Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:56, курсовая работа
В современных условиях большое значение имеет оптимальное управление как динамический процесс, который заключается в умелом применении руководителем как неформальных методов управления (опыта, логики, интуиции), так и формализованных методов, основанных на использовании разнообразной информации. Информационное обеспечение процесса управления включает в себя бухгалтерскую (финансовую) отчетность, статистическую отчетность, данные оперативного учета и неформализованные внеучетные сведения.
Бухгалтерская отчетность служит одним из важнейших источников информации о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и изменениях в ее финансовом положении, доступных разным группам ее внешних и внутренних пользователей.
В процессе реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в России большое значение придается повышению качества бухгалтерской отчетности. При формировании бухгалтерской отчетности существенное внимание уделяется концептуальным основам составления отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). От степени соблюдения требований МСФО зависят прозрачность информации, представленной в бухгалтерской отчетности, и в конечном счете ее полезность и степень рисковости решений, принимаемых на основе отчетных данных.
Вступление……………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Нормативное регулирование и перспективы представления информации в бухгалтерской отчетности……………………………………….5
Виды отчетности организации ……………………………………………6
Бухгалтерская (финансовая) отчетность как источник информации о хозяйственной деятельности организации………..…………………..…9
Значение и функции бухгалтерской отчетности……………………….11
Глава 2.Международная стандартизация бухгалтерской отчетности…………………………………………………………………...…..16
2.1 Переход России на международные стандарты финансовой отчетности ……………………………………………………..…..……………………….…22
2.2 Состав годового и промежуточного бухгалтерских отчетов ………….....27
2.3. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению годовой бухгалтерской отчетности ………………………………………………..........30
В
связи с отмеченными
Программой
предусматривалось: сформировать систему
стандартов учета и отчетности, обеспечивающих
полезной информацией пользователей,
в первую очередь инвесторов; обеспечить
увязку реформы бухгалтерского учета
в России с основными тенденциями
гармонизации стандартов на международном
уровне; оказать методическую помощь
организациям в процессе освоения и
внедрения реформированной
В 2004 г. была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее – Концепция), определяющая программу действий на период 2004–2010 гг.
Концепция направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.
Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:
• недостаточными темпами реформирования бухгалтерского учета и отчетности в течение 1992–2003 гг.;
• тенденциями развития бухгалтерского учета в мире;
• административной реформой в России.
Целью
развития бухгалтерского учета и
отчетности на среднесрочную перспективу
является создание приемлемых условий
и предпосылок для
Для этого в Концепции намечены следующие основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.):
• повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
• создание инфраструктуры применения МСФО;
• изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
• усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
• существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
В области создания новой нормативной базы бухгалтерского учета к 2003 г. были разработаны 20 положений по бухгалтерскому учету, касающиеся различных вопросов учета. Эти положения применяются с 1 января 2003 г. Некоторые положения уже имеют повторную редакцию.
В соответствии с Концепцией продолжится работа над национальными стандартами (положениями по бухгалтерскому учету) для регламентации общих правил индивидуальной бухгалтерской отчетности для юридических лиц (организаций) исходя из национального законодательства и требований МСФО.
Необходимость
такого подхода вызвана потребностями
российских внешних пользователей
в данных бухгалтерской отчетности.
Пришло время отдельные положения
МСФО зафиксировать в
В этих целях следовало бы принять Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности». Этот документ уже подготовлен и проходит стадию согласования в соответствующих ведомствах. Предполагается, что в нем будут закреплены новые нормы, в частности обязательность составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций по МСФО.
Ведущую
роль в обновлении нормативной базы
бухгалтерского учета и бухгалтерской
(финансовой) отчетности должны играть
переориентация нормативного регулирования
с учетного процесса на бухгалтерскую
(финансовую) отчетность; органичное сочетание
нормативных предписаний
Другим
направлением государственной политики
является совершенствование процесса
аттестации профессиональных бухгалтеров
(главных бухгалтеров, бухгалтеров-консультантов,
иных специалистов бухгалтерского учета).
В международной практике Комитет
по образованию IFAC выдвигает ряд
серьезных требований к желающим
стать профессиональными
Важное место в реформировании бухгалтерского учета продолжает занимать проблема подготовки специалистов высшего профессионального образования (ВПО) по новым правилам бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, постановки управленческого учета и иным направлениям в учетной области. В связи с этим в соответствии с Концепцией необходима и далее целенаправленная и координирующая работа по созданию третьего поколения стандартов ВПО в контексте современных подходов к подготовке кадров бухгалтеров и аудиторов в рамках Болонского процесса.
При
наличии федерального органа исполнительной
власти в области образования
существенная роль в подготовке специалистов
XXI века должна принадлежать саморегулируемым
профессиональным бухгалтерским и
аудиторским организациям. В настоящее
время они ведут
Задачи,
поставленные при разработке Концепции,
выполнены еще не в полной мере.
Вместе с тем уже можно отметить
улучшение понимания
По мнению руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности А. С. Бакаев[3], к причинам, которые не позволяют в полной мере реализовать новые подходы к постановке учета и раскрытию информации в отчетности, относятся:
1) избирательное применение новых правил бухгалтерского учета, о чем говорят исследования ИПБ России и письменные обращения Минфина России;
2) чрезмерное влияние на развитие бухгалтерского учета требований налоговых органов, а также налогового законодательства;
3) недостаточно активное участие аудиторского сообщества во внедрении новых подходов к формированию бухгалтерской отчетности;
4) негативное отношение к нововведениям со стороны собственников и управленческого персонала;
5) отставание законодательной и иной нормативной базы от вводимых новых правил бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
6) отсутствие нормальной рыночной инфраструктуры в связи с тем, что оценочная и аудиторская деятельность находится пока в процессе становления, закон соответствия спроса и предложения не реализуется, недостаточно динамично развиваются системы связи и т. п.
Со времени опубликования статьи А. С. Бакаева многое было сделано, но еще больше предстоит сделать.
Реальное
реформирование бухгалтерского учета,
несмотря на срок, предусмотренный
в Программе, должно занять, на наш
взгляд, от 10 до 15 лет. В частности, необходимо
время для смены целого поколения
специалистов в области бухгалтерского
учета и пользователей
Сейчас лишь отдельные российские компании составляют сводную отчетность по МСФО. Эти компании проделали огромную подготовительную работу. Они разработали учетную политику для составления отчетности по МСФО, расширили информационную емкость действующего Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее – План счетов) путем включения в него многочисленных субсчетов. Для составления сводной отчетности по МСФО дочерние компании представляют большой объем дополнительной информации. При этом компании содержат бухгалтерские подразделения, составляющие параллельную бухгалтерскую отчетность.
Другие организации, которым необходимо представлять финансовую отчетность по МСФО, прибегают к услугам крупных аудиторских фирм по трансформации и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом они зачастую не имеют утвержденной учетной политики по МСФО, что приводит к произвольной интерпретации аудиторскими фирмами требований МСФО применительно к таким организациям. Составленная подобным образом бухгалтерская (финансовая) отчетность настороженно воспринимается западными финансовыми аналитиками.
Для
решения отмеченных проблем государством
будет осуществляться поддержка
перехода ряда организаций на формирование
консолидированной
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и ПБУ 4/ 99 «Бухгалтерская отчетность организации» организация составляет и представляет в установленные адреса и сроки годовую бухгалтерскую отчетность в следующем составе:
• бухгалтерский баланс – форма № 1;
• отчет о прибылях и убытках – форма № 2;
• приложения к ним – формы № 3–6;
• пояснительную записку;
• аудиторское заключение, если организация в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» подлежит обязательному аудиту.
В состав промежуточной бухгалтерской отчетности организации включают бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
В ПБУ 4/99 достаточно подробно определяются содержание и показатели таких форм, как бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. В отношении других форм указано только то, что они должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в формы № 1, 2, 4. Приводится также перечень дополнительных данных, подлежащих раскрытию в пояснениях.
«О формах бухгалтерской отчетности организаций»
Приказом Минфина России № 67н утверждены Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности. Приказ конкретизировал отдельные позиции ПБУ 4/99. Изменения в образцах форм бухгалтерской отчетности вызваны требованиями, изложенными в введенных в действие после принятия ПБУ 4/99 положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ 11/08 – ПБУ 20/02). После утверждения ПБУ 4/99 были приняты также дополнения и изменения к Плану счетов и инструкции по его применению. Кроме того, при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности следует учитывать ряд других новых нормативных документов по бухгалтерскому учету.
При формировании бухгалтерской отчетности организация должна придерживаться следующих правил:
Информация о работе Информация для внутренних и внешних пользователей