Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:48, курсовая работа
Это понимали многие поколения. Теперь, в век научно-технической революции, это положение становится особенно важным. Во все времена при описании фактов хозяйственной жизни было нечто общее, что со временем стало не только возможным, но и необходимым выявить и описать. Это общее можно назвать категориями. Общее знание, сформулированное в форме категорий, отделившись, так же как числа от реальных предметов, получило самостоятельное значение. Знание, использующее категории, становится наукой. Бухгалтерский учет как комплекс научных категорий, как счетоведение позволяет выявить и оценить суть практической деятельности любой бухгалтерии в любой точке земного шара. Эти категории в своих первоистоках имели началом хозяйственную деятельность, проходившую в каких-то эргастериях, латифундиях, в лавках купцов и в конторах менял. По мере экономического развития они трансформировались, принимая различные формы, связанные с особенностями деятельности деловых людей, инженеров, администраторов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КАК
ОБЪЕКТА ИЗУЧЕНИЯ…………...............................................................7
1.1 Основные этапы развития бухгалтерского учета……………………....7
1.2 Периодизация развития бухгалтерского учета…………………………14
ГЛАВА 2 ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УЧЕТ И ВОЗНИКОНОВЕНИЕ
ДВОЙНОЙ БУХГАЛТЕРИИ…………………………………...…………...22
2.1 Учет в первобытном обществе. ………………………..…………..……22
2.2 Бухгалтерский учет в средние века……………………….....................35
2.3 Ренессанс и зарождение двойной бухгалтерии……………………..….43
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ...……..49
3.1 Эволюция учета до реформ Петра I……………………………...…….49
3.2 Учет в эпоху Петра I. Развитие учета
в конце XVIII – начале XIXв………………………………………………..52
3.3 Русская национальная школа бухгалтерского учета…………………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
Мощное развитие экономики вызвало огромный спрос на бухгалтеров. Количество курсов бухгалтеров, коммерческих училищ и школ росло в геометрической прогрессии: в 1895 г. в России было восемь коммерческих училищ; в 1901 г. в ведении Министерства финансов было уже 48 коммерческих училищ, 36 торговых школ, 14 торговых классов, 21 счетоводный курс; а к 1913 г. насчитывалось уже 465 коммерческих учебных заведений. К началу XX в. появилась необходимость в высшем коммерческом образовании. Так, в Петербургском политехническом институте в 1899 г. появилось экономическое отделение. В 1907 г. московские курсы были преобразованы в Московский коммерческий институт. То же произошло с киевскими курсами. Таким образом, распространение бухгалтерских знаний и новых идей шло по двум направлениям: образование и издательская деятельность. Третий этап формирования русской бухгалтерской школы совпал с первой русской революцией. В учет пришли новые люди, возникли новые течения, появились новые проблемы. В это время образовалось два научных направления: петербургская и московская школы. Их разделяло учение о счетах и балансе (табл.1).
Таблица1
Различия московского и петербургского течений русской
школы бухгалтерского учета
Московская школа |
Петербургская школа |
1. Счета — элементы баланса. Система счетов задана балансом, следовательно, учить нужно от баланса к счету |
1. Баланс — следствие системы счетов, учить нужно от счета к балансу |
2. Баланс — упрощенная форма инвентаря |
2. Баланс опирается только на счета и не связан с инвентарем |
3. Счета делятся на активные и пассивные (два ряда счетов) |
3. Все счета однородные (один ряд счетов) |
4. Двойная запись — следствие группировки счетов в балансе |
4. Двойная запись — следствие закона мены |
5. Представители: Н.С. Лунский — автор балансовой теории учета, занимался вопросами экономического анализа; Г.А. Бахчисарайцев — сформулировал положения балансовой теории в 31 тезис; Ф.И. Бельмер — занимался поднятием престижа бухгалтерской профессии |
5. Представители: Е.Е. Сивере — требовал попере- дельной калькуляции (полуфабрикатный метод учета затрат) ; А.И. Гуляев — разработал учение о структуре себестоимости |
Вывод: Подводя итог рассмотрению развития русской национальной школы, нельзя не отметить, что она во многом сформировалась под влиянием европейской учетной мысли. Так, еще в начале X IX в. столкнулись два влияния на русский учет: французское и немецкое. Победило немецкое. Этому способствовало то, что в указанное время немецкий капитал играл весьма важную роль в экономике, преподавателями коммерческих дисциплин был преимущественно немцы и, наконец, значительная часть практикующих бухгалтеров также состояла из немцев. Влияние французской школы было изначально слабее и к середине X IX в. прекратилось вообще. Итальянское влияние на русский учет было непродолжительным и неглубоким, а англоамериканского влияния, в сущности, не было вплоть до 90-х гг. XX в. Тем не менее национальные традиции не были забыты, отечественная учетная мысль отвечала уровню мировых стандартов, а во многом и превосходила их.
1 Занялись они этим не сразу. Много веков бухгалтеры не интересовались своей историей.
Они думали, что если «ни одно событие в прошлом не имеет сколько-нибудь
существенного значения» (Т. Б. Маколей), то незачем и заниматься трудным и
никчемным делом. Только с начала XX в. зародился научный интерес к истории учета.
2 Па́уль То́мас Манн (нем. Paul Thomas Mann, 1875—1955) — немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929)
3 В данной работе употребляются термины «рекапитуляция» и «выборка». Это не синонимы. Рекапитуляция означает систематическую разноску всех хронологических записей, выборка — разноску только по одному или
нескольким признакам, например клиентам.
4 Политика (греч. Πολιτικά) — аристотелевский трактат о государстве, содержащий начала социальной и политической философии, политологии, а также теории управления. Трактат написан в последние годы (335—322 до н. э.) жизни Аристотеля в Афинах, находящихся под македонской оккупацией . В книге рассматриваются проблемы семьи как ячейки государства, рабства, гражданства, определения государства, а также форм его правления и целей.
5 Алекса́ндр Влади́мирович Койре́ (Койранский) (фр. Alexandre Koyré; 29 августа 1892, Таганрог — 28 апреля 1964, Париж) — французский философ российского происхождения, историк науки и философии, педагог.- Википедия
6 Этье́н Жильсо́н (фр. Étienne Gilson); 13 июня 1884 — 19 сентября 1978) — французский религиозный философ, неотомист, медиевист, директор Папского института средневековых исследований в Торонто. Доказал влияние схоластики на философию Декарта. Утверждал близость христианского духа философии экзистенциализма.- Википедия
7 Бенедетто Котрульи — купец из Рагузы (Дубровник), в 1458 г. написал книгу, названную им «О торговле и совершенном купце». Однако он не сумел или не захотел издать ее, и книга была опубликована только в 1573 г. и не смогла оказать влияние на развитие учетной мысли. В 1602 г. вышло второе, а в 1990 г. — третье издание этой книги.
8 Соха — единица податного обложения на Руси XIII—XVII вв., измеряемая количеством работников или средств производства.
Информация о работе История возникновения и развития бухгалтерского учета