Концессии как фактор развития транспортного потенциала Республики Беларусь: учетно-аналитический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

теоретической и методологической основой исследования явились международные стандарты финансовой отчетности, нормативно-правовые акты Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, отечественные и зарубежные литературные источники, учебники и учебные пособия различных авторов, словари и материалы периодической печати по экономическим вопросам. Применялись общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, сравнение, умозаключение по аналогии.
Цель: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по развитию методологии бухгалтерского учета деятельности по договору концессии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….. 5
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНЦЕССИЙ КАК ОБЪЕКТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА.......................................................................................... 8
1.1 Экономическая сущность концессий как объекта бухгалтерского учёта…….…. 8
1.2 Классификация концессий ………………………………………..………………... 16
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ПО ДОГОВОРУ КОНЦЕССИИ ……………………………………………………………………….. 22
3 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ КОНЦЕССИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ, ПОСТОЯННОГО И ВРЕМЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА………………………….. 29
4 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ОБЪЕКТОВ КОНЦЕССИИ………………………………………….……………………….…….. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….. 36

Файлы: 1 файл

Kursovaya_BU(1).docx

— 88.59 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования «Полоцкий  государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

«КОНЦЕССИИ  КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО  ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ»

 

 

 

                                                                                                Автор:

               Радашкевич Алина Сергеевна

               студентка 3 курса, гр. 11-БК

 

 

               Научный руководитель:

                Вегера Светлана Григорьевна

                                                                                                 заведующая кафедрой

                                                                                                 бухгалтерского учета и аудита, 

                                                                                                 доктор эк. наук , доцентт                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

Новополоцк  2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

С.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..

5

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНЦЕССИЙ КАК ОБЪЕКТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА..........................................................................................

8

1.1 Экономическая сущность концессий как объекта бухгалтерского учёта…….….

8

1.2 Классификация концессий ………………………………………..………………...

16

2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ПО ДОГОВОРУ КОНЦЕССИИ ………………………………………………………………………..

22

3 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ КОНЦЕССИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ, ПОСТОЯННОГО И ВРЕМЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА…………………………..

29

4 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ОБЪЕКТОВ КОНЦЕССИИ………………………………………….……………………….……..

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...

34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..

36


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ

Объектом  исследования данной курсовой работы является методология бухгалтерского учета деятельности по договору концессии.

Предмет исследования: экономические отношения, возникающие между государством и частным сектором в процессе формирования и развития концессионной формы хозяйствования.

Цель: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по развитию методологии бухгалтерского учета деятельности по договору концессии.

Указанная цель определила постановку и решение следующих задач:

  • исследовать особенности деятельности по договору концессии, теоретически обосновать экономическую сущность концессии для целей бухгалтерского учета;
  • разработать классификацию концессий;
  • выявить методологические проблемы бухгалтерского учёта по договору концессии;
  • разработать рекомендации по бухгалтерскому учету объектов концессии, используемых на праве собственности, постоянного и временного пользования в контексте различных теорий бухгалтерского учёта.

Методология и методы проведения исследования: теоретической и методологической основой исследования явились международные стандарты финансовой отчетности, нормативно-правовые акты Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, отечественные и зарубежные литературные источники, учебники и учебные пособия различных авторов, словари и материалы периодической печати по экономическим вопросам. Применялись общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, сравнение, умозаключение по аналогии.

Актуальность  исследования. Неотъемлемым условием нормального функционирования экономики всегда служило взаимодействие государственного и частного секторов. Это связано с тем, что государство никогда не бывает свободным от выполнения своих ответственных функций, связанных с общественными интересами, а бизнес, всегда остается источником развития народного хозяйства. В экономике в последние десятилетие сложилось особое качество взаимодействия государственного и частного сектора, получившее название государственно-частного партнерства. В настоящее время в большинстве отраслей экономики происходят процессы структурных изменений и развития новых хозяйствующих субъектов.

Одним из основных направлений развития экономики и общественной жизни  на современном этапе является реформирование государственной собственности  с целью ее более органичного  включения в систему рыночных отношений. Успешное решение этой проблемы зависит не только от реализации программ приватизации, но и от использования  других механизмов и форм, не предполагающих передачу частным компаниям прав собственности в полном объеме. Действенным  способом функционирования государственной  собственности служит развитие отношений  государственно-частного партнерства: совместных предприятий, контрактной системы, соглашений о разделе продукции. Важнейшей формой хозяйственного партнерства являются концессии.

Концессии позволяют привлечь в  государственный сектор экономики  дополнительные ресурсы, например такие как, инвестиции, переложить на частный сектор часть рисков и в тоже время сохранить передаваемые в концессию объекты в государственной собственности. Также концессии принимают активное участие в зарубежных странах. Но, если рассмотреть законы о концессиях, которые были приняты ранее, то можно было сказать, что они находили себя преимущественно в недропользовании,  но теперь в концессию стали передаваться иные объекты государственной собственности.

Наряду с другими инфраструктурными  отраслями, транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности  общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических  и внешнеполитических целей. Устойчивое развитие транспорта является гарантией  единства экономического пространства, свободного перемещения товаров  и услуг, конкуренции и свободы  экономической деятельности, улучшения  условий и уровня жизни населения.

Развитие транспортных коммуникаций всегда имело основополагающее значение в общественном прогрессе, в обеспечении  связи между различными регионами  мира, в формировании торговых и  деловых отношений. Республика Беларусь по своему географическому положению  распложена на перекрестке основных транспортных направлений, связывающих  Западную Европу с Востоком, регионы  Черноморского побережья со странами Балтийского моря. Этот потенциал  должен быть использован в интересах  республики как одно из важных и  необходимых условий экономического и социального развития городов  и территорий. Вместе с тем это  и большая ответственность для  страны, которая должна обеспечить качественный, безопасный и выгодный транзит зарубежных грузов и пассажиров через свою территорию [21, с. 71]. 

В едином транспортном комплексе значимость автомобильных дорог для социального  и экономического развития страны очень  высока: 83% всех грузовых и 93% пассажирских перевозок осуществляется автомобильным  транспортом. В настоящее время  Республика Беларусь обладает хорошо развитой дорожной сетью. Общая протяженность  автомобильных дорог общего пользования  составляет 63,5 тыс. км, из них 15,5 тыс. км – дороги республиканского значения и 48 тыс. км – дороги местного значения. На 1000 км2 территории приходится 305 км дорог  общего пользования [22]. 

В Республике Беларусь проводится целенаправленная работа по развитию проходящих по ее территории трансъевропейских транспортных коридоров. В дорожной отрасли реализуется  государственная программа «Дороги  Беларуси» на 2006-2015 годы. Основными  приоритетами программы определены: улучшение транспортно-эксплуатационного  состояния существующих дорог; обеспечение  устойчивых транспортных связей; дальнейшее развитие международных транспортных коридоров; реконструкция наиболее грузонапряженных участков и аварийных мостов. Приоритетами также являются: повышение безопасности дорожного движения, ликвидация участков грунтовых дорог, внедрение систем маршрутного ориентирования, улучшение информации для водителей, а также качества инженерных обустройств (дорожные знаки, ограждения, разметка и др.) [21, с. 71].

Реализация  задач по развитию транспортной инфраструктуры не может полностью лежать на плечах государства. Перспективным механизмом привлечения негосударственных  средств является государственно-частное  партнерство (ГЧП), которое стало  одним из главных инструментариев  государственной инвестиционной политики во всем мире. Прогрессивная практика свидетельствует о все более  широком распространении различных  моделей государственно-частного партнерства  в транспортных отраслях, особенно при строительстве автомобильных  дорог, крупных туннелей и мостов, обеспечивающих успешное выполнение программ развития транспортных комплексов под  контролем государства.

Для привлечения частного капитала, государству необходимо сформировать такой  механизм, который бы мог  заинтересовать частных инвесторов и справедливую процедуру их конкурсного  отбора, позволяющий повысить гарантии успешной реализации транспортного  проекта, снизить совокупные общественные издержки и производственные риски. Основой принятия эффективных управленческих решений в области государственно-частного партнерства является наличие достоверной  информации. Информация о деятельности субъектов хозяйствования  формируется  в системе бухгалтерского учета  и отчетности организаций. В условиях необходимости усиления инвестиционной активности предприятий важное значение имеет системное решение вопросов информационного обеспечения, что  оказывает влияние на эффективность  деятельности организаций и экономический  рост в макроэкономическом масштабе. Вместе с тем, для обеспечения достоверного учетно-аналитического обеспечения указанного нового для Республики Беларусь вида деятельности необходимо исследовать особенности деятельности по договору концессии, теоретически обосновать экономическую сущность концессии для целей бухгалтерского учета, разработать классификацию концессий и решить ряд методологических проблем бухгалтерского учёта по договору концессии: порядок отражения объектов концессии (на балансе концедента или концессионера), порядок начисления амортизации объектов концессии, порядок учета и оценки исключительного права концессионера на осуществление определенного вида деятельности с использованием данного объекта инфраструктуры и другие.

Актуальность  вышеуказанных проблем и необходимость  их решения обусловили выбор темы исследования, его  цель и задачи.

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КОНЦЕССИИ» КАК ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

 

1.1  Экономическая сущность концессий как объекта бухгалтерского учёта

 

Устойчивая экономика представляет собой важнейшую задачу любого правительства. Основой такой экономики являются инвестиции, поэтому развитию данного  направления уделяется повышенное внимание. Решение этой проблемы зависит  не только от реализации программ приватизации, но и от использования других механизмов и форм, не предполагающих передачу частным компаниям прав собственности в полном объеме. Действенным способом функционирования государственной собственности служит развитие отношений государственно-частного партнерства, важнейшей формой которого являются концессии.

Предметом концессий являются экономические  отношения, возникающие между государством и частным сектором в процессе формирования и развития концессионной  формы хозяйствования.

Концессионный механизм позволяет  реализовывать крупные инфраструктурные проекты за счёт привлечения частных  инвестиций и замещения ими части  бюджетных расходов. Ежегодно благодаря  механизму государственно-частного партнёрства в дорожный сектор привлекается порядка 15-20 млрд. евро частных инвестиций. Лидерами в этой области стали  европейские компании, где данный механизм используется с конца 50-ых гг. В последние годы благодаря  концессии или другим формам государственно-частного партнёрства современная сеть магистральных  дорог за короткий срок создана в  Китае, Бразилии, странах Восточной Европы [1].

История концессий исчисляются  столетиями. Юридическая и экономическая  практика концессионных форм партнёрства  государства и частного сектора  складывалась ещё в середине века. В Великобритании концессионное  законодательство появилось в 17 веке. На Североамериканском континенте первые концессии были выданы ещё в 1691г. Во Франции первым концессионным  объектом стал Южный канал, построенный  в 17 веке и соединивший побережье  Атлантики со Средиземным морем. Закон о концессиях в сфере  общественных услуг существует со времён Наполеона. В России десятки тысяч  километров железных дорог во второй половине 19- начале 20веков, включая  КВЖД, были построены на концессионной  основе.

В период НЭП концессии сыграли  положительную роль как инструмент стабилизации экономики в восстановительный  период, дали солидный доход казне  в виде долевых отчислений от оборота  концессионных предприятий, уплаты концессионного вознаграждения, налогов, арендной платы, пошлин, сборов и т.п. [1].

За последние 10-15 лет в мире реализованы  тысячи больших и малых, успешных и неудачных концессионных проектов. Концессионное законодательство существует сейчас более чем в 120 странах  мира с различным общественным и  государственным устройством. Например:

Информация о работе Концессии как фактор развития транспортного потенциала Республики Беларусь: учетно-аналитический аспект