Калькулирование, учет затрат по объектам калькулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:04, доклад

Описание работы

Калькуляция – это система расчетов, главная цель которых состоит в определении себестоимости единицы калькуляционной совокупности. В качестве последней могут рассматриваться отдельные виды готовой продукции, ее составные части, разновидности приобретаемых материальных ценностей и т.д.
В общем виде следует различать калькуляцию себестоимости продукции (изделий, полезных ископаемых), калькуляцию мероприятий (процессов, работ) и калькуляцию цены. Калькуляция себестоимости и цены исчисляется на единицу продукции, калькуляция мероприятий – в расчете на совокупность соответствующих работ и издержек на единицу их измерения. В калькуляцию цены входит расчет величины прибыли на объект калькулирования.

Файлы: 1 файл

госы.docx

— 53.95 Кб (Скачать файл)
  1. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования.

 

     Калькуляция – это система расчетов, главная цель которых состоит в определении себестоимости единицы калькуляционной совокупности. В качестве последней могут рассматриваться  отдельные виды готовой продукции, ее составные части, разновидности приобретаемых материальных ценностей и т.д.  
     В общем виде следует различать калькуляцию себестоимости продукции (изделий, полезных ископаемых), калькуляцию мероприятий (процессов, работ) и калькуляцию цены. Калькуляция себестоимости и цены исчисляется на единицу продукции, калькуляция мероприятий – в расчете на совокупность соответствующих работ и издержек на единицу их измерения. В калькуляцию цены входит расчет величины прибыли на объект калькулирования. 
     В качестве  объектов калькулирования – носителей затрат обычно выступают конечные продукты, работы, услуги, производство и реализация которых является целью деятельности данного предприятия. Но ими могут быть и отдельные составные части продукции, узлы  и полуфабрикаты, услуги вспомогательных производств, особенно если они реализуются на сторону.

 

 

 Учет и распределение  затрат 
     Организация производственного учета предполагает группировку издержек предприятия – в зависимости от того, что считается объектом учета затрат. При этом возможен:  
- учет издержек по видам; 
- по местам их возникновения; 
- по центрам ответственности; 
- по носителям затрат. 
    В зависимости от технологии и характера продукции носителями затрат могут быть изделия или полуфабрикаты, группы однородных изделий, серии одноименных изделий и т.д. Другими словами, это виды продукции предприятия, предназначенные для реализации. 
     Система учета производственных затрат и калькулирования организуется на каждом предприятии по-разному. В любых условиях и при любых особенностях она зависит от выбора объектов учета затрат и объектов калькулирования. В свою очередь, объекты учета и калькулирования определены целями управления. 
     Основанием для распределения косвенных расходов может служить такая ценностная или количественная единица, увеличение или уменьшение которой пропорционально изменению соответствующих издержек. 
     Ими могут быть: количество израсходованного сырья, материалов, топлива; стоимость переработанного сырья и материалов; затраты на обработку без стоимости сырья и материалов; количество готовой продукции и полуфабрикатов; заработная плата производственных рабочих; рабочее время на изготовление продукции; машинное время на изготовление продукции; число работающих; величина потребленной энергии всех видов; площадь помещения и его объем; величина производственной мощности отдельных установок; комбинированные и условные величины, например тонно-километры, кило-номера пряжи и т.п. 
     При выборе и обосновании расчетной базы необходимо исходить из того, что в любом случае нельзя найти точного способа распределения общей суммы косвенных комплексных расходов по видам продукции. Это вызывается главным образом двумя причинами. Во-первых, в состав себестоимости входят затраты прошлых и будущих отчетных периодов, которые непосредственно не связаны с реальными издержками времени калькулирования и функционально от них не зависят. Во-вторых, слагаемые комплексных расходов определяются различными переменными величинами, процесс их формирования является стохастическим. 
     Известно, что в математической интерпретации стохастический процесс рассматривают как семейство величин х(t 
), зависящих от одного параметра. В большинстве случаев, в том числе и для издержек предприятия, t— время. Для возможных моментов времени t,1, t2… 
tn, где n>0, стохастический процесс может быть охарактеризован совокупностью совместных законов распределения для х(t 
1), х(t 
2)... Следовательно, распределение косвенных комплексных расходов пропорционально одной базе никогда не дает безупречных результатов. Для повышения точности калькулирования нужно стремиться к тому, чтобы ' степень комплексности издержек была минимальной и каждое слагаемое этих расходов распределялось пропорционально индивидуальной базе распределения. 
     Калькуляционные расчеты на базе анализа стохастических зависимостей реальны на практике лишь в условиях применения электронных вычислительных машин. Такой анализ необходим при определении степени комплексности отдельных статей расхода и обосновании базиса их распределения. 
     Содержание, полнота и точность калькулирования во многом определяются назначением и характером использования калькуляционных расчетов. Проектно-сметные, технические, плановые, нормативные, отчетные и трансфертные калькуляции различаются не только поназначению, но и по степени приближения к реальным затратам. Все виды калькуляций, кроме отчетной и трансфертной, основываются на предполагаемых издержках и объеме выпуска продукции. Амплитуда их отклонений от фактической себестоимости может быть различной. Для проектно-сметных и технических калькуляций она, как правило, выше, чем для плановых и нормативных, что объясняется большейприближенностью проектно-сметных и технических расчетов. Основное их назначение состоит в том, чтобы исчислить экономическуюэффективность изготовления планируемых к выпуску изделий или предстоящего обновления эксплуатируемой техники. Из-за недостаточной определенности конкретных условий производства большинство расчетных параметров для калькулирования себестоимости в этих случаях ориентировочны. 
     Плановые и нормативные калькуляции служат для контроля экономичности производства тех или иных видов продукции, являются своего рода эталоном затрат на их изготовление и реализацию. Они более детально и полно учитывают реальные условия производства и сбыта, основываются на конкретных технологических процессах, заранее установленных нормативах и сметах прямых и косвенных расходов. 
     Калькулирование фактической себестоимости занимает особое место в системе экономических расчетов на предприятии. Оно призвано отразить действительные издержки изготовления и сбыта определенных видов продукции. Отчетная калькуляция служит базой для оценки фактической эффективности принимаемых решений по управлению и организации производства, средством контроля за выполнением плана по себестоимости, изыскания резервов ее снижения. 
3.1. Условия и объекты калькулирования 
     При группировке затрат по видам продукции, работ, услуг необходимо выполнить два основных условия: 
·        Расходы должны быть ограничены во времени, т.е. относится к опереженному отчетному периоду (месяц, квартал, год); 
·        Затраты должны быть отнесены прямо или путем косвенного распределения на конкретные виды носителей издержек или их группы. 
     Чем короче период, за который подсчитываются затраты и составляется калькуляция себестоимости, тем больше проблем и возможны погрешностей при распределении между готовой продукцией и незавершенным производством затрат, резервируемых расходов и платежей, издержек освоения производства и т.д. Без такого разграничения невозможно не только определить себестоимость единицы, но и результаты производственно-финансовой деятельности хозяйственной организации в пределах года. 
     Для обеспечения точности и оперативности калькуляционных расчетов необходимы: 
·  детально разработанное нормативное хозяйство на предприятии, включающее нормы затрат в количественном измерении по всем деталям, полуфабрикатам, изделиям и работам, включенным в программу выпуска; 
·  хорошо налаженная система технологического и расходного документирования, своевременный учет изменений условий производства и сбыта и соответствующих норм затрат; 
·  современная система автоматизированного ввода и обработки экономической информации. 
 
     Калькуляция фактической себестоимости изделий требует, кроме того, организации детального учета объема выпуска по видам и составным частям продукции. 
     Использование данных калькуляционных расчетов для управления во многом зависит от вида калькуляций. 
     Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц – один из принципов, в соответствии с  которым организуется калькулирование себестоимости на любом предприятии. Во многих случаях объекты учета затрат и объекты калькулирования не совпадают. 
     Объекты учета затрат  - места их возникновения, виды и группы однородных продуктов. На их выбор существенное влияние оказывают особенности технологических процессов, технические параметры вырабатываемой продукции, тип производства и др. 
     Под местами возникновения затрат понимаются структурные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, цеха и т.д.). 
     Объект калькулирования – виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации на рынке, то есть носители затрат. В ряде отраслей происходит укрупнение объектов калькулирования относительно одного вида продукта или, напротив, их разукрупнение.  
     Эти объекты имеют экономическую связь с калькуляционными единицами, которые представляют собой единицу измерения калькуляционного объекта. Такие единицы служат  средством измерения потребительной стоимости продукта, связанным с их физическими и другими свойствами.

 

  1. Анализ состава и движения капитала организации.

 

Отчет о движении капитала (отчет об изменениях капитала) также является неотъемлемой частью финансовой отчетности.

     Форма представления данного отчета содержит отдельную информацию по каждому элементу акционерного капитала и резервов (например: акционерный капитал, дополнительная эмиссия, резерв по переоценке ценностей, резерв по курсовым разницам) и строки с перечнем их возможных изменений (например: изменения в учетной политике; изменения, возникающие в результате переоценки основных средств и инвестиций; другие изменения, не отраженные в отчете о прибылях и убытках).

     Отдельной строкой показываются данные о чистой прибыли за отчетный период, которая является составной частью собственного капитала и формирует итоговые данные о капитале компании.

     Основная идея отчета о движении капитала состоит в последовательной корректировке остатка капитала за предыдущий отчетный период (за исключением последствий изменения в учетной политике) путем вычитания начисленных дивидендов и результата переоценки инвестиций и прибавления результата переоценки основных средств, чистой прибыли за отчетный период и дополнительной эмиссии, что дает в итоге величину капитала компании на конец отчетного периода.

 

 Анализ  состава и движения капитала

     В составе бухгалтерской отчетности за 1999 год эта форма отчетности имела название «Отчет о движении капитала».

     По своему содержанию эта форма отчета мало изменилась. В составе показателей теперь отсутствует «Фонд накопления» и «Фонд потребления», а «Резервы предстоящих расходов и платежей» выделены в отдельный раздел.

     В составе этого отчета появился новый раздел, отражающий изменения капитала и основания этих изменений.

     Анализ производится на основании данных, указанных в приложении к бухгалтерскому балансу «Форма № 3 «Отчет об изменении капитала»

     Для того чтобы проанализировать состояние и движение собственного капитала, организации необходимо составить аналитическую таблицу.

1) коэффициент поступления:

Кн = [поступило стр. 020] / [остаток на конец года стр. 260]

2) коэффициент выбытия:

Кв = [выбыло стр. 120] / [остаток на начало года стр. 010]

     Анализируя собственный капитал, необходимо обратить внимание на соотношение коэффициентов поступления и выбытия. Если значения коэффициентов поступления превышают значения коэффициентов выбытия, значит, в организации идет процесс наращивания собственного капитала и наоборот.

     В справке отчета отражается показатель «Чистые активы» (стр. 185), который используют для анализа финансового положения организации.

     Чистые активы — это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов организации, принимаемых к расчету, суммы ее обязательств, принимаемых к расчету. В акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью этот показатель сопоставляется с величиной уставного капитала и не может быть меньше последнего. В противном случае уставный капитал должен быть уменьшен. Если же стоимость чистых активов меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, организация подлежит ликвидации.

Кроме того, показатель чистых активов сравнивают с размерами  уставного и резервного капитала. Согласно статье 102 ГК РФ акционерное  общество не вправе объявлять и выплачивать  дивиденды, если стоимость чистых активов  меньше уставного и резервного капитала или станет меньше в результате выплаты  дивидендов.

Рассчитывается этот показатель на основании данных баланса.

     Выводы по главе:

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности организации получают оценку в системе показателей  финансовых результатов.

Общий финансовый результат  деятельности организации (бухгалтерская  прибыль или убыток) представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от:

реализации продукции, товаров (работ, услуг);

результата (прибыли ил убытка) от финансовой деятельности (процентов  полученных и уплаченных);

операционной деятельности (доходов и расходов);

доходов и расходов от прочих внереализационных операций.

          Прибыль — важнейший показатель эффективности работы организации, источник ее жизнедеятельности. Задачами анализа прибылей и убытков организации являются:

оценка динамики показателей  прибыли, обоснованность фактических  данных об образовании и распределении  прибыли;

выявление и измерение  действия различных факторов на прибыль;

оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.

В качестве методов анализа  прибыли применяются:

факторный анализ прибыли  от реализации продукции, товаров (работ, услуг);

анализ уровня рентабельности и др.

     Анализ состава и движения капитала организации производится на основе Отчета об изменении капитала — ф. №3.

     Отчет о движении капитала состоит из двух разделов и справки.

Первый раздел называется «собственный капитал», второй раздел «прочие фонды и резервы», в  разделе «справка» приводится стоимость  чистых активов организации, а также  суммы полученных средств на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских  работ, возмещение убытков и пр.

     Информация приводится по изменениям уставного, резервного и добавочного капитала в разрезе показателей. Например, сведения об уставном капитале содержат количественные и стоимостные показатели об акциях, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных, об акциях, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в сообщности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ.

 

 
Введение

     Движение денежных средств фирмы представляет собой непрерывный процесс. Для каждого направления использования денежных фондов должен быть соответствующий источник. В широком смысле активы фирмы представляют собой чистое использование денежных средств, а пассивы и собственный капитал - чистые источники.

Анализ движения денежных средств проводится по данным отчетного периода. На первый взгляд такой анализ, как и любой другой раздел ретроспективного анализа, имеет сравнительно невысокую ценность для финансового менеджера; однако можно привести аргументы, в известной степени оправдывающие его проведение. Например, довольно парадоксальная ситуация, когда предприятие является прибыльным, но не имеет средств расплатиться со своими работниками и контрагентами. Такая ситуация вполне обыденна в экономике переходного периода.

     Теоретически отмеченного парадокса можно избежать - это произойдет в том случае, если на предприятии последовательно и строго следуют методу определения выручки от реализации по мере оплаты товаров и услуг. Однако Положением о бухгалтерском учете и отчетности РФ разрешено применять и другой метод - метод определения выручки от реализации по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов. Именно в этом случае денежный поток и поток ценностей и расчетов, генерирующий прибыль, не совпадают во времени. Анализ движения денежных средств как раз и позволяет с известной долей точности объяснить расхождение между величиной денежного потока, имевшего место на предприятии в отчетном периоде, и полученной за этот период прибылью.

В целом распределение  денежного потока отражает способность  предприятия генерировать денежные средства. Инвесторы и кредиторы  смогут прогнозировать уровень дивидендов, но для этого они должны располагать  информацией о денежных потоках.

 
1. Характеристика  денежных средств предприятия.

Денежные средства - наиболее ликвидная часть текущих активов - являются составляющей оборотного капитала. К денежным средствам относятся  деньги в кассе, на расчетных, текущих, специальных, валютных и депозитных счетах[1]. Охарактеризуем состав денежных средств предприятия по их составу, степени ликвидности и оптимальному сочетанию.

1) Касса предприятия. Наличные  денежные средства как в основной, так и иностранной валюте, ценные бумаги и денежные документы, хранящиеся непосредственно на предприятии составляют кассу предприятия. В мировой практике принято, что касса должна обеспечивать текущие потребности предприятия в наличности (выдача зарплаты, средств на командировочные расходы, бензин и т.д.), а основная масса денежных средств и приравненных к ним активов принято хранить в банке на расчетном счете, депозите. Хранение больших средств в кассе предприятия считается рисковым по сравнению с банком, поэтому от финансового менеджера требуется выработка такой финансовой политики, при которой в кассе находилась бы минимально необходимая сумма для нужд  предприятия на текущий день.

Однако, учитывая текущее  состояние экономики России, данный принцип не оправдывает себя. В  большинстве случаев предприятия  не в состоянии спланировать эффективную  тактику своих действий. Большая  сумма наличности в кассе объясняется  также следующими факторами: в случае наступления непредвиденных событий  требует значительной суммы денег; застраховаться от риска неплатежей банка, обслуживающего расчетный счет предприятия из-за отсутствия наличных денежных средств у банка; не менее важным в деятельности предприятий, а в особенности торговых предприятий, является дифференциация цен на товары (сырье, материалы, комплектующие) и услуги в зависимости от вида платежей в наличной или безналичной форме. Это в свою очередь вынуждает предприятия применять менее эффективную и менее затратную форму расчетов в наличной форме, причем нередко в обход законов. Кстати, один из факторов, заставляющих предприятия вести "черную бухгалтерию".

2) Расчетные счета открываются  предприятиям, являющимся юридическими  лицами и имеющим самостоятельный  баланс. Порядок открытия расчетного  счета регламентирован инструкцией,  в соответствии с которой каждому  предприятию может быть открыт  в одном банке только один  расчетный счет. На расчетном  счете сосредотачиваются свободные  денежные средства и поступления  за реализованную продукцию, выполненные  работы и услуги, краткосрочные  и долгосрочные ссуды, получаемые  от банка, и прочие зачисления. С расчетного счета производятся  почти все платежи предприятия:  оплата поставщикам за материалы,  погашение задолженности бюджету,  соцстраху, получение денег в  кассу для выдачи заработной  платы, материальной помощи, премий  и т.п. Выдача денег, а также  безналичные перечисления с этого  счета банком осуществляются, как  правило, на основании приказа  предприятия - владельца расчетного  счета или с его согласия (акцепта).

Информация о работе Калькулирование, учет затрат по объектам калькулирования