Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Мною была выбрана именно эта тема для написания курсовой работы потому,
что актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества
на современном этапе является обоспечение сохранности хозяйственных
ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение
непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных
ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью
хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой
проверяется сохранность ценностей и сличивается фактическое их наличие с
данными бухгалтерского учета.

Содержание работы

Введение
3

Роль и значение инвентаризации.


1.1 Инвентаризация как способ пе
1.1 Инвентаризация как способ первичного
наблюдения. 5

1.2 Связь инвентаризации с другими элементами метода

бухгалтерского учета.
7



I. Виды инвентаризации.

2.1 Виды инвентаризации.
10

2.2 Порядок проведения и оформление инвентаризации. 12

2.3 Отражение результатов в учете.
15



II. Инвентаризация отдельных видов

хозяйственных cредств.

3.1 Инвентаризация основных средств.
20

3.2 Инвентаризация товарно-материальных ценностей. 22

3.3 Инвентаризация денежных средств и расчетов.
26



Заключение
29

Литература

Файлы: 1 файл

Инвентаризация.docx

— 86.29 Кб (Скачать файл)

определить сумму увеличения или  снижения  балансовой  стоимости  объекта  и

привести в описи данные о  произведенных изменениях.

    Машины,  оборудование  и  транспортные  средства  заносятся   в   описи

индивидуально  с   указанием   инвентарного   номера,   заводского   номера

предприятия-изготовителя, года выпуска, изготовления, мощности и т.д.

    Однотипные предметы  хозяйственного  инвентаря,  инструменты,  станки  и

т.д. одинаковой стоимости, поступившие  одновременно в одно  из  структурных

подразделений предприятий (учреждений), учитываемые по  типовой инвентарной

карточке  группового  учета,  в  описях  производятся  по  наименованиям  с

указанием количества этих предметов.

    Основные средства которые  в момент инвентаризации находятся   вне  места

нахождения предприятия (учреждения) (в дальнейших рейсах морские  и  речные

суда,   железнодорожный   подвижной   состав,   автомашины;   отправлен   в

капитальный ремонт  машины  и  оборудование  и  т.п.),  инвентаризуются  до

момента временного их выбытия.

    На основные средства, не  пригодные  к  эксплуатации  и  не  подлежащие

восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет  отдельную  опись  с

указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших  эти  объекты  к

непригодности (порча, полный износ  и т.п.).

    Одновременно   с   инвентаризацией   собственных   основных    средств,

находящихся на ответственном хранении и арендованные.

    По указанным объектам  составляется отдельная опись,  в  которой  дается

ссылка   на   документы,   подтверждающие   принятие   этих   объектов   на

соответственное хранение или в  аренду [4, с.216-218].

    При проведение инвентаризации  имеют  место  недостатки  и  ошибки  при

проверке и оформлении результатов.

1.  Не  проверяется  правильность  установления  первоначальной   стоимости

   основных средств на соответствие  технической документации. Нередко  бывает

   так, что обозначенная  в  техдокументации  комплектность   не  включена  в

   состав основного  средства,  к  которому  она  относится,  а  учитывается

   отдельно в составе материалов.

2. Нередко в  учете  продолжают  числится  основные  средства,  на  которые

   имеются утвержденные соответствующими  комиссиями на их списание.

          Бывают  и такие случаи, за основные  средства перечислены  денежные

средства и они  значатся  на  дебиторской  задолженности  за  предприятием-

поставщиком, а  на  самом  деле  это  основные  средства  длительное  время

находятся  в  организации  как  не  оприходованные,  и   инвентаризационные

комиссии это не обнаруживают,  а  обнаруживается  это  в  ходе  последующих

аудиторских проверок.

3. Нередко  комиссии   не  обращают  внимание  на  отсутствие  на  основных

   средствах инвентарных номеров.

4.  Практически  не  подпадают   под  инвентаризацию  арендованные  основные

   средства.

5.  Часто  переоборудованные   основные  средства  (особенно  автотранспорт)

   значатся в учете в  первоначальном их виде и   предназначении,  и  комиссии

   принимают это за  должное,  вместо  того,  чтобы  внести  соответствующие

   изменения в их техническую  характеристику.

6. Бывают случаи, когда комиссия  не устанавливает ни недостачи,  ни  излишки

   основных средств, в то  время как последующими поверками   выявляется  этот

   факт.

     Имеют место и другие  недостатки в этом вопросе  [7, с.5-6].

 

 

 

                   3.2 Инвентаризация товарно-материальных

                                 ценностей.

 

    При   проведении   инвенвентаризации   товарно-материальных   ценностей

необходимо соблюдать следующие  требования:

       o  инвентаризации  подвергаются  не   только   собственные   товарно-

         материальные  ценности, но и в обязательном  порядке  находящиеся  на

         ответственном   хранении,  полученные  для   переработки  от   других

         организаций  и др. (на такое имущество составляют  отдельные описи);

       o  в  состав  инвентаризационной  комиссии   обязательно   включаются

         материально   ответственные   лица,   отвечающие   за   сохранность

         проверяемого  в ходе проведения инвентаризации  имущества;

       o если комиссия  проводит инвентаризацию в неполном  составе,  то  это

         является  основанием для признания инвентаризации  недействительными;

       o проверка фактического  наличия имущества должна производится  только

         при обязательном  участии материально ответственных  лиц.

    Инвентаризационная комиссия  приступает к  проведению  инвентаризации  в

строго установленные  руководителем  организации  сроки.  Наличие  товарно-

материальных ценностей должно определятся путем их обязательного  подсчета,

взвешивания, обмера.

    Допускается  в   виде  исключения  количество  материалов   и   товаров,

хранящихся в неподвижной  упаковке  поставщика,  фиксировать  на  основании

документов при обязательной (выборочной) проверке в натуральной части  этих

ценностей. Грубейшей ошибкой является заполнение инвентаризационных  описей

со слов материально ответственных  лиц.

    При хранении материальных  ценностей в разных изолированных  помещениях у

одного   материально   ответственного   лица   инвентаризация    проводится

последовательно по местам хранения.  После  проверки  ценностей,  в  первом

помещении, вход в него пломбируется, и  комиссия  переходит  для  работы  в

следующее помещение.

    Особое  внимание  необходимо  обратить  на  ситуации,  когда   в   ходе

проведения инвентаризации:

1) происходит смена материально  ответственных лиц;

2) поступают товарно-материальные  ценности;

3) возникает необходимость отпуска  товарно-материальных ценностей.

    Товарно-материальные   ценности   (производственные   запасы,   готовая

продукция, товары, прочие запасы) заносятся  в опись по  каждому  отдельному

наименованию с указанием  вида,  группы  количества  и  других  необходимых

данных (артикула, сорта и др.).

    Инвентаризация  товарно-материальных  ценностей  должна,  как   правило,

проводится   в порядке расположения ценностей в данном помещении.

    Комиссия  в  присутствии   заведующего  складом  и   других   материально

ответственных  лиц  проверяет  фактическое   наличие   товарно-материальных

ценностей путем обязательного  пересчета, перевешивания  или  перемеривания.

Не допускается вносить в  описи данные об остатках ценностей  по данным учета

без проверки их фактического наличия.

    В исключительных случаях,  когда перевешивание продукции  может  привести

к порче, например, при сезонном хранении плодовоовощной продукции в буртах,

овощехранилищах, когда продукция  хранится навалом, и в  других  аналогичных

случаях  перевешивание  можно  не   производить,   а   остатки   брать   по

бухгалтерским  данным.  Результаты  выводить  при  зачистке  продукции   по

окончании ее реализации.

    Товарно-материальные    ценности,    они    принимаются     материально

ответственным лицом в присутствии  всех членов инвентаризационной комиссии и

приходуются по реестру или отчету после инвентаризации.

    Эти товарно-материальные  ценности  заносятся  в  отдельную   опись  под

наименованием  “Товарно-материальные   ценности,   поступившие   во   время

инвентаризации”.В  описи   указывается   дата   поступления,   наименование

поставщика,  дата  и  номер  приходного  документа,  наименование   товара,

количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе  за  подписью

председаля  инвентаризационной  комиссии  (или  по  его   поручению   члена

крмиссии) делается отметка “после инвентаризации”.

    При длительном проведении  инвентаризации в  исключительных  случаях,  и

только  с  письменного  согласия   руководителя   и   главного   бухгалтера

организации  в  процессе  инвентаризации  могут   отпускаться   материально

ответственными лицами в присутствии  членов инвентаризационной комиссии.

    Эти ценности заносятся  в отдельную опись  под   наименованием  “Товарно-

материальные ценности, отпущенные  во  время  инвентаризации”.  Оформляется

опись  по  аналогии  с  документами  на  поступившие   товарно-материальные

ценности во время инвентаризации. В расходных документах  делается  отметка

за подписью председателя инвентаризационной комиссии  или по его  поручению

члена комиссии.

      Инвентаризация  товарно-материальных   ценностей,   отгруженных,   не

оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других  организаций,

заключается в проверке обоснованности числящихся  сумм  на  соответствующих

счетах бухгалтерского учета.

    На счетах учета товарно-материальных  ценностей, не находящихся в  момент

инвентаризации в подотчете  материально ответственных лиц  (в  пути,  товары

отгруженные и др.), могу оставаться только суммы, подтвержденные  надлежаще

оформленными документами: по находящимся  в пути  –  расчетными  документами

поставщиков или  другими  заменяющими  их  документами,  по  отгруженным  –

копиями предъявленных покупателям  документов (платежных поручений, векселей

и др.), по просроченным оплатой документам – с обязательным  подтверждением

учреждением банка;  по  находящимся  на  складах  сторонних  организаций  –

сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате  проведения

инвентаризации.

     Предварительно должна  быть произведена сверка этих  счетов  с  другими

корреспондирующими  счетами.  Например,  по  счету  “  Товары  отгруженные”

следует установить, не числятся ли на  этом  счете  суммы,  оплата  которых

почему-либо отражена на других счетах (“ Расчеты  с  разными  дебиторами  и

кредиторами” и тд.), или суммы  за материалы и товары, фактически оплаченные

и полученные, но числящиеся в пути.

    Описи   составляются   отдельно   на   товарно-материальне    ценности,

находящиеся в пути,  отгруженные,  не  оплаченные  в  срок  покупателями  и

находящиеся на складах других предприятий (учреждений).

    В описях на  товарно-материальные  ценности,  находящиеся  в   пути,  по

каждой  отдельной  отправке  приводятся  следующие  данные:   наименование,

количество  и  стоимость,  дата  отгрузки,  а  также  перечень   и   номера

документов,  на  основании  которых   эти   ценности   учтены   на   счетах

бухгалтерского учета.

    В описях на товарно-материальные  ценности, отгруженные и не  оплаченные

в срок покупателями, по каждой отдельной  отгрузке  приводятся  наименование

покупателя,  наименование  товарно-материальных  ценностей,   сумма,   дата

отгрузки, дата выписки и номер  расчетного документа.

    Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других  предприятий

(учреждений), заносятся в описи  на основании документов, подтверждающие  эту

сдачу на ответственное хранение. В описях на эти  ценности  указываются  их

наименование, количество, сорт, стоимость ( по данным учета), дата принятия

груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

    В описях на товарно-материальные  ценности,  переданные  в  переработку

другому     предприятию     (учреждению),     указываются      наименование

перерабатывающего   предприятия   (учреждения),   наименование   ценностей,

количество, фактическая стоимость  по данным учета, дата подачи ценностей  в

переработку, номера и даты документов.

    Малоценные и быстроизнашивающиеся  предметы, находящиеся в эксплуатации,

инвентаризуются по местам их нахождения и материально ответственным  лицам,

на хранении у которых они  находятся.

      Инвентаризация производится  путем осмотра каждого предмета.  В  описи

малоценные и быстроизнашивающиеся предметы  заносятся  по  наименованиям  в

соответствии с номенклатурой  принятой в бухгалтерском учете.

    При  инвентаризации  малоценных   и   быстроизнашивающихся   предметов,

выданных в индивидуальное пользование  работникам,  допускается  составление

групповых ответственных за эти  предметы  лиц,  на  которых  открыты  личные

карточки, с распиской их в описи.

    Предметы спец одежды  и столового белья, отправленные  в стирку и ремонт,

должны  записываться  в  инвентарную  опись  на   основании  ведомостей   –

накладных  или  квитанций  предприятий  (учреждений),  осуществляющих   эти

услуги.

    Малоценные и быстроизнашивающиеся  предметы, пришедшие в негодность  и не

списанные,  в  инвентарную  опись  не  включаются,  а  составляется  акт  с

указанием   времени   эксплуатации,    причин    негодности,    возможности

использования этих предметов в  хозяйственных целях.

    Тара заносится в описи  оп видам, целевому  назначению  и  качественному

состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).

Информация о работе Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета