Инвентаризация товарно-материальных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:34, реферат

Описание работы

Основная цель курсовой работы – исследование литературы по теме «Инвентаризация товарно-материальных запасов».
Для раскрытия цели были поставлены задачи:
1. исследование литературы по теме курсовой работы;
2. исследование теории общих вопросов инвентаризации, и инвентаризации ТМЗ

Содержание работы

Введение 3
1. Инвентаризация: понятие, сущность, правовое регулирование 5
1.1 Правила проведения инвентаризации 5
1.2 Правовое регулирование и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств 9
2.Товарно-материальные запасы: понятие, учет и особенности инвентаризации 14
2.1 Товарно-материальные запасы: особенности понятия и учета 14
2.2 Инвентаризация товарно-материальных запасов 17
2.3 Инвентаризация товарно-материальных запасов в строительстве 20
2.4 Особенности инвентаризации в швейном производстве 22
2.5 Документ «Инвентаризация ТМЗ на складе» в «1 С Предприятие, Бухгалтерия» для Казахстана 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 33

Файлы: 1 файл

курсовая инвентаризацмя ТМЗ.doc

— 902.50 Кб (Скачать файл)

На имущество, не принадлежащее  предприятию на правах собственности, но находящееся у него, а также на имущество, пришедшее в негодность, составляются отдельные инвентаризационные описи.

Оценка выявленных инвентаризацией  неучтенных объектов производится по рыночной стоимости, но не ниже себестоимости.

Инвентаризация расчетов с банками по кредитам, с бюджетом, покупателями и поставщиками, работниками и другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливаются  правильность оформления ценных бумаг, реальная стоимость учтенных на балансе ценных бумаг, своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.

Инвентаризация кассы  проводится с полным полистным пересчетом всех денежных купюр, ценных бумаг, денежных документов, бланков стрсгой отчетности по видам.

В комиссию по инвентаризации кассы включаются работники разных служб, а не только бухгалтерии.

При инвентаризации нематериальных активов проверяются правильность и своевременность отражения нематериальных активов в учете и наличие документов, подтверждающих права предприятия на их использование.

По окончании инвентаризации оформленные описи (акты) сдаются  в бухгалтерию предприятия для проверки, выявления и отражения в учете результатов инвентаризации. При этом количественные и ценностные показатели по данным бухгалтерского учета проставляются против соответствующих данных описи и путем сопоставления выявляются расхождения между данными инвентаризации и данными учета.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета признаются: излишки - доходом и подлежат оприходованию, недостачи - расходом.

 

1.2 Правовое регулирование и порядок проведения 
инвентаризации имущества и обязательств

 

Инвентаризацией (от лат. inventarium - инвентарь) называется проводимая в целях контроля за сохранностью активов и действиями материально ответственных лиц фиксация наличия, состояния и оценка имущества организации и ее финансовых обязательств на определенную дату и последующее сопоставление фактического их наличия с данными бухгалтерского учета. При этом под имуществом организации понимаются фиксированные активы (основные средства и нематериальные активы, учитываемые в бухгалтерском балансе), финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, деньги и другие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Виды инвентаризации весьма разнообразны, и условно их можно разделить на следующие группы:

1) по срокам проведения:

  • плановые;
  • внеплановые;
  • внезапные;

2) по полноте охвата:

  • полная;
  • частичная;
  • выборочная;

3) по форме проведения:

  • вещественная;
  • инвентаризация первичных документов;
  • бухгалтерская (книжная инвентаризация);
  • техническая;

4) по степени организации:

  • актуальная;
  • перманентная (продолжающая);
  • ежегодная;
  • обязательная.

Основные нормативные  правовые акты, регулирующие проведение инвентаризации2:

  1. Закон РК от 26.12.1995 г. № 2732 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
  2. Приказ Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК от 06.03.1998 г. № 47 «Об утверждении Методических рекомендаций «О порядке проведения юридическими лицами (организациями) инвентаризации имущества и обязательств».
  3. Приказ Департамента Казначейства Министерства финансов РК от 23.07.1998 г. № 335 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инвентаризации активов, материальных запасов, денег, расчетов и других статей баланса в организациях, содержащихся за счет республиканского и местное бюджетов РК».
  4. Стандарт бухгалтерского учета (СБУ) 24 «Организация бухгалтерской службы».
  5. Приказы председателя Комитета регистрационной службы Министерства юстиции РК от 14.12.1999 г. № 270 «Об утверждении Правил по проведению технической инвентаризации (технического обследования) недвижимости для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и от 14.08.2000 г. № 185-Л «Об утверждении Правил по проведению технической инвентаризации объектов водоснабжения и канализации для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

6. Приказ министра  финансов РК от 01.11.2000 г. № 470 «Об утверждении Инструкции о  порядке списания имущества, закрепленного  за государственными предприятиями и государственными учреждениями».

В соответствии с СБУ 24 инвентаризация имущества и финансовых обязательств должна проводиться не реже одного раза в год (общее количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются субъектом) и обязательно в следующих случаях:

  1. при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  2. при установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи товарно-материальных запасов;
  3. в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  4. при ликвидации (реорганизации) субъекта перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством.

Инвентаризации могут  подлежать принадлежащее организации  имущество независимо от его местонахождения, а также не принадлежащее ей, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное согласно договору, полученное для переработки, принятое на комиссию), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды обязательств.

Документами, составляемыми в период проведения инвентаризации и подтверждающими фактическое наличие и состояние имущества и обязательств на определенную дату, являются инвентаризационные описи и (или) акты инвентаризации.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя предприятия создается  рабочая инвентаризационная комиссия (в ряде случаев такая комиссия может создаваться в качестве постоянной). В состав комиссии входит один из руководителей организации (председатель комиссии), главный бухгалтер, юрист и специалисты других служб, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, цены и первичный учет, а также, в случае необходимости, независимые эксперты и аудиторы (по согласованию).

После подписания приказа о назначении инвентаризационной комиссии ее председателю выдается письменное распоряжение за подписью первого руководителя предприятия, в котором, кроме состава комиссии, указываются: номер и дата приказа, объект, подлежащий инвентаризации, сроки начала и окончания инвентаризации.

До проведения инвентаризации члены  инвентаризационной комиссии должны ознакомиться с материалами последней инвентаризации по данному предприятию и выяснить, какие меры были приняты по ее результатам.

Перед началом инвентаризации необходимо:

  • опломбировать складские и подсобные помещения, подвалы и другие места хранения имущества, имеющие отдельные входы и выходы;
  • проверить исправность весов и других измерительных приборов и устройств, которые будут использоваться при проведении инвентаризации;
  • ознакомиться с наличием и состоянием инвентарных карточек, инвентарных описей и списков по учету основных средств;
  • получить последние на дату начала инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении имущества, подлежащего инвентаризации;
  • от материально ответственных лиц взять расписки о том, что к началу инвентаризации все имущество, поступившее на ответственное хранение, оприходовано, а выбывшее списано в расход и все расходные и приходные документы на имущество, находящееся у них в подотчете, сданы в бухгалтерию. Аналогичные расписки берутся и у лиц, имеющих подотчетные денежные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Председатель комиссии до начала проведения инвентаризации обязан просмотреть и  завизировать все представленные документы, приложенные к отчетам, что является для бухгалтерии определением остатков на начало инвентаризации.

Проверка фактических  остатков должна производиться при  обязательном участии материально ответственного лица, которое, однако, не может являться членом инвентаризационной комиссии на своем участке. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственного лица в инвентаризационных описях лицо, принявшее это имущество, расписывается в его получении, а сдавшее - в его сдаче.

Инвентаризационные описи  подписываются всеми членами  инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом. В конце описи материально ответственное лицо дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии и об отсутствии у него к членам комиссии каких-либо претензий. Каждую страницу описи подписывают материально ответственное лицо и все члены комиссии. Исправления в описях должны быть оговорены и заверены подписями всех членов комиссии. Затем члены комиссии производят сравнение данных бухгалтерского учета и данных инвентаризации.

По активам, при инвентаризации которых выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости, и в них отражаются результаты инвентаризации -расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данным инвентаризационных описей (актов).

В тех случаях, когда  материально ответственное лицо обнаружит после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, оно имеет право (до открытия склада, кладовой и т. п.) заявить об этом инвентаризационной комиссии, которая эти факты проверяет и в случае их подтверждения производит соответствующие исправления в описях.

За внесение в инвентаризационные описи заведомо неправильных данных о фактических остатках с целью сокрытия недостач или излишков члены комиссии несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета признаются: излишки - доходом и подлежат оприходованию, недостачи - расходом. Недостача и порча товарно-материальных запасов сверх норм естественной убыли при наличии виновных лиц возмещается виновными лицами. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки списываются на финансовые результаты или зачисляются на увеличение (уменьшение) финансирования.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах может быть допущен только в виде исключения.

Проведение каждой инвентаризации каждого вида имущества (основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных запасов и др.) и обязательств имеет свои особенности и свою технику проведения, которые подробно изложены в вышеперечисленных нормативных правовых актах.

Не позднее 10 дней после  окончания любой инвентаризации проводившая ее комиссия должна по данным итогов всех инвентаризационных описей и сличительных ведомостей составить и подписать протокол с предложениями о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия имущества и данных бухгалтерского учета (устранение недостатков). Протокол после рассмотрения утверждает первый руководитель предприятия, который вправе при определенных обстоятельствах принять решение организовать контрольную проверку, т. е. перепроверить итоги проверки инвентаризационной комиссии. В случае выявления контрольной проверкой значительных расхождений с данными составленных инвентаризационных описей руководитель назначает новый состав инвентаризационной комиссии и определяет ответственность за допущенные нарушения членов первого состава инвентаризационной комиссии.

Для своевременного и  объективного отражения результатов  инвентаризации в учете бухгалтерия  к моменту ее завершения обязана:

  • обработать, проверить и записать в учетные регистры все представленные и оформленные материально ответственными лицами отчеты;
  • произвести сверку данных бухгалтерского и натурально-стоимостного учета имущества, завершив ее при необходимости составлением акта;
  • вывести учетные остатки активов на дату инвентаризации;
  • проверить записи по всем соответствующим счетам в сопоставлении с корреспондирующими счетами.

Результаты инвентаризации должны быть отражены бухгалтерией в  учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности. В этих целях председатель инвентаризационной комиссии после окончания инвентаризации должен передать в бухгалтерию инвентаризационные описи фактических остатков товаров, сличительные ведомости и другие документы, составленные во время инвентаризации.

 

2.Товарно-материальные запасы: понятие, учет и особенности инвентаризации

2.1 Товарно-материальные запасы: особенности понятия и учета

 

В соответствии с пунктом 4 МСФО 2 запасы - это активы3:

  • предназначенные для продажи в ходе нормальной деятельности;
  • в процессе производства для такой продажи;
  • в форме сырья и материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг.

Информация о работе Инвентаризация товарно-материальных запасов