Контроль качества аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

По классификатору Всемирной торговой организации аудит относится к деловым профессиональным услугам. Рынок услуг значительно отличается от товарных рынков. Основные отличия связаны со спецификой самой услуги, которая не существует до ее предоставления и которой присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в довольно сложное положение, затрудняя продавцам продвижение услуг на рынок.

Файлы: 1 файл

мой диплом.docx

— 208.09 Кб (Скачать файл)

2) из-за несоблюдения критериев качества аудита;

3) из-за несоблюдения интересов аудируемого лица и других пользователей профессионального мнения аудитора.

В настоящее  время в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности заложены определенные механизмы контроля качества аудита.

Целью контроля качества аудита следует считать обеспечение соответствия деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов установленным критериям качества.  Под контролем качества аудита следует понимать совокупность методик и процедур, применяемых для определения соответствия деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) установленным критериям качества.

Следует различать  стратегические и тактические аспекты  общего контроля качества аудиторской  деятельности. Стратегия определяет важнейшие цели и задачи, осуществляемые государством, профессиональными объединениями и аудиторскими организациями в целом для достижения высокого качества аудиторских услуг, оказываемых клиентам, а тактика – это конкретные мероприятия, принимаемые для достижения стратегических целей и задач. При этом стратегический подход к контролю качества аудита должен заключаться в максимальном удовлетворении потребностей пользователей профессионального мнения аудитора при минимальной себестоимости оказания услуг и оптимальной рентабельности деятельности, так как качество, прежде всего, есть средство получения прибыли и достижения конкурентного преимущества. Тактический подход к осуществлению контроля качества аудита направлен на обеспечение соответствия качества оказываемых аудиторских услуг установленным критериям.

Системный контроль качества аудиторской деятельности должен быть направлен на:

1) предупреждение несостоятельности аудита, т. е. неверной оценки аудиторского риска, несоблюдения критериев качества аудита, а также интересов аудируемого лица и других пользователей профессионального мнения аудитора;

2) достижение разумной уверенности в том, что аудит как деловая профессиональная услуга удовлетворяет требованиям по качеству, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора;

3) обеспечение необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.

3.2 Внутренний контроль качества аудита

Организация контроля качества аудиторской работы на уровне аудиторских фирм предполагает стимулирование аудиторов к качественному  выполнению работы. Порядок организации  контроля качества на внутрифирменном  уровне регламентируется следующими документами:

1) федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 34«Контроль качества услуг в аудиторских организациях» (утверждено постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557) – устанавливает единые требования к системе контроля качества услугв аудиторской организации;

2) Методическими рекомендациями по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 80 от 26.11.2009) – разъясняют основные требования Правила (стандарта) № 34 .

Система контроля качества услуг аудиторской организации  должна устанавливать принципы и  процедуры в отношении каждого  из следующих элементов:

а) обязанности руководства  аудиторской организации по обеспечению  качества услуг, оказываемых аудиторской  организацией;

б) этические требования;

в) принятие на обслуживание нового клиента и продолжение  сотрудничества;

г) кадровая работа;

д) выполнение задания;

е) мониторинг.

Принципы и процедуры  контроля качества услуг должны быть документально оформлены и доведены до сведения работников аудиторской  организации.

 

Практическое руководство, пояснения и документирование:

Аудиторской организации следует разработать  и утвердить положение (или иной аналогичный документ (документы) о  контроле качества, которое устанавливает  принципы контроля качества, принятые в аудиторской организации, и  процедуры в отношении каждого  элемента системы контроля качества.

 

 

Единый подход к внутреннему контролю качества аудита включает требования по обеспечению:

качества  работы аудиторской организации  в целом;

внутреннего качества работы в ходе аудиторской  проверки.

Таким образом, Правило (стандарт) № 7 проводит различие между контролем качества отдельных проверок и общим контролем качества, принятыми аудиторской организацией (индивидуальным аудитором). Признание взаимосвязи между этими двумя направлениями контроля одновременно подразумевает, что общий контроль качества «дополняет и способствует» контролю отдельных аудиторских проверок.

Требования  по обеспечению качества работы аудиторской  организации в целом. Аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) должны установить принципы и конкретные процедуры, призванные обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудиторская организация (индивидуальный аудитор), либо в соответствии с иными документами.

Другими словами, действующее законодательство требует, чтобы во всех аудиторских организациях существовала система внутреннего  контроля качества аудита. При сравнении  российского и международного подходов к контролю качества аудита можно  сделать вывод о том, что определенные российским стандартом принципы внутреннего  контроля качества работы аудиторской  организации в целом описаны  в международном стандарте как  элементы системы внутреннего контроля качества аудита.

Таким образом, согласно Правилу (стандарту) № 7, система внутреннего контроля качества аудита включает в себя следующие элементы:

1) профессиональные требования;

2) профессиональная компетентность;

3) поручение заданий;

4) контрольные полномочия;

5) консультирование;

6) работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги;

7) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества.

Следовательно, принципы и конкретные процедуры  контроля качества должны быть разработаны  в отношении каждого из представленных элементов внутрифирменной системы  контроля качества аудита. В приложении 2 раскрыто содержание элементов системы  внутреннего контроля через принципы и процедуры обеспечения качества работы аудиторской фирмы в целом.

Принципы  внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и  конкретные процедуры, применяемые  аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), зависят от таких факторов, как объем и характер деятельности, территориальное расположение, организационная структура аудируемого лица, а также соотношения затрат и выгод. В связи с этим методы и процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), и объем документации будут меняться.

Принципы  внутреннего контроля качества и  конкретные процедуры по соблюдению и реализации данных принципов должны быть:

определены  внутрифирменными стандартами или  иными документами аудиторской  организации (индивидуального аудитора);

в обязательном порядке доведены до сведения работников аудиторской организации (индивидуального  аудитора) таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что  такие принципы и процедуры понятны  и применяются на практике;

в обязательном порядке исполнены всеми аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами).

Требования  по обеспечению внутреннего контроля качества работы в ходе аудиторской  проверки. Контроль качества работы в ходе проведения аудиторской проверки осуществляется путем:

руководства аудиторской проверкой;

надзора в  ходе аудиторской проверки;

проверки  работы по проведению аудита.

Руководство аудиторской проверкой. Руководитель аудиторской проверки должен применять такие процедуры внутреннего контроля качества аудита, которые соответствуют целям и задачам проводимой аудиторской проверки.

Функции по руководству  аудиторской проверкой включают:

анализ профессиональной компетентности аудиторов и ассистентов  аудиторов, которые выполняют порученную им работу;

предоставление  аудиторам и ассистентам аудиторов  четких указаний о проведении ими  соответствующих аудиторских процедур. При этом работники могут быть информированы о таких аспектах, как вид деятельности аудируемого  лица и возможные проблемы в области  бухгалтерского учета и аудита, которые  могут повлиять на характер, временные  рамки и объем аудиторских  процедур;

доведение до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита (на основе программы  аудита, сметы затрат времени и  общего плана аудита).

Любое поручение  ассистент аудитора выполняет таким  образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа будет выполнена с должной  тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая  необходима в данных обстоятельствах.

Надзор  за проведением аудиторской проверки. Во время аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны:

а) осуществлять контроль за ходом аудита, чтобы определить:

обладают  ли ассистенты аудитора необходимыми навыками и компетентностью для  выполнения порученных им заданий;

понимают  ли ассистенты аудитора указания по проведению аудита;

выполняется ли работа в соответствии с общим  планом и программой аудита;

б) получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проведения аудита, осуществлять оценку их важности и внесения соответствующих изменений в общий план и программу аудита;

в) устранять расхождения в профессиональных суждениях работников.

Работа, выполняемая  каждым ассистентом аудитора, должна быть проверена работниками, имеющими, по крайней мере, равный уровень компетентности, по следующим вопросам:

– была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита;

– были ли выполненная работа и полученные результаты надлежащим образом документально оформлены;

– были ли все важные аспекты аудита урегулированы и отражены в выводах аудиторской проверки;

– были ли достигнуты цели аудиторских процедур;

– соответствуют ли сделанные выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.

Проверка  работы по проведению аудита. Проверка работы в ходе аудита предполагает проведение подробной, промежуточной и обзорной проверки качества аудита.

Ответственность за подробную проверку работы аудиторов и ассистентов аудиторов несет руководитель аудиторской проверки. В ходе подробной проверки изучению подлежат следующие вопросы:

– полностью ли завершены все необходимые аудиторские процедуры и выполнены ли аудиторские программы, есть ли отметка о выполнении аудиторских программ и проведено ли перекрестное сопоставление с рабочими документами;

– подтверждают ли результаты проведенных аудиторских процедур сделанные выводы и удовлетворяют ли целям аудиторских программ;

– являются ли допущения и расчеты клиента достаточными;

– достаточно ли аудиторских доказательств;

– являются ли сделанные выводы четкими;

– все ли вопросы отмечены, на которые надо обратить внимание руководства аудиторской организации;

– полностью ли отмечены все системные или другие недостатки.

Данная проверка проводится в ходе аудита при завершении каждого из разделов или подразделов  программы. В случае выявления фактов неправильного выполнения задания  и при невозможности внесения исправлений тем же специалистом принимается решение об отстранении  его от участия в проверке и  замене другим специалистом.

Во время  проведения аудита работники, назначенные  для осуществления контрольных  функций, должны осуществлять промежуточную проверку в дополнение к контрольным функциям руководителя аудиторской проверки и рассматривать следующие аспекты:

– планируемый уровень существенности (уточнение уровня существенности);

– результаты произведенных оценок риска;

– план аудита;

– результаты данных аналитической проверки;

– объем выборки;

– наличие достаточных аудиторских доказательств для подтверждения результатов и выводов аудита, на основе которых сформировано мнение, высказанное в аудиторском заключении;

– все ли сложные вопросы были выяснены, а если нет, то обеспечить их доведение до руководства аудиторской фирмы;

Информация о работе Контроль качества аудита