Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 20:13, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является изучение бухгалтерского и налогового учета основных средств, проведение экономического анализа и аудита на основе действующего предприятия ООО «Сигнал». Для достижения указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
изучить действующее законодательно-нормативное регулирование основных средств;
рассмотреть основные вопросы бухгалтерского учета основных средств и предложить пути совершенствования учета с использованием ЭВМ;
изучить методологию аудиторской проверки основных средств и провести аудиторскую проверку на предприятии;
Введение 2
Обзор экономической литературы 5
Экономическая характеристика 8
1. Учет основных средств: бухгалтерский и налоговый 12
1.1 Нормативно-правовое регулирование учета основных средств 12
1.2 Учет поступления основных средств 14
1.3 Амортизация основных средств 20
1.4 Выбытие основных средств 25
1.5 Автоматизация бухгалтерского учета 29
2. Аудит учета основных средств 35
2.1 Методология аудиторской проверки 35
2.2 Аудит учета сохранности основных средств 43
2.3 Аудит учета движения основных средств 47
2.4 Аудит учета амортизации и ремонта основных средств 54
3. Экономический анализ основных средств 59
3.1 Анализ структуры основных средств и ее изменения 59
3.2 Анализ движения ОПФ и его техническое состояние 60
3.3 Анализ эффективности использования основных средств и влияние
экстенсивности и интенсивности ОФ на прирост объема продукции 61
Выводы и предложения 63
Список литературы
Общий план (таблица 2.1) проверки основных средств должен учитывать направления аудита данных участков, названные выше.
Программа необходима для наиболее эффективного распределения работы внутри аудиторской группы и для контроля за ходом аудиторской проверки со стороны руководства аудиторской фирмы.
Аудитор документально оформляет программу аудиторской проверки [см. прил. В], присваивает код каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы иметь возможность в процессе работы делать ссылки ни них в рабочих документах.
Детализацией общего плана аудита является аудиторская программа, которая является перечнем аудиторских процедур по каждому виду аудиторских работ. Аудиторские процедуры можно определить, как совокупность операций обработки данных, выполняемых для достижения целей аудита при проверке конкретных хозяйственных операций с применением определенных аудиторских приемов. В программе аудиторской проверки указываются:
цель аудита;
основные участки работы экономического субъекта и разделы учета, подлежащие проверке;
характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.);
закрепление обязанностей за членами бригады аудиторов;
предполагаемая
В соответствии с приведенным выше
планом разработаем программу аудита
основных средств. При разработке программы
используем следующие условные обозначения
методов сбора аудиторских
инвентаризация;
контрольный обмер;
формальная проверка;
арифметическая проверка;
проверка по существу;
наблюдение;
опрос;
анализ.
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов 36
Руководитель аудиторской
группы
Состав аудиторской группы 1чел.
Планируемый уровень
существенности
Общий план аудита
основных средств
№ п/п |
Планируемые виды работ |
Период проведения |
Исполнитель |
Кол-во чел./час. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Аудит наличия и сохранности основных средств |
В течение отчетного года |
Гарифуллина Л.З.. |
10 |
2. |
Аудит движения основных средств |
В течение отчетного года |
Гарифуллина Л.З. |
10 |
3. |
Аудит правильности начисления износа |
В течение отчетного года |
Гарифуллина Л.З. |
6 |
4. |
Проверка правильности налогообложения по основным средствам |
В течение отчетного года |
Гарифуллина Л.З. |
10 |
Руководитель аудиторской
организации
Руководитель аудиторской
группы
Аудитору необходимо документально оформлять важнейшие сведения и факты, служащие для обеспечения доказательства, на котором основывается аудиторское заключение, а также в подтверждение того, что аудит проводился в соответствии со Стандартами.
Рабочие документы могут быть в виде данных, записанных на бумаге, ЭВМ или другими способами.
Рабочие документы помогают при планировании и выполнении аудита; помогают при контроле и анализе аудиторской работы; содержат аудиторские доказательства, получаемые в результате аудиторской работы, на основании которых строится аудиторское заключение. Аудитору необходимо вести рабочие документы достаточно полно и детально для обеспечения наиболее полного понимания аудита. Рабочие документы составляются и систематизируются таким образом, чтобы отвечать определенным обстоятельствам и аудиторским требованиям для каждого отдельного аудита. Использование стандартных рабочих документов как вопросник по аудиту основных средств (таблица 2.2) и тесты внутреннего контроля (таблица 2.3) повышает эффективность при их подготовке и использовании. Они могут быть использованы при делегировании работы другим аудиторам, обеспечивая одновременно средства по контролю ее качества.
Вопросник по аудиту основных
средств
Вопрос |
Вариант ответа |
Информация или документ, которые следует запросить |
№ след. вопроса |
Вывод и рекомендации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Выписывается ли
счет-фактура при реализации |
да |
счета-фактуры |
3 |
Указ президента от 08.05.96 № 685, Постановление Правительства от 27.06.96 № 914 с изм. и доп. |
нет |
3 |
Недопустимое нарушение | ||
6. Какова периодичность начисления амортизации по ОС |
ежемесячно |
Разработочные таблицы, записи по сч. 02, машинограммы по начислению амортизации |
7 |
Соответствует ПБУ 6/01 |
иное |
7 |
Нарушение | ||
7. Имеется ли распоряжение
о лицах, ответственных за |
да |
Письменное распоряжение руководителя организации |
8 |
|
нет |
8 |
Нарушение, необходимо срочно подготовить распоряжение | ||
9. Периодичность проведения инвентаризации основных средств |
1 раз в 3 г. и чаще |
приказ о проведении инвентаризации |
10 |
Соответствует ПБУ-6/01 |
реже 1 раза в 3 года |
10 |
Нарушение. Провести в ближайшее время инвентаризацию | ||
Вопрос |
Вариант ответа |
Информация или документ, которые следует запросить |
№ след. |
Вывод и рекомендации |
10. Какой метод переоценки основных средств использует организация |
индексный |
документы, отражающие переоценку |
11 |
Проверить правильность применения индексов |
прямого счета |
документы, подтверждающие рыночные цены |
11 |
Проверить правильность определения рыночных цен |
Для целей повторных аудитов рабочие документы могут быть подразделены на «постоянные» аудиторские документы, которые дополняются новой информацией, имеющей постоянное значение, и текущие аудиторские документы, которые содержат информацию, относящуюся, прежде всего, к аудиту отчетности за отдельный период.
Тесты внутреннего контроля
ОТВЕТЫ |
|||
Содержание |
Да |
Нет |
Примечания |
|
Х |
||
|
Х |
||
|
Х |
||
|
Х |
Год назад | |
|
Инвентаризация в отчетном периоде не производилась | ||
|
Х |
||
|
Х |
||
|
Х |
||
|
Х |
||
|
Х |
||
Содержание |
Да |
Нет |
Примечания |
|
Х |
||
|
Х |
||
|
Х |
||
|
Х |
||
|
Х |
||
|
Х |
||
|
Х |
||
|
Х |
||
|
Х |
Используется линейный способ | |
|
Х |
Затраты списываются по фактическим расходам | |
|
Х |
По материалам проведенной проверки аудиторской организацией клиенту представляется письменная информация (отчет) и аудиторское заключение. Аудиторский отчет представляет собой подробную информацию о проверяемом предприятии, после проведенной проверки. Аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта и содержащий, выраженное в установленной форме, мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта и соответствие порядка ведения его учета законодательству РФ.
На основании программы аудиторской проверки основных средств проведем аудит учета основных средств ООО «Сигнал».
2.2 Аудит сохранности учета
В данной главе, пользуясь разработанными документами, проведем проверку учета основных средств на ООО «Сигнал» за 2003 год.
Целью аудиторской проверки наличия и сохранности основных средств является подтверждение реальности статей бухгалтерской отчетности.
Проверим: не числятся ли в составе основных средств объекты, срок службы которых менее 12 месяцев (независимо от стоимости); не производился ли в организации перевод основных средств в материальные ценности и наоборот. Характерной ошибкой, выявляемой при аудиторских проверках, является необоснованный перевод основных средств в материальные ценности. Часто причиной такого перевода служит стремление организации увеличить свои доходы за счет дополнительного начисления амортизации.
При аудиторской проверке необходимо получить подтверждение надлежащего оформления прав собственности организации на объекты основных средств.
Аудитору должны быть предоставлены договоры на создание, приобретение, передачу объектов основных средств, а в необходимых случаях - и свидетельства о регистрации сделок в соответствии с законодательством.
Важным вопросом при проверке сохранности и наличия основных средств является выяснение правильности оценки основных средств, поскольку от этого зависят расчеты с бюджетом по налогу на имущество, а также достоверность отражения финансовых результатов организации и составления отчетности.
Для проведения проверки привлечем первичные документы: форм. ОС-1, ОС-6, ведомость наличия ОС [см. прил. Д], отчет о состоянии имущества предприятия.
Проверка правильности оценки основных средств может быть сплошной (при небольшом количестве объектов) или выборочной.
Исходя из
вышеизложенного, необходимо
создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств и оформлению ее результатов;
оформлены ли договоры купли продажи основных средств (при покупке у физических лиц);
оформлены ли протоколы договорной цены (при внесении основных средств учредителями в качестве вклада в уставный капитал);
правильно ли указана первоначальная
стоимость в актах приемки-
правильно ли произведена переоценка основных средств;
указана ли стоимость объекта в договоре аренды (при получении основных средств в долгосрочную аренду с правом выкупа).
Проверим: оформлены ли протоколы согласования цены и отражена ли денежная оценка в учредительных документах; правомерность включения других расходов в первоначальную стоимость; достоверность установления рыночной цены. Для определения рыночной цены могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций - изготовителей; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств. Расходы, понесенные организацией по доставке основных средств, также включаются в стоимость объекта.
Оценка объектов, приобретенных за иностранную валюту, производится в рублях путем перерасчета иностранной валюты по курсу Центрального банка России, действующему на дату приобретения объектов в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление.
Аудитор должен проверить, правильно ли определен момент перехода права собственности в соответствии с условиями контракта; включены ли в стоимость таможенные платежи (пошлины, сборы) и другие расходы, связанные с приобретением основных средств.
При проверке правильности оценки основных средств аудитор должен обратить внимание на то, были ли случаи изменения первоначальной стоимости объектов, какие причины вызвали эти изменения, отражены ли затраты по капитальным вложениям на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы”, показывается ли источник этих капитальных вложений с увеличением добавочного капитала.
При осуществлении учета
Затраты, не увеличивающие стоимости основных средств списываются со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» за счет предусмотренных источников финансирования по мере полного производства соответствующих работ или совершения операций.
Проверка правильности переоценки основных средств приобретает важное значение, поскольку согласно п. 3.6 ПБУ 6/01 организациям предоставлено право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств.