Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:00, курсовая работа
Консолидированная финансовая отчетность постепенно завоевывает свои позиции и в России. В ответ на пожелания пользователей экономической информации все большее число крупных российских компаний начинает составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность, что, в свою очередь, неизбежно ставит вопрос о разработке соответствующей нормативной базы, которая позволит обеспечить прозрачность и сопоставимость представленных в отчетности данных. Поэтому проблема формирования консолидированной отчетности в России является столь актуальной и на сегодняшний день.
и (или) перегруппировки их в составе счета прибылей и убытков. Следует
отметить, что исключаются не только выручка от реализации продукции, но и прочие доходы от продаж и оказания услуг.
Процесс консолидирования счета прибылей и убытков включает:
- консолидирование внутренних оборотов по реализации между предприятиями группы;
- консолидирование прочих доходов и расходов;
- консолидирование переводов прибылей или убытков внутри концерна.
При составлении консолидированного отчета о прибылях и убытках может возникнуть ситуация, когда предприятия группы используют разные методы учета затрат - метод полных затрат или метод прямых затрат. Поэтому в ходе подготовки консолидированной отчетности необходимо составлять все отчеты о прибылях и убытках отдельных предприятий группы по одному из этих двух методов. Так как это всегда связано со значительными затратами, всем предприятиям концерна рекомендуется с самого начала придерживаться одного метода учета затрат для составления консолидированного отчета о прибылях и убытках.
Включение результатов совместно контролируемого предприятия и совместной деятельности в консолидированный отчет концерна происходит аналогично полному консолидированию при использовании метода пропорционального консолидирования или консолидирования квот, основанного на пропорциональном включении в отчет концерна приходящихся на долю материнской компании имущества и обязательств, а также затрат и результатов деятельности совместного предприятия или совместной деятельности.
Включение
в консолидированную
материнской компании в зависимой компании отражается по первоначальной стоимости, складывающейся из затрат на ее приобретение. В последующие периоды стоимостная оценка участия будет основываться на его балансовой стоимости, и уменьшаться или увеличиваться на сумму получаемых прибылей или убытков соответственно и уменьшаться на сумму выплаченных дивидендов.
В современной российской экономической литературе и нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности встречаются два понятия "сводная отчетность" и "консолидированная отчетность". Использование их в качестве синонимов некорректно, поскольку эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально.
В настоящее время сводные отчеты составляются в следующих случаях:
1.При формировании сводной отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Порядком составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15 января 1997 г. №3.
2.При составлении отчетности внутри одного юридического лица на основании отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами.
3.При наличии у организации дочерних и зависимых обществ.
В остальных случаях по группе взаимосвязанных предприятий следует составлять консолидированную отчетность.
Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель - показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная особенность составления консолидированных отчетов - элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.
Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная - несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.
Составление консолидированной отчетности, сопряженное с элиминированием операций между компаниями, входящими в корпорацию, осуществляется в специальных таблицах, внесистемно, а не в учетных регистрах, предназначенных для отражения текущих операций.
Вместе с тем текущий учет компаний - участников корпорации должен предоставить необходимую информацию для элиминирования и составления консолидированной отчетности, для чего и в плане счетов, и в отчетности выделены необходимые счета и статьи. Кроме того, компании могут получить необходимую для составления консолидированной отчетности дополнительную информацию, вводя нужные аналитические счета. Однако никакого специального подразделения в корпорации для ведения текущего учета, как правило, не создается, а составление отчетности поручается материнской компании.
Понятие консолидированной отчетности требует также уточнения некоторых казавшихся незыблемыми аксиом отечественного учета. Ранее не подвергался сомнению тот факт, что в балансе компании отражается имущество, принадлежащее ей на основе права собственности. Наличие забалансовых статей (арендованных средств, товаров, принятых на комиссию, и др.) лишь подтверждало этот факт. В консолидированной отчетности, в частности в консолидированном балансе, отражается имущество, находящееся под контролем корпорации, так как каждая компания корпорации является самостоятельным юридическим лицом и обладает обособленным имуществом.
Таким образом, сфера действия консолидированной корпоративной отчетности и учета в корпорации расширяется и не ограничивается лишь правом собственности на то или иное имущество.
Предположим, что материнская компания купила 1 января 2009 г. 80% голосующих акций дочерней компании. Требование наличия контроля соблюдено, поэтому следует консолидировать отчетность дочерней компании в отчетность группы. Используем метод покупки.
Ниже представлены балансы материнской и дочерней компании, составленные по международным стандартам финансовой отчетности (табл. 1 и 2).
Расчет чистых активов. Рассчитаем чистые активы дочерней компании по справедливой стоимости. Допустим, что на 01.01.09 баланс дочерней компании отражает справедливую стоимость ее активов и обязательств. Чистые активы равны активы минус обязательства (табл. 3).
По МСФО, предприятие приобрело 80% дочерней компании, которая стоит 160. В консолидированном балансе следует отразить 100% чистых активов дочерней компании и выделить в качестве обязательства (или капитала, в соответствии с проектом пересмотра IFRS 3) долю меньшинства в этих чистых активах – 20% от 160, т. е. 32.
Расчет гудвилла. Размер инвестиций в индивидуальном балансе материнской компании равен 280, справедливая стоимость уплаченного вознаграждения материнской компанией за контроль над дочерней компанией с учетом того, что инвестиция была осуществлена наличными деньгами, также равняется 280. Как видим, за 80% чистых активов дочерней компании (160) было уплачено 280, т. е. произошла переплата. В соответствии с МСФО 3, разница попадет в гудвил. Гудвил – это превышение справедливой стоимости уплаченного вознаграждения над стоимостью доли приобретающей компании в чистых активах приобретаемой компании.
Расчет:
Вознаграждение – 280.
Доля в справедливой стоимости чистых активов приобретаемой компании – (80% от 160) = 128.
Гудвилл – (280 – 128) = 152.
Гудвилл должен появиться в консолидированном балансе в качестве нематериального актива с неопределенным сроком полезного использования. Гудвилл должен ежегодно переоцениваться в целях признания убытка от его обесценения.
Расчет доли меньшинства:
Чистые активы дочерней компании – 160.
Доля, которая не принадлежит прямо или косвенно материнской копании – 20%.
Доля меньшинства – (20% от 160) = 32.
Предварительный вариант консолидированного баланса группы будет выглядеть следующим образом (табл. 4).
Итак, в консолидированном балансе строка “инвестиции в дочернюю компанию” (в сумме 280) была заменена на строку “чистые активы” этой компании, т. е. добавлены показатели: основные средства (в сумме 150), запасы (310), дебиторская задолженность (50), резерв на оплату отпусков сотрудников (–50), обязательства (–300). В нетто-оценке это составило 160; разница между чистыми активами и инвестицией (280 – 160 = 120) была уравновешена гудвиллом в сумме 152 и долей меньшинства –32. Таким образом, баланс был сведен.
При этом в консолидированном балансе остается акционерный капитал только материнской компании. В него не входит акционерный капитал и нераспределенная прибыль контролируемой дочерней компании. Поэтому с экономической точки зрения капитала дочерней компании как такового уже не существует – есть только капитал материнской компании.
Таблица 1. Входящий баланс материнской компании на 1 января 2009 г. по МСФО, млн руб.
Нематериальные активы |
100 |
Инвестиции в дочернюю компанию |
280 |
Основные средства |
1000 |
Запасы |
300 |
Резервы по сомнительным долгам |
(100) |
Итого активов |
1580 |
Обязательства по отложенным налогам |
100 |
Прочие обязательства |
300 |
Итого обязательств |
400 |
Акционерный капитал |
500 |
Нераспределенная прибыль |
680 |
Итого капитала |
1180 |
Таблица 2. Входящий баланс дочерней компании на 1 января 2009 г. по МСФО, млн руб.
Основные средства |
150 |
Запасы |
310 |
Дебиторская задолженность |
50 |
Итого активов |
510 |
Обязательства |
300 |
Резерв на оплату отпусков сотрудников |
50 |
Итого обязательств |
350 |
Акционерный капитал |
100 |
Нераспределенная прибыль |
60 |
Итого капитала |
160 |
Таблица 3. Расчет чистых активов дочерней компании, млн руб.
Основные средства |
150 |
Запасы |
310 |
Дебиторская задолженность |
50 |
Итого активов |
510 |
Обязательства |
300 |
Резерв на оплату отпусков сотрудников |
50 |
Итого обязательств |
350 |
Чистые активы |
(510 – 350) – 160 |
Таблица 4. Вариант консолидированного баланса, млн руб.
Баланс материнской компании |
Операция |
Баланс дочерней компании |
Консолидированный баланс | |
Нематериальные активы |
too |
+ |
– |
100 |
Гудвилл |
– |
Вводится в баланс (см. расчет) |
– |
152 |
Инвестиции в дочернюю компанию |
280 |
Замена на ЧА дочерней компании |
– |
– |
Основные средства |
1000 |
+ |
150 |
1150 |
Запасы |
300 |
+ |
310 |
610 |
Резервы по сомнительным долгам |
(100) |
+ |
– |
(НЮ) |
Дебиторская задолженность |
– |
+ |
50 |
50 |
Итого активов |
1580 |
нет |
510 |
1962 |
Обязательства по отложенным налогам |
100 |
+ |
– |
100 |
Обязательства |
300 |
+ |
300 |
600 |
Резерв на оплату отпусков сотрудников |
– |
+ |
50 |
50 |
Доля меньшинства |
– |
Вводится в баланс (см. расчет) |
– |
32 |
Итого обязательств |
400 |
нет |
350 |
782 |
Акционерный капитал |
500 |
Остается только материнская компания |
100 |
500 |
Нераспределенная прибыль |
680 |
Остается только материнская компания |
60 |
680 |
Итого капитала |
1180 |
нет |
160 |
1180 |
В результате рыночных преобразований в Российской Федерации прежняя система бухгалтерского учета не смогла полностью отразить новые финансово-хозяйственные операции организаций. Потребовались перемены в законодательстве, уточнение концептуальных основ и методологии бухгалтерского учета и отчетности.
Информация о работе Консолидированная бухгалтерская отчетность