Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, – циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России – с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843–1853 гг.); США – в период войны за независимость 1775–1783 гг. и гражданской войны 1861–1865 гг. Англии – во время войны с Наполеоном в начале XIX в. Франции – в период Французской революции 1789–1791 гг.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 175.00 Кб (Скачать файл)
  1. потери несут те домашние хозяйства, доходы которых фиксированы, так как снижается уровень реальных доходов;
  2. дополнительный доход получают те хозяйствующие субъекты, на продукцию которых рост цен превышает уровень инфляции;
  3. выигрывают владельцы недвижимости, земли, драгоценностей и других видов материализованного богатства;
  4. при прогрессивной системе налогообложения инфляция снижает реальные располагаемые доходы;
  5. государство присваивает сеньораж (инфляционный налог); достигается прирост номинальных поступлений от регулярных доходов (фискальный выигрыш), обесценивается внутренний государственный долг;
  6. сокращаются реальные доходы государственного бюджета;
  7. финансово-кредитные институты увеличивают денежные доходы за счет возросшей процентной маржи;
  8. при фиксированной процентной ставке ниже уровня инфляции выигрывают заемщики и проигрывают вкладчики.

Следует отметить, что воздействие  инфляции на перераспределение доходов  зависит от того, является ли она  ожидаемой или непредвиденной. В  случае ожидаемой инфляции домашние хозяйства и предприятия имеют  возможность предпринять соответствующие  контрмеры и обезопасить себя от негативного воздействия.

В условиях инфляции коммерческие банки  стремятся сохранить положительное  значение процентной ставки по активным операциям. Тем не менее может произойти падение реальной нормы процента до отрицательной величины (вкладные операции). Но самое страшное в том, что при гиперинфляции динамика процента отрывается от динамики рентабельности реального сектора экономики. Номинальная процентная ставка уходит вперед, стремится превысить инфляцию. Выгодными становится вложение денежного капитала в краткосрочные проекты в финансовой сфере. Наоборот, невыгодным становится вложение капитала в долгосрочные проекты в ведущие отрасли реального сектора экономики.                                                             В условиях инфляции повышение номинального дохода при сохранении ставки подоходного налога приводит к тому, что часть населения необоснованно переводится в более высокую категорию налогообложения.            При стабильном обменном курсе рост цен на внутреннем рынке повышает их «долларовый эквивалент». Это облегчает иностранным производителям проникновение на внутренний национальный рынок. Как следствие, очень быстро ухудшается торговый баланс страны. В итоге возникает необходимость девальвировать национальную валюту, т.е. снижать ее обменный курс. Кроме того, под действием инфляции повышается спрос на иностранную валюту, нарастает вывоз капитала за границу.

Вывод: инфляция усиливает в обществе социально-экономическую  неустойчивость, дезорганизует хозяйственные  связи, стимулирует отток ресурсов и кадров в наиболее прибыльные отрасли, активизирует спекуляцию и теневую  экономику, а также негативные явления  – типа коррупции и т.д.

Лица с  нефиксированными доходами могут выиграть от инфляции, так как у этой категории  увеличение номинального дохода может  опережать рост цен. Помимо того, более обеспеченные слои общества обладают большими возможностями в деле сохранения своих сбережений и доходов путем приобретения недвижимости, иностранной валюты, предметов искусства, ценных бумаг.                                                                                                                      В целом высокая инфляция снижает реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшает условия жизни большей части населения страны, углубляет имущественное неравенство между людьми и усиливает социальную напряженность в обществе.

  1. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Не начинайте главу с диаграммы, нужен «вводный» текст

Инфляция в Беларуси в 2011-2012 гг. (%)

Как же остановить инфляцию?

Прежде чем  дать ответ на этот вопрос, необходимо определить, какие именно действия государства отнести к антиинфляционным и какую инфляцию оно способно победить.

Как показывает мировая практика, бороться можно  только с открытой инфляцией, подавленная  инфляция регулированию не подлежит. Поэтому первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в  переключении подавленной инфляции на открытый ее тип.

Решая проблему борьбы с инфляцией, следует уяснить  два момента:

а) рыночная экономика, в которой  обращаются бумажные деньги, инфляционна по своему устройству. Требовать же от государства раз и навсегда покончить с инфляцией – значит ставить перед ним заведомо невыполнимую задачу. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным;

б) борьбу с инфляцией нельзя сводить  к выполнению некой программы, после  окончания, которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна  не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социальной или научно-технической.

Антиинфляционную политику государства можно условно подразделить на две части: на стратегию и на тактику. Стратегия предусматривает соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную перспективу, а тактика – в краткосрочном периоде.

Мировая практика знает немало эффективных  методов, используя которые, можно  успешно бороться с инфляцией.

  1. Важнейшая задача антиинфляционной политики государства состоит в погашении инфляционных ожиданий, то есть необходимо переломить психологию субъектов экономической

системы, избавив  их от страха перед обесценением сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного  спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и услуг. Опыт показывает, что инфляционные ожидания, скорее всего, преодолевались там, где выполнялись, по крайней мере, два условия.

Первое –  всемерно укреплялись механизмы  рыночной системы: ослаблялись таможенные ограничения на ввоз и вывоз продукции; поощрялся малый бизнес; проводилась  либерализация цен; осуществлялся  контроль з0а состоянием рынков и  своевременно пресекались факты  монополистического поведения субъектов хозяйствования и др.

Второе –  существовало правительство, непоколебимо придерживающееся курса на постепенное  искоренение неуправляемой инфляции и пользовавшееся доверием большинства  населения. Заслужить такое доверие  можно лишь в том случае, если правительство ставит перед собой  вполне определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно  информирует об этом граждан и  неуклонно добивается их решения. 

  1. Неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать. Поступая так, государство налаживает снабжение экономики минимально необходимым количеством денег, превращает их в своего рода смазочный материал, основное назначение которого состоит в обеспечении поступательного развития рыночной системы.

Для того чтобы  денежная политика была действительно  антиинфляционной, указанный лимит  надо удерживать в течение продолжительного времени вне зависимости от состояния  бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.д.

Должна быть ограничена любая деятельность государства, связанная с изменением денежной массы.

Режим жестких  денежных ограничений относится  к разряду сильнодействующих  регуляторов экономики. Стоит только денежным ограничения хотя бы как-то стабилизировать темп роста цен, как тут же начинают меняться инфляционные ожидания. Чем слабее эти ожидания, тем больше склонность людей к  сбережениям. Расширение объема сбережений позволяет государству решать бюджетные проблемы все меньше, прибегая к займам в Национальном банке. Таким образом, реализация долгосрочной денежной политики представляет собой самоусиливающийся процесс антиинфляционного регулирования.

  1. Задача антиинфляционной политики государства – сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой задачи можно двигаться двумя путями – увеличивая доходы и уменьшая расходы государства.

Решая эту  проблему, следует заметить, что  увеличение доходов бюджета путем  налогового пресса может принести лишь сиюминутный результат, а в долгосрочном плане такая политика оборачивается  подрывом стимулов к труду и инвестированию, замедлением экономического роста, а, следовательно, и сокращение поступлений  в государственный бюджет. Поэтому  верная линия правительства, собравшегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны. 

  1. Задача антиинфляционной политики – свести к минимуму воздействие на национальную экономику внешних инфляционных факторов, и особенно тех, что связаны с перемещением через границу спекулятивных краткосрочных капиталов.

Поскольку движение капиталов получает концентрированное  выражение в сальдо платежного баланса, то необходимо снять с него инфляционный эффект, т.е. вести внешнеэкономическую  деятельность таким образом, чтобы  сальдо платежного баланса было положительным, а поступающие валютные средства не трансформировались в национальную валюту как источник краткосрочных  кредитов.

Таковы основные направления антиинфляционной политики государства, рассчитанные на длительную перспективу.

Методы краткосрочной  антиинфляционной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции. Они  большей частью носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы  на время умерить инфляционное напряжение.

Поскольку инфляция проявляется в темпах роста цен, обусловленных разрывом между спросом  и предложением, то антиинфляционная тактика может дать максимальный результат лишь тогда, когда поможет  нарастить предложение товаров  и услуг, либо будет способствовать снижению текущего спроса. В этом плане  государство применяет такие  методы, как:

  • проведение разумной приватизации государственной собственности;
  • массированный импорт потребительских товаров и частичная реализация государственных стратегических запасов;
  • установление повышенных процентных ставок по срочным вкладам с целью ограничить текущий спрос;
  • и другие методы.

Правильно применяемые  долгосрочные и краткосрочные методы воздействия на инфляцию приносят желаемые результаты. Однако следует заметить, что антиинфляционная политика государства не ограничивается лишь монетарной политикой. Она включает также фискальную, внешнеторговую и валютную политику.

2.1 Государственное регулирование  инфляции в Республике Беларусь

Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры. 

Наиболее  вероятными в условиях повышения  инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или  иной мере будут направлены на компенсацию  трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины. 

Государство при выборе методов макроэкономического  регулирования может рассматривать  различные системы мер в области  налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики. 

Первоочередная  важность проблемы инфляции в экономике  республики нашла отражение в  Основных направлениях денежно-кредитной  политики. На протяжении ряда последних  лет снижение ее является стратегической целью ДКП, проводимой в республике.

Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить  инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость  дальнейшего снижения инфляции и  установления полного контроля над  инфляционными процессами в стране. 

Инфляцию, развивающуюся  в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно  считать одной из закономерностей  переходного периода. Очевидно, что  стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения  и развития. 

Так как системной  причиной инфляция стала попытка  форсировано внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной

социально-экономической  среды, самый общий рецепт обуздания  и ликвидации инфляции – приведение в соответствие процесса общественного  производства и его социально-экономических  форм. При сохранении курса на рыночную трансформацию экономики это  означает формирование развитой инфраструктуры рынка, институционализацию  рыночных отношений, создание эффективных мер государственного воздействия на трансформационную экономику. В контексте детализации системных причин инфляция и стратегического курса на их

подавление  целесообразно выделить ряд факторов:  
· Удорожание импортируемых ресурсов, а также любых импортных товаров и услуг в разрезе одной или нескольких отраслевых групп;  
· Рост оплаты труда работников в отдельной отрасли или любой группе отраслей;  
· Увеличение налогов на продукты вследствие изменения государственной налоговой политики;  
· Повышение взимаемых налогов на производство в одной или уменьшение субсидирования отдельных отраслей;  
· Снижение обменного курса национальной валюты;  
· Удорожание отечественной продукции различных отраслей, обусловленное иными причинами. 

Информация о работе Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности