Этика аудитора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучение профессиональной этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов с российской и с зарубежной точек зрения.
Задачи работы:
- рассмотреть этические нормы аудиторов в российской и зарубежной практике;
- определить значение этики аудиторов для проведения качественной аудиторской проверки;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие аудита. Правовые нормы аудита…………………………………...5
2. Понятие профессиональной этики…………………………………………….8
3. Этические принципы аудиторской деятельности в соответствии с Кодексом этики аудиторов 2012 года…………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по аудиту.docx

— 42.17 Кб (Скачать файл)

-       делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые он может предоставить, его квалификацию и приобретенный им опыт;

-    давать пренебрежительные  отзывы о работе других аудиторов  или проводить необоснованные  сравнения своей работы с работой  других аудиторов.

  • Необходимо отметить и такую этическую норму, как осознание аудитором ответственности за последствие своих рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок. В Законе «Об аудиторской деятельности в РФ» указаны санкции, которые могут быть применены к аудитору за недоброкачественную проверку и недобросовестное заключение.

В следующих разделах изложены модели поведения в конкретных ситуациях, в частности указаны меры предосторожности против угроз нарушения основных принципов, а также приведены  примеры ситуаций, когда невозможно принять достаточные меры предосторожности против угроз.

Кодексом предусмотрен ряд  обязательных для аудитора процедур по соблюдению этических требований в ходе заключения договора на оказание профессиональных услуг. Эти процедуры связаны с определением приемлемости клиента и с возникновением условий, приводящих к изменению договора. Перед установлением отношения с новым клиентом аудитор должен рассмотреть вопрос, может ли выбор этого клиента привести к возникновению угроз соблюдению основных принципов. Если у клиента сомнительные характеристики, т.е. он, например, участвует в незаконной деятельности, или имеет репутацию непорядочного контрагента, или же практикует сомнительное составление бухгалтерской отчетности, то у аудитора возникают угрозы по соблюдению этических принципов в ходе выполнения договора. Если выявленные угрозы явно несущественные, аудитор обязан рассмотреть и по мере необходимости предпринять меры предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня. К мерам предосторожности относятся:

- правильное понимание  характера деятельности клиента,  сложности совершаемых им операций, конкретных требований задания,  цели, характера и объема работы, подлежащей выполнению;

- знание соответствующей  отрасли экономической деятельности  или предмета задания;

- наличие опыта в рамках  соответствующих юридических требований  или требований к отчетности  либо приобретение такого опыта;

- привлечение достаточного  количества сотрудников, обладающих  необходимой квалификацией;

- использование работы  экспертов по необходимости;

- договоренность о реальном  сроке выполнения задания;

- соблюдение правил и  процедур контроля качества.

Если аудитор обнаруживает, что может применить надлежащие меры предосторожности  отношении  выявленных угроз, он приступает к процедуре  получения задания. Если угрозы невозможно уменьшить до приемлемого уровня, то аудитор должен отказаться вступать в отношения с клиентом.

Кодекс этики рассматривает конфликт  интересов как результат наличия деятельности или интересов самого аудитора, которые представляют предмет конфликта с данным клиентом, или же как результат оказания аудитором услуг третьему лицу, в отношении которого, по мнению клиента, у него имеет место конфликт интересов. Аудитору предписывается предпринимать разумные шаги для выявления обстоятельств, в которых может возникнуть конфликт интересов, поскольку эти обстоятельства могут привести к возникновению угрозы нарушения основных принципов. Если по оценке аудитора эти угрозы не являются явно незначительными, ему предписывается предпринять надлежащие меры предосторожности для устранения таких угроз или сведения их до приемлемого уровня.

В Кодексе приведен перечень данных мер предосторожности. Это  уведомление:

  • клиента о деловых интересах или деятельности, которые могут представлять конфликт интересов;
  • всех сопутствующих сторон о том, что аудитор оказывает двум или более сторонам услуги, касающиеся предмета, который вызывает конфликт интересов этих сторон;
  • клиента о том, что аудитор при  оказании запрашиваемых услуг работает для многих клиентов (например, в конкретном секторе рынка или по конкретному виду заданий).

В каждом случае аудитор  должен запросить согласие клиента (всех сторон) на действия в таких  обстоятельствах. Если согласие получено, аудитор также может применить  ряд мер предосторожности, таких  как:

  • использование самостоятельных независимых групп, ответственных за задание;
  • применение процедур, препятствующих доступу к информации (например, строгая физическая изоляция групп друг от друга, конфиденциальность и безопасное хранение информации);
  • наличие четких инструкций для членов групп по вопросам безопасности и конфиденциальности;
  • использование предупреждений о соблюдении правил конфиденциальности, подписанных сотрудниками и руководителями аудиторской организации.

Аудитору, который не получает в ответ на свой запрос согласия клиента на работу для третьей  стороны, в отношении которой  выявлены признаки конфликта интересов  следует отказаться продолжать работу для одной из сторон.

При наличии конфликта  интересов в ходе выявления угроз  возможна ситуация, когда создаются  одновременно угрозы нарушения одного или более основных принципов (например, принципов объективности, конфиденциальности и профессионального поведения), которые нельзя устранить или  свести к приемлемому уровню с  помощью мер предосторожности. В  этом случае требуется, чтобы аудитор  вынес решение о невозможности  принять такое задание или  о необходимости прекратить выполнение одного или нескольких конфликтующих  заданий.

В Кодексе рассмотрены  этические требования к аудитору в ситуации, когда к нему обращается компания, не являющаяся клиентом, с  просьбой высказать второе мнения по поводу применения правил (стандартов) бухгалтерского учета, аудита, бухгалтерской отчетности и т.п. в конкретных обстоятельствах или в отношении конкретных операций этой компании.

В этом случае у аудитора возникают угрозы нарушения этических  принципов, и он должен оценивать  значимость таких угроз. Если выявленные угрозы явно несущественные, аудитор  должен предусмотреть и по мере необходимости  предпринять меры предосторожности для их устранения или уменьшения до приемлемого уровня. Кодекс предусматривает  следующие меры предосторожности:

- запрос клиенту не  разрешение пообщаться с обслуживающим  его аудитором;

- ограничения, присущие  любому мнению, выражаемому при  общении с данным клиентом;

- предоставление копии  (в письменной форме) своего  мнения аудитору, обслуживающему  данного клиента.

Аудитор, которому компания, запрашивающая выражение второго  мнения, не дает разрешения на общение  с обслуживающим ее аудитором, следует, взвесив все обстоятельства, принять  решение об уместности выражения  второго мнения.

В разделе 5 Кодекса рассмотрено, что при ведении переговоров  о профессиональных услугах аудитор  может назначать любой гонорар, который он считает соответствующим его услугам. Если один аудитор назначает гонорар ниже, чем другие, это не считается неэтичным поступком. Из назначенного гонорара может возникнуть угроза нарушения основных принципов. Серьезность угроз зависит от таких факторов как уровень назначенного гонорара и услуги, к которым этот гонорар применяется. С учетом этих угроз необходимо предусмотреть и по необходимости принять меры предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня. Такими мерами могут быть:

-      ознакомление  клиента с условиями выполнения  задания и, в частности, с  методикой расчета оплаты и  объема оказываемых услуг;

- выделение для выполнения  задания должного времени и  квалифицированного персонала.

В  Кодексе указано, что  в случае, когда аудитор ищет новые  заказы на предоставление своих услуг  посредством рекламы и других методов работы на рынке, могут возникнуть угрозы нарушения основных принципов. При предложении и продвижении своих услуг на рынке аудитор не должен дискредитировать профессию. Аудитор должен быть честным и правдивым и не должен:

-         делать заявления, преувеличивающие  уровень услуг, которые он может  представить, его квалификацию  или приобретенный им опыт;

-    давать пренебрежительные  отзывы о работе других аудиторов  или проводить необоснованные  сравнения своей работы с работами  других аудиторов.

При сомнениях относительно предлагаемой формы рекламы или  методов работы на рынке аудитор  должен проконсультироваться с соответствующим  органом саморегулируемой организации аудиторов.

Кодексом этики установлен критерий, которым должен пользоваться аудитор при определении значимости угроз нарушения основных принципов, возникающие при предложении  клиентом аудитору и членам его семьи подарков и иных знаков внимания. Если разумное и хорошо информированное стороннее лицо может признать такие подарки явно незначительными, аудитор может считать, что такое предложение сделано в процессе нормальных деловых отношений и не содержит конкретного намерения повлиять на суждение аудитора или получить от него какую-либо информацию. В таких случаях аудитор может считать, что значительной угрозы нарушения основных принципов не существует.

Во всех случаях, когда  данный критерий не соблюдается, аудитор  должен принять меры предосторожности. И если, оказалось, невозможно устранить  угрозу или свести ее к приемлемому  уровню, аудитор не должен принимать  предложенный ему подарок или  знак внимания.

В Кодексе рассмотрены  угрозы нарушения принципа объективности при предоставлении профессиональных услуг. Указывается, что возникающие угрозы будут зависеть от конкретных обстоятельств задания и характера работы, выполняемой аудитором.

Аудитору предписывается оценивать серьезность таких  угроз и, если они не относятся  к явно незначительным, предусмотреть и по мере необходимости принять надлежащие меры предосторожности для устранения угроз или уменьшения их до приемлемого уровня. К таким мерам относятся:

- исключение лица, в отношении  которого возникает угроза, из  состава группы, выполняющей задание;

- осуществление процедур  надзора за выполнением аудиторского  задания;

- прекращение финансовых  или деловых отношений, вызывающих  угрозу;

- обсуждение проблем со  старшим руководством аудиторской  организации;

- обсуждение проблем с  уполномоченными лицами клиента.

В разделе 9 Кодекса сформулирован  концептуальный подход к независимости аудитора в ходе выполнения различных заданий, который предполагает, что «рассматривая вопрос о принятии либо продолжений выполнения задания, а также о требуемых мерах предосторожности или о пребывании конкретного работника членом проверяющей группы. Аудиторская организация обязана оценить все сопутствующие обстоятельства, характер задания и угрозы независимости». Оценивая угрозы независимости и надлежащие меры предосторожности при оценке значимости конкретной угрозы, следует принимать во внимание как количественные, так и качественные факторы. Вопрос является явно несущественным, если его можно считать незначительным и не влекущим за собой последствия. При оценке существенности любых угроз независимости и мер предосторожности, требующихся для уменьшения их до приемлемого уровня, необходимо принимать во внимание интересы общества.

В Кодексе сформулировано требование, что члены проверяющей  группы и работники аудиторской  организации должны быть независимы от клиента в течение всего  периода выполнения задания (4).

  • Применение принципа независимости при длительных отношениях с клиентом по аудиту и оказании ему услуг помимо аудита. Аудит физических и юридических лиц не могут проводить аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, оказывавшие этим лицам в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской отчетности. Применение требований Кодекса в отношении независимости аудитора, оказывавшего услуги клиенту в предшествовавшем заключению договора периоде, должно учитывать нормы действующего законодательства РФ в части допустимости оказания тех или иных сопутствующих услуг, особенно при выявлении угроз независимости и рассмотрении возможных мер предосторожности в отношении этих угроз.

Если компания становиться  клиентом по аудиту в течение или  после периода, охватываемого проверяемой  бухгалтерской отчетностью, то аудиторская  организация должна рассмотреть  возможность возникновения угроз  независимости вследствие:

Информация о работе Этика аудитора