Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, – циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России – с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843–1853 гг.); США – в период войны за независимость 1775–1783 гг. и гражданской войны 1861–1865 гг. Англии – во время войны с Наполеоном в начале XIX в. Франции – в период Французской революции 1789–1791 гг.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 175.00 Кб (Скачать файл)

• инфляционные ожидания населения, которые вынуждают людей приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Во время инфляции человек планирует свое поведение в ожидании дальнейшего роста цен. Пытаясь избежать потерь от ожидаемой инфляции, население стремится избавиться от «лишних» денег. Порождаемый таким поведением ажиотажный спрос стимулирует рост цен. В условиях высокой инфляции профсоюзы активно добиваются повышения номинальной заработной платы, подталкивая тем самым текущий спрос и раскручивая спираль «зарплата — цены». Производители же исходят из того, что сырье и комплектующие будут дорожать и дальше, а потому им следует устанавливать все более высокие цены на свою продукцию;

• кредитная экспансия — увеличение масштабов банковского кредитования сверх потребностей национального хозяйства. Кредитная экспансия развивается в условиях проведения государством политики «дешевых денег» — системы мероприятий, облегчающих доступ предпринимателей к кредитным ресурсам (понижение реальной процентной ставки, норм резервирования и др.);

• особенности современного этапа развития общественного производства: уменьшение серийности производства, частая смена моделей, сокращение сроков амортизации, рост расходов на повышение квалификации рабочей силы — создают дополнительные стимулы повышения цен.

Внешние факторы инфляции обусловлены интернационализацией экономической жизни. К важнейшим из них относятся:

• «импортируемая» инфляция, которая вызывается влиянием роста цен на внешних рынках на внутренние товарные цены. Особенно значительный инфляционный потенциал несет в себе повышение мировых цен на энергоносители и сырье;

• падение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран. Это влечет за собой рост цен на импортные товары на внутреннем рынке. Помимо этого, необходимость конвертации национальной валюты для поддержания импорта требует дополнительной денежной эмиссии;

• мировые экономические кризисы, которые приводят к существенным сдвигам в мировом хозяйстве. Сокращается спрос на мировом рынке, меняется структура цен. В условиях глобальной финансовой нестабильности ухудшаются платежные балансы многих стран, происходит падение курсов национальных валют, возрастает внешняя задолженность. Все это стимулирует инфляционные процессы в экономике ряда стран.

При определенных упрощениях можно сказать, что сегодня  глобальная причина инфляции заключается  в серьезных экономических диспропорциях  и длительном неравновесии рынков, проявляющемся в хроническом  превышении совокупного спроса над  предложением. Это в конечном итоге  фокусируется на денежном рынке в  обесценении денег и частичной (или полной) утрате ими своих  функций. Если диспропорции своевременно не устраняются или неравновесие затягивается надолго, превращаясь  вдобавок в характерную черту  не одного - двух, а сразу многих рынков, то тогда с уверенностью можно  говорить о развертывании инфляционного  процесса в стране.

Измерение инфляции:

Для измерения  темпов инфляции в экономике широко используются индексы, и в частности, индексы цен. Наиболее распространенными  являются:

  1. Индекс стоимости жизни (индекс цен потребительских товаров);
  2. Индекс оптовых цен (индекс цен товаров производственного назначения);
  3. Дефлятор ВНП (индекс цен на все готовые товары и услуги, составляющие объем ВНП).
  4. Чистый индекс потребительских цен (учитываются только свободные цены, также исключается влияние косвенных налогов и субсидий)
  5. Степень снижение обменного курса национальной денежной единицы

На практике широко применяются индексы цен, которые отражают изменение общего (среднего) уровня цен, цен на отдельные  товары или группы товаров (например, индексы цен промышленной и сельскохозяйственной продукции).

1) Индекс стоимости жизни

В мировой  практике широко используется индекс стоимости жизни – индекс розничных  цен специального набора товаров  и услуг, входящих в бюджет среднего потребителя и составляющих стоимости  жизни, его прожиточный минимум. Пронумеруйте формулы (см. МУ)

Индекс цен =

Цена рыночной корзины в данном году

• 100%

Цена рыночной корзины в базовом  году


 

 

 

Индекс цен  может иметь три численных  значения:

      1. Индекс цен равен 100 %. Значит, цены являются неизменными.
  1. Индекс цен выше 100%. Следовательно, цены повысились в текущем году по сравнению с базовым, т.е. произошло инфляционное обесценение денег.
  1. Третий вариант: индекс цен ниже 100%. Это означает, что произошла дефляция (от лат. deflatio – выдувание, сдувание), т.е. имело место падение уровня цен.

Индекс стоимости  жизни используется при определении  минимальной заработной платы, от него, в свою очередь, зависит уровень  заработной платы.

2) Индекс оптовых цен

При исчислении индекса оптовых цен (индекса  цен товаров производственного  назначения) рассматривается изменение  цен определенного количества промежуточных  товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции  на оптовом рынке. Два названных  индекса тесно взаимосвязаны, так  как рост промышленных товаров и  услуг в конечном итоге ведет  к росту розничных цен.

3) Дефлятор ВНП 

Для измерения  общего уровня цен чаще используется индекс цен валового национального  продукта – так называемый дефлятор ВНП. Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. Следовательно, дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров и услуг. Реальный ВНП показывает, насколько возрос валовой национальный продукт исключительно за счет роста цен.  

Дефлятор ВНП = Номинальный  ВНП/ Реальный ВНП * 100%

Номинальный ВНП - расходы в нынешнем году по текущим ценам, Реальный ВНП – расходы в нынешнем году по ценам базового года.

Виды инфляции:

В зависимости  от того, какие формы принимает  инфляционное неравновесие и степени вмешательства государства в рыночные процессы, различают открытую и скрытую (подавляемую) инфляцию.

  1. Открытая инфляция характеризуется невмешательством государства в процессы формирования цен и заработной платы

Проявление дисбаланса между спросом и предложением в виде открытой формы инфляции, то есть в росте цен, сопровождается снижением покупательной способности и обесценением денег по отношению к конечным товарам и ресурсам.

Открытая  инфляция обычно измеряется в темпах прироста уровня цен за год и подсчитывается в процентах:

π = (Р1 – Р0)/Р0 × 100%  (3)

где π - темп инфляции в процентах за год,

Р1 - уровень цен данного года,

Р0 - уровень цен предшествующего года.

  1. Под подавляемой инфляцией подразумевается правительственный контроль над ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно. Это послужило основой создания модели инфляции (подавляемой) Б.Хансеном, одним из современных представителей Стокгольмской школы.

Для экономики  СССР длительное время была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые  не находили реализации. Денежная масса  на руках у населения росла  быстрее, чем масса товаров и  услуг. Норма сбережений в приросте дохода в 1969 году составляла 50%, в 1976 - 79%, в 1984 - 100%. Часто сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составлял 40% ВНП. Дефицит порождал очереди, спекуляцию, ослабевали стимулы к труду.

В результате подавленной инфляции товарный дефицит  становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить  значение своих денег, стараются  найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма  инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.

С позиции темпа роста цен, т.е. количественно выделяют три вида инфляции:

- умеренная (ползучая, «стабильные цены») инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег практически сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства.

- галопирующая инфляция - рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер.

Когда инфляция является галопирующей, она сама становится причиной сокращения спроса на деньги ввиду высоких альтернативных затрат держания реальной кассы.

- гиперинфляция - цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльным и убыточным становятся крупнейшие предприятия, она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.

Успешный  бизнес в условиях гиперинфляции  почти невозможен. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

Последствия гиперинфляции:

-сокращение производства;

- бегство  от денег;

- переход  к бартеру.

Если рассматривать  инфляцию с точки зрения соотносительности  роста цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста, то можно выделить:

1. Сбалансированную  инфляцию

2.Несбалансированную инфляцию.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров  неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно  изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

В СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п. Несбалансированная инфляция – большая беда для экономики. Нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. В такой ситуации возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.

Сбалансированная  инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Из этого следует, что  риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят  последними в цепочке повышения  цен. Это, как правило, производители  сложной продукции, основанной на интенсивных  внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму  повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать  сбыт сверхдорогой продукции конечному  потребителю.

По степени  предсказуемости выделяют ожидаемую  и неожидаемую инфляцию:

  1. Ожидаемая инфляция предсказана и спрогнозирована заранее, с достаточной степенью надежности.
  2. Неожидаемая - явление стихийное, спорадическое, прогноз в данном случае невозможен.

Фактор предсказуемости  позволяет по-новому взглянуть на вопрос влияния инфляции на стратегию  бизнеса. Если все фирмы и все  население знает наверняка, что  в следующем году цены возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Предприятия и население, соответственно, повысят цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая  сила и т. д.). Таким образом, основная часть населения существенно  не пострадает даже от гиперинфляции. Тогда, как в случае непредсказуемости  роста цен даже при умеренной  инфляции может произойти существенное снижение доходности соответствующих  предприятий.

 

1.2 Механизм возникновения инфляции (инфляция спроса и инфляция предложения)

Как известно, типы и виды инфляции классифицируют по разным признакам, однако главным  классификационным признаком, определяющим тип инфляции, служат ее причины. Они  определяют механизм действия инфляционных процессов и антиинфляционные меры. В соответствии с этим признаком  различают три типа: инфляцию спроса, инфляцию предложения (инфляция издержек) и внешнеэкономическую инфляцию.

Информация о работе Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности