Концептуальные основы бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть концептуальные основы бухгалтерской (финансовой) отчетности России и международной практике. Основные задачи данной курсовой работы:
рассмотрение цели и задач подготовки и представления российской бухгалтерской (финансовой) отчетности;
рассмотрение цели и задач подготовки и представления международной финансовой отчетности;

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 64.67 Кб (Скачать файл)

Допущение последовательности применения учетной  политики означает, что выбранная  организацией учетная политика применяется  последовательно из года в год.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной  деятельности означает, что факты  хозяйственной деятельности организации  отражаются в бухгалтерском учете  и отчетности того периода, в котором  совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты  денежных средств, связанных с этими  фактами. Например, начисленная работникам организации оплата труда относится  на издержки производства или обращения  того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени  выплаты начисленной суммы работникам.

В отечественной  практике указанным понятиям соответствует  термин "требования", и формируемая  организациями учетная политика должна соответствовать требованиям:

- полноты,

- осмотрительности,

- приоритета  содержания перед формой,

- непротиворечивости

- рациональности.

Требование  полноты означает необходимость  отражения в бухгалтерском учете  всех фактов хозяйственной деятельности.

Требование  осмотрительности (осторожности, в  западной практике еще и консерватизма) означает большую готовность к учету  потерь (расходов) и пассивов, чем  возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов).

В западной практике одним из конкретных проявлений данного требования является так  называемый асимметричный учет прибылей и убытков, т.е. прибыль отражается в учете только после совершения хозяйственных операций, а убыток может отражаться с момента возникновения предположения о его возможности. Для покрытия таких убытков предусматривается создание специальных резервов - например, резервов по сомнительным долгам в момент образования сомнительной задолженности.

Требование  приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском  учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Требование  непротиворечивости обусловливает  необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и  остаткам по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, а  также показателей бухгалтерской  отчетности - данным синтетического и  аналитического учета.

Требование  рациональности означает необходимость  рационального и экономного ведения  бухгалтерского учета исходя из условий  хозяйственной деятельности и величины организации.

Предусмотрено три варианта составляющих частей бухгалтерской  отчетности: упрощенный, стандартный  и расширенный. Необходимость выделения  вариантов формирования отчетности связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от поставленных перед собой задач  должны решать проблемы прозрачности при раскрытии итоговой бухгалтерской  информации. Можно выделить следующие  группы организаций:

  • первая группа – открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке;
  • вторая – прочие коммерческие организации, за исключением субъектов малого предпринимательства;
  • третья – субъекты малого предпринимательства .

Стандартный вариант бухгалтерской отчетности соответствует общим запросам пользователей. Его используют организации второй группы. Расширенный вариант для  организаций первой группы включает значительный объем дополнительной текстовой информации (пояснений) применительно  к требованиям регулятора рынка  ценных бумаг. Упрощенный вариант применяется  малыми предприятиями, деятельность которых  характеризуется небольшим набором  типовых операций, несущественным оборотом и ограниченными финансовыми  и трудовыми ресурсами. Как правило, он включает только баланс и отчет  о прибылях и убытках.

Кроме того, имеется четвертый вариант формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности: организация составляет отчетность в полном соответствии с МСФО и  не формирует ее параллельно по российским правилам. Однако внедрение данного  варианта требует соответствующего законодательного обеспечения .

Финансовая  отчетность в России выполняет преимущественно  контрольную функцию и составляется в основном в соответствии с информационными  потребностями фискальных органов. Кроме того, финансовая отчетность российских компаний составляется на основании строго регламентированного  российского законодательства. Тем  не менее, российские публичные компании стараются учитывать не только информационные запросы фискальных органов при  формировании финансовой отчетности, так как осознают, что только с  повышением ее прозрачности возможно привлечь большее число инвесторов, в том числе частных лиц, с целью увеличения капитализации. Возникает несоответствие между складывающейся практикой раскрытия информации и существующими принципами формирования финансовой отчетности российскими публичными компаниями.

На создание приемлемых условий и предпосылок  последовательного и успешного  выполнения системой бухгалтерского учета  и отчетности присущих ей функций в экономике России направлена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.), одобренная приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180. [10.п.1,2]

Суть  дальнейшего развития бухгалтерской  отчетности в нашей стране, согласно Концепции, состоит в активизации использования эффективного учетного процесса по следующим основным направлениям:

1) повышение  качества информации, формируемой  в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание  инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение  системы регулирования бухгалтерского  учета и отчетности;

4) усиление  контроля качества бухгалтерской  отчетности;

5) существенное  повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением  бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской  отчетности .

Обеспечить  соответствие финансовой отчетности определенным качественным характеристикам возможно только с помощью создания такой  системы регулирования, которая, с  одной стороны, должна обязать компании раскрывать больше информации, а с  другой стороны, защищать интересы акционеров и инвесторов. Данная система будет  также способствовать повышению  качественных характеристик отчетности.

Одним из важных требований, которое должна содержать система регулирования, является составление финансовой отчетности по единым учетным стандартам. Это  способствует увеличению прозрачности отчетности, сопоставимости ее с отчетами других компаний, а, следовательно, большей  привлекательности для пользователей.

Немаловажным  является и раскрытие нефинансовой информации в отчетности, так как  она, в отличие от финансовых показателей, обладает прогнозными характеристиками. Анализ на основе баланса, отчета о  прибылях и убытках дает нам информацию за уже прошедший период времени. Инвестор может судить о результатах деятельности корпорации с опозданием практически на полгода. В то время как по нефинансовой информации можно судить о перспективах развития компании.

Наибольший  интерес представляет раскрытие  системы рисков, так как инвестиционные вложения всегда сопряжены с неопределенностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Стандартизация бухгалтерской (финансовой) отчетности в международной практике

 

          2.1 Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО

          Работу по созданию нормативных документов, раскрывающих требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, возглавил созданный в 1973 г. в рамках ООН Международный комитет по стандартам финансовой отчетности, в дальнейшем получивший название Комитета по международным стандартам финансовой отчетности – КМСФО.

Документы, разработанные КМСФО, носят название международные стандарты финансовой отчетности (InternationalAccountingStandards, IAS).

В 2001 г. КМСФО  преобразован в Совет по международным  стандартам финансовой отчетности (InternationalAccountingStandardsBoard, IASB) СМСФО, который приступил к работе в составе экспертов в области бизнеса, бухгалтерского учета, инвестиций, образования. Совет имеет статус независимого негосударственного органа, его штаб-квартира находится в Лондоне.

Все стандарты, выпущенные СМСФО, имеют аббревиатуру IFRS - InternationalFinancialReportingStandards (при этом русский перевод - международные стандарты финансовой отчетности – сохраняется).

МСФО  представляет собой систему норм и правил, в соответствии с которыми должна составляться финансовая отчетность. Таким образом, МСФО определяют не правила  ведения бухгалтерского учета внутри организации, а требования к представлению  финансовой отчетности внешним пользователям.

В состав МСФО входят следующие основные документы:

  • предисловие к МСФО;
  • принципы подготовки и представления финансовой отчетности;
  • стандарты;
  • интерпретации стандартов.

В предисловии  к МСФО (PrefacetoInternationalFinancialReportingStandards) описан порядок разработки и применения международных стандартов, указаны цели и порядок деятельности СМСФО. [14. с.56]

           Принципы подготовки и представления финансовой отчетности (FrameworkforthePreparationandPresentationofFinancialStatements) содержит основополагающие принципы системы международных стандартов, которым не должны противоречить сами стандарты. В принципах рассматриваются цели и задачи составления отчетности по МСФО, основные элементы финансовой отчетности (активы, обязательства, капитал, доходы и расходы), качественные характеристики финансовой отчетности, условия признания и способы оценки основных элементов отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (IAS, IFRS) устанавливают правила, в соответствии с которыми должна формироваться финансовая отчетность. Каждый стандарт имеет строго определенную структуру, которая, как правило, включает следующие элементы:

  • цель – раскрываются те области учета, которые описывает данный стандарт;
  • область применения стандарта – оговариваются сферы применения стандарта и ограничения в его использовании;
  • положения стандарта – раскрываются содержание стандарта и его особенности;
  • раскрытие информации – определяется объем минимально необходимой информации, который должен раскрываться в финансовой отчетности;
  • дата вступления в силу.

Интерпретация стандартов (SIC/IFRIC), русская аббревиатура – ПКИ. Интерпретации дополняют стандарты, рассматривая и поясняя положения стандартов. ПКИ нацелены на уточнение положений отдельных стандартов по результатам практики их применения, а также на регулирование новых вопросов, относящихся к существующему стандарту, но не учтенных при его разработке.

Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО - необходимое условие приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал требует  полной открытости организации перед  инвесторами. Если иностранный инвестор не в состоянии проследить с помощью  финансовой отчетности, как используется предоставленный им капитал, такое  вложение останется зоной повышенного  риска. Для фирм-резидентов это выразится  в увеличении стоимости предоставляемых  им финансовых ресурсов с международных  рынков, поскольку помимо «стандартного» процента инвесторы будут включать в цену ресурсов дополнительную «плату за риск». Таким образом, процент  за пользование привлеченными средствами для организации, не руководствующейся  МСФО при подготовке финансовой отчетности, при прочих равных условиях будет выше рыночного.

Во-вторых, в МСФО во главу угла поставлены информационные потребности конкретных пользователей, в первую очередь  акционеров (собственников) и инвесторов. При выборе в рамках стандартов определенного  методического подхода для раскрытия организацией учетных данных предпочтение должно быть отдано тому из них, который позволит сформировать полезную для принятия экономических решений информацию. Кроме того, отчетность, подготовленная по МСФО, рассматривается в качестве одного из важнейших элементов корпоративного управления и призвана обеспечить эффективное взаимодействие акционеров и лиц, ответственных за непосредственное ведение дел организации. Поэтому неуклонно растет число транснациональных корпораций, руководствующихся МСФО при подготовке своей публичной финансовой отчетности. Среди них Renault (Франция), NissanMotor (Япония), WellaAG(Германия), Fiat (Италия), Valmet (Финляндия), Nestle (Швейцария). В России список таких компаний включает акционерные общества «Газпром», «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», «Ростелеком», «Уралсвязьинформ», Магнитогорский металлургический комбинат, «Вымпелком» и др.

В-третьих, использование МСФО позволяет значительно  сократить время и ресурсы, необходимые  для совершенствования национальных систем учета. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения  бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они  представляют результат труда и  поиска не одного поколения бухгалтеров-практиков  и ученых, представителей различных  научных школ. Стандарты учитывают  опыт работы с отчетностью бирж и  организаций, регулирующих обращение  ценных бумаг, финансовых инструментов, профсоюзных федераций и межправительственных органов, представители которых  с 1992 г. образуют Консультативную группу в рамках СМСФО.

Информация о работе Концептуальные основы бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике