Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа
В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, – циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России – с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843–1853 гг.); США – в период войны за независимость 1775–1783 гг. и гражданской войны 1861–1865 гг. Англии – во время войны с Наполеоном в начале XIX в. Франции – в период Французской революции 1789–1791 гг.
• инфляционные ожидания населения, которые вынуждают людей приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Во время инфляции человек планирует свое поведение в ожидании дальнейшего роста цен. Пытаясь избежать потерь от ожидаемой инфляции, население стремится избавиться от «лишних» денег. Порождаемый таким поведением ажиотажный спрос стимулирует рост цен. В условиях высокой инфляции профсоюзы активно добиваются повышения номинальной заработной платы, подталкивая тем самым текущий спрос и раскручивая спираль «зарплата — цены». Производители же исходят из того, что сырье и комплектующие будут дорожать и дальше, а потому им следует устанавливать все более высокие цены на свою продукцию;
• кредитная экспансия — увеличение масштабов банковского кредитования сверх потребностей национального хозяйства. Кредитная экспансия развивается в условиях проведения государством политики «дешевых денег» — системы мероприятий, облегчающих доступ предпринимателей к кредитным ресурсам (понижение реальной процентной ставки, норм резервирования и др.);
• особенности современного этапа развития общественного производства: уменьшение серийности производства, частая смена моделей, сокращение сроков амортизации, рост расходов на повышение квалификации рабочей силы — создают дополнительные стимулы повышения цен.
Внешние факторы инфляции обусловлены интернационализацией экономической жизни. К важнейшим из них относятся:
• «импортируемая» инфляция, которая вызывается влиянием роста цен на внешних рынках на внутренние товарные цены. Особенно значительный инфляционный потенциал несет в себе повышение мировых цен на энергоносители и сырье;
• падение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран. Это влечет за собой рост цен на импортные товары на внутреннем рынке. Помимо этого, необходимость конвертации национальной валюты для поддержания импорта требует дополнительной денежной эмиссии;
• мировые экономические кризисы, которые приводят к существенным сдвигам в мировом хозяйстве. Сокращается спрос на мировом рынке, меняется структура цен. В условиях глобальной финансовой нестабильности ухудшаются платежные балансы многих стран, происходит падение курсов национальных валют, возрастает внешняя задолженность. Все это стимулирует инфляционные процессы в экономике ряда стран.
При определенных
упрощениях можно сказать, что сегодня
глобальная причина инфляции заключается
в серьезных экономических
Измерение инфляции:
Для измерения темпов инфляции в экономике широко используются индексы, и в частности, индексы цен. Наиболее распространенными являются:
На практике широко применяются индексы цен, которые отражают изменение общего (среднего) уровня цен, цен на отдельные товары или группы товаров (например, индексы цен промышленной и сельскохозяйственной продукции).
1) Индекс стоимости жизни
В мировой практике широко используется индекс стоимости жизни – индекс розничных цен специального набора товаров и услуг, входящих в бюджет среднего потребителя и составляющих стоимости жизни, его прожиточный минимум. Пронумеруйте формулы (см. МУ)
Индекс цен = |
Цена рыночной корзины в данном году |
• 100% |
Цена рыночной корзины в базовом году |
Индекс цен может иметь три численных значения:
Индекс стоимости жизни используется при определении минимальной заработной платы, от него, в свою очередь, зависит уровень заработной платы.
2) Индекс оптовых цен
При исчислении индекса оптовых цен (индекса цен товаров производственного назначения) рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке. Два названных индекса тесно взаимосвязаны, так как рост промышленных товаров и услуг в конечном итоге ведет к росту розничных цен.
3) Дефлятор ВНП
Для измерения общего уровня цен чаще используется индекс цен валового национального продукта – так называемый дефлятор ВНП. Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. Следовательно, дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров и услуг. Реальный ВНП показывает, насколько возрос валовой национальный продукт исключительно за счет роста цен.
Дефлятор ВНП = Номинальный ВНП/ Реальный ВНП * 100%
Номинальный ВНП - расходы в нынешнем году по текущим ценам, Реальный ВНП – расходы в нынешнем году по ценам базового года.
Виды инфляции:
В зависимости от того, какие формы принимает инфляционное неравновесие и степени вмешательства государства в рыночные процессы, различают открытую и скрытую (подавляемую) инфляцию.
Проявление дисбаланса между спросом и предложением в виде открытой формы инфляции, то есть в росте цен, сопровождается снижением покупательной способности и обесценением денег по отношению к конечным товарам и ресурсам.
Открытая инфляция обычно измеряется в темпах прироста уровня цен за год и подсчитывается в процентах:
π = (Р1 – Р0)/Р0 × 100% (3)
где π - темп инфляции в процентах за год,
Р1 - уровень цен данного года,
Р0 - уровень цен предшествующего года.
Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Денежная масса на руках у населения росла быстрее, чем масса товаров и услуг. Норма сбережений в приросте дохода в 1969 году составляла 50%, в 1976 - 79%, в 1984 - 100%. Часто сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составлял 40% ВНП. Дефицит порождал очереди, спекуляцию, ослабевали стимулы к труду.
В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.
Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.
С позиции темпа роста цен, т.е. количественно выделяют три вида инфляции:
- умеренная (ползучая, «стабильные цены») инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег практически сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства.
- галопирующая инфляция - рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер.
Когда инфляция является галопирующей, она сама становится причиной сокращения спроса на деньги ввиду высоких альтернативных затрат держания реальной кассы.
- гиперинфляция - цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльным и убыточным становятся крупнейшие предприятия, она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.
Успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможен. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.
Последствия гиперинфляции:
-сокращение производства;
- бегство от денег;
- переход к бартеру.
Если рассматривать инфляцию с точки зрения соотносительности роста цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста, то можно выделить:
1. Сбалансированную инфляцию
2.Несбалансированную инфляцию.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
В СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п. Несбалансированная инфляция – большая беда для экономики. Нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. В такой ситуации возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.
Сбалансированная
инфляция не страшна для бизнеса.
Приходится лишь периодически повышать
цены товаров. Из этого следует, что
риск потери доходности присущ только
тем предпринимателям, которые стоят
последними в цепочке повышения
цен. Это, как правило, производители
сложной продукции, основанной на интенсивных
внешних кооперационных связях. Цена
на их продукцию отражает всю сумму
повышения цен внешней
По степени предсказуемости выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляцию:
Фактор предсказуемости позволяет по-новому взглянуть на вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса. Если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Предприятия и население, соответственно, повысят цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Таким образом, основная часть населения существенно не пострадает даже от гиперинфляции. Тогда, как в случае непредсказуемости роста цен даже при умеренной инфляции может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
1.2 Механизм возникновения
Как известно,
типы и виды инфляции классифицируют
по разным признакам, однако главным
классификационным признаком, определяющим
тип инфляции, служат ее причины. Они
определяют механизм действия инфляционных
процессов и антиинфляционные меры.
В соответствии с этим признаком
различают три типа: инфляцию спроса,
инфляцию предложения (инфляция издержек)
и внешнеэкономическую
Информация о работе Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности