Контроль и контрольно-ревизионная работа в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:57, контрольная работа

Описание работы

1. В зависимости от вида информационного обеспечения конт¬роля различают документальный контроль и фактический контроль.
2. Многообразие экономики и наличие разных форм собственности (государственной, частной, кооперативной, коллективной, смешанной) требуют использования разных организационных форм контрольно-ревизионной работы.

Содержание работы

Вопрос №2: Классификация видов контроля………………………..
Предмет и метод контроля…………………………………………….
Вопрос №3: Организация контрольно-ревизионной работы в РФ…
Список литературы…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

бух. экспертиза К.Р..docx

— 41.28 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, предметом  экономического контроля является  отслеживание и выявление соответствия  фактического состояния экономического  производства установленному порядку  его организации и государственного  регулирования.  В качестве объектов  экономического контроля выступают  юридические и физические лица, деятельность которых связана  с использованием государственных  ресурсов. При этом контролю подвергаются  отдельные хозяйственные средства  и процессы, совокупность которых характеризует производственную и хозяйственно-финансовую деятельность организаций, а также отдельных должностных лиц за определенный период. 

Метод экономического контроля — совокупность приемов и способов, обеспечивающих выявление соответствия фактического состояния экономического производства установленном) порядку  его организации и регулирования.  В процессе функционирования финансово-хозяйственный контроль сформировал свой метод в системе прикладных экономических наук. Метод характеризуется использованием общенаучных и собственных методических приемов и способов контроля.  Метод (от греч. methodos — путь исследования) — это способ исследования, что определяет подход к объектам, который изучаются, путь научного познания и установления истины.  Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, функционально - стоимостный анализ.

 Анализ (от греч. analysis — разложение) — это прием исследования, включающий изучение предмета мысленным или практическим расчленением его на составные объекты.

Синтез (от греч. synthesis — сочетание, составление, совмещение) — прием изучения объекта в целостности, в взаимосвязи его частей.  В контроле синтез связан с анализом, дает возможность объединить объекты, расчлененные в процессе анализа, установить связь и познать предмет как единое целое. 

Индукция (от лат. induction — наведение) — прием исследования, заключающийся в том, что общий вывод составляют на основе изучения не всех, а лишь части элементов множества, т.е. способ выведения заключений от частного к общему (например, проверку дебиторской задолженности осуществляют на первых порах по данным аналитического, а потом — синтетического учета). 

Дедукция (от лат. deduktio — вывод) — исследование состояния объекта в целом, а потом его составляющих, т.е. делается заключение от общего к частному. Например, проверку затрат на первых порах проводят по данным синтетического, а потом - аналитического учета. 

Аналогия — прием научных  выводов, благодаря которому достигают  познания одних объектов на основе сходства их с другими. Прием аналогии основывается на сходстве некоторых  сторон различных объектов, представляет основу моделирования, которое применяется  в контроле.

Моделирование — прием  научного познания, основывающийся на замене исследуемого объекта его  аналогом, моделью, имеющей важные приметы оригинала. В контроле применяют организационные модели проведения контрольного процесса — стандарты, нормативы, тарифы. 

Абстрагирование (от лат. abstrah — отрываю) — прием отвлечения. Методом абстрагирования переходят от конкретных объектов к общим понятиям (например, проверяют состояние трудовой дисциплины в отдельных подразделениях предприятия и, абстрагируясь, строят заключения в целом по организации). 

Конкретизация (от лат. concretus — густой, твердый) — исследование объектов во всей разносторонности их реальной, а не абстрактной действительности. 

Системный анализ — изучение объекта исследования к совокупности элементов, которые образуют систему. Этот прием в контроле предусматривает  оценку поведения объектов как системы  со всеми факторами, которые влияют на его функционирование. 

Функционально - стоимостной  — изучение объектов на стадии инженерной подготовки производства, что включает проектирование и синтез сложных  систем в процессе исследования их функционирования.

 

Организация контрольно-ревизионной работы в РФ.

В условиях рыночной экономики  роль контрольно-ревизионной работы значительно возрастает, поскольку  борьба с экономической преступностью  невозможна без участия профессионально  и компетентно подготовленных работников государственной контрольно-ревизионной  службы. При этом рынок требует  достоверной учетной и отчетной информации о деятельности субъектов  предпринимательской деятельности с разными формами собственности (государственных, частных, коммунальных и других предприятий, ассоциаций, концернов, акционерных и общих обществ  и т. п.). Только объективная учетно-аналитическая  информация о деятельности субъектов  хозяйствование дает возможность проверить  соответствие деятельности предприятий  действующим законодательным и  другим нормативно-правовым актам, которые ее регулируют.

Многообразие экономики  и наличие разных форм собственности (государственной, частной, кооперативной, коллективной, смешанной) требуют использования  разных организационных форм контрольно-ревизионной  работы.

В условиях административно-командной  системы хозяйствования функция  финансово-хозяйственного контроля ограничивалась проверкой использования предприятиями  предоставленных государством фондовых ресурсов. Нередко убытки предприятий от бесхозяйственности покрывались за счет средств государственного бюджета. Руководители предприятий не были заинтересованы в поиске источников создания товарных запасов, в рынках сбыта неконкурентоспособной продукции.

Рыночная экономика основывается на материальных интересах ее участников, она также оказывает содействие развитию и активизации контрольно-ревизионной  работы.

Вместе с тем повышается ответственность предпринимательских  структур за результаты деятельности, которая нацеливает предпринимателя  на усиление предыдущего контроля за осуществлением хозяйственных операций. 

Перестройка хозяйственного механизма предопределяет необходимость  соответствующей перестройки контрольно-ревизионной  работы, выдвигает к ней новые  требования. Ревизии и проверки должны направляться на выявление недостатков  и нарушений, обнаружение внутрихозяйственных  резервов, на борьбу за экономию и бережливость.

Система контроля, которая  существовала по сей день, была построена  на основе административных методов  управления, сориентирована на выполнение плана ревизий, проверок, обследований, что привело к формализму и  снижению эффективности контрольно-ревизионной  работы. Ревизии и проверки разных органов контроля (государственного, специализированного, вневедомственного) дублировали друг друга. Как следствие, практика организации контроля вступила в противоречие с принципами перестройки  хозяйствования на основе развития демократии и самоуправление на производстве.

Для достижения положительных  результатов ревизий и проверок следует усилить взаимодействие государственного контрольно-ревизионного аппарата с налоговыми, банковскими, финансовыми, статистическими, правоохранительными, специализированными и другими  органами контроля. Вместе с тем  следует повысить уровень координации  всей системы контроля (согласования планов ревизий), создать координационного совета в отдельных регионах страны.

Только четко организованная система контроля за производством и распределением общественного продукта, другими сферами общественной жизни дает возможность своевременно обнаружить и устранить факторы, которые создают преграды для эффективного ведения производства и достижения поставленной цели. Хорошо организованный контроль формирует у работников всех участков управления деловитость, компетентность и оперативность, являющиеся важным фактором решения задач экономического и социального развития общества.

Ревизия (от лат. revisio — просмотр) — основная форма контроля.

Ревизия — форма документального  контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности; способ документального выявления недостач, растрат, присвоений или краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. Ревизия — это разносторонняя проверка деятельности предприятия для установления законности, целесообразности и эффективности действий. В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие является общим и абстрактным, а второе — отдельным и конкретным.

Если экономический контроль связан с общим регулированием общественных отношений, то ревизия выступает  конкретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени. Ревизиям подлежат конкретные низовые участки народного хозяйства (организации, предприятия, учреждения) или органы хозяйственного управления после осуществления ими хозяйственных операций. Результаты ревизии объявляются и обсуждаются в коллективе субъекта хозяйствование, после чего обязательно применяются соответствующие мероприятия (принимаются решения), что дает возможность повсеместно обеспечить действенность ревизии. 

В отличие от других форм контроля, ревизия имеет четкий правовой статус, который закрепляет границе  ее распространения, сроки проведения, права и обязанности должностных  лиц, порядок оформления и рассмотрения результатов. Ревизия является наиболее распространенной формой экономического контроля. А потому судебно-следственные органы из всех форм экономического контроля применяют как процессуальное средство выявления состава преступления только ревизии.

Основные причины необходимости  ревизий:

– низкое сознание отдельных  работников относительно бережливости и сохранения общественной собственности;

– не всегда эффективный  предыдущий и текущий контроль со стороны руководителей, бухгалтеров  и специалистов соответствующих  областей деятельности;

– недостатки в отборе кадров материально-ответственных лиц, некачественная инвентаризация, несовершенство системы  материальной ответственности и  т. п.

Поэтому во время ревизии  вместе с проведением инвентаризаций ценностей и расчетов следует  организовать предоставление отпусков с полной передачей ценностей тем материально-ответственным лицам, которые не пользовались ими больше года, и осуществить окончательный расчет с уволенными материально-ответственными лицами, за которыми числились непереданные ценности, ликвидировать отсталость в разнесении учетных данных по отдельным бухгалтерским счетам и т. п.

Ревизии исследуют финансово-хозяйственную деятельность предприятий и предпринимателей с целью выявления отрицательных явлений, их ликвидации и избежания в будущем. Ревизии активно влияют на выявление причин бесхозяйственности, нарушений законодательства и нормативных актов, оказывают содействие возмещению причиненных конкретными лицами убытков. С этой целью ревизоры используют законодательные и нормативные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность субъектов предпринимательской деятельности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчете о движении денежных средств, отчет о собственном капитале).

Ревизия также изучает  субъект предпринимательской деятельности в статике, ретроспективно, то есть после завершения хозяйственных  процессов. Результаты ревизии основываются на документально достоверных доказательствах. Во время ревизии конкретно устанавливают  размер убытков, потерь, недостатков, обосновывая  это системой доказательств (первичными документами, данными инвентаризаций, объяснительными записками ответственных  лиц и т. п.).

Ревизия проводится в соответствии с законодательством о предприятиях. При этом собственник (государство  или консолидированный собственник) ставит перед ревизией цель установить, как назначенный им руководитель предприятия выполняет его задания  в предпринимательской деятельности. Ревизия оказывает содействие повышению  эффективности деятельности, но не выполняет прогнозной функции.

Ревизии различаются по таким  признакам.

По признаку полноты проверки различают ревизии полные и частичные. Полная ревизия охватывает проверкой  все виды финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, частичная  — лишь отдельные виды деятельности или хозяйственных операций (кассовые, расчетные, товарные, производственные и т. п.).

По организационному признаку ревизии бывают плановыми и внеплановыми. Ревизии, которые проводятся за определенный период времени (одних, два или три  года) и охватывают проверкой все  виды финансово-хозяйственной деятельности (полные ревизии), считаются плановыми и предполагаются в планах проведения ревизий. К внеплановым принадлежат ревизии, которые проводятся в отдельных случаях и по разным причинам (в случае выявления недостатков, при наличии сигналов о недостатках в работе, нарушениях и злоупотреблениях, с целью контроля за качеством ревизии и т.п.).

По кругу вопросов, которые  подлежат проверке, ревизии бывают сквозные и тематические, комплексные и некомплексные.

Информация о работе Контроль и контрольно-ревизионная работа в РФ