Консолидированная отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:31, контрольная работа

Описание работы

В результате рыночных преобразований в Российской Федерации прежняя система бухгалтерского учета не смогла полностью отразить новые финансово-хозяйственные операции организаций. Потребовались перемены в законодательстве, уточнение концептуальных основ и методологии бухгалтерского учета и отчетности.

Содержание работы

Введение



1. Понятие и цели консолидированной отчетности



2. Особенности консолидированной отчетности



3. Порядок составления бухгалтерской отчетности консолидированных обществ



Практическая часть



Заключение



Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

1. Понятие и цели консолидированной  отчетности

 

2. Особенности консолидированной  отчетности

 

3. Порядок составления  бухгалтерской отчетности консолидированных  обществ

 

Практическая часть

 

Заключение

 

Список литературы

 

Введение

 

 

В результате рыночных преобразований в Российской Федерации прежняя  система бухгалтерского учета не смогла полностью отразить новые  финансово-хозяйственные операции организаций. Потребовались перемены в законодательстве, уточнение концептуальных основ и методологии бухгалтерского учета и отчетности.

 

До недавнего времени  составление консолидированной  отчетности в Российской Федерации  регулировалось приказом Минфина в  России «О порядке отражения в  бухгалтерском учете отдельных  операций, связанных с введением  в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации»от 28 июля 1995 г. № 81 и Порядком ведения  сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации  от 9 января 1997 г. № 24.

 

Оба документа давали лишь начальную информацию о консолидации отчетности. В первом речь шла об отношениях между головной (материнской) компанией и зависимым (дочерним) предприятием. Во втором предусматривалось  составление консолидированной  отчетности центральной (головной) компанией, учрежденной всеми участниками  договора о создании ФПГ и уполномоченной на ведение дел ФПГ.

 

Кроме указанных документов Минфином России был принят приказ «О методических рекомендациях по составлению  и представлению сводной бухгалтерской  отчетности» от 30 декабря 1996 г. № 112, отменивший приказ от 28 июля 1995 г. № 81. В приказе Минфина России № 112 конкретизируются положения приказа  № 81, дается более точное определение  сводной отчетности и определяются случаи, в которых она составляется.

 

Введение в действие этого  документа - важный этап в развитии консолидированной отчетности в  России. Однако в документе необоснованно  уравнены различные по своему содержанию понятия сводной и консолидированной  отчетности. Использование этих понятий  в качестве синонимов некорректно, поскольку эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально.

 

В настоящее время сводная  годовая бухгалтерская отчетность составляется по унитарным предприятиям и по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых  закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли).

 

Составление сводной годовой  бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской  отчетности организаций и унитарных  предприятий.

 

Кроме того, сводная отчетность составляется внутри одного юридического лица на основании отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими ли-цами и при наличии дочерних и зависимых обществ.

 

Консолидированная бухгалтерская  отчетность имеет в отличие от сводной иную цель - показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной  деятельности группы взаимосвязанных  предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным  организмом. Основная потребность составления  консолидированных отчетов - элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

 

Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная - несколькими  собственниками по совместно контролируемому  имуществу.

 

1. Понятие и цели консолидированной  отчетности

 

 

Когда мы используем термин «отчетность», то рассматриваем финансовую отчетность организации, не углубляясь в ее организационно-экономические  структуры. Современные крупные  организации могут объединять несколько  предприятий с различной системой участия. Под одним наименованием  находится не одно предприятие, а  целая группа связанных предприятий. Организации, имеющие в своей  структуре дочерние предприятия, составляют консолидированную отчетность, получившую в нашей стране название сводной  отчетности.

 

Длительное время под  «объединением отчетности» понималось элементарное суммирование статей балансов предприятий, входящих в единый хозяйственный  комплекс. Это несло в себе вероятность  необъективного отражения в объединенной бухгалтерской отчетности показателей  деятельности группы предприятий в  целом. Неточности и искажения могут  возникать в результате:

 

 двойного учета средств,  внесенных головной организацией  в уставные капиталы дочерних  предприятий;

 

 завышения валюты баланса  за счет включения в баланс  внутригрупповой задолженности;

 

 включения в финансовые  результаты прибыли, полученной  от внутригрупповой реализации, и т д.

 

Основой составления сводной  отчетности являются государственная  собственность на средства производства и отраслевой принцип вертикальной подчиненности организаций. Методов  ее составления было два, а именно: фабрично-заводской и отраслевой.

 

На самом деле понятия  «сводная отчетность» и «консолидированная отчетность» не являются идентичными. Специалисты, занимающиеся вопросами  консолидированной отчетности, считают, что использование этих двух понятий в качестве синонимов некорректно, потому что эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально. Сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения данных, а консолидированная -- несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.

 

В приказе № 112 Минфина  России от 30 декабря 1996 г. «О методических рекомендациях по составлению и  представлению сводной бухгалтерской  отчетности» даны развернутая характеристика общих положений сводной (консолидированной) отчетности, порядок ее составления  и представления, правила объединения  показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ, правила включения данных о зависимых обществах в сводную  бухгалтерскую отчетность, а также  разработаны правила составления  пояснений к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.

 

В частности, в приказе  №112 сводная отчетность характеризуется  как «система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций».

 

При составлении консолидированной  отчетности ставится цель: элиминировать (исключить) влияние вышеперечисленных  факторов (искажающих данные отчетности) на показатели деятельности группы в  целом. Достижению этой цели способствует реализация целого комплекса мер. Следует  отметить, что в странах с развитой и высокоинтегрированной экономикой, где дано существуют корпоративные  группы, этим вопросам уделяется пристальное  внимание.

 

Впервые в мировой практике применили консолидацию и опубликовали консолидированный отчет американские компании в самом начале 20 века. Это  было вызвано большими масштабами концентрации и централизации капитала, появлением холдингов, концернов. Первой компанией, опубликовавшей консолидированную  отчетность, стала «United States Steel Company».

 

Позже консолидированная  отчетность стала составляться и  европейских странах. Это произошло  в конце 40-х годов 20-го столетия. В  законодательстве Великобритании первое упоминание о консолидированной  отчетности относится к 1947 г., и Западной Германии -- к 1965-му, а во Франции -- к 1986 г. Однако первые публикации по данному  вопросу появились в Великобритании еще в 20-х годах. Лондонская фондовая биржа стала требовать представления  консолидированной отчетности в 1939 г. Лишь 22 французские компании опубликовали консолидированный баланс в 1967 г., но только в 1986 г. требования к такой  публикации стали во Франции обязательными. В Германии консолидирование отчетности является обязательным лишь с 1990 г. при  наличии следующих условий:

 

 большинства голосов;

 

 персонального влияния,  обеспечивающего контроль;

 

 контроля по контракту;

 

 контроля на основании  учредительных документов -- акцент  делается на фактическом контроле.

 

В еще меньшей степени  консолидированная отчетность распространена в других европейских странах -- Испании, Италии, Греции.

 

Возникновение транснациональных  корпораций, имеющих высокую долю зарубежных активов, экспортных операций и рабочей силы за рубежом, создание предприятий с участием иностранного капитала, появление разнообразных  форм коммерческих, производственных, финансовых связей между компаниями потребовали представления информации об их деятельности в форме консолидированной  отчетности.

 

Теория и практика составления  консолидированной отчетности в  разных странах существенно различаются  по следующим основным моментам:

 

 неодинаковая степень  распространения консолидированной  финансовой отчетности;

 

 различные подходы  к пониманию категории «группа  компаний» с точки зрения консолидации;

 

 неодинаковые объемы  информации, публикуемой компаниями;

 

 разные методы консолидации.

 

Общая идея консолидации очень  простая по своей сути. Имеется  группа предприятий, взаимосвязанных  в экономическом и финансовом плане, но являющихся самостоятельными юридическими лицами. Необходимо составить  консолидированную отчетность, позволяющую  получить представление о финансовом состоянии и результатах деятельности группы и целом. При этом каждое юридически самостоятельное предприятие, входящее в состав корпоративной группы, обязано вести собственный бухгалтерский учет и оформлять его результаты в виде собственной финансовой отчетности.

 

При анализе деятельности групп их частные балансы не дают комплексного представления об общих  результатах деятельности, так как  они являются ограниченными и  утрачивают свои аналитические возможности. Возникает необходимость в принципиально  иной информации, которая формируется  в результате составления консолидированной  бухгалтерской отчетности. Ее задачей  является отражение фактической  картины имущественного, финансового  положения и результатов хозяйственной  деятельности группы юридически самостоятельных  предприятий, которые рассматриваются  как одна экономическая общность.

 

Таким образом, консолидированная  бухгалтерская отчетность представляет собой объединение при помощи специальных учетных процедур (а  не простого суммирования) отчетности двух и более предприятий, находящихся  в определенных юридических и  финансово-хозяйственных взаимоотношениях, когда одно или несколько юридически самостоятельных предприятий находятся  под контролем лишь одного общества -- так называемого материнского (родительского) общества, стоящего над  всеми прочими членами группы.

 

Консолидированные отчеты показывают, какими были бы отчеты организации, если бы она закрыла все дочерние предприятия  и осуществляла непосредственное управление их деятельностью в рамках одного юридического лица.

 

Вопросы порядка составления, структуры и назначения консолидированной  отчетности отражаются в нескольких Международных стандартах финансовой отчетности (IAS). В частности, наиболее важными по проблемам консолидированной  отчетности являются стандарты: 22 «Объединение компаний» (IAS 22 «Business Combinations»); 25 «Учет  инвестиций» (IAS 25 «Accounting for Investments»); 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании» (IAS 27 «Consolidated Financial Statements and Accounting for Investments in Subsidiaries»); 28 «Учет  инвестиций в ассоциированные предприятия» (IAS 28 «Accounting for Investmens in Associates»), 31 «Финансовая  отчетность об участии в совместной деятельности» (IAS 31 «Financial Reporting of Interests in Joint Ventures»).

 

Большая работа проводилась  также в рамках Европейского сообщества (ЕС). В 1983 г. была разработана и принята  знаменитая Седьмая директива «Учет  и консолидированная отчетность», ставшая примечательной вехой в  истории становления идеи консолидации. Членам сообщества ею предписывалось внести к 1988 г. изменения в национальное законодательство по вопросам учета  и отчетности, а к 1990 г. разработать  детализированное методологическое и  методическое обеспечение исполнения этой директивы.

 

Седьмая директива определяет состав консолидируемой отчетности: баланс, отчет о прибылях и убытках, примечания и аналитические расшифровки  к отдельным статьям. Ограничений  на форму и структуру отчетности не накладывается, отмечается лишь, что  в ней отдельными статьями должны отражаться интересы сторонних участников (меньшинства). Эти документы должны оформляться в виде консолидированного годового отчета, содержащего также  необходимые комментарии и пояснения  о текущей деятельности группы и  перспективах ее развития. В отчет  должно включаться аудиторское заключение, и он должен публиковаться в соответствии с общепринятыми правилами. Согласно Седьмой директиве местные власти вправе требовать предоставления консолидированной  отчетности от любой размещенной  на их территории материнской компании, если выполнены некоторые общие  условия относительно степени ее влия-ния и контроля ею деятельности дочерней компании.

 

Консолидированная финансовая отчетность адресована руководству  и наблюдательным советам предприятий, входящих в корпоративную семью, учредителям, а также внешним  потребителям информации, таким, как  существующие и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, государство. Для внешних пользователей она  выступает в качестве дополнительной информации. Для материнской компании консолидированная отчетность является своеобразным «расширением» и «дополнением»  к своей отчетности.

Информация о работе Консолидированная отчетность