Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:08, курсовая работа
В основе аграрной политики любой страны лежит понимание особой роли аграрного сектора экономики в жизнедеятельности общества. Сельскохозяйственная продукция во всем мире является не просто товаром, она - стратегический товар, одна из основ нормального существования и прогресса общества. Поэтому поддержка агропромышленного производства является важнейшей задачей экономической политики государства.
История убедительно свидетельствует, что как чисто рыночная, так и полностью государственная экономика доказали свою несостоятельность. Поэтому при построении системы государственного регулирования аграрного сектора, одна из основных задач заключается в поиске оптимального сочетания рыночного и государственного начал в достижении главной цели развития общества. Процесс этот не является простым и ставит перед разработчиками государственных программ много трудноразрешимых вопросов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Значение государственной поддержки сельского хозяйства………....5
1.1.Роль АПК в экономике России и других стран……………………………..5
1.2.Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства………………………………………………………………………7
1.3.Объёмы и эффективность направлений государственной поддержки сельского хозяйства……………………………………………………………...14
1.4.Основные причины разрушения сельскохозяйственного производства...18
Глава 2.Особенности регулирования АПК…………………………………….20
2.1.Формы государственного регулирования………………………………….20
2.2. Основные направления политики в АПК………………………………….26
2.3. Опыт зарубежных стран в государственном регулировании агробизнеса……………………………………………………………………….28
2.4.Условия и предпосылки государственного вмешательства………………31
2.5.Современная ситуация в АПК. Её причины……………………………….33
Глава 3.Совершенствование государственного регулирования сельскохозяйственного производства………………………………………….36
3.1.Пути повышения эффективности производства предприятия……………36
3.2.Целевые установки и формирование стратегии развития предприятия (фирмы)…………………………………………………………………………...39
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложения……………………………………………………………………...50
В процессе производства
сельскохозяйственной
В то же время
в сельском хозяйстве
В условиях нерегулируемой рыночной экономики, при свободной конкуренции цены в монополизированном секторе промышленности растут значительно быстрее, чем в немонополизированном аграрном секторе, что создает непреодолимый для сельскохозяйственного производства диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для производства указанной продукции.
Следует отметить, что эти ярко выраженные особенности сельского хозяйства существенно снижают его привлекательность для инвесторов. Сезонный характер производства и высокая фондоемкость; и мобильность материально-технических ресурсов, используемых в аграрной сфере; высокая зависимость от природно-климатических условий; наличие постоянного риска в получении стабильных доходов; ценовая неэластичность спроса на многие продукты сельского хозяйства; большой разрыв во времени между произведенными затратами и получением продукции и многие другие особенности приводят к неконкурентоспособности отраслей АПК. Указанные особенности сельского хозяйства порождают необходимость постоянного вмешательства и поддержки государства.
Учитывая эти и другие особенности, а также важность развития агропромышленного комплекса в различных странах (и их союзах), выработаны теоретические основы, определены закономерности и необходимость государственного регулирования экономики агропромышленного комплекса и, в первую очередь, сельскохозяйственного производства, которые на практике широко используются в аграрной политике государств. Во всех развитых странах государство с помощью различных экономических и финансовых действий и приемов (в том числе системой дотаций и компенсаций, ослаблением или освобождением от налогов, снижением тарифов на потребляемые сельским хозяйством ресурсы, системой кредитования и страхования с компенсацией из бюджета и т. д.) осуществляет постоянную и стабильную поддержку менее монополизированного сельского хозяйства путем перераспределения доходов из более монополизированного промышленного сектора. Это дает возможность не только обеспечивать продовольствием население стран, в том числе таких, которые несоизмеримы по плотности населения с Россией (Китай, Япония, страны Западной Европы и др.), но также экспортировать большие объемы сельхозпродукции и продуктов питания, безусловно обеспечивая продовольственную безопасность своих стран.
Сельское хозяйство России имеет ряд существенных объективных и субъективных особенностей, которые ставят отечественного сельхозтоваропроизводителя в худшие условия на рынке сельхозпродукции по сравнению с сельхозтоваропроизводителями развитых стран. Указанные условия не обеспечивают конкурентоспособность российского сельского хозяйства. Назовем главные из них:
Земля как основное средство производства в сельском хозяйстве находится в крайне неудовлетворительном качественном состоянии. Ее плодородие резко падает, снижается содержание гумуса. Значительная часть сельскохозяйственных угодий заболочена, многие площади заросли кустарниками, имеют повышенную кислотность. Для восстановления плодородия почвы требуются существенные и долгосрочные инвестиции.
Биологическая и
природная продуктивность
Большая часть территории России находится в зоне рискованного земледелия. При этом две трети площадей сельскохозяйственных угодий размещены в зонах недостаточного и неустойчивого увлажнения. Вследствие этого в таких регионах повторяются засухи с различной периодичностью. Остальная часть сельскохозяйственного производства находится в зоне избыточного увлажнения.
В последнее десятилетие
в Российской Федерации
По уровню научно-
Потери и недобор
урожая в России в несколько
раз превышают подобные потери
в других странах вследствие
острого недостатка техники,
Российская Федерация имеет очень низкий уровень развития инфраструктуры в сельской местности, характеризующийся бездорожьем, малой степенью газификации, обеспеченности системами связи, проблемами водоснабжения. Село безнадежно отстало от города по уровню обустройства, наличию жилья, школ, больниц, других объектов бытового и социального обслуживания сельского населения.
В настоящее время
сельскохозяйственное
Крайне низкая по этим причинам обеспеченность сельскохозяйственного производства кадрами, особенно квалифицированными, является не только существенным тормозом в вопросах внедрения научно-технического прогресса, но и развития отрасли как таковой.
Как известно, весь мир, в основном, идет по пути кооперации в сельском хозяйстве. Кооперативы пронизывают не только все отрасли сельского хозяйства, но и обслуживающие, перерабатывающие и торговые сферы, что дает им возможность устанавливать цены на рынке, поддерживать необходимую рентабельность производства.
В России, наоборот,
проведенная приватизация
Государственное регулирование агропромышленного производства в зарубежных странах является одним из рычагов проведения аграрной и финансовой политики в сельском хозяйстве. Начиная с реформ 30-х годов, в системе государственного регулирования экономики США и Западной Европы сложилась ситуация, когда производители сельскохозяйственной продукции выделялись в особую группу, которая получает доплату от государства, по сути, только за свой статус. Причина повышенного внимания большинства стран к аграрному сектору экономики объясняется указанными выше специфическими особенностями сельскохозяйственного производства.
Повышение прибыльности сельскохозяйственного производства достигается двумя путями: повышением цен на продукцию в целях окупаемости затрат товаропроизводителей; искусственным понижением себестоимости производства сельхозпродукции через прямые субсидии.
1.3.Объёмы и эффективность направлений государственной поддержки сельского хозяйства
Общий объем бюджетных ассигнований, направленных на развитие сельского хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 №357-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году составляет 149,7 млрд. рублей. В том числе объем финансового обеспечения мероприятий Государственной программы 118,0 млрд. рублей. По поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина в 2011 году Минсельхозу России в рамках реализации Государственной программы дополнительно выделено 7,0 млрд. рублей. Общий объем финансового обеспечения мероприятий Государственной программы в 2011 году составляет 125,0 млрд. рублей, что соответствует ресурсному обеспечению Госпрограммы, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 №446.
Из них:
Прочие межбюджетные субсидии, не включенные в Госпрограмму:
Также в 2011 году для целей поддержки производителей мяса птицы, свинины и яиц из федерального бюджета выделены средства в объеме 9 млрд. рублей в виде дотаций на сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации.
Под эффективностью направлений бюджетной поддержки сельского хозяйства следует понимать результат, который был получен отраслью от оказанного со стороны государства воздействия в виде субсидий, субвенций, дотаций и т. п. Необходимость оценки эффективности предопределена тем, что реально полученный результат нередко оказывается прямо противоположным. Так, в частности, если рассматривать государственную поддержку, то вместо предполагавшейся стабилизации можно наблюдать продолжающийся спад, вместо поощрения реального сектора экономики — его свертывание, вместо защиты отечественных производителей с помощью таможенных мер — неумеренный ввоз сырья и т. д. Чтобы оценить эффективность отдельных направлений бюджетной поддержки сельского хозяйства следует использовать арсенал методов эконометрики. Результатом такого исследования выступают экономические модели, описывающие реальные, объективно существующие между социально-экономическими явлениями причинно-следственные зависимости, возникающие под действием множества внешних и внутренних факторов. Первым, пожалуй, наиболее важным этапом построения модели связи является отбор факторных признаков. Задача построения модели регрессии заключается не только в том, чтобы правильно определить совокупность факторов, влияющих на моделируемый показатель, но и чтобы включить в уравнение, насколько это возможно, не связанные между собой факторные признаки. Далее определяется вид причинно-следственных связей между показателем и факторами. Затем необходимо оценить значимости коэффициентов регрессии с помощью критерия Стьюдента. Если все коэффициенты регрессии значимы, то уравнение регрессии признается окончательным и принимается в качестве модели исследуемого признака для последующего анализа. Если среди коэффициентов регрессии имеются незначимые, то соответствующие объясняющие переменные следует исключить из уравнения. Необходимо определить характер связи между факторами и показателем с использованием таблицы Чеддока через коэффициенты тесноты связи. Затем следует проверка на условие гомоскедастичности. В случае непостоянства дисперсий по остаткам (разницы между фактическими и теоретическими уровнями, ошибки) необходимо произвести корректировку модели для приведения ее к гомоскедастичности (постоянству дисперсий по остаткам). Далее необходимо оценить достоверность коэффициента тесноты связи (критерий Стьюдента), осуществить расчет средней относительной ошибки аппроксимации, оценить на достоверность в целом уравнение регрессии (критерий Фишера). Необходима также оценка коэффициентов регрессии по степени значимости с помощью системы показателей: коэффициент эластичности, бета-коэффициент. Под значимостью мы понимаем меру уверенности в истинности полученного коэффициента регрессии. После получения окончательной регрессионной модели исследуются коэффициенты регрессии. Так, с изменением каждого фактора на одну единицу собственного измерения (при постоянном значении остальных факторов, вошедших в модель) зависимая переменная изменяется на соответствующий коэффициент регрессии. Интерпретируемый таким образом коэффициент регрессии используется в экономико-статистическом анализе как средняя оценка эффективности влияния фактора на результативный показатель. С учетом вышеизложенного логически правильно в качестве факторов, необходимых для построения модели, взять отдельные направления бюджетной поддержки сельского хозяйства, а в качестве результативного — тот объем продукции, который получили сельскохозяйственные товаропроизводители.