Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Мною была выбрана именно эта тема для написания курсовой работы потому,
что актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества
на современном этапе является обоспечение сохранности хозяйственных
ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение
непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных
ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью
хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой
проверяется сохранность ценностей и сличивается фактическое их наличие с
данными бухгалтерского учета.

Содержание работы

Введение
3

Роль и значение инвентаризации.


1.1 Инвентаризация как способ пе
1.1 Инвентаризация как способ первичного
наблюдения. 5

1.2 Связь инвентаризации с другими элементами метода

бухгалтерского учета.
7



I. Виды инвентаризации.

2.1 Виды инвентаризации.
10

2.2 Порядок проведения и оформление инвентаризации. 12

2.3 Отражение результатов в учете.
15



II. Инвентаризация отдельных видов

хозяйственных cредств.

3.1 Инвентаризация основных средств.
20

3.2 Инвентаризация товарно-материальных ценностей. 22

3.3 Инвентаризация денежных средств и расчетов.
26



Заключение
29

Литература

Файлы: 1 файл

Инвентаризация.docx

— 86.29 Кб (Скачать файл)

   материально  ответственные   лица  отказываются  в  добровольном   порядке

   возмещать ущерб,  причиненный   субьекту  хозяйствования,  в   этом  случае

   материал по недостаче  направляется либо в правоохранительные  органы  для

   решения вопроса о возбуждении  уголовного дела, либо с соблюдением   сроков

   исковой давности в суд  для взыскания сумм недостачь  с  ответственных  лиц

   по основаниям, предусмотренным  законодательством.

    Если судом полностью  или частично отказано во взыскании   суммы  ущерба,

причиненного  недостачей  или  потерей  от  порчи  ценностей,  по   причине

ненадлежащего учета и  хранении  материальных  ценностей,  пропуска  сроков

исковой  давности  и  по  другим  зависящим  от  предприятия  причинам,  то

источником погашения таких  сумм является прибыль, оставшаяся в  расположении

предприятия,  или  резервные  фонды.   Таким   образом,   некомпенсированые

материально ответственными лицами недостачи  товарно материальных  ценностей

или потери от их порчи списываются  за счет прибыли или резервных  фондов [3,

с.49]. При этом дебетуется счет 80 " Прибыли и убытки" или 86 "Недостачи  и

потери от порчи ценностей", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".

      Уточнение или  списание  дебиторской  или   кредиторской  задолженности

зачисляется на финансовые результаты отчетного года.

    Бюджетные организации  результаты инвентаризации зачисляют  на уменьшение

(увеличение)  бюджетного  финансирования  или  внебюджетных  источников   в

зависимости от того,  за  счет  каких  источников  приобретались  средства,

недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации.

    Излишки  товарно   материальных  ценностей,  установленные   в   процессе

инвентаризации, приходуют в дебет  сооответствующих счетов (07 "Оборудование

к  установке",  10  "Материалы",  12  "Малоценные  и   быстроизнашивающиеся

предметы", 40 "Готовая продукция" и др.) с  кредита  счета  80  "Прибыли  и

убытки".

    Выявленные в ходе  инвентаризации неучтенные  объекты   основных  средств

приходуют следующим образом:

       .  дебет   счета  01   "Основные   средства"   -   на   первоначальную

         (восстановительную)  стоимость обьекта;

       . кредит счета  02 "Износ основных средств" -  на  сумму  начисленного

         износа  в соответствии с решением  инвентаризационной комиссии;

       . кредит счета  80 - на остаточную стоимость обьекта.

    Отражение  в  бухгалтерском   учете  результатов  инвентаризации   можно

представить в виде таблицы.

|Содержание операции                                |Дебет |Кредит |

|Оприходование излишков                                             |

|Оборубование к установке                           |07    |80     |

|Материалов                                         |10    |80     |

|Малоценные и быстроизнашивающиеся  предметы         |12    |80     |

|Животные на выращивании и  откорме                  |11    |80     |

|Денежные средства в кассе                          |50    |73     |

|Подотчетные суммы у подотчетных  лиц                |71    |73     |

|Товаров                                            |41    |80     |

|Товаров по покупной стоимости                      |41    |80     |

|Товаров на сумму торговой  надбавки, относящиеся    |42    |80     |

|кизлишествующим товарам                            |      |       |

|Основные средства (при условии  внесения изменений в|01    |85     |

|учредительные документы)                           |      |       |

|Отражение недостач                                                 |

|Материалов                                         |84    |10     |

|Малоценные и быстроизнашивающиеся  предметы         |84    |12     |

|Денежные средства в кассе                          |84    |50     |

|Товаров по покупной стоимости                      |84    |41     |

|Товаров на сумму торговой  надбавки, относящиеся    |42    |83     |

|кизлишествующим товарам                            |      |       |

|Списана недостача в пределах  норм естественной     |20(44)|84     |

|убыли или если во взыскании  отказано судом         |      |       |

|Сумма недостачи отнесена за  счет виновных лиц      |73    |84     |

|За счет виновных лиц отнесенная  сумма разницы между|73    |83     |

|балансовой стоимостью и суммой  подлежащей          |      |       |

|взысканию                                          |      |       |

|Сумма недостачи удержана из  зароаботной платы      |70    |73     |

|виновного лица                                     |      |       |

|Сумма недостачи внесена виновным  лицом в кассу     |50    |73     |

 

 

    [бу ж]

    Результаты расхождения  учетных данных с фактическим  наличием могут быть

обусловлены:

       .  физико-химическими   свойствами  товарно-материальных  ценностей  к

         усушке, утруске,  распылу, улетучиванию, бою, изменениям  физическом

         объеме  под воздействием  изменения   окружающей  среды  и  т.п.  Эти

         потери  неизбежны и возможны как   при  транспортировке,  так   и  при

         хранении;

       . погрешностями  показаний измерительных приборов  в  процессе  приема

         или отпуска  указанных ценностей;

       . наличием не  предномеренных ошибок в виде  описки в первичных учетных

         документах, арифметических ошибок в пересчетах  и пр.;

       .  преднамеренными   ошибками   как   результат   злоупотреблений   и

         мошенничества  (обсчеты, обмеры, хищения, обвесы, прямое  присвоение

         отдельных  видов имущества и пр.).

     Взаимный зачет излишков  и недостач в результате пересортицы  может быть

допущен в виде исключения за один и тотже проверяемый период,  у  одного  и

тогоже проверяемого лица, в отношении  товарно материальных ценностей  одного

и тогоже наименования и в тождественных  количествах.

    В том случае,  когда   при  зачете  недостач  излишками   по  пересортице

стоимость недостающих ценностей  выше  стоимости  ценностей,  оказавшихся  в

излишке, эта разница в стоимости  относится на виновных лиц.

    Если конкретные  виновники   пересортицы  не  установлены,  то  суммовые

разницы рассматриваются как недостачи  сверх норм  убыли  и  списываются  за

счет прибыли или резервных  фондов.

    На  разницу  в   стоимости   от   пересортицы   в   сторону   недостачи,

образовавшиеся не по  вине  материально  ответственных  лиц,  в  протаколах

инвентаризационной комиссии должны быть  даны  исчерпывающие  объяснения  о

причинах, по которым такая разница  не отнесена на виновных лиц.

    Предложения о регулировании  выявленных при  инвентаризации  расхождений

фактического   наличия   ценностей   и   данных    бухгалтерского    отчета

представляются на рассмотрение руководителю предприятия, который  принимает

окончательное решение о зачете.

    Результаты инвентаризации  должны быть отражены  в   учете  и  отчетности

того месяца,  в  котором  была  окончена  инвентаризация,  а  по  годововой

инвентаризации - в годовом бухгалтерском  отчете.

    Данные результатов проведенных  в этом году инвентаризаций  обобщаются  в

ведомости результатов, выявленных инвентаризацией [7, с. 34].

    Таким образом, в зависимости  от полноты охвата имущества  инвентаризации

бывают  полные  и  частичные.  В  зависимости   от   основания   проведения

инвентаризации могут быть  плановые  и  внеплановые.  А  также  сплошные  и

выборочные, пермонентные и текущие.

    Для непосредственнго  проведения инвентаризации ценностей   на  отдельном

объекте назначается рабочая инвентаризационная комиссия. Инвентаризационная

комиссия  обеспечивает  полноту  и  точность  внесения  в  описи  данных  о

фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных  средств,

другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность

оформления материалов инвентаризации.  Фактическое  наличие  имущества  при

инвентаризации  определяют  путем  обязательного   подсчета,   взвешивания,

обмера.   Результы    контрольных    проверок    правильности    проведения

инвентаризации  оформляются  актом  и   регистрируются   в    книге   учета

контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

    Для выявления  результатов   инвентаризации  используют  книгу   остатков

материалов. Затем составляются сличительные  ведомости.  В  них  включаются

только те материальные ценности, по  которым  при  инвентаризации  выявлены

отклонения  от  учетных  данных.  Выявленные  в  результате  инвентаризации

расхождения между фактическим  наличием имущества и  данными  бухгалтерского

учета регулируются  в  соответствии  с  Законом  Республики  Беларусь  "  О

бухгалтерском учете и отчетности". Излишки товарно материальных  ценностей,

установленные в процессе инвентаризации, приходуют в дебет сооответствующих

счетов с кредита счета 80 "Прибыли  и  убытки".  Результаты  инвентаризации

должны быть отражены в учете  и  отчетности  того  месяца,  в  котором  была

окончена  инвентаризация,  а  по  годововой  инвентаризации  -  в   годовом

бухгалтерском отчете.

    Данные результатов проведенных  в этом году инвентаризаций  обобщаются  в

ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

 

 

 

            Глава 3 Инвентаризация отдельных  видов хозяйственных

                                  средств.

 

                    3.1 Инвентаризация основных средств.

 

    До начала инвентаризации  рекомендуется проверить:

       . наличие и  состояние инвентарных карточек, инвентарных книг,  описей

         и других  регистров аналитического учета;

       . наличие и  состояние аналитических паспортов  или другой  технической

         документации;

       . наличие документов  на  основные  средства,  сданные   или  принятые

         предприятием (учреждением) в аренду и на  хранении. При  отсутствии

         документов  необходимо обеспечить их получение  или оформление.

    При обнаружении расхождений  и неточностей  в  регистрах   бухгалтерского

учета или технической  документации  должны  быть  внесены  соответствующие

исправления и уточнения.

    При инвентаризации основных  средств комиссия производит  осмотр объектов

и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера  и

основные технические или эксплутационные  показатели.

    При инвентаризации зданий, сооружений и  другой  недвижимости  комиссия

проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных  объектов

в собственности предприятия (учреждения).

    Проверяется также наличие  документов на земельные  участки,  водоемы  и

другие объекты  природных ресурсов, находящихся в собственности  предприятий

(учреждений).

    При выявлении объектов, не принятых  на  учет,  а   также  объектов,  по

которым  в  регистрах  бухгалтерского  учета  отсутствует  или  указаны  не

правильные данные, характеризующие  их, комиссия  должна  включить  в  опись

правильные сведения и технические  показатели по этим объектам. Например, по

зданиям  –  указать  их  назначение,  основные  материалы  из  которых  они

построены, объекты (по наружному или  внутреннему  обмеру),  площадь  (общая

полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов  и  т.д.),  год

постройки м другое; по каналам  – протяженность, глубину и ширину (по дну  и

поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и  откосов;

по мостам – место нахождения,  род  материалов  и  основные  параметры;  по

дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная),протяженность, вид  покрытия,

ширину полотна и т.п.

    Оценка выявленных инвентаризацией   неуточненных  объектов  должна  быть

произведена с учетом  рыночных  цен,  а  износ  определен  по  действенному

техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке  и  износе

соответствующими актами.

    Основные средства вносятся  в описи по наименованиям   в  соответствии  с

основным  назначением  объекта.  Если  объект   подвергся   восстановлению,

реконструкции,  расширению  или   переоборудованию   и   вследствие   этого

изменилось  основное  его  назначение,  то  он   вносится   в   опись   под

наименованием, соответствующим новому назначению.

    Если  комиссией  установлено,   что   работы   капитального   характера

(надстройка  этажей,  пристройки  новых  помещений  и  др.)  или  частичная

ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных  элементов)

не отражены в бухгалтерском  учете, необходимо по соответствующим  документам

Информация о работе Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета