Консолидированная отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:31, контрольная работа

Описание работы

В результате рыночных преобразований в Российской Федерации прежняя система бухгалтерского учета не смогла полностью отразить новые финансово-хозяйственные операции организаций. Потребовались перемены в законодательстве, уточнение концептуальных основ и методологии бухгалтерского учета и отчетности.

Содержание работы

Введение



1. Понятие и цели консолидированной отчетности



2. Особенности консолидированной отчетности



3. Порядок составления бухгалтерской отчетности консолидированных обществ



Практическая часть



Заключение



Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.13 Кб (Скачать файл)

 

При составлении консолидированного баланса происходит консолидирование капиталов и обязательств (т.е. дебиторской, кредиторской задолженности и резервов) и исключение «промежуточных» результатов. Составление консолидированного счета  прибылей и убытков достигается  консолидированием доходов и  расходов.

 

Включение зависимых компаний в консолидированную бухгалтерскую  отчетность концерна происходит несколько  иначе. При простом соединении отчетностей  в баланс попадает доля участия материнской  компании в капитале дочерней компании, и этот же капитал - в роли собственного капитала дочерней компании, и возникает  ситуация так называемого двойного счета. Чтобы этого не происходило, необходимо проводить консолидирование капиталов. Оно может реализовываться  одним из двух методов: методом покупки  или методом слияния.

 

 

Чаще используется первый метод. При этом доля участия материнской  компании в дочерней достигается  традиционным (покупка акций) способом, и бывший владелец доли участия в  дочерней компании получает взамен проданных  акций определенную сумму денежных средств.

 

В случае, если происходит равноправное слияние компаний, которые взаимно  обмениваются долями участия, отсутствует  покупная цена и покупателя определить невозможно, так как материнская  и дочерняя компании являются как  бы совместными собственниками нового предприятия, то для консолидирования капиталов используется второй метод. Его применение, однако, очень ограничено. В ряде стран Европы, например, он по действующим законам просто недопустим. В США и Англии он также является большим исключением. Дело в том, что его применение связано со строгим выполнением ряда условий  и ограничений, и одним из них, например, является необходимость для  материнской компании владения 90% уставного  капитала дочерней.

 

Согласно МСУ отчетной датой для первого консолидированного отчета считается дата вступления в  силу контролирующего влияния материнской  компании. Именно с этого момента  дочернее предприятие включается в  отчет концерна. В консолидированный  отчет включается первоначальная (а  не балансовая) стоимость приобретенной  доли в капитале дочернего предприятия, которая включает в себя затраты  материнской компании, связанные  с его приобретением.

 

Балансовая стоимость  приобретаемого имущества часто  не совпадает со стоимостью приобретения. Возникающая в результате положительная  разница отражается в активе консолидированного баланса по статье «Цена фирмы» Эта  разница должна быть списана методом  линейного списания в течение  срока ее полезного использования. За рубежом принято таким сроком считать пять лет (в особом случае возможно использование более длительного  срока, не превышающего, однако, 20 лет). Отрицательная разница возникает, когда стоимость приобретенной  доли участия в дочернем предприятии  ниже, чем приходящаяся на нее доля собственного капитала (определенная на основе рыночной цены). Эта разница  согласно МСУ должна быть списана  с отражением ее на счете прибылей и убытков также пропорционально  в течение пяти лет, если не возникает  возможность использования более  длительного срока, не превышающего, однако, те же 20 лет.

 

Как известно, предприятие  не может показать в балансе дебиторскую  или кредиторскую задолженность  по отношению к самому себе. Поэтому  и в консолидированный баланс концерна могут войти данные только по отношению к «третьим», не входящим а концерн предприятиям. Поэтому  при составлении баланса концерна необходимо провести консолидирование обязательств. Из него должны быть исключены  все данные, имеющие характер задолженности  предприятий группы по отношению  друг к другу, и их последствия. Так, дебиторская задолженность одного предприятия концерна, отраженная у  другого как задолженность, например, поставщику в той же сумме, взаимозачитывается и опускается; не должно в балансе  концерна остаться и резервов, которые  были образованы в связи с операциями внутри группы.

 

 

Консолидирование обязательств касается также предоставленных  друг другу предприятиями группы займов и кредитов, авансовых платежей; вложений в ценные бумаги; резервов, образованных по резуль-татам отношений  внутри группы, и т.д.

 

Следует обратить внимание на то, что суммы взаимозачитываемых позиций не всегда совпадают. Причиной этого могут быть простые ошибки, а также различные временные  периоды отражения операций. Например, одно предприятие группы отразило дебиторскую  задолженность по поставке продукции, а другое не получило ее до отчетной даты, и, следовательно, задолженность  по расчетам с поставщиком не может  показать. Разница в отчетных данных может быть связана с использованием различных курсов валют, с продолжительностью банковского перевода, когда одно предприятие уже погасило кредиторскую задолженность, а другое еще не получило ее.

 

Если одно предприятие  группы реализует свою продукцию  другому, то оно получает выручку  от реализации, а другое несет расходы  по приобретению. Однако, с точки  зрения консолидирования, когда отдельные  предприятия группы рассматриваются  как несамостоятельные подразделения, факта реализации в этом случае нет, так она может считаться состоявшейся только если продукция реализована  «третьей стороне», - предприятию, не входящему  в группу. Поэтому при переносе данных в консолидированный баланс необходимо в полной сумме исключить  так называемые «промежуточные» результаты от внутригрупповых хозяйственных операций - и нереализованные прибыли и возможные убытки.

 

При этом необходимо скорректировать  стоимостную оценку активов, приобретенных  одним предприятием группы у другого, так как, с точки зрения концерна, она может быть завышенной или  заниженной на сумму этого промежуточного результата. Стоимость активов должна быть соответственно уменьшена на сумму  промежуточного результата (в случае получения промежуточной прибыли) или увеличена (в случае убытка) в  корреспонденции со счетом прибылей и убытков концерна.

 

Консолидированный отчет  о прибылях и убытках составляется аналогично консолидированному балансу, т.е. суммированием счетов прибылей и убытков из отчетностей предприятий, входящих в группу, и исключения доходов и расходов, возникших  в результате операций внутри группы, так как концерн не может реализовывать  прибыли и убытки от операций внутри себя самого. В его консолидированный  отчет о прибылях и убытках  включаются лишь финансовые результаты, полученные от операций с третьими лицами, не входящими в состав концерна. Это достигается пересчетом корреспондирующих  затрат и результатов и (или) перегруппировки  их в составе счета прибылей и  убытков. Следует отметить, что исключаются  не только выручка от реализации продукции, но и прочие доходы от продаж и оказания услуг.

 

Процесс консолидирования счета  прибылей и убытков включает:

 

 консолидирование внутренних  оборотов по реализации между  предприятиями группы,

 

 консолидирование прочих  доходов и расходов,

 

 консолидирование переводов  прибылей или убытков внутри  концерна.

 

При составлении консолидированного отчета о прибылях и убытках может  возникнуть ситуация, когда предприятия  группы используют разные методы учета  затрат - метод полных затрат или  метод прямых затрат. Поэтому в  ходе подготовки консолидированной  отчетности необходимо составлять все  отчеты о прибылях и убытках отдельных  предприятий группы по одному из этих двух методов. Так как это всегда связано со значительными затратами, всем предприятиям концерна рекомендуется  с самого начала придерживаться одного метода учета затрат для составления  консолидированного отчета о прибылях и убытках.

 

Общим требованием, предъявляемым  к годовому консолидированному бухгалтерскому отчету, является условие, что имущественное  и финансовое положение, а также  уровень доходов должны быть представлены таким образом, чтобы группа предприятий  выглядела как единое целое.

 

Проблема заключается  в том, что балансы материнской  и дочерней компаний могут быть составлены на различные даты и в различной  валюте, отличаться по структуре, составу, содержанию и оценке статей. В пункте 1.5.1 Указаний к приказу Минфина  России приведено правило отражения  в консолидированной отчетности показателей отчетности дочерних компаний «при условии единства принятых учетных  политик».Международными стандартами  предусмотрено, что в таком случае в несколько этапов при помощи составления промежуточных балансов необходимо подготовить отчетность компаний группы к составлению консолидированной  отчетности, перейдя на единые требования к отчетности, применяемые материнской  компанией.

 

В ходе подготовки отчетности у дочерней компании может возникнуть необходимость внести изменения:

 

 в структуру баланса;

 

 в состав и содержание  статей баланса;

 

 в оценку статей  баланса;

 

 в пересчет статей  баланса из одной валюты в  другую.

 

Первым этапом подготовки к консолидированному отчету является перегруппировка статей баланса. Необходимости  в ней обычно не возникает, если дочерние компании находятся в одной стране с материнской, так как тогда  они, как правило, применяют единые методы составления отчетности. Однако зарубежные дочерние компании, составляющие отчетность в соответствии с национальными  требованиями, вынуждены перегруппировывать свои балансы в соответствии с  требованиями материнской компании.

 

Затем необходимо пересмотреть содержание статей баланса на их соответствие принятым в материнской компании методам бухгалтерского учета. Необходимо обратить внимание на стоимостную оценку составляющих баланс статей и при  необходимости произвести корректировки. Изменения тут могут быть необходимыми как для зарубежных дочерних компаний, так и для отечественных, если применяемая ими учетная политика отличается от политики материнской компании.

 

Заключительный момент - пересчет статей балансов консолидируемых зарубежных предприятий в валюту материнской  компании. В литературе выделяются два принципиальных подхода к  пересчету. Представители одного направления  считают, что пересчет валюты в данном случае является чисто формальной процедурой, проводимой с целью обеспечения  сравнимости показателей, для чего показатели просто пересчитываются  по курсу на отчетную дату. Положительная  сторона данного метода, применяемого в Германии, США, Нидерландах, Великобритании, заключается не только в его простоте, но еще и в том, что при этом не меняется структура балансов дочерних предприятий.

 

Представители другого направления  пытаются, применяя различные курсы  пересчета, добиться единства при оценке статей отчетности. В прошлом был  разработан ряд методов, использующих различные курсы пересчета. Например, основные средства, долгосрочная дебиторская  задолженность (платежи по которой  ожидаются более чем через 12 месяцев  после отчетной даты), долгосрочные пассивы и собственный капитал  оцениваются по историческому курсу (т.е. на дату приобретения или возникновения); запасы, денежные средства и краткосрочные  дебиторская и кредиторская задолженности - по курсу на отчетную дату, а доходы и расходы - по среднемесячному курсу, рассчитанному для месяца их возникновения. Недостаток этого метода заключается  в том, что при пересчете возникают  разницы, которые необходимо учитывать  отдельно.

 

Таким образом, сравнение  учетных политик головного и  других предприятий группы и при  необходимости, в случае их отклонения, составление переходного баланса  предприятиями, входящими в состав группы, является исходным пунктом  в процессе составления консолидированной  отчетности.

 

Заключение

 

 

Главная задача в области  консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям  к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих  субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление  консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит  и публикацию ее.

 

Согласно приказу №180 «Концепции развития бухгалтерского учета и  отчетности в российской федерации  на среднесрочную перспективу» указаны  этап перевода на МСФО (Международные  стандарты финансовой отчетности) консолидированной  отчетности.

 

В период с 2004-2007 гг - Обязательный перевод на МСФО консолидированной  финансовой отчетности общественно  значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и  которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.

 

Под общественно значимыми  предприятиями понимаются два вида компаний: открытые акционерные общества, в которые входят несколько отдельных  предприятий и финансовые учреждения, оказывающие услуги фирмам и гражданам (банки прежде всего). Их объединяет общий признак - большое число  заинтересованных лиц, прямо не участвующих  в управлении этими компаниями, и  потому нуждающихся в качественной информации о том, что там происходит.

 

2008 - 2010 гг. Обязательный перевод  на МСФО консолидированной финансовой  отчетности других хозяйствующих  субъектов, включая общественно  значимые, ценные бумаги которых  обращаются на фондовых рынках  других стран и которые составляют  такую отчетность по иным международно  признаваемым стандартам.

 

Таким образом к 2010 году все  предприятия составляющие консолидированную  отчетность должны будут представлять ее в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

 

Под общественно значимыми  предприятиями понимаются два вида компаний: открытые акционерные общества, в которые входят несколько отдельных  предприятий и финансовые учреждения, оказывающие услуги фирмам и гражданам (банки прежде всего). Их объединяет общий признак - большое число  заинтересованных лиц, прямо не участвующих  в управлении этими компаниями, и  потому нуждающихся в качественной информации о том, что там происходит.

Информация о работе Консолидированная отчетность