Государственные ценные бумаги: виды, учет, налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Поэтому главные цели данной работы - анализ бухгалтерского учета и особенностей налогообложения государственных ценных бумаг таких как ГКО, ОФЗ, ОСЗ, КО, вопросы учета и налогообложения операций с векселями, поиск возможного выхода из ситуации, когда при наличии определенных противоречий в нормативных документах рекомендации уважаемых авторов не в полной степени удовлетворяют.

Содержание работы

ВВедение
1 Виды российских государственных ценных бумаг
1.1 Государственные краткосрочные облигации (ГКО)
1.2 Государственные долгосрочные облигации (ГДО)
1.3 Облигации федерального займа (ОФЗ)
1.4 Казначейские обязательства (КО)
1.5 Золотые сертификаты (ЗС)
1.6 Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
2 Бухгалтерский учет государственных бумаг
2.1 Операции с государственными краткосрочными бескупонными облигациями
2.2 Операции с государственными облигациями федеральных займов с переменным купоном
2.3 Операции с облигациями государственного сберегательного займа
2.4 Операции с казначейскими билетами
3 Отдельные виды налогов, рассматриваемые при операциях с государственными ценными бумагами
3.1 НДС
3.2 Налог на имущество
4 Учет векселей
4.1 Приобретение векселей
4.2 Реализация векселей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ГОУ 2222222.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

– прочие необходимые  данные о выпуске.

      Держатели казначейских обязательств открывают счета депо в уполномоченном депозитарии на основании собственных заявлений. Перевод казначейских обязательств со счета на счет осуществляется на основании распорядительных документов, в соответствии с регламентом уполномоченного депозитария. На основании пере вода казначейских обязательств со счета на счет их держателям выдаются выписки со счетов депо, подтверждающие право собственности того или иного лица на приобретенные обязательства.

      Согласно Положению о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств, обращение казначейских обязательств может производиться в неограниченной и ограничен ной форме. Во втором случае Министерство финансов Российской Федерации накладывает определенные ограничения на порядок обращения казначейских обязательств для их владельцев.

      К числу таких ограничений могут быть отнесены:

– обязательность расчета казначейскими обязательствами только с целью погашения кредиторской задолженности;

– ограничения на право  передачи казначейских обязательств

только юридическим  лицам;

– минимальное число  операций с учетом вышеуказанных ограничений;

– ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

      В случае, когда по расчетам с использованием казначейских обязательств установлены специальные ограничения, каждое казначейское обязательство перед тем, как оно поступает на открытый рынок, должно пройти заранее оговоренное в депозитарном договоре число владельцев (обычно, это предприятия определенной отрасли), имеющих в отношении друг друга кредиторскую задолженность. Данные специальные условия использования казначейских обязательств должны способствовать устранению проблемы неплатежей. После прохождения казначейскими обязательствами определенного числа владельцев, их передача может быть произведена в отношении любого юридического лица, являющегося резидентом по законодательству Российской Федерации.

      Владелец казначейских обязательств (имеющий счет депо в уполномоченном депозитарии) может осуществлять с ними операции, предусмотренные Положением о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств.

      В первую очередь, необходимо отметить право владельца на погашение своей кредиторской задолженности при помощи казначейских обязательств (путем перевода их на счета кредиторов).

      При осуществлении обязательных расчетов расчеты казначейскими обязательствами осуществляющихся по их номинальной цене. Кроме того, возможна продажа казначейских обязательств юридическим и физическим лицам – резидентам РФ, а также залог казначейских обязательств для получения кредитов, в том числе и в банке-депозитарии.

      Погашение  казначейских обязательств осуществляет Министерство финансов (Главное управление федерального казначейства) путем перевода на счета последних держателей казначейских обязательств их номинальной стоимости и процентов, оговоренных в глобальном сертификате при выпуске. Погашение обязательств осуществляется с даты погашения, обозначенной в глобальном сертификате.

      Казначейские обязательства могут быть погашены денежными средствами либо налоговыми освобождениями.

      При погашении казначейских обязательств денежными средствами эти средства перечисляются на расчетный (текущий) счет предприятия (организации).

      Более подробно следует остановиться на рассмотрении налогового освобождения. Налоговое освобождение представляет собой оформленный надлежащим образом именной документ, не подлежащий передаче другому предприятию (организации), указывающий сумму задолженности федерального бюджета, погашенную в счет причитающихся к уплате предприятием в федеральный бюджет налоговых платежей.

 

     Предприятие представляет налоговое освобождение в налоговую инспекцию по месту своей регистрации. К зачету задолженности федерального бюджета предприятию единовременно принимается сумма недоимки в федеральный бюджет по всем видам налогов, имеющейся по данному предприятию по состоянию на дату представления в налоговый орган казначейского налогового освобождения.

      Если сумма недоимки по всем видам налогов по данному налогоплательщику меньше суммы казначейского налогового освобождения, то оставшаяся сумма погашается путем зачета текущих налоговых платежей в федеральный бюджет. В случае отсутствия у налогоплательщика недоимки по платежам в федеральный бюджет, задолженность погашается путем зачета текущих платежей в указанный бюджет. Зачет по текущим платежам осуществляется в сроки, установленные для уплаты соответствующих налогов в федеральный бюджет.

      Следует отметить, что пени, начисленные налоговым органом и невнесенные налогоплательщиком по неуплаченным в срок налогам и платежам в федеральный бюджет по состоянию на день зачета недоимки, взысканию в доход федерального бюджета не подлежат и не принимаются к зачету.

 

      1.5 Золотые сертификаты (ЗС)

      Золотые сертификаты обращались на рынке ценных бумаг в течение года, с сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г., т.е. относятся к числу погашённых ценных бумаг. Вполне возможны их последующие выпуски. Процентный доход по золотым сертификатам выплачивался ежеквартально в размере трёхмесячной долларовой ставки ЛИБОР (ежедневно публикуемая средняя ставка процента, по которой  банки Лондона размещают свои депозиты  в других банках, играющая роль международного ориентира) плюс 3% годовых.

      Цена на золотой сертификат в виде цены первичного размещения устанавливалась Министерством финансов РФ исходя из золотого эквивалента сертификата на основе второго фиксинга цены золота пробы 0,9999  на Лондонском рынке. Пересчёт этой цены в рубли осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком России. К цене, определённой таким образом, добавлялась премия в виде накопленного процента за период,  прошедший  с начала квартала, с тем чтобы дифференцировать квартальный доход в зависимости от срока приобретения сертификата.

      От налога  освобождались процентный квартальный доход и разница между ценой первичной продажи сертификата и его погашения. Тем самым формально прибыль от перепродажи становилась объектом налогообложения.

      Обращение золотых сертификатов не было ограничено, но сделки подлежали обязательной сертификации в Министерстве финансов. Несмотря на отсутствие ограничений на перепродажу, вторичный рынок золотых сертификатов не сформировался, во всяком случае, информация о нём отсутствовала. Таким образом, вместо свободной рыночной цены на ЗС имела место единственная исходная цена продажи, назначаемая Министерством финансов РФ, или цена первичного размещения.

 

      1.6 Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)

       В результате банкротства  Банка внешнеэкономической  деятельности СССР на его счетах остались “замороженными” средства юридических и физических лиц. Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР было определено, что погашение задолженности физическим лицам происходит с 1 июля 1993 г. в полном объёме, а задолженность перед юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения  от 1 до 15 лет.  Эмитентом облигаций выступает  Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США, процентная ставка - 3% годовых.

      Общий  объём займа составил 7885 миллионов  долларов США. Номинал облигации- одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой выпуска займа является 14 мая 1993 года. Купонная ставка - 3% годовых - выплачивается 14 мая каждого года.

 

      1.7 Сберегательная бумага для населения (СБН)

      Внешне это бумага (она будет иметь материальную форму) очень похожа на всем хорошо знакомую облигацию 3% займа, но с купонами на получение доходов каждые три месяца (бумага выпускается на год), при этом доход по купонам будет привязан к ОФЗ, но поскольку это будет для населения прибавляется ещё один процент.

      Эта бумага была выпущена в сентябре 1995 г., раньше её не было смысла выпускать, т.к. доходность по ГКО и ОФЗ шла резко вниз. На рынке денег было очень много, а предложений со стороны Минфина - значительно меньше. В таких условиях население мало что получило бы. А если бы была выпущена долларовая бумага, то в связи с понижением курса был бы чистый убыток для инвестора.

      При подготовке СБН Министерство финансов руководствовалось тем, что по бумагам для населения должна существовать прибыль, пусть не самая большая, но близкая к реальному проценту по вкладам в банке плюс ещё какой-нибудь процент. В крайнем случае доход должен полностью компенсировать потери от инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

      2 Бухгалтерский учет государственных бумаг

      2.1 Операции с государственными краткосрочными бескупонными облигациями

     Учет ГКО ведется на счетах “депо” владельцев в головном депозитарии и субдепозитарии.

     Для бухгалтерского учета ГКО на предприятиях применяется счет 58 “Краткосрочные финансовые вложения” субсчет “ГКО”. В аналитическом учете купленные ГКО должны учитываться на отдельных лицевых счетах по каждому выпуску в хронологическом порядке.        

      ГКО принимаются к учету  в сумме фактических затрат для инвестора. В состав фактических затрат для инвестора входят:           

- покупная стоимость ГКО;            

- оплата услуг инвестиционного  консультанта;            

- вознаграждения брокеру.

      В бухгалтерском учете покупка ГКО оформляется следующими записями:

Дебет сч.76                    Перечисление средств дилеру на приобретение ГКО

Кредит сч.51

 

Дебет сч.58                    Покупка ГКО и зачисление их на счет “Депо”

 

Кредит сч.76                  Принятие на учет по фактическим затратам            

 

      В ситуации, когда для покупки ГКО предприятие оформляет кредит в банке и одновременно заключает договор с банком-дилером на покупку ГКО, то получение кредита оформляется проводкой:

Дебет сч.76             На сумму соответствующую сумме кредитного договора

Кредит сч.90         

 

      В соответствии с подпунктом “с” пункта 2 Постановления Правительства РФ №661 от 01.07.96г на затраты на производство относятся проценты по полученным кредитам банков, за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных активов и иных внеоборотных активов. Оплата процентов по кредиту банков, полученных покупку ценных бумаг, относятся за счет чистой прибыли предприятия.

Дебет сч.81(88)                          Начисление % по кредиту

Кредит сч.76

 

Дебет сч.76                    Погашение % по данному кредиту

Кредит сч.51         

 

      ГКО относятся к государственным ценным бумагам по которым производится переоценка. Возможность такой переоценки отражена в п.39 “Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации”, утвержденного приказом Министерства Финансов РФ от 26.12.94г №170, где сказано, что “...по государственным ценным бумагам разрешается разницу между суммой  фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно (ежемесячно) на финансовые результаты у организации...” Кроме того п.4.4 “Временного порядка бухгалтерского учета по операциям с государственными именными краткосрочными бескупонными облигациями в коммерческих банках”, утвержденного приказом по Банку Росси №02-78 от 06.05.93г предусматривается переоценка ГКО инвесторами в день проведения ими операций по покупке или продаже Облигаций по “рыночной цене” этого дня. Под “рыночной ценой” ГКО понимается средневзвешенная цена аукциона (на первичном рынке) или цена последней сделки на торгах ММВБ за соответствующий день (“цена закрытия” вторичного рынка). Переоценке подлежат ГКО всех выпусков, числящихся на балансе у предприятия. Результаты от переоценки относятся на финансовые результаты.

     Как уже говорилось выше дисконт, полученный владельцами государственных ценных бумаг налогом на прибыль не облагается. Согласно указания Минфина РФ от 23.02.93г. №05-01-04 и Госналогслужбы РФ от 09.03.93г. №ВГ-4-01/28ан ,а также письма ГНС РФ от 12.03.93г. № ВГ-4-01/29 “О порядке налогообложения доходов банков и предприятий от дисконта, полученного по государственным облигациям” дисконтом по государственным бескупонным облигациям считается разница между ценой реализации и ценой покупки и является видом дохода (процента), полученного по государственным облигациям; в этой связи применяются льготы по налогообложению доходов предприятий в соответствии с Законом РФ от 27.12.91г. №2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

     Доходность ГКО определяется по следующей формуле (без учета налоговых льгот):

 

D=( N-P ) : P х 365 : T х 100%                                                                           (2.1)       

 

где D - доходность(прибыль) в %% годовых;

 

      N - номинальная стоимость облигации в рублях;

 

      P - рыночная цена облигации в рублях;

 

     365 - количество дней в году;

 

      T - срок до погашения облигации в днях.

 

(Письмо ЦБ РФ от 05.09.95г. №  28-7-3/А-693)            

 

      В соответствии с Инструкцией ГНС РФ № 37 от 10.08.95г.” О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” с изменениями от 22.01.96г. и 12.02.96г. (пункт 2.7) не подлежат налогообложению доходы в виде положительных разниц от переоценки ГКО в качестве внереализационных доходов.            

      Если же в результате переоценки ГКО образовался убыток, то он не уменьшает налогооблагаемую базу.

 

      Пример 1

      Предприятие приобрело 20 октября 10 шт. ГКО выпуска III (условное наименование) по цене 85% от номинала. Комиссионное вознаграждение банка-дилера 300 000 руб.

      На дату покупки на балансе предприятия находилось:

- 10 шт. ГКО выпуска  I по балансовой стоимости 870 000 руб. за единицу (при рыночной цене облигации на 20 октября 890 000 руб. за единицу);

- 10 шт. ГКО выпуска  II по балансовой стоимости 860 000 руб. за единицу (при рыночной  цене облигации на 20 октября 840 000 руб. за единицу).

Номинальная стоимость  облигаций всех выпусков 1 000 000 руб.           

В бухгалтерском учете  должны быть сделаны записи:

а) операции по приобретению III выпуска ГКО

 

Дебет сч.76                    Перечисление средств дилеру на приобретение ГКО 

Кредит сч.51                  8 800 000 руб.

 

Дебет сч.58                    Принятие на учет ГКО по фактическим затратам

Кредит сч.76                  на приобретение 8 800 000 руб.

 

б) переоценка I выпуска  ГКО и отражение возникшей положительной разницы

Информация о работе Государственные ценные бумаги: виды, учет, налогообложение