Консолидированная бухгалтерская отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Консолидированная финансовая отчетность постепенно завоевывает свои позиции и в России. В ответ на пожелания пользователей экономической информации все большее число крупных российских компаний начинает составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность, что, в свою очередь, неизбежно ставит вопрос о разработке соответствующей нормативной базы, которая позволит обеспечить прозрачность и сопоставимость представленных в отчетности данных. Поэтому проблема формирования консолидированной отчетности в России является столь актуальной и на сегодняшний день.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине.docx

— 124.46 Кб (Скачать файл)

и (или) перегруппировки их в  составе  счета  прибылей  и  убытков.  Следует

отметить, что исключаются  не только выручка от реализации  продукции,  но  и прочие доходы от продаж и оказания услуг.

       Процесс консолидирования счета прибылей и убытков включает:

      - консолидирование внутренних оборотов по  реализации  между предприятиями группы;

       - консолидирование прочих доходов и расходов;

       - консолидирование переводов прибылей или убытков внутри концерна.

     При составлении консолидированного отчета о прибылях и убытках может возникнуть ситуация,  когда  предприятия  группы  используют  разные  методы учета затрат - метод полных затрат или метод прямых затрат. Поэтому  в  ходе подготовки консолидированной отчетности необходимо составлять все  отчеты  о прибылях и убытках отдельных предприятий  группы  по  одному  из  этих  двух методов. Так  как  это  всегда  связано  со  значительными  затратами,  всем предприятиям концерна рекомендуется с самого  начала  придерживаться  одного метода учета затрат для составления консолидированного отчета о  прибылях  и убытках.

      Включение результатов совместно  контролируемого  предприятия  и  совместной деятельности  в  консолидированный  отчет  концерна  происходит   аналогично полному  консолидированию   при   использовании   метода   пропорционального консолидирования или консолидирования квот, основанного на  пропорциональном включении  в  отчет  концерна  приходящихся  на  долю  материнской  компании имущества  и  обязательств,  а  также  затрат  и  результатов   деятельности совместного предприятия или совместной деятельности.

      Включение   в  консолидированную  отчетность  результатов  деятельности зависимых компаний отличается  от  консолидирования  дочерних  и  совместных компаний. Как уже отмечалось,  МСУ  рекомендуют  включать  их  результаты  в консолидированную отчетность с  помощью « доли  в  капитале», согласно которой участие в зависимых компаниях отражается особой статьей в разделе внеоборотных активов  консолидированного  отчета.  В  качестве  даты первого включения в консолидированную отчетность  концерна  следует  считать начало его функционирования в качестве  зависимого.  В  первый  год  участие

материнской компании в зависимой  компании  отражается  по    первоначальной стоимости, складывающейся  из  затрат  на  ее  приобретение.  В  последующие периоды стоимостная оценка участия  будет  основываться  на  его  балансовой стоимости, и уменьшаться или увеличиваться на сумму получаемых  прибылей  или убытков соответственно и уменьшаться на сумму выплаченных дивидендов.

 

  1. Отличия от сводной отчетности

       В современной российской экономической литературе и нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности встречаются два понятия "сводная отчетность" и "консолидированная отчетность". Использование их в качестве синонимов некорректно, поскольку эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально.

       В настоящее время сводные отчеты составляются в следующих случаях:

       1.При формировании сводной отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Порядком составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15 января 1997 г. №3.

       2.При составлении отчетности внутри одного юридического лица на основании отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами.

       3.При наличии у организации дочерних и зависимых обществ.

       В остальных случаях по группе взаимосвязанных предприятий следует составлять консолидированную отчетность.

       Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель - показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная особенность составления консолидированных отчетов - элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

       Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная - несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.

       Составление консолидированной отчетности, сопряженное с элиминированием операций между компаниями, входящими в корпорацию, осуществляется в специальных таблицах, внесистемно, а не в учетных регистрах, предназначенных для отражения текущих операций.

       Вместе с тем текущий учет компаний - участников корпорации должен предоставить необходимую информацию для элиминирования и составления консолидированной отчетности, для чего и в плане счетов, и в отчетности выделены необходимые счета и статьи. Кроме того, компании могут получить необходимую для составления консолидированной отчетности дополнительную информацию, вводя нужные аналитические счета. Однако никакого специального подразделения в корпорации для ведения текущего учета, как правило, не создается, а составление отчетности поручается материнской компании.

       Понятие консолидированной отчетности требует также уточнения некоторых казавшихся незыблемыми аксиом отечественного учета. Ранее не подвергался сомнению тот факт, что в балансе компании отражается имущество, принадлежащее ей на основе права собственности. Наличие забалансовых статей (арендованных средств, товаров, принятых на комиссию, и др.) лишь подтверждало этот факт. В консолидированной отчетности, в частности в консолидированном балансе, отражается имущество, находящееся под контролем корпорации, так как каждая компания корпорации является самостоятельным юридическим лицом и обладает обособленным имуществом.

       Таким образом, сфера действия консолидированной корпоративной отчетности и учета в корпорации расширяется и не ограничивается лишь правом собственности на то или иное имущество.

  1. Пример консолидации отчетностей материнской и дочерней компании

       Предположим, что материнская компания купила 1 января 2009 г. 80% голосующих акций дочерней компании. Требование наличия контроля соблюдено, поэтому следует консолидировать отчетность дочерней компании в отчетность группы. Используем метод покупки.

       Ниже представлены балансы материнской и дочерней компании, составленные по международным стандартам финансовой отчетности (табл. 1 и 2).

       Расчет чистых активов. Рассчитаем чистые активы дочерней компании по справедливой стоимости. Допустим, что на 01.01.09 баланс дочерней компании отражает справедливую стоимость ее активов и обязательств. Чистые активы равны активы минус обязательства (табл. 3).

       По МСФО, предприятие приобрело 80% дочерней компании, которая стоит 160. В консолидированном балансе следует отразить 100% чистых активов дочерней компании и выделить в качестве обязательства (или капитала, в соответствии с проектом пересмотра IFRS 3) долю меньшинства в этих чистых активах – 20% от 160, т. е. 32.

       Расчет гудвилла. Размер инвестиций в индивидуальном балансе материнской компании равен 280, справедливая стоимость уплаченного вознаграждения материнской компанией за контроль над дочерней компанией с учетом того, что инвестиция была осуществлена наличными деньгами, также равняется 280. Как видим, за 80% чистых активов дочерней компании (160) было уплачено 280, т. е. произошла переплата. В соответствии с МСФО 3, разница попадет в гудвил. Гудвил – это превышение справедливой стоимости уплаченного вознаграждения над стоимостью доли приобретающей компании в чистых активах приобретаемой компании.

       Расчет:

       Вознаграждение – 280.

       Доля в справедливой стоимости чистых активов приобретаемой компании – (80% от 160) = 128.

       Гудвилл – (280 – 128) = 152.

       Гудвилл должен появиться в консолидированном балансе в качестве нематериального актива с неопределенным сроком полезного использования.   Гудвилл должен ежегодно переоцениваться в целях признания убытка от его обесценения.

       Расчет доли меньшинства:

       Чистые активы дочерней компании – 160.

       Доля, которая не принадлежит прямо или косвенно материнской копании – 20%.

       Доля меньшинства – (20% от 160) = 32.

       Предварительный вариант консолидированного баланса группы будет выглядеть следующим образом (табл. 4).

       Итак, в консолидированном балансе строка “инвестиции в дочернюю компанию” (в сумме 280) была заменена на строку “чистые активы” этой компании, т. е. добавлены показатели: основные средства (в сумме 150), запасы (310), дебиторская задолженность (50), резерв на оплату отпусков сотрудников (–50), обязательства (–300). В нетто-оценке это составило 160; разница между чистыми активами и инвестицией (280 – 160 = 120) была уравновешена гудвиллом в сумме 152 и долей меньшинства –32. Таким образом, баланс был сведен.

       При этом в консолидированном балансе остается акционерный капитал только материнской компании. В него не входит акционерный капитал и нераспределенная прибыль контролируемой дочерней компании. Поэтому с экономической точки зрения капитала дочерней компании как такового уже не существует – есть только капитал материнской компании.

 

Таблица 1. Входящий баланс материнской компании на 1 января 2009 г. по МСФО, млн руб.

Нематериальные активы

100

Инвестиции в дочернюю компанию

280

Основные средства

1000

Запасы

300

Резервы по сомнительным долгам

(100)

Итого активов

1580

Обязательства по отложенным налогам

100

Прочие обязательства

300

Итого обязательств

400

Акционерный капитал

500

Нераспределенная прибыль

680

Итого капитала

1180


Таблица 2. Входящий баланс дочерней компании на 1 января 2009 г. по МСФО, млн руб.

Основные средства

150

Запасы

310

Дебиторская задолженность

50

Итого активов

510

Обязательства

300

Резерв на оплату отпусков сотрудников

50

Итого обязательств

350

Акционерный капитал

100

Нераспределенная прибыль

60

Итого капитала

160


 

 

 

Таблица 3. Расчет чистых активов дочерней компании, млн руб.

Основные средства

150

Запасы

310

Дебиторская задолженность

50

Итого активов

510

Обязательства

300

Резерв на оплату отпусков сотрудников

50

Итого обязательств

350

Чистые активы

(510 – 350) – 160


 

Таблица 4. Вариант консолидированного баланса, млн руб.

 

Баланс материнской компании

Операция

Баланс дочерней компании

Консолидированный баланс

Нематериальные активы

too

+

100

Гудвилл

Вводится в баланс (см. расчет)

152

Инвестиции в дочернюю компанию

280

Замена на ЧА дочерней компании

Основные средства

1000

+

150

1150

Запасы

300

+

310

610

Резервы по сомнительным долгам

(100)

+

(НЮ)

Дебиторская задолженность 

+

50

50

Итого активов

1580

нет

510

1962

Обязательства по отложенным налогам

100

+

100

Обязательства

300

+

300

600

Резерв на оплату отпусков сотрудников

+

50

50

Доля меньшинства

Вводится в баланс (см. расчет)

32

Итого обязательств

400

нет

350

782

Акционерный капитал

500

Остается только материнская  компания

100

500

Нераспределенная прибыль

680

Остается только материнская  компания

60

680

Итого капитала

1180

нет

160

1180


 

 

 

  1. Заключение

       В результате рыночных преобразований в Российской  Федерации прежняя система бухгалтерского учета не смогла полностью отразить  новые  финансово-хозяйственные    операции    организаций.    Потребовались    перемены     в законодательстве,   уточнение    концептуальных    основ    и    методологии бухгалтерского учета и отчетности.

Информация о работе Консолидированная бухгалтерская отчетность