Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:23, контрольная работа
Цель контрольной работы: раскрыть структуру, сущность, сферу действия коллективного договора и соглашения.
Введение………………………………………………………………………..3
Коллективный договор как разновидность
коллективно-договорного акта…………………………………………4
Понятие, сущность, функции коллективного
договора и соглашения…………………………………………………..5
Стороны коллективного договора и соглашения…………..............8
Заключение коллективного договора……………………………….9
Порядок ведения переговоров……………………………………...10
Содержание коллективного договора……………………………...14
Примерное содержание коллективного договора…………………18
Контроль за выполнение коллективного договора и соглашения.
Ответственность сторон………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………..21
Список используемой литературы……………………………………………22
4МОТ. Конвенции и рекомендации. 1919 1966. МБТ. Женева, 1966. стр. 1042.
организациями, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и управления;
3) равноправие сторон. Это значит, что любая из сторон может равно проявить инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений. При этом представители сторон имеют равноправное положение, как в ходе переговоров, так и при принятии решения по коллективному договору или соглашению. Такие решения принимаются именно по соглашению представителей сторон, и каждая сторона имеет равное количество голосов при этом;
4) свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений. Это значит, что содержание коллективных договоров и соглашений определяют сами стороны. При этом любая из сторон, либо их представители, могут вопрос о включении и коллективный договор или соглашение условий, и последние должны быть свободно обсуждены всеми сторонами (их представителями), приняты или отвергнуты. Закон запрещает всякое вмешательство, способное ограничить права работников и представителей или воспрепятствовать их осуществлению со стороны органов власти и управления;
5) добровольность принятия обязательств. Это значит, что каждая сторона добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает на себя обязательства по коллективному договору или соглашения, т.е. договариваются путем консенсуса о принятии обязательств;
6) реальность обеспечения принимаемых обязательств. Этот принцип сегодня играет большую роль в эффективности действия коллективных договоров и соглашений. Невыполнение, например, обязательства работодателей или правительства по социально-партнерскому соглашению в связи с тем, что беря его не учли обстановку в народном хозяйстве или ее отрасли, чревато социальной напряженностью, что противоречит целям коллективных договоров и соглашений, т.к. они направлены на обеспечение социального мира на производстве. Поэтому принятые по договору ил соглашению обязательства не должны быть пустыми обещаниями, а должно реально обеспечиваться их выполнение;
7)
систематичность
контроля и неотвратимость
ответственности сторон
договора за неисполнение
обязательств. Соблюдение данного принципа
является в то же время охранительной
гарантией выполнения коллективных договоров
и соглашений.
СТОРОНЫ
КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
И СОГЛАШЕНИЯ
Возможные представительные органы от каждой из сторон четко определены в законодательстве, что является основанием юридического признания их полномочного участия в коллективно-договорном процессе.
Согласно ст. 11 Закона сторонами договора являются работники организации в лице их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый руководителем организации или другим полномочным лицом.
Работники выступают не как отдельные обособленные личности, а в качестве самостоятельного субъекта – трудового коллектива организации. При этом сами работники и трудовые коллективы непосредственно не участвуют в заключении коллективного договора, а действуют в лице представителей – органов профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов. Таким образом, различаются сторона коллективного договора – ею являются работники (трудовой коллектив) и участники коллективного договорного процесса – ими на стороне работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании работников организации и уполномоченные им.
Представителями работников согласно ст. 2 Закона являются:
1)
органы профессиональных
2)
органы общественной
Если переговоры по заключению коллективного договора ведет орган профсоюза, то работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить профсоюз представлять их интересы во время переговоров.
Полномочия представителей работников оформляются в письменной форме.
Поскольку
в современных условиях в организации
возможны случаи, когда одновременно
несколько представительных органов
будут претендовать на заключение договора,
разрешение проблемы выбора полномочного
органа должно быть отдано самим работникам.
Если такой орган отсутствует, представители
работников вправе самостоятельно вести
переговоры и заключать коллективный
договор.
Другой стороной коллективного договора является работодатель. Представителем работодателя обычно выступает руководитель организации. Но уполномоченным представителем работодателя могут быть и другие должностные лица из числа администрации организации, имеющие соответствующие полномочия.
Представитель работодателя, который ведет переговоры по заключению, изменению, прекращению коллективного договора, должен быть указан в уставе организации или в другом правовом акте (например, представительские правомочия указанных должностных лиц могут быть оформлены особым приказом работодателя).
Представителями работодателя являются согласно ст. 2 Закона руководители организации или другие полномочные лица. Они могут быть названы в уставе организации или ином правовом акте, например в доверенности, приказе. Работодатели, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, политические партии не могут создавать органы работников, которые будут представлять их при заключении договоров.
Лица,
представляющие работодателей, не имеют
право представлять работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
Заключению коллективного договора обязательно должна предшествовать процедура разработки такого договора. Начальной стадией этой процедуры являются коллективные переговоры.
Коллективные переговоры между социальными партнерами появились уже в развитом капиталистическом обществе в целях сглаживания противоположных интересов труда и капитала, создания между ними социального мира. В этих переговорах, как правило, заинтересованы как работники, так и работодатели.
После второй мировой войны в законодательстве многих стран стало закрепляться и поддерживаться право наемных работников на соучастие в управлении производством.
В 1949 году была принята Конвенция № 98 Международной Организации труда относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров (вместе со «Списком ратификации конвенции…»)5, которую ратифицировали 114 стран. Конвенция была ратифицирована Президиумом ВС СССР 06.07.56 и вступила в силу для СССР 10.08.57. Статья 4 вышеназванной конвенции гласит, что должны быть приняты меры для поощрения и способствования полному развитию переговоров на добровольной основе между предпринимателями или организациями предпринимателей, с
одной
стороны, с целью регулирования
условий труда путем заключения
коллективных договоров. Однако нормы
этой конвенции не распространялись на
служащих
5 принята в Женеве 01.07.49 на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ
государственных учреждений и организаций. Статья 6 прямо говорила о том, что действие настоящей Конвенции не распространяется на государственных служащих, и она никоим образом не будет истолковываться как наносящая ущерб и правам или положению.
Для решения вопросов регулирования трудовых отношений государственных служащих, в том числе м по вопросам ведения переговоров об условиях их занятости, была принята Конвенция Международной Организации Труда № 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе»6. во вступлении к Конвенции № 151 говорилось, что принятие данного документа вызвано тем, что положение Конвенции 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию, Конвенции 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров и Конвенции и Рекомендации 1971 года о представителях трудящихся не охватывают определенные категории государственных служащих, в то время как во многих странах деятельность государственной службы и необходимость наличия здоровых трудовых отношений между государственными органами власти и организациями служащих значительно расширилась. В 1981 году МОТ приняла Конвенцию № 154 «О содействии коллективным переговорам»7 и одноименную рекомендацию № 163, дополнившую указанную Конвенцию8, которые не пересматривали
ранее
принятые Конвенции и рекомендации,
а дополняли нормы этих документов соответствующими
мерами, направленными на содействие свободным
и добровольным коллективным переговорам.
ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ
Коллективным
переговорам посвящена
Приоритет в определении предмета коллективных переговоров предоставляется представителям трудящихся, а другие партнеры обязаны вести по этому вопросу переговоры.
На время переговоров в отношении лиц, участвующих в их поведении, законодательство
6принята в Женеве 07.06.78 на 64-ой сессии Генеральной конференции МОТ
7Конвенция № 154 Международной Организации Труда «О содействии коллективным переговорам» (принята в Женеве 19.061981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ)
8Рекомендация № 163 Международной Организации Труда «О содействии коллективным переговорам» (принята в Женеве19.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ)
установило ряд гарантий и компенсаций. Представители сторон, а так же специалисты,
приглашенные
для участия в работе комиссий,
на время переговоров
Труд экспортов и специалистов оплачивает та сторона, которая пригласила их в договорном с ними порядке. Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации без предварительного соглашения уполномочившего их на представительство органа.
Во
время ведения переговоров
Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из своих представителей. Решением сторон определяется ее состав, сроки, место проведения и повестка дня переговоров.
Представитель работодателя или работодатель издает приказ о формировании комиссии. Представители работников своим решением утверждают состав комиссии.
Дата издания согласованного соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии является моментом начала коллективных переговоров. Участвующим в переговорах сторонам предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора.