Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа
В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, – циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России – с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843–1853 гг.); США – в период войны за независимость 1775–1783 гг. и гражданской войны 1861–1865 гг. Англии – во время войны с Наполеоном в начале XIX в. Франции – в период Французской революции 1789–1791 гг.
Перечень системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ, общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.
В связи с
возникновением хронической
Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса.
Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции. Эмпирические данные за несколько лет свидетельствуют о падении инвестиционной активности, что является результатом неблагоприятного инвестиционного климата в республике.
Кардинальное решение
проблемы иностранных инвестиций зависит
от институциональных
Основы долгосрочного безинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятии здоровое в финансовом отношении предприятие способное адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы, и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.
В целях оздоровления
финансового состояния
Развитие инфляционного процесса зависит также и от реализуемой государством валютной политики.
Усиление
инфляции оказывает дополнительное
Для того чтобы
построить модель антиинфляционного
регулирования, позволяющую эффективно
управлять инфляционными
Все многообразие причин, вызывающих инфляцию,
можно классифицировать следующим образом:
экономические — внутренние (экономическое
состояние), макроэкономические (состояние
бюджета, платежного баланса, уровень
развития производства и др.), глобальные
(состояние мировых финансовых рынков);
политические — внешние (введение таможенных
и прочих запретов), внутренние (уровень
доверия населения к правительству); психологические
(инфляционные ожидания).
Из перечисленных факторов только внешние
политические и глобальные экономические
не поддаются регулированию, следовательно,
снижение темпов инфляции до желаемого
целевого норматива возможно при регулировании
остальных факторов, которые можно свести
к трем группам: монетарные, немонетарные
и структурные. Таким образом, антиинфляционная
политика должна включать три направления:
меры по ограничению монетарных факторов
инфляции, издержек и по структурному
регулированию рынка.
В общем виде
основной причиной инфляции выступает
несоответствие денежной и товарной
массы. Управление инфляцией будет эффективным,
если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная
политики будут скоординированы и иметь
во главе общую цель — обеспечение экономического
роста в стране и преодоление инфляции.
При этом ДКП должна быть направлена на
эффективное управление
Модель, взаимоувязывающая
денежно-кредитную, бюджетную и налоговую
политики, позволит создать стимул для
развития производства, насыщения внутреннего
рынка продукцией, сделать национальную
экономику более защищенной от колебаний
внешнеэкономической конъюнктуры и поможет
эффективно управлять инфляцией.
В период действия указанной схемы должна
быть достигнута финансовая стабилизация
и осуществлено дальнейшее реформирование
секторов экономики. Переход к ДКП на основе
метода целевой инфляции будет эффективным
в постстабилизационный период.
Основным
направлением решения проблем социально-
2.2 Социальная ориентированность антиинфляционной политики государства
Рыночная система экономики давно уже перестала быть неуправляемой, или, как принято называть, самоуправляемой. Переход от совершенного к несовершенному виду рынка исторически поставил вопрос о необходимости государственного регулирования. И здесь опять следует вспомнить заслуги Дж. Кейнса. Теперь уже об этом не спорят. Дебаты возникают лишь по вопросу о мере такого регулирования.
Что же касается
социально ориентированной
Регулирование экономики, сформировавшейся (или формирующейся) как социально ориентированный вид смешанной экономической
системы, осуществляется государством. Оно и в ответе за эффективность такого регулирования.
Процесс регулирования можно кратко представить в виде определенного алгоритма с пятью этапами. На первом этапе следует определить (разработать) параметры, в рамках которых предполагается (с учетом возможного) достичь заданные самой системой (ее типом и видом) социальные ориентиры. На втором этапе на основе выделенных параметров строится «дерево пелен», которые должны быть достигнуты в определенном периоде. Здесь будет как ведущая, стержневая цель, так и цели 2-го и 3-го порядков (или уровней).
Третий этап
потребует скрупулезного
На четвертом этапе разрабатываются ступени использования выбранных факторов и сил на пути достижения целей. А поскольку такая реализация означает масштабную и активную деятельность людей, здесь важное место должно быть отведено вопросам их мотивации.
Наконец, на пятом этапе главным будет разработка нормативов оценки уровня достижения выдвинутых целей и контроль за степенью и скоростью приближения к целям, а также необходимая корректировка тактики (рис. 2.2).
Все это свидетельствует о том, что макроуровень экономической системы с переходом ее к социально ориентированному виду становится особенно важным и ответственным. Именно на этом уровне прежде всего формируется и реализуется социальная ориентация экономики.
Поскольку материальной
базой осуществления
Более того, при социально ориентированном виде рыночной экономики определенные изменения претерпевают сама макроэкономика и ее регулирование: социальная, антициклическая, антиинфляционная политика и политика занятости выходят в ней на первый план; экономический рост из цели макрополитики превращается в важное средство обеспечения социально-экономической устойчивости; человек в экономике
рассматривается не только как важный фактор воспроизводства, но и как главная цель экономической системы.
В Национальной
стратегии устойчивого
Рис. 2.2. Алгоритм регулирования социально ориентированной экономики
Основной и, пожалуй, наиболее сложной задачей макрорегулирования становится сбалансированность рыночной эффективности и социальной справедливости, т. е. достижение социально-экономической эффективности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Объедините нумерацию.
Информация о работе Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности