Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, – циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России – с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843–1853 гг.); США – в период войны за независимость 1775–1783 гг. и гражданской войны 1861–1865 гг. Англии – во время войны с Наполеоном в начале XIX в. Франции – в период Французской революции 1789–1791 гг.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Перечень  системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор  мер антиинфляционной политики. В  условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ, общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.

В связи с  возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных  экономических реформ необходимо разработать  в условиях реформирования эффективную  антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие  конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации управления.

Стержнем  экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса.

Подавление  инфляции в долгосрочном аспекте  может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего  и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции. Эмпирические данные за несколько лет свидетельствуют о падении инвестиционной активности, что является результатом неблагоприятного инвестиционного климата в республике. 

Кардинальное решение проблемы иностранных инвестиций зависит от институциональных преобразований и законодательства по вопросам собственности условии деятельности совместных и иностранных предприятий.

Основы долгосрочного безинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятии здоровое в финансовом отношении предприятие способное адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы, и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.

В целях оздоровления финансового состояния предприятий  акцент необходимо делать на смене  механизмов ответственности. Для создания эффективного мотивационного механизма  у субъектов хозяйствования - предпочтительнее использовать имущественную; а не административную ответственность. Но это возможно лишь при проведении надлежащих  институциональных преобразований: приватизации, задействовании процедур банкротства, активизация фондового рынка и т. п. В определенной степени можно согласиться с позицией правительства, придерживающегося принципа индивидуального подхода к субъектам хозяйствования. Однако такой индивидуальный подход должен осуществляться в контексте рыночного поведения предприятий с ориентацией на конкуренцию, эффективность и самообеспечение. При этом он будет автоматически нести и большой антиинфляционный заряд.

Развитие  инфляционного процесса зависит  также и от реализуемой государством валютной политики.

Усиление  инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение о девальвации, государство допускает появление в экономике дополнительного инфляционного импульса, который в первую очередь проявляется в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых взаимосвязей переносится  и на стоимость отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые сырье и комплектующие. [9].

Для того чтобы  построить модель антиинфляционного  регулирования, позволяющую эффективно управлять инфляционными процессами, необходимо выделить базовые факторы  современной инфляция.  
Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и др.), глобальные (состояние мировых финансовых рынков); политические — внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).  
Из перечисленных факторов только внешние политические и глобальные экономические не поддаются регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого целевого норматива возможно при регулировании остальных факторов, которые можно свести к трем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка.

В общем виде основной причиной инфляции выступает  несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства.

Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.  
В период действия указанной схемы должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход к ДКП на основе метода целевой инфляции будет эффективным в постстабилизационный период.

Основным  направлением решения проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание  рыночного механизма с государственным  регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике. 

2.2 Социальная ориентированность  антиинфляционной политики государства

Рыночная  система экономики давно уже  перестала быть неуправляемой, или, как принято называть, самоуправляемой. Переход от совершенного к несовершенному виду рынка исторически поставил вопрос о необходимости государственного регулирования. И здесь опять следует вспомнить заслуги Дж. Кейнса. Теперь уже об этом не спорят. Дебаты возникают лишь по вопросу о мере такого регулирования.

Что же касается социально ориентированной рыночной экономики, то логика и фактов, и  научной мысли говорит о бесспорной необходимости ее регулирования. Мало определить и задать социальные ориентиры, важно организовать их достижение.

Регулирование экономики, сформировавшейся (или формирующейся) как социально ориентированный вид смешанной экономической

системы, осуществляется государством. Оно и в ответе за эффективность такого регулирования.

Процесс регулирования  можно кратко представить в виде определенного алгоритма с пятью этапами. На первом этапе следует определить (разработать) параметры, в рамках которых предполагается (с учетом возможного) достичь заданные самой системой (ее типом и видом) социальные ориентиры. На втором этапе на основе выделенных параметров строится «дерево пелен», которые должны быть достигнуты в определенном периоде. Здесь будет как ведущая, стержневая цель, так и цели 2-го и 3-го порядков (или уровней).

Третий этап потребует скрупулезного выявления  факторов достижения поставленных целей. Определив позитивные факторы, на основе, которых будет идти продвижение к цели, следует не упустить нахождение и других факторов, например торможения, чтобы предусмотреть соответствующие меры.

На четвертом  этапе разрабатываются ступени  использования выбранных факторов и сил на пути достижения целей. А поскольку такая реализация означает масштабную и активную деятельность людей, здесь важное место должно быть отведено вопросам их мотивации.

Наконец, на пятом этапе главным будет  разработка нормативов оценки уровня достижения выдвинутых целей и контроль за степенью и скоростью приближения к целям, а также необходимая корректировка тактики (рис. 2.2).

Все это свидетельствует  о том, что макроуровень экономической  системы с переходом ее к социально ориентированному виду становится особенно важным и ответственным. Именно на этом уровне прежде всего формируется и реализуется социальная ориентация экономики.

Поскольку материальной базой осуществления рассматриваемого вида экономической системы является общественное макровоспроизводство, то тщательное изучение основ и особенностей макроэкономики становится весьма важной задачей.

Более того, при социально ориентированном  виде рыночной экономики определенные изменения претерпевают сама макроэкономика и ее регулирование: социальная, антициклическая, антиинфляционная политика и политика занятости выходят в ней на первый план; экономический рост из цели макрополитики превращается в важное средство обеспечения социально-экономической устойчивости; человек в экономике

рассматривается не только как важный фактор воспроизводства, но и как главная цель экономической  системы.

В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. подчеркивается, что социальная парадигма (установка) стратегии состоит  в признании того, что локомотивом  современного социально-экономического развития является человек, притом обладающий развитыми трудовыми, творческими способностями и социальной активностью. Для обеспечения такой роли человека именно социальная сфера и политика должны иметь ведущую роль. Социальные ориентиры в такой макроэкономике должны быть целевыми.

Рис. 2.2. Алгоритм регулирования социально ориентированной экономики

Основной  и, пожалуй, наиболее сложной задачей  макрорегулирования становится сбалансированность рыночной эффективности и социальной справедливости, т. е. достижение социально-экономической эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Лемешевский И.М. Макроэкономика Экономическая теория часть III – Минск. ООО «ФУАинформ» 2004.
  2. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов / Бункина Маргарита Константиновна. - М.: Палеотип ; Деловая литература ; Логос; 2002. - 487 с.
  3. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. спец. / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. – 2-е изд., перераб. И доп. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 437.
  4. Макроэкономика: уч. пособие / А.В. Бондарь и др. – Мн.: БГЭУ, 2009.
  5. Макпрэкономика: уч. пособие для студентов вузов по экон. спец. / В.А. Воробьев [и др.]; под ред. В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2009. – 269.
  6. Республика Беларусь в цифрах. Статистический сборник. Минск., 2013.
  7. Макроэкономика: учебно-методический комплекс / В.В. Бичанин и О.С. Шевченко. – Новополоцк ПГУ 2008.
  8. Национальная Экономика Беларуси. Учебник / Под редакцией доктора экономических наук, профессора В.Н. Шимова. 3-е издание. – Минск БГЭУ 2009
  9. http://www.debtexpert.ru/debts-366-1.html
  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A4%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%80%D0%B0
  11. http://www.rae.ru/monographs/129-4224
  12. http://do.gendocs.ru/docs/index-14948.html?page=36
  13. http://1money.info/page.php?t=7&p=39
  14. http://eumtp.ru/?p=2443
  15. http://economy-bases.ru/t16r3part5.html
  16. http://www.ekonomicheskaya-teoriya.net/edu/mezhdunarodnye-ekonomicheskie-otnosheniya/finansovaya-sistema-i-finansovaya-politika-gosudarstva-mezhdunarodnye-ekonomicheskie-otnosheniya/osobennosti-sovremennoj-inflyacii.html
  17. http://www.ekonomika-st.ru/ekonomika/ekon-teorija/ekon-teorija-80.html
  18. http://www.fooder.ru/page2/infspppp_4.html
  19. http://www.bankingfacts.ru/bankins-109-2.html
  20. http://www.aup.ru/books/m173/4_7.htm
  21. http://naviny.by/rubrics/economic/2013/01/15/ic_articles_113_180515/
  22. http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/employment1.php

 

Объедините нумерацию.

 

 

 


Информация о работе Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности