные из них:

  Земля как основное средство производства в сельском хозяйстве находится в крайне неудовлетворительном качественном состоянии. Ее плодородие резко падает, снижается содержание гумуса. Значительная часть сельскохозяйственных угодий заболочена, многие площади заросли кустарниками, имеют повышенную кислотность. Для восстановления плодородия почвы требуются существенные и долгосрочные инвестиции.

 Биологическая и  природная продуктивность российской  пашни в 2,2 раза ниже, чем в  странах ЕС, и в 2,5 раза ниже, чем в США. По обеспеченности  производства основными фондами  на 100 га пашни сельское хозяйство России в 4-5 раз уступает большинству стран.

  Большая часть территории России находится в зоне рискованного земледелия. При этом две трети площадей сельскохозяйственных угодий размещены в зонах недостаточного и неустойчивого увлажнения. Вследствие этого в таких регионах повторяются засухи с различной периодичностью. Остальная часть сельскохозяйственного производства находится в зоне избыточного увлажнения.

 В последнее десятилетие  в Российской Федерации произошло  значительное снижение покупательной способности населения, что ограничивает рост цен на сельскохозяйственную продукцию, особенно на продовольственном рынке. Сочетание таких факторов, как поставка на рынок более дешевой аналогичной импортной продукции (особенно характерно в этом плане заполнение в середине 90-х годов российского рынка продукцией птицеводства из США, в частности "ножками Буша", и других стран, картофелем из Польши, говядиной из Германии и Великобритании и т. д.) и отсутствие адекватного сложившимся условиям регулирующего вмешательства государства, привело к свертыванию отечественного сельскохозяйственного производства. В стихии российского рынка сельское хозяйство, по сравнению с другими отраслями экономики, оказалось особо незащищенным. Оно отреагировало массовым сокращением поголовья скота, посевных площадей, натурализацией производства.

 По уровню научно-технического  прогресса, передовых технологий, интенсивности ведения производства  в сельском хозяйстве, уровню  затрат труда на единицу продукции  и себестоимости продукции наша страна все время отставала от передовых государств. В последние годы степень отставания многократно возросла. Практически происходит доиндустриализация сельскохозяйственного производства, переход на ручной труд и самые примитивные технологии.

 Потери и недобор  урожая в России в несколько  раз превышают подобные потери  в других странах вследствие  острого недостатка техники, ее  ненадежности из-за предельных  сроков эксплуатации, несовершенства  по сравнению с зарубежными  аналогами. 

 Российская Федерация имеет очень низкий уровень развития инфраструктуры в сельской местности, характеризующийся бездорожьем, малой степенью газификации, обеспеченности системами связи, проблемами водоснабжения. Село безнадежно отстало от города по уровню обустройства, наличию жилья, школ, больниц, других объектов бытового и социального обслуживания сельского населения.

 В настоящее время  сельскохозяйственное производство  России держится во многом  за счет интенсивной эксплуатации  сельскохозяйственных рабочих и  сельского населения, низкого уровня заработной платы при несвоевременных ее выплатах. Последствием этого стала деградация сельских территорий, вымирание людей преклонного возраста, которые составляют большинство сельского населения, миграция наиболее трудоспособной и квалифицированной его части.

Крайне низкая по этим причинам обеспеченность сельскохозяйственного  производства кадрами, особенно квалифицированными, является не только существенным тормозом в вопросах внедрения научно-технического прогресса, но и развития отрасли как таковой.

  Как известно, весь мир, в основном, идет по пути кооперации в сельском хозяйстве. Кооперативы пронизывают не только все отрасли сельского хозяйства, но и обслуживающие, перерабатывающие и торговые сферы, что дает им возможность устанавливать цены на рынке, поддерживать необходимую рентабельность производства.

 В России, наоборот, проведенная приватизация привела  к разрыву установившихся экономических  и технологических связей между  различными сферами АПК, породила  неуправляемых монополистов - переработчиков сельхозсырья.

  Государственное регулирование агропромышленного производства в зарубежных странах является одним из рычагов проведения аграрной и финансовой политики в сельском хозяйстве. Начиная с реформ 30-х годов, в системе государственного регулирования экономики США и Западной Европы сложилась ситуация, когда производители сельскохозяйственной продукции выделялись в особую группу, которая получает доплату от государства, по сути, только за свой статус. Причина повышенного внимания большинства стран к аграрному сектору экономики объясняется указанными выше специфическими особенностями сельскохозяйственного производства.

  Повышение прибыльности сельскохозяйственного производства достигается двумя путями: повышением цен на продукцию в целях окупаемости затрат товаропроизводителей; искусственным понижением себестоимости производства сельхозпродукции через прямые субсидии.

1.3.Объёмы и эффективность направлений государственной поддержки сельского хозяйства

Общий объем бюджетных ассигнований, направленных на развитие сельского хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 №357-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году составляет 149,7 млрд. рублей. В том числе объем финансового обеспечения мероприятий Государственной программы 118,0 млрд. рублей. По поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина в 2011 году Минсельхозу России в рамках реализации Государственной программы дополнительно выделено 7,0 млрд. рублей. Общий объем финансового обеспечения мероприятий Государственной программы в 2011 году составляет 125,0 млрд. рублей, что соответствует ресурсному обеспечению Госпрограммы, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 №446.

 

Из них:

  • на реализацию Федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 – 2010 годы и на период до 2013 года» запланирован в объеме более 11,0 млрд. рублей;
  • на реализацию Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 г.» - 7,7 млрд. рублей;
  • на поддержку отраслей животноводства – 10,7 млрд. рублей, в том числе 5 млрд. рублей дополнительно выделенных средств на содержание маточного поголовья КРС;
  • на поддержку отраслей растениеводства – 4,8 млрд. рублей, из которых, по поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина, 1 млрд. рублей дополнительно выделен на поддержку элитного семеноводства и 1 млрд. рублей на приобретение средств химизации (минеральные удобрения);
  • на регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия – 6,1 млрд. рублей;
  • на страхование рисков – 5,0 млрд. рублей;
  • на поддержку экономически значимых региональных программ – 1,0 млрд. рублей;
  • на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным сельскохозяйственными товаропроизводителями – 80,3 млрд. рублей.
  • из них на возмещение процентных ставок:
  • по инвестиционным кредитам (займам) – 59 371 млн. рублей;
  • по краткосрочным кредитам (займам) – 14 645 млн. рублей;
  • по кредитам (займам) на поддержку малых форм хозяйствования – 6 300 млн. рублей.

Прочие межбюджетные субсидии, не включенные в Госпрограмму:

  • субсидии по кредитам (займам) на поддержку промышленного рыбоводства – 140 млн. рублей.

Также в 2011 году для целей  поддержки производителей мяса птицы, свинины и яиц из федерального бюджета выделены средства в объеме 9 млрд. рублей в виде дотаций на сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации.

Под эффективностью направлений бюджетной поддержки сельского хозяйства следует понимать результат, который был получен отраслью от оказанного со стороны государства воздействия в виде субсидий, субвенций, дотаций и т. п. Необходимость оценки эффективности предопределена тем, что реально полученный результат нередко оказывается прямо противоположным. Так, в частности, если рассматривать государственную поддержку, то вместо предполагавшейся стабилизации можно наблюдать продолжающийся спад, вместо поощрения реального сектора экономики — его свертывание, вместо защиты отечественных производителей с помощью таможенных мер — неумеренный ввоз сырья и т. д. Чтобы оценить эффективность отдельных направлений бюджетной поддержки сельского хозяйства следует использовать арсенал методов эконометрики. Результатом такого исследования выступают экономические модели, описывающие реальные, объективно существующие между социально-экономическими явлениями причинно-следственные зависимости, возникающие под действием множества внешних и внутренних факторов. Первым, пожалуй, наиболее важным этапом построения модели связи является отбор факторных признаков. Задача построения модели регрессии заключается не только в том, чтобы правильно определить совокупность факторов, влияющих на моделируемый показатель, но и чтобы включить в уравнение, насколько это возможно, не связанные между собой факторные признаки. Далее определяется вид причинно-следственных связей между показателем и факторами. Затем необходимо оценить значимости коэффициентов регрессии с помощью критерия Стьюдента. Если все коэффициенты регрессии значимы, то уравнение регрессии признается окончательным и принимается в качестве модели исследуемого признака для последующего анализа. Если среди коэффициентов регрессии имеются незначимые, то соответствующие объясняющие переменные следует исключить из уравнения. Необходимо определить характер связи между факторами и показателем с использованием таблицы Чеддока через коэффициенты тесноты связи. Затем следует проверка на условие гомоскедастичности. В случае непостоянства дисперсий по остаткам (разницы между фактическими и теоретическими уровнями, ошибки) необходимо произвести корректировку модели для приведения ее к гомоскедастичности (постоянству дисперсий по остаткам). Далее необходимо оценить достоверность коэффициента тесноты связи (критерий Стьюдента), осуществить расчет средней относительной ошибки аппроксимации, оценить на достоверность в целом уравнение регрессии (критерий Фишера). Необходима также оценка коэффициентов регрессии по степени значимости с помощью системы показателей: коэффициент эластичности, бета-коэффициент. Под значимостью мы понимаем меру уверенности в истинности полученного коэффициента регрессии. После получения окончательной регрессионной модели исследуются коэффициенты регрессии. Так, с изменением каждого фактора на одну единицу собственного измерения (при постоянном значении остальных факторов, вошедших в модель) зависимая переменная изменяется на соответствующий коэффициент регрессии. Интерпретируемый таким образом коэффициент регрессии используется в экономико-статистическом анализе как средняя оценка эффективности влияния фактора на результативный показатель. С учетом вышеизложенного логически правильно в качестве факторов, необходимых для построения модели, взять отдельные направления бюджетной поддержки сельского хозяйства, а в качестве результативного — тот объем продукции, который получили сельскохозяйственные товаропроизводители.

Информация о работе Государственное регулирование и поддержка производства сельскохозяйственных предприятий