Экономические системы: сущность, виды, модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение моделей и разновидностей экономических систем. Объектом исследования являются экономические системы в их различных проявлениях. Предметом является функционирование экономических систем в разных странах мира. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: 1. Рассмотрение сущностей, видов, элементов экономических систем 2. Изучение существующих видов экономических систем 3. Рассмотрение моделей экономических систем 4. Изучение модели социального развития России
5. Направления развития экономики России

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность, виды, элементы экономических систем
1.1 Экономические системы и их сущность…………………………….5
1.2 Элементы экономической системы и её определение………………………………………………………………………6
1.3 Виды экономических систем
1.3.1Рыночная экономика свободной конкуренции……………………..7
1.3.2Современная рыночная экономика………………………………...7
1.3.3Традционная экономическая система………………………………9
1.3.4Административно-командная система……………………………..10
Глава 2. Модели экономических систем
2.1 Общая характеристика существующих моделей экономических систем…………………………………………………………………………….11
2.2 Шведская модель социально ориентированного хозяйства…………………………………………………………………………18
2.3 Японская модель рыночной экономики……………………………...23
2.4 Американская модель рыночной экономики………………………………………………………………………...29
Глава 3. Модель социального развития России
3.1 Направления развития экономики России…………………………..32
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ курсовая Артём (Автосохраненный)2011 (восстановлен) (Восстановлен).doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Японская модель рыночной экономики

 

  Японская  модель характеризуется определенным  отставанием уровня жизни населения  от роста производительности труда, за счет чего достигается снижение себестоимости продукции и   стремительное повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель может существовать лишь при очень высоком развитии национального самосознания, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Также данной модели характерно активное государственное вмешательство в процесс модернизации экономики, причем на ее начальной стадии.

 Статистические данные свидетельствуют о том, что несмотря на значительное ухудшение конъюнктуры в мировом капиталистическом хозяйстве,  японская   экономика  в 80-е годы развивалась более высокими темпами, чем  экономика  стран Западной Европы и США. Япония по прежнему лидирует в темпах роста; ее валовый национальный продукт превзошел ВНП Англии и Франции, вместе взятых.  Японские  товары все прочнее занимают ведущие позиции на мировом рынке, вытесняя традиционно лидировавшие американские и западноевропейские изделия и зачастую вызывая почти паническую реакцию конкурентов.

Экономические потрясения 70-х годов поставили Японию перед необходимостью нового этапа радикальных структурных преобразований, послужили мощным стимулом к широкому освоению материалои трудосберегающих методов производства.

Приспособления  к изменившимся условиям воспроизводства  происходит прежде всего в форме перестройки экономических процессов, суть которой может быть определена как переход к новой  модели  роста. В его основе лежит переориентация с преимущественно экстенсивных на преимущественно интенсивные формы использования главных факторов экономического развития основного капитала, рабочей силы, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, научно-технического прогресса.

Контуры новой  модели наметились уже во второй половине 70-х годов. Это снижение темпов роста  ВНП, сглаживание хода экономического цикла вследствие сервизации  экономики, возрастание роли научно-технического прогресса как фактора хозяйственного развития, стабилизация отраслевых пропорций при условии интенсивности сдвигов на уровне подотраслей и отдельных производств, повышения значения внешнеэкономических связей, строящихся по принципу горизонтального разделения труда.

В 80-е годы необходимость  ускорения перехода на новую модель экономического развития стала еще  более актуальной. Прежде всего со всей очевидность обозначились пределы имитационной стратегии экономического развития, которой Япония следовала со времен незавершенной буржуазной революции (1867-1868).

В любой экономической  системе долгосрочная динамика экономического роста связана прежде всего с  освоением нововведений. Длительное время, особенно в послевоенные годы, научно-техническая политика Японии базировалась на за имствовании научно-технических достижений из-за рубежа (в форме покупки лицензий, создания смешанных компаний, участия в многонациональных исследовательских проектах).

Заимствуя и  совершенствуя зарубежную передовую  технологию, Япония не только достигла мирового технического уровня в большинстве  отраслей  экономики , но и сумела создать мощные заделы на международном рынке технологий будущего. В прикладных исследованиях и разработках, а также в управлении инновационной деятельностью Япония обеспечила себе определенные преимущества перед Западом, но все еще отстает по уровню развития фундаментальной науки.

На нынешней стадии экономического развития Японии неразумно, да и невозможно продолжать отдавать приоритет только прикладным исследованиям и разработкам. Во-первых, уменьшается поток лицензий на фундаментальные исследования, на базе которых могут бать сделаны усовершенствования. Западные компании все менее склонны продавать такие лицензии Японии. Во-вторых, игнорирование фундаментальных исследований лишило  японские  компании возможности эффективного обмена. В-третьих, односторонняя политика стимулирования прикладных исследований принизила статус занятых фундаментальными исследованиями, уменьшила их возможности в исследовательских подразделениях корпораций.

Эти и ряд  других реальностей японского "технологического климата" породили чувство кризиса, которое получило широкое распространение  среди ученых и технических специалистов в 70-е годы. В эти же годы резко обострились торгово-экономические противоречия Японии с США и западно-европейскими странами. Перед ней встала задача поиска методов использования собственных технических возможностей для обеспечения своей экономической безопасности.

Следует также  подчеркнуть, что в процессе "погони за Западом" Япония, следуя имитационной стратегии экономического развития , имела возможность учитывать  опыт других стран и своевременно и довольно эффективно брать под  контроль нежелательно возникшие явления.

С 1979 года в рамках административно финансовой реформы  Япония проводила политику ограничения  государственных расходов с целью  ликвидации бюджетного дефицита. В  результате темпы роста внутреннего  спроса сократились, а относительный динамизм развития во многом определялся внешней экспансией. Расширение инвестиций в машины и оборудование также в значительной степени явилось следствием увеличением экспорта.

Высокий экспортный спрос в большой степени стимулировался циклическим экономическим подъемом в США. Кроме того, "нефтяной шок" 1979 года породил в США породил спрос на малолитражные экономичные автомобили, которые американская промышленность в то время не могла производить.

Это стало "козырной картой" для японских экспортеров. Одновременно с 1981 годом, администрация Рейгана начала поднимать курс доллара и проводить политику высоких процентных ставок с целью привлечения иностранных капиталов. Стоимость доллара повысилась с 1985 по 1986 г. на 75%. Чисто теоретически абстрагируясь от комплекса других факторов, чтобы сохранить прежние конкурентные позиции на внутреннем рынке, американские фирмы должны были снизить издержки производства или цены на выпускаемую продукцию также на 75%. Однако сделать это в столь короткие сроки невозможно, поэтому американские компании оказались перед лицом сильнейшего конкурентного давления со стороны иностранных фирм. Последние получили преимущество в цене на американском рынке, результатом чего стало резкое увеличение их экспорта в США.

Правительству Японии пришлось ввести чрезвычайные планы помощи мелким и средним предприятиям, пережившим период массовых банкротств. Учитывая, что на таких предприятиях занята подавляющая часть японских  трудящихся, это создало серьезные предпосылки для роста безработицы в стране. В 1986 г. уровень безработицы постоянно повышался и к маю 1987 г. достиг рекордного за последние 30 лет показателя 3,2%. Таким образом, был превышен "кризисный уровень" для Японии (3%). Особенность последних лет состоит также в том, что рост безработицы связан не только с конъюнктурными факторами, но и с воздействием современного этапа научно-технического прогресса, несущего большой трудосберегающий потенциал. Поэтому безработица затронула и крупные предприятия, в том числе и в высокотехнологических отраслях. Опасения, что спад может вызвать дальнейший рост безработицы, вынудили  японские  профсоюзы согласиться лишь на весьма умеренное повышение заработной платы. Как и в других развитых странах, в Японии сложилось четкое и довольно гибкое разграничение функций между административным управлением и действием рыночных механизмов. Отдавая рынку те сферы, где он оказывается в состоянии успешно распределять ресурсы и регулировать производство, государство сосредотачивает свои усилия на выполнении специфических, присущих только ему функций: производство общественных услуг, поддержание важных народно-хозяйственных пропорций, выделение и поддержка приоритетных отраслей, регулирование и баланс интересов социальных групп.

Значительный  поворот в промышленной политике государства в 80-е годы в связи с новой волной НТП был направлен на усиление рыночных принципов с упором на инициативы частного сектора. Государство отходит от отраслевых принципов управления промышленностью, мотивируя это тем, что структурную перестройку осуществляют прежде всего сами фирмы, сфера деятельности которых не ограничивается промышленным производством в данной отрасли. Хотя ставка делается на усилия частных фирм, заинтересованных в повышении конкурентоспособности продукции, однако в условиях дестабилизации экономики государство сохраняет за собой управление процессом спада и процессом роста отраслей. Так, начиная с конца 70-х годов, правительство последовательно приняло серию законов, направленных на регулирование перестройки депрессивных отраслей, в том числе и черной металлургии.

В частности, предусматривались  поэтапная стабилизация отрасли  путем сокращения производства и  мощностей, субсидирование НИОКР в  области ресурсосбережения, поддержка  инвестирования в новые сферы, определенные гарантии в предоставлении льготных кредитов и смягчения социальных противоречий.  Эти проблемы решались при помощи так называемых депрессивных картелей и картелей рационализации временных объединений фирм для проведения согласованной политики по ликвидации излишних мощностей, перепрофилирования предприятий, создания дочерних фирм, производственной кооперации и т.д. Новая промышленная политика существенно меняет характер рыночной конкуренции внутри страны, так как повышается заинтересованность компаний в кооперации и в объединении против внешних конкурентов. При этом возрастает значение технологий межотраслевого применения, рынки формируются не только в рамках традиционных отраслей, но также на их стыках. Такая диверсификация производства позволяет компаниям более гибко реагировать на изменение общественных потребностей и конъюнктуру рынка, рассредоточить риск освоения новой продукции, целенаправленно вести обновление и перепрофилирование производственного аппарата.

Смена  модели  экономического роста привела к глубокой перестройке внешнеэкономической сферы, которая на протяжении всего послевоенного периода играла огромную роль в экономическом развитии  японского хозяйства. Главным фактором явилось изменение соотношения между экспортом товаров и экспортом капитала за счет быстрого роста последнего показателя. Примером являются отношения с новыми индустриальными странами Азии. Один за другим передает Япония в эти страны "нижние этажи" своей промышленной структуры (главным образом сырьеемкие отрасли), развивая на своей территории все более и более сложные производства. С каждым годом растут поставки из этих стран в Японию различных товаров (текстиль, металлопродукция, химудобрения, некоторые виды электротехники и машиностроения), производство которых в Японии сокращается. Это ведет, в свою очередь, к снижению ввоза сырья и энергоресурсов для выпуска этих товаров. В то же время усилились интеграционные контакты Японии с развитыми странами, в первую очередь США. На долю американской  экономики  приходится сегодня около 40% всех зарубежных капиталовложений Японии. Это способствует развитию и углублению различных форм производственной кооперации между фирмами. Подтверждением является уже упомянутый пример с черной металлургией США, развитие которой в настоящее время невозможно представить без  японских  инвестиций и  японской  технологии.

Подталкиваемые  жесткими реалиями  рыночной   экономики ,  японские  металлургические компании приступили к активной перестройке  своей производственной структуры  и хозяйственной практики. Наряду с жесткими мерами по рационализации производства были осуществлены крупные инвестиции в НИОКР, на основе которых осуществляется модернизация производственного аппарата и расширение продуктовой структуры; резко увеличиваются масштабы зарубежного предпринимательства при относительном сокращении экспортных операций. Эти процессы далеко не закончены, черной металлургии предстоит еще довольно сложный поиск своего места в обновляемой структуре  японского  хозяйства и в новой системе международного разделения труда. При этом черная металлургия Японии, по-видимому, еще достаточно долго будет сохранять роль мирового лидера (во всяком случае, в обозримой перспективе реальных конкурентов, за исключением Китая, не видно). Может быть, в нынешних условиях для маленькой островной державы роль лидера в ресурсоемком и экологически небезопасном производстве является отнюдь не приоритетной и даже обременительной. Наверное, можно было по примеру ЕС взять курс на более резкое сокращение отраслевого производства. Однако руководство страны, на мой взгляд, приняло весьма разумную промышленную политику, направленную на постепенную, тщательно продуманную адаптацию отраслевой структуры к новым условиям, вытекающую из логики и потребностей структурной реорганизации всей  экономики  страны, начиная с системы образования, взаимоотношения государства и бизнеса и образа жизни населения.

Около 300 млрд. долларов (заниженная официальная цифра в  настоящий момент составляет 235 млрд. и постоянно растет) в просроченных ссудах никуда не денутся. Новый план рекапитализации, разработанный Министерством финансов и учитывающий сумму в 98 млрд. долларов, скорее всего не решит проблему, а только усложнит ее. А при индексе Никкей ниже 15000 банковские портфели продолжат обесцениваться.Это значит, что банки, чтобы удовлетворить свои потребности в капитале, будут вынуждены сократить кредиты, а это приведет к ослаблению  экономики  и к неспособности списать просроченные ссуды; в итоге порочный круг замкнется. После шести лет низкого экономического роста, несмотря на бесчисленные "программы реформ", стало очевидным, что в сложившейся картине что-то не так.

В конце концов, нет другой реальной альтернативы для  Японии кроме принятия повестки, состоящей  всего из трех пунктов: дальнейшего  снижения налогов в целях стимулирования внутреннего спроса, устранения проблемы просроченных ссуд и отмены государственного регулирования в экономике. Многое в  японской  промышленной политике определяется своеобразной национальной спецификой и, по-видимому, не может быть полностью воспроизведено в иных условиях. Однако значительная часть того, что проверено и подтверждено практикой этой страны, может быть воспринято в качестве полезного и поучительного опыта.

 

 

 

2.4 Американская модель рыночной экономики

 

  Американская , или либеральная,  модель . Ее основой являются  рыночный  механизм саморегулирования экономики при низкой доле государственной собственности и максимальной свободе субъектов рынка. Относительно невелик удельный вес государственных расходов в процентах к ВВП. Так, в США этот показатель составляет примерно 30%, во Франции — 50%, в Швеции — 60%3. В наиболее чистом виде эта модель  была представлена экономикой США до Великой депрессии, но и сейчас США остаются эталоном либеральной модели. Для нее характерна высокая предпринимательская активность, жесткая конкуренция и ориентация на нововведения, что позволяет максимизировать прибавочную стоимость. В какой-то мере эта  модель  характерна для Великобритании и Канады.

 Соединенные Штаты Америки - ведущая держава капиталистического мира, обладающая крупнейшим экономическим и научно-техническим потенциалом, соответственно,  американская   модель - это либеральная рыночно-капиталистическая   модель , предполагающая приоритетную роль частной собственности. « Американская  модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий. " Американский  бизнес - это бизнес", - сказал в 1925 году президент Калвин Кулидж. То же самое он мог бы сказать и сегодня. Соединенные Штаты Америки (США) обладают колоссальной экономической силой и занимают первое место в мире по производству промышленных товаров. Несмотря на это, самый большой доход государству приносят предприятия сферы обслуживания (не производящие никаких товаров) - то есть медицина, торговля, банковское дело, страховые компании и пр. США располагают огромными природными ресурсами, в том числе залежами полезных ископаемых и запасами пресной воды. Лесные массивы США обеспечивают страну строительным лесом, а многочисленные реки служат источниками электроэнергии. Сельское хозяйство приносит стране меньший доход, чем промышленное производство и сфера обслуживания, но все равно имеет огромное значение для  экономики  США». В отличие от других стран, закупающих продовольствие для того, чтобы прокормить свое население, США практически полностью обеспечивают себя. Самые важные земледельческие районы страны находятся на Среднем Западе. Канзас получил название "житница страны", поскольку это основной район выращивания пшеницы.  Экономика  США в большой степени основана на свободных  рыночных  отношениях, при которых различные компании конкурируют на рынке сбыта.

Информация о работе Экономические системы: сущность, виды, модели