Консолидированная отчетность по МСФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Одним из перспективных направлений развития бизнеса в настоящее время является создание групп предприятий, связанных между собой экономически, но одновременно остающихся самостоятельными юридическими лицами, - концернов или холдинговых фирм, в которых одна компания, называемая головной или материнской, контролирует одну или несколько других.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность международных стандартов финансовой отчетности, принципы и история их развития 5
1.1 Цель и сущность создания международных стандартов финансовой отчетности 5
1.2 Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности 7
1.3 Международные стандарты финансовой отчетности о консолидированной отчетности 16
2. Методологические основы подготовки и порядок составления консолидированной отчетности 21
2.1 Нормативная база регулирования 21
2.2 Принципы подготовки консолидированной отчетности 24
2.3 Порядок составления консолидированной отчетности 26
3. Проблемы внедрения Международных стандартов финансовой отчетности 30
3.1. Проблемы формирования консолидированной отчетности 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

курсач бфо.docx

— 66.17 Кб (Скачать файл)

Сопоставимость. Информация, содержащаяся в финансовой отчетности организации, должна быть сопоставимой во времени и сравнимой с информацией других предприятий, для идентификации тенденции финансового положения и результатов деятельности. Поэтому измерение и отражение всех хозяйственных операций должно проводиться последовательно, в соответствии с выбранной учетной политикой. Данный принцип вовсе не означает единообразия. Однако для обеспечения сопоставимости данных необходимо знать учетную политику, ее изменения и последствия этих изменений с точки зрения финансовых результатов в течение текущего периода и за ряд лет. 4

На практике часто необходимо найти оптимальное сочетание  всех качественных характеристик исходя из потребностей пользователей и  приоритетов самих предприятий. Относительная важность характеристик  определяется на основании профессиональной оценки специалистов[6].

Важно также сказать об элементах финансовых отчетов. Таковыми называются финансовые операции, сгруппированные  в классы в соответствии с их экономическими характеристиками. Эти элементы необходимы для оценки финансового положения  и финансовых результатов деятельности организации. Классификация элементов финансовых отчетов выглядит следующим образом.

Активы – это контролируемые организацией ресурсы, использование которых, возможно, вызовет в будущем приток экономической выгоды. Будущая экономическая выгода, воплощенная в активе, – это потенциал, вкладываемый прямо или косвенно в приток денежных средств или их эквивалентов. Будущие экономические выгоды от использования активов могут возникать в тех случаях, когда:

  • актив используется обособленно или в сочетании с другим активом для производства товаров и услуг, предназначенных для реализации;
  • актив обменивается на другие активы;
  • актив используется для погашения обязательств;
  • актив распределен между владельцами (собственниками) организации.

Многие активы, например счета дебиторов и собственности, связаны с юридическими правами, включая право на владение. Однако при определении существования актива право на владение не является основным. Например, арендуемая собственность является активом, если организация контролирует выгоды, которые должны быть получены от ее использования.

Обязательства – это существующая на отчетную дату реальная задолженность организации, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов, чтобы удовлетворить претензии другой стороны. Обязательства могут возникать в силу действия договора или правовой нормы либо делового договора доверия.

Погашение обязательств может  осуществляться различными способами:

  • оплатой;
  • передачей других активов;
  • предоставлением услуг;
  • замещением данного обязательства другим;
  • обменом обязательства на собственный капитал;
  • снятием требования со стороны кредитора.

Существует также будущее  обязательство, которое определяется решением руководства организации  приобрести активы в будущем и  не является причиной для появления  настоящего обязательства. Однако в  некоторых случаях компания может  признать в качестве долга будущие  выплаты. Это характерно для тех  случаев, когда они базируются на ежегодных закупках или носят  постоянный характер. В качестве примера  таких обязательств можно привести существующие гарантийные обязательства и отчисления в пенсионные фонды.

Собственный капитал – это остаточный интерес в активах предприятия после вычета обязательств. Иными словами, капитал представляет собой вложения собственников и накопленную прибыль организации.

В балансовом отчете собственный  капитал может быть разбит на подклассы. Например, уставный капитал, нераспределенная прибыль и резервы показываются отдельно. Такие классификации могут  быть значимы для пользователей  финансовых отчетов при принятии решений, так как они являются показателями правовых или других ограничений  способности предприятия распределять или иначе использовать собственный  капитал. 5

Финансовый  результат организации характеризуется  такими элементами:

  • доходы – это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или увеличения активов, либо уменьшения обязательств, которые в итоге приводят к увеличению собственного капитала. Доход включает в себя выручку, полученную в результате основной (уставной) деятельности организации, и доходы, полученные в результате неосновной деятельности. Выручка, полученная от основной деятельности, может фигурировать под различными названиями, такими, как реализация, вознаграждения, проценты, гонорары и рента, – в зависимости от типа предприятия. Примером доходов от неосновной деятельности могут служить доходы от реализации внеоборотных активов и внереализационные доходы от переоценки активов и рыночной стоимости ценных бумаг;
  • расходы – это уменьшение экономической выгоды в отчетном периоде в форме оттока или использования активов или возникновения обязательств, которые ведут к уменьшению собственного капитала. Расходы включают в себя затраты и убытки, возникающие в ходе основной деятельности предприятия. К таким затратам относятся затраты на производство продукции, амортизация и т. п. Убытки могут возникать в результате стихийных бедствий, продажи внеоборотных активов, а также в результате внереализационных операций.

Соответствие между элементами обусловливает взаимосвязь в  их признании. Так, признание определенного  актива автоматически требует признания  соответствующего дохода или обязательства. Существуют два критерия принятия элементов  финансовой отчетности.

Первый критерий использует понятие вероятности будущей  экономической выгоды. Это понятие  соотносится с неопределенностью  среды, в которой работает предприятие. При подготовке финансовых отчетов  степень неопределенности оценивается  исходя из имеющихся данных. Например, если существует уверенность в том, что счета дебиторов будут  оплачены и отсутствует возможность  противоположного исхода, то эти счета  принимаются как активы. Если же есть вероятность неоплаты по большому количеству дебиторских счетов, то в данном случае дебиторская задолженность считается расходом.

Вторым критерием функционирования статьи является наличие стоимости, измеренной с большой степенью достоверности. Использование разумных оценок статей является неотъемлемой частью финансовых отчетов, однако при невозможности  дать таковую статья не признается в балансовом отчете или в отчете о прибыли и убытках. Например, ожидаемые доходы, которые, возможно, будут получены в результате удовлетворения законных претензий, могут соответствовать  определению, как актива, так и  дохода. Однако если невозможно дать их оценку с большой степенью достоверности, статья не должна быть принята в  качестве актива или дохода, а само существование претензии будет  раскрыто в приложениях к отчетности. 6

Существенным также является вопрос измерения элементов финансовых отчетов. Измерение – это определение  денежной суммы, на основании которой  элементы финансовых отчетов должны быть признаны и внесены в балансовый отчет и в отчет о прибылях и убытках. Этот процесс включает в себя выбор определенной основы измерения. В качестве последней  могут выступать первоначальная, текущая, ликвидационная, реальная стоимости.

Первоначальная  стоимость. Активы и обязательства отражаются по исторической стоимости на момент их возникновения.

Текущая стоимость. Активы показываются в отчете по их текущей рыночной стоимости, т. е. в сумме денежных средств, которые могут быть получены в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации. Обязательства отражаются в отчете в сумме денежных средств или их эквивалентов, необходимых для того, чтобы оплатить их в настоящее время.

Ликвидационная  стоимость. Активы записываются по сумме денежных средств или их эквивалентов, которые могут быть получены от продажи при ликвидации компании. Обязательства отражаются по первоначальной стоимости.

Реальная  стоимость. Активы показываются по дисконтированной стоимости будущих чистых поступлений денежных средств, которые должны обеспечивать возобновление активов при нормальном функционировании организации. Обязательства отражаются по дисконтированной стоимости будущих чистых отчислений денежных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств при нормальном течении бизнеса.

За основу измерений при  подготовке финансовых отчетов предприятия  принимают первоначальную стоимостью. Обычно она комбинируется с другими  оценками. Например, при оценке материально-производственных запасов из двух стоимостей – покупной или рыночной – выбирают меньшую. Ценные бумаги, обращающиеся на рынке, отражаются по рыночной цене, а обязательства по пенсионному обеспечению оцениваются по их реальной стоимости.

1.3 Международные стандарты финансовой отчетности о консолидированной отчетности

 

В настоящее время существует 41 международный стандарт финансовой отчетности (МСФО), среди которых  наиболее важными по проблемам консолидированной  отчетности являются стандарты:

- МСФО 22 «Объединение компаний»

- МСФО 27 «Сводная финансовая  отчетность»

- МСФО 28 «Инвестиции в  ассоциированные компании»

- МСФО 14 «Финансовая отчетность  по сегментам»

- МСФО 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности»

Таким образом, 5 из 41 стандарта  прямо или косвенно посвящены  проблеме консолидированной отчетности, что свидетельствует о возрастающей роли этого вида отчетности. Некоторые  стандарты пересматриваются, уточняются в соответствии с требованием  времени, накопленной информацией, развитием науки и практики. 7

Одним из наиболее сложных  стандартов является МСФО 22 «Объединение компаний». Целью этого стандарта  является описание методологических проблем  бухгалтерского учета при объединении  компаний. В данном стандарте используются следующие термины и определения:

  • объединение компаний – соединение самостоятельных предприятий в единую экономическую единицу в результате слияния или вследствие приобретения одним предприятием контроля над нетто-активами и производственной деятельностью другого предприятия
  • покупка (приобретение) – объединение предприятий, при котором одно из предприятий, называемое покупателем, получает контроль над нетто-активами и производственной деятельностью другого предприятия, покупаемого в обмен на передачу активов, принятие обязательств или выпуск акций;
  • слияние, или объединение, долей капитала – объединение предприятий, при котором акционеры объединенных предприятий осуществляют контроль над всеми или почти всеми общими над нетто-активами и производственной деятельностью для совместного разделения риска и получаемой прибыли объединенных предприятий, так что ни одна из сторон не может быть определена как приобретающая;
  • контроль – полномочия, позволяющие осуществлять руководство финансовой и производственной деятельностью предприятия с целью получения прибыли;
  • материнское предприятие – предприятие, имеющее одно или несколько дочерних предприятий;
  • дочернее предприятие – предприятие, контролируемое другим предприятием (называемым как материнское);
  • доля меньшинства, владеющего менее чем на 50 % акций, - часть итогов производственной деятельности и нетто-активов дочернего предприятия, которыми материнское предприятие не владеет ни прямо, ни косвенно;
  • справедливая стоимость – сумма, по которой актив может быть обменян или обязательство погашено заинтересованными осведомленными в предстоящей в ближайшее время сделке;
  • дата покупки – дата установления контроля над нетто-активами и производственной деятельностью приобретаемого предприятия.

Большая часть сделок по объединению компаний осуществляется в форме покупки. Платеж может  быть проведен за счет эмиссии акций  или перевода денежных средств и их эквивалентов либо передачи других активов. Объединение может привести к созданию нового предприятия, устанавливающего контроль над объединяющимися компаниями.

Объединение может производиться  также путем слияния. Многие слияния  происходят в результате реорганизации  группы. 8

МСФО 27 «Сводная финансовая отчетность» применяется для  составления и представления  консолидированных финансовых отчетов  групп предприятий, находящихся  под контролем материнского предприятия, а также для учета инвестиций в дочерние предприятия в отдельных  финансовых отчетах материнского предприятия. Материнское предприятие должно представлять консолидированную финансовую отчетность. Пользователи финансовой отчетности нуждаются в информации о финансовом положении, результатах  деятельности и изменениях финансового  положения группы в целом. В некоторых  странах материнское предприятие  освобождается от представления  консолидированных финансовых отчетов, если оно фактически находится в  полном владении другого предприятия.

Материнское предприятие, публикующее  консолидированную отчетность должно включать в нее отчетность всех дочерних предприятий, как зарубежных, так  и национальных. Существование контроля предполагается, когда материнское  предприятие владеет прямо или  косвенно более чем половиной  акций с правом голоса, если только не будет четко продемонстрировано, что такое владение не обеспечивает контроля. Контроль существует даже тогда, когда материнское предприятие  владеет половиной акций предприятия  и менее с правом голоса и обладает полномочиями.

МСФО 28 «Инвестиции ассоциированные  компании» дополняет рассмотренные  выше стандарты. В нем использованы следующие термины и определения:

  • ассоциированная компания – компания, на деятельность которой инвестор оказывает существенное влияние, но которая не является ни дочерним, ни совместным;
  • существенное влияние – возможность участвовать в принятии решений относительно финансовой или операционной политики предприятия, но не контролировать такую политику;
  • метод учета инвестиций по долевому участию предусматривает первоначальный учет инвестиций по себестоимости, затем – их корректировку на произошедшее после приобретения изменение доли инвестора в чистых активах объекта инвестиций и долю инвестора в результатах операций инвестируемого предприятия;
  • метод учета инвестиций по себестоимости предусматривает учет инвестиций по сумме фактических затрат. Доход от инвестиций отражается в степени, в которой инвестор получает дивиденды из накопленной чистой прибыли инвестируемого предприятия, возникающей после даты приобретения;

Информация о работе Консолидированная отчетность по МСФО