Консолидированная отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:31, контрольная работа

Описание работы

В результате рыночных преобразований в Российской Федерации прежняя система бухгалтерского учета не смогла полностью отразить новые финансово-хозяйственные операции организаций. Потребовались перемены в законодательстве, уточнение концептуальных основ и методологии бухгалтерского учета и отчетности.

Содержание работы

Введение



1. Понятие и цели консолидированной отчетности



2. Особенности консолидированной отчетности



3. Порядок составления бухгалтерской отчетности консолидированных обществ



Практическая часть



Заключение



Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.13 Кб (Скачать файл)

 

Составление консолидированной  отчетности связано, прежде всего, с  крупными транснациональными корпорациями (ТНК), чьи акции котируются на фондовых биржах и операции носят международный  характер. Многочисленные мелкие и  средние компании в большинстве  случаев освобождаются от необходимости  ее составления. Вместе с тем значение консолидированной отчетности выходит  за чисто информационные рамки, поскольку  имеет вполне конкретных пользователей, -- инвесторов и акционеров. Внутрифирменные  операции могут создавать нереалистичную картину активности группы компаний, ее продаж, расчетов, запасов, финансовых результатов. Консолидированная отчетность представляет более объективную  картину операций и финансового  положения единой экономической  единицы, не заменяя отдельных финансовых отчетов компаний группы, поскольку  отражает ее экономические взаимосвязи. Такая отчетность может выполнять  функцию контроля для материнской  компании и влиять на ее дивидендную  политику. В некоторых странах, например в США, консолидированная прибыль  является основой для объявления дивидендов (материнская компания принимает  решение о выплате дивидендов по результатам деятельности дочернего  предприятия). Несомненно, консолидированная  отчетность содержит важную информа-цию  для принятия финансовых и управленческих решений.

 

Если материнская компания удовлетворяет перечисленным выше критериям, она обязана составлять консолидированную отчетность. Это  относится к каждому дочернему  предприятию группы.

 

Компания, имеющая дочерние предприятия, не составляет консолидированную  отчетность, если в свою очередь  является дочерним предприятием, а  ее материнская компания составляет консолидированную отчетность.

 

Освобождаются от составления  консолидированной отчетности малые  и средние компании, если соблюдаются  два из трех требований: размеры  товарооборота, итог баланса и число  занятых. Расчет суммы баланса и  товарооборота может осуществляться валовым или чистым методами; согласно последнему исключаются внутрифирменные  операции.

 

Консолидированная отчетность не составляется, если:

 

предполагается временный  контроль, поскольку дочернее предприятие  приобретено с целью продажи  в ближайшем будущем;

 

 дочернее предприятие  работает в условиях строгих  ограничений, что существенно  снижает возможность передачи  фондов материнской компании;

 

 дочернее предприятие  не является значительным для  группы;

 

 несколько взятых вместе  предприятий не занимают значительного  места в группе;

 

 деятельность дочернего  предприятия отличается от деятельности  предприятий, входящих в группу (иначе нарушается концепция справедливой  и достоверной оценки);

 

 высока стоимость и  значительна задержка представления  информации и документов, необходимых  для консолидации.

 

2. Особенности консолидированной  отчетности

 

 

Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность составляется по видам основной деятельности:

 

-- организаций промышленности;

 

-- строительных, монтажных,  ремонтно-строительных, буровых, проектных  и изыскательских организаций;

 

-- геологических организаций  и топографо-геодезических организаций  (экспедиций);

 

-- научных организаций;

 

-- организаций по материально-техническому  снабжению и сбыту;

 

-- организаций торговли  и общественного питания;

 

-- организаций по производству  сельскохозяйственной продукции;

 

-- вычислительных центров  и других организаций, оказывающих  информационно-вычислительные услуги;

 

-- организаций транспорта;

 

-- организаций по ремонту  и содержанию автомобильных дорог;

 

-- организаций жилищно-коммунального  хозяйства;

 

-- внешнеэкономических организаций.

 

Отраслевые министерства, другие федеральные органы исполнительной власти (ГТК РФ и др.) имеют право  расширять приведенный перечень видов деятельности, в разрезе  которых составляется и представляется сводная бухгалтерская отчетность.

 

Организации по своему юридическому статусу, а также физические лица, способные оказывать влияние  на деятельность других организаций  или физических лиц путем принятия соответствующих решений, рассматриваются  как аффилированные лица. Среди юридических  лиц это прежде всего акционерные  общества.

 

Операцией между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и таким лицом является любая  операция, результатом которой является изменение их активов и обязательств.

 

Состав сводной бухгалтерской (финансовой) отчетности включает:

 

-- сводный баланс;

 

-- сводный отчет о прибылях  и убытках;

 

-- пояснения к указанным  отчетным формам.

 

Необходимость составления  консолидированных отчетов распространяется на те организации, которые имеют  дочерние и зависимые общества и  обязаны включать сведения об их деятельности в годовой отчет головной организации.

 

В соответствии со ст. 105 ГК РФ дочерним признается хозяйственное  общество, если другое (основное) хозяйственное  общество или товарищество имеет  возможность определять решения, принимаемые  таким обществом, в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным  договором, либо иным образом.

 

Зависимое хозяйственное  общество согласно ст. 106 ГК РФ признается таковым, если другое общество располагает  более чем 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

 

Консолидированный баланс -- сводный отчетный баланс всех компаний, входящих в данную сферу консолидации. Составная часть консолидированной  финансовой отчетности.

 

Консолидированный отчет  о прибылях и убытках включает результаты финансово-хозяйственной  деятельности всех компаний, входящих в данную сферу консолидации. Это  обязательный элемент консолидированной  финансовой отчетности.

 

При составлении консолидированной  отчетности данные отчетности материнской  компании и дочерних предприятий  объединяют поэтапно, чтобы представить  их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции.

 

Консолидирование должно обеспечить исключение повторного учета  взаимных операций компаний группы.

 

При составлении сводной  бухгалтерской отчетности головная организация и дочерние общества должны использовать единую учетную  политику в отношении оценки аналогичных  статей имущества и обязательств, доходов и расходов и пр.

 

В сводную бухгалтерскую  отчетность объединяется бухгалтерская  отчетность головной организации и  дочерних обществ, составленная за один и тог же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.

 

Организация должна составлять сводную бухгалтерскую отчетность и объеме и порядке, установленных  Положением по бухгалтерскому учету  «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), по формам, разработанным головной организацией на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. При этом

 

 формы бухгалтерской  отчетности могут дополняться  данными, необходимыми пользователям  сводной бухгалтерской отчетности;

 

 статьи (строки) форм бухгалтерской  отчетности, по которым у группы  отсутствуют показатели, могут не  приводиться, кроме случаев, когда  соответствующие показатели получены  в периоде, предшествовавшем отчетному;

 

 числовые показатели  об отдельных активах, пассивах  и хозяйственных операциях должны  приводиться в сводной бухгалтерской  отчетности обособленно, если  без знания о них для пользователей  невозможна оценка финансового  положения группы или финансового  результата ее деятельности.

 

Числовые показатели по отдельным  видам активов, пассивов и хозяйственных  операций не приводятся в сводном  бухгалтерском балансе или сводном  отчете о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности  не существен для оценки пользователями финансового положения группы или  финансового результата ее деятельности, а отражаются общей суммой в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу  и сводному отчету о прибылях и  убытках.

 

Головная организация  придерживается принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и пояснений  к ним от одного отчетного периода  к другому. Изменение избранных  форм сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках  и пояснений к ним раскрывается в пояснениях к данным формам отчетности с указанием причин, вызвавших  это изменение.

 

Объем и порядок, включая  сроки представления бухгалтерской  отчетности дочерних и зависимых  обществ головной организации (в  том числе дополнительной информации, необходимой для составления  сводной бухгалтерской отчетности), устанавливает головная организация.

 

До составления сводной  бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все  взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации  и дочерних обществ, а также между  дочерними обществами.

 

Наименование каждой составляющей сводной бухгалтерской отчетности должно содержать слово «сводный»  и название группы.

 

Сводная бухгалтерская отчетность представляется учредителям (участникам) головной организации, а иным заинтересованным пользователям -- в случаях, установленных  законодательством Российской Федерации, или по решению головной организации.

 

Головной организации  целесообразно составлять сводную  бухгалтерскую отчетность не позднее 30 июня следующего за отчетным года, если иное не установлено законодательством  Российской Федерации или учредительными документами этой организации.

 

Сводную бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный  бухгалтер (бухгалтер) головной организации.

 

По решению участников группы сводная бухгалтерская отчетность может публиковаться в составе  публикуемой бухгалтерской отчетности головной организации.

 

В консолидированную бухгалтерскую  отчетность не включаются отчеты предприятий, в принципе входящих в сферу консолидации, но не представляющих интереса для  объединения. К ним относятся:

 

1) компании, контроль над  которыми можно считать временным.  Например, контрольный пакет акций  дочернего общества приобретается  и находится в собственности  материнского общества исключительно  с целью его последующей продажи  в недалеком будущем;

 

2) дочерние общества, действующие  в условиях долгосрочных непреодолимых  ограничений, которые лишают их  возможности (или существенным  образом снижают ее переводить  денежные средства на счет  материнского общества. Например, из-за  валютных ограничений на зарубежных  филиалах, «блокирования» банковских  счетов и т.п.;

 

3) дочерние компании, хозяйственная  деятельность которых резко отличается  от характера деятельности основной  материнской компании, например, банк  и промышленное акционерное общество, торговое и страховое общества.

 

Таким образом, процедура  консолидации охватывает такие расчеты, как:

 

 консолидация капитала;

 

 консолидация статей  баланса, связанных с внутригрупповыми  расчетами и операциями;

 

 консолидация финансовых  результатов (прибыли или убытков)  от внутригрупповой продажи продукции  (работ, услуг), а также взаимных  объемов продажи продукции (работ,  услуг) между основным и дочерними  обществами и соответствующих  затрат;

 

 консолидация прочих  взаимных (операционных и внереализационных)  доходов и расходов внутри  группы;

 

 суммы дивидендов основного  и дочерних обществ.

 

В соответствии с международными стандартами консолидированная  отчетность должна базироваться на определенных принципах и методах (отвечать определенным требованиям).

 

1. Принцип полноты. Все  активы, обязательства, расходы будущих  периодов, доходы будущих периодов  консолидированной группы принимаются  в полном объеме независимо  от доли материнской компании. Долю меньшинства показывают  в балансе отдельной статьей  под соответствующим заголовком.

 

2. Принцип собственного  капитала. Поскольку материнская  компания и дочерние предприятия  рассматриваются как единая экономическая  единица, собственный капитал  определяется по балансовой стоимости  акций консолидируемых предприятий,  а также по финансовым результатам  деятельности этих предприятий  и резервам.

 

3. Принцип справедливой  и достоверной оценки. Консолидированная  отчетность должна быть представлена  в ясной и удобной для понимания  форме и давать правдивую и  достоверную картину активов,  обязательств, финансового положения,  прибылей и убытков предприятий,  входящих в группу и рассматриваемых  как единое целое.

 

4. Принцип постоянства  использования методов консолидации  и оценки и принцип функционирующего  предприятия. Методы консолидации  должны применяться продолжительное  время при условии, что предприятие  является функционирующим, т.е.  не намеревается прекращать свою  деятельность в обозримом будущем.  Отклонения допустимы в исключительных  случаях, причем они должны  быть раскрыты в приложениях  к отчетности с соответствующим  обоснованием. Эти принципы распространяются  как на формы, так и на  методы составления консолидированной  отчетности.

Информация о работе Консолидированная отчетность