Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 17:30, курсовая работа
По классификатору Всемирной торговой организации аудит относится к деловым профессиональным услугам. Рынок услуг значительно отличается от товарных рынков. Основные отличия связаны со спецификой самой услуги, которая не существует до ее предоставления и которой присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в довольно сложное положение, затрудняя продавцам продвижение услуг на рынок.
2) из-за несоблюдения критериев качества аудита;
3) из-за несоблюдения интересов аудируемого лица и других пользователей профессионального мнения аудитора.
В настоящее
время в системе нормативного
регулирования аудиторской
Целью контроля качества аудита следует считать обеспечение соответствия деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов установленным критериям качества. Под контролем качества аудита следует понимать совокупность методик и процедур, применяемых для определения соответствия деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) установленным критериям качества.
Следует различать стратегические и тактические аспекты общего контроля качества аудиторской деятельности. Стратегия определяет важнейшие цели и задачи, осуществляемые государством, профессиональными объединениями и аудиторскими организациями в целом для достижения высокого качества аудиторских услуг, оказываемых клиентам, а тактика – это конкретные мероприятия, принимаемые для достижения стратегических целей и задач. При этом стратегический подход к контролю качества аудита должен заключаться в максимальном удовлетворении потребностей пользователей профессионального мнения аудитора при минимальной себестоимости оказания услуг и оптимальной рентабельности деятельности, так как качество, прежде всего, есть средство получения прибыли и достижения конкурентного преимущества. Тактический подход к осуществлению контроля качества аудита направлен на обеспечение соответствия качества оказываемых аудиторских услуг установленным критериям.
Системный контроль качества аудиторской деятельности должен быть направлен на:
1) предупреждение несостоятельности аудита, т. е. неверной оценки аудиторского риска, несоблюдения критериев качества аудита, а также интересов аудируемого лица и других пользователей профессионального мнения аудитора;
2) достижение разумной уверенности в том, что аудит как деловая профессиональная услуга удовлетворяет требованиям по качеству, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора;
3) обеспечение необходимого и
Организация контроля качества аудиторской работы на уровне аудиторских фирм предполагает стимулирование аудиторов к качественному выполнению работы. Порядок организации контроля качества на внутрифирменном уровне регламентируется следующими документами:
1) федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 34«Контроль качества услуг в аудиторских организациях» (утверждено постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557) – устанавливает единые требования к системе контроля качества услугв аудиторской организации;
2) Методическими рекомендациями по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 80 от 26.11.2009) – разъясняют основные требования Правила (стандарта) № 34 .
Система контроля качества услуг аудиторской организации должна устанавливать принципы и процедуры в отношении каждого из следующих элементов:
а) обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией;
б) этические требования;
в) принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества;
г) кадровая работа;
д) выполнение задания;
е) мониторинг.
Принципы и процедуры
контроля качества услуг должны быть
документально оформлены и
Практическое руководство, пояснения и документирование:
Аудиторской
организации следует
Единый подход к внутреннему контролю качества аудита включает требования по обеспечению:
качества работы аудиторской организации в целом;
внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки.
Таким образом, Правило (стандарт) № 7 проводит различие между контролем качества отдельных проверок и общим контролем качества, принятыми аудиторской организацией (индивидуальным аудитором). Признание взаимосвязи между этими двумя направлениями контроля одновременно подразумевает, что общий контроль качества «дополняет и способствует» контролю отдельных аудиторских проверок.
Требования по обеспечению качества работы аудиторской организации в целом. Аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) должны установить принципы и конкретные процедуры, призванные обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудиторская организация (индивидуальный аудитор), либо в соответствии с иными документами.
Другими словами, действующее законодательство требует, чтобы во всех аудиторских организациях существовала система внутреннего контроля качества аудита. При сравнении российского и международного подходов к контролю качества аудита можно сделать вывод о том, что определенные российским стандартом принципы внутреннего контроля качества работы аудиторской организации в целом описаны в международном стандарте как элементы системы внутреннего контроля качества аудита.
Таким образом, согласно Правилу (стандарту) № 7, система внутреннего контроля качества аудита включает в себя следующие элементы:
1) профессиональные требования;
2) профессиональная компетентность;
3) поручение заданий;
4) контрольные полномочия;
5) консультирование;
6) работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги;
7) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества.
Следовательно,
принципы и конкретные процедуры
контроля качества должны быть разработаны
в отношении каждого из представленных
элементов внутрифирменной
Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), зависят от таких факторов, как объем и характер деятельности, территориальное расположение, организационная структура аудируемого лица, а также соотношения затрат и выгод. В связи с этим методы и процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), и объем документации будут меняться.
Принципы внутреннего контроля качества и конкретные процедуры по соблюдению и реализации данных принципов должны быть:
определены внутрифирменными стандартами или иными документами аудиторской организации (индивидуального аудитора);
в обязательном порядке доведены до сведения работников аудиторской организации (индивидуального аудитора) таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такие принципы и процедуры понятны и применяются на практике;
в обязательном
порядке исполнены всеми
Требования
по обеспечению внутреннего
руководства аудиторской проверкой;
надзора в ходе аудиторской проверки;
проверки работы по проведению аудита.
Руководство
аудиторской проверкой. Руковод
Функции по руководству
аудиторской проверкой
анализ профессиональной компетентности аудиторов и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу;
предоставление
аудиторам и ассистентам
доведение до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита (на основе программы аудита, сметы затрат времени и общего плана аудита).
Любое поручение ассистент аудитора выполняет таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа будет выполнена с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах.
Надзор
за проведением аудиторской
а) осуществлять контроль за ходом аудита, чтобы определить:
обладают ли ассистенты аудитора необходимыми навыками и компетентностью для выполнения порученных им заданий;
понимают ли ассистенты аудитора указания по проведению аудита;
выполняется ли работа в соответствии с общим планом и программой аудита;
б) получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проведения аудита, осуществлять оценку их важности и внесения соответствующих изменений в общий план и программу аудита;
в) устранять расхождения в профессиональных суждениях работников.
Работа, выполняемая каждым ассистентом аудитора, должна быть проверена работниками, имеющими, по крайней мере, равный уровень компетентности, по следующим вопросам:
– была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита;
– были ли выполненная работа и полученные результаты надлежащим образом документально оформлены;
– были ли все важные аспекты аудита урегулированы и отражены в выводах аудиторской проверки;
– были ли достигнуты цели аудиторских процедур;
– соответствуют ли сделанные выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.
Проверка работы по проведению аудита. Проверка работы в ходе аудита предполагает проведение подробной, промежуточной и обзорной проверки качества аудита.
Ответственность за подробную проверку работы аудиторов и ассистентов аудиторов несет руководитель аудиторской проверки. В ходе подробной проверки изучению подлежат следующие вопросы:
– полностью ли завершены все необходимые аудиторские процедуры и выполнены ли аудиторские программы, есть ли отметка о выполнении аудиторских программ и проведено ли перекрестное сопоставление с рабочими документами;
– подтверждают ли результаты проведенных аудиторских процедур сделанные выводы и удовлетворяют ли целям аудиторских программ;
– являются ли допущения и расчеты клиента достаточными;
– достаточно ли аудиторских доказательств;
– являются ли сделанные выводы четкими;
– все ли вопросы отмечены, на которые надо обратить внимание руководства аудиторской организации;
– полностью ли отмечены все системные или другие недостатки.
Данная проверка проводится в ходе аудита при завершении каждого из разделов или подразделов программы. В случае выявления фактов неправильного выполнения задания и при невозможности внесения исправлений тем же специалистом принимается решение об отстранении его от участия в проверке и замене другим специалистом.
Во время проведения аудита работники, назначенные для осуществления контрольных функций, должны осуществлять промежуточную проверку в дополнение к контрольным функциям руководителя аудиторской проверки и рассматривать следующие аспекты:
– планируемый уровень существенности (уточнение уровня существенности);
– результаты произведенных оценок риска;
– план аудита;
– результаты данных аналитической проверки;
– объем выборки;
– наличие достаточных аудиторских доказательств для подтверждения результатов и выводов аудита, на основе которых сформировано мнение, высказанное в аудиторском заключении;
– все ли сложные вопросы были выяснены, а если нет, то обеспечить их доведение до руководства аудиторской фирмы;