Контрольная работа по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение сущности, элементов и форм бухгалтерского учета.
Объектом контрольной работы является бухгалтерский учет.
Предметом контрольной работы являются формы бухгалтерской отчетности.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и элементы бухгалтерского учета 4
2. Формы бухгалтерского учета 9
Заключение 22
Задание………………………………………………………………………………23
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

УЧЁТ И АНАЛИЗ.docx

— 170.24 Кб (Скачать файл)

В  развитии  экономических  отношений  в  последние  десятилетия  произошли принципиальные преобразования, не получившие цельной  оценки в теории и практике бухгалтерского учета, несмотря на влияние на систему  бухгалтерского учета, в том числе  на его предмет и метод.

 

2. Формы бухгалтерского учета

 

Форму учета характеризуют структура  и взаимосвязь регистров синтетического, аналитического и первичного учета, внешний вид и форма построения регистров, последовательность и способы регистрации учетных записей в них.

За годы, прошедшие со времени  возникновения бухгалтерского учета, его формы претерпели весьма существенные изменения. На самых ранних ступенях развития учет велся самим владельцем предприятия с целью организации  наблюдения и контроля за сохранностью его имущества и размером получаемого  дохода. Лишь с развитием капиталистического производства учет выделяется в самостоятельную  функцию особых агентов, которым  она исключительно поручалась. В  это время возникают начальные  формы бухгалтерского учета, впервые  описанные в литературе в XV веке.

Развитие и рационализация самого бухгалтерского учета характеризуется  совершенствованием применяемых форм учета. Необходимость перехода от одной  формы учета к другим, более  совершенным, обусловливается развитием  рыночных отношений. В процессе исторического  развития в теории и практике применялось  множество разных форм, иногда очень  схожих между собой, поскольку они  со­четали в себе различные элементы ранее существовавших.

Особенно большое разнообразие форм счетоводства характерно для капиталистического хозяйства. Это объясняется тем, что каждое капиталистическое предприятие  выбирало для себя ту форму, которая  в наибольшей степени отвечала специфики  его деятельности. В то же время  в условиях конкуренции между  фирмами, производящими вычислительные машины и конторское оборудование, отдельные предприятия применяли  различные формы учета, основанные на эксплуатационных возможностях приобретаемых  соответствующих вычислительных машин.

С развитием рыночной экономики  совершенствовались и формы бухгалтерского учета. Это совершенствование основывается на упрощении и сокращении учетной  работы при повышении активной роли учета в контроле за сохранностью товарно-материальных и денежных средств. Простота, ясность, устранение дублирования в счетных записях с одновременным  усилением контрольно-аналитических функций учета являются существенными признаками прогрессивной формы учета.

Каждая форма должна обеспечить достоверное, точное и своевременное  отражение движения хозяйственных  средств, источников их формирования и  хозяйственных процессов в каждом предприятии, отрасли, экономике в  целом. Учет должен быть простым и  дешевым, поэтому его форма должна быть экономичной и обеспечивать получение необходимой информации для проведения анализа хозяйственной  деятельности за отчетный период и  планирования будущих операций.

Те или иные формы бухгалтерского учета различаются между собой  по следующим основным признакам:

1) внешней формой учетных регистров;

2) последовательностью и способом  записей в них;

3) структурой (или построением)  регистров синтетического учета;

4) взаимосвязью регистров синтетического  и аналитического учета.

Для регистрации информации в бухгалтерском  учете в разных сочетаниях используются книги, карточки, журналы и т. д., записи в которых производятся в различной  последовательности. В результате образуются разнообразные формы бухгалтерского учета.

Под формой бухгалтерского учета понимается совокупность учетных регистров, предопределяющих связь синтетического и аналитического учета, методику и технику регистрации  операций, технологию и организацию  учетного процесса5.

Существующие формы бухгалтерского учета отличаются набором учетных  регистров и системой их взаимодействия. Объединяет формы бухгалтерского учета  то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами  и отражаются в учетных регистрах  методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.

Выбор формы бухгалтерского учета  зависит от различных условий: от масштабов деятельности предприятия и от степени автоматизации учетного процесса, должен быть закреплен в приказе по учетной политике предприятия.

Различают следующие  формы бухгалтерского учета6:

-  «журнал-главная»;

-  мемориально-ордерную;

-  журнально-ордерную;

-  упрощенную;

-  автоматизированную.

Наиболее  простой формой является «журнал-главная», так как любая операция по первичному документу (или группа однородных операций) записывается в книгу «Журнал-главная», в которой совмещается регистрационный журнал хозяйственных операций (хронологическая запись) и синтетические счета (систематическая запись) (таблица 1).

 

Таблица 1.

Книга «Журнал-главная»

Сначала записываются остатки по счетам на начало отчетного периода, все операции по документам, после чего определяется оборот за отчетный период. При этом производится проверка правильности записи: сумма оборота за отчетный период должна быть равна сумме оборотов по дебету всех счетов и сумме оборотов по кредиту всех счетов и выявляются остатки по счетам на конец отчетного периода. По данным остатков на счетах составляется заключительный баланс. Эта форма находит применение на предприятиях с небольшой численностью работающих и с небольшим количеством операций. Книгу может вести один бухгалтер.

Схема учета «журнал-главная» выглядит следующим образом (рис.1.).

Рис.1. Схема учета по форме «Журнал-главная»

 

Мемориально-ордерная форма ведения бухучета возникла в 1928-1930 годах. Она основана на раздельном ведении хронологических и систематических записей. Оформление бухгалтерских проводок производится специальными документами - мемориальными ордерами, которые составляются на основе первичных документов. Мемориальные ордера регистрируются в специальном журнале (хронологическая запись) и на их основе производятся записи на счетах главной книги (систематическая запись)7.

Однородные документы группируют в накопительных ведомостях, на их основании составляют мемориальные ордера, в которых указывается  корреспонденция счетов по данным операциям. Мемориальные ордера подписываются  главным бухгалтером. его заместителем, а также исполнителем.

Сумма мемориального ордера записывается в книгу «Журнал-Главная» в графу  «Сумма по ордеру», а затем в дебет  и кредит соответствующих счетов. Проводки из мемориальных ордеров разносятся по счетам Главной книги. Аналитический  учет ведется в карточках, записи в которые делаются на основании  первичных или сводных учетных  документов.

За каждым мемориальным ордером  закрепляют постоянный номер, что дает возможность составлять на каждую группу однородных операций (кассовых, по расчетным счетам, заработной плате и так далее) лишь один ордер в месяц. По операциям, не поддающимся систематизации, и по сторнировочным операциям составляются мемориальные ордера, которые нумеруются за каждый месяц в отдельности.

Главная книга является основой  для составления оборотной ведомости  по счетам синтетического учета. При  этом структура Главной книги  облегчает составление шахматной  оборотной ведомости, последняя  непосредственно заполняется итогами  каждого счета.

Форма счетов главной книги строится с разбивкой дебета и кредита  по каждому корреспондирующему счету  и выглядит следующим образом (табл.2).

Таблица 2

Главную книгу при этой форме  также называют контрольно-шахматной  ведомостью. На счетах главной книги  учитываются только текущие обороты  за отчетный период. Поэтому по данным счетов главной книги составляется оборотная ведомость по счетам синтетического учета (при этом производится проверка полноты и правильности записи хозяйственных  операций; итог оборотов по дебету и  кредиту счетов сверяется с итогом по регистрационному журналу). В ней  определяются и остатки по счетам на конец отчетного периода, по которым  составляется новый баланс.

Таблица 3

 

 

По сравнению с журналом-главной  мемориально-ордерная форма не ограничивает числа учитываемых операций, конкретизирует изменения в средствах на счетах, расширяет возможности разделения труда между работниками бухгалтерии и автоматизации учета.

Схема данной формы учета имеет  следующий вид (рис.2).

Рис.2. Схема мемориально-ордерной формы учета

 

Существует упрощенный вариант  данной формы для малых предприятий – с использованием ведомостей учета: основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа); производственных запасов и готовой продукции; затрат на производство; денежных средств и фондов; расчетов и прочих операций; расчетов с поставщиками; заработной платы.

Ведомость представляет собой счет бухгалтерского учета, в котором  отражаются начальный остаток, обороты  за отчетный период по дебету и кредиту  на основании документов с разбивкой  по корреспондирующим счетам, остаток  на конец отчетного периода. Например, форма ведомости по учету денежных средств в кассе выглядит следующим  образом (табл.4).

 

Таблица 4

 

 

Данные ведомостей обобщаются в  шахматной ведомости, на основании  которой составляется оборотная  ведомость. По данным оборотной ведомости  составляется баланс.

Достоинствами мемориально-ордерной формы учета являются:

-  строгая последовательность учетного процесса;

-  простота и доступность учетной техники;

-  широкое использование стандартных форм аналитических регистров;

-  возможность разделения учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными работниками.

Недостатки мемориально-ордерной формы:

а) многократность записей и трудоемкость учета;

б) отрыв аналитического учета от синтетического;

в) сложность приемов выявления  ошибочных записей.

Журнально-ордерная основана на использовании шахматного принципа регистрации операций и их накапливании за каждый месяц. Записи ведутся в бухучете по схеме: «документ – регистр – форма отчетности».

При журнально-ордерной форме учета  на основании первичных документов составляются накопительные ведомости  и разработочные таблицы. При  этом однородные операции, относящиеся  к определенному счету, записываются в журналы в хронологическом  порядке по корреспондирующим счетам. В конце месяца в каждом журнале  подсчитывается итог оборотов по корреспондирующим  счетам. Эти итоги представляют собой  бухгалтерские проводки для записи на счетах главной книги.

Накопительные журналы называются журналы-ордера. Журналы-ордера строятся по кредитовому признаку, т.е. записи операций производятся по кредиту конкретного  счета в корреспонденции с  дебетом разных счетов.

Журнал-ордер выглядит следующим  образом (табл.5).

Таблица 5

Журналы-ордера являются основными  регистрами бухгалтерского учета, вспомогательные  ведомости применяются в тех  случаях, когда необходимо сгруппировать  аналитические данные первичных  документов. Итоги ведомостей переносят  в журналы-ордера.

В основу построения единой журнально-ордерной формы положены следующие принципы:

- записи в журналах-ордерах производятся  в порядке регистрации операций  только по кредиту счета в  корреспонденции с дебетом счетов;

- совмещение в единой системе  записей синтетического и аналитического  учета; 

- отражение в учете хозяйственных  операций в разрезе показателей,  необходимых для контроля и  составления периодической и  годовой отчетности;

- применение журналов-ордеров по  сетам, связанных друг с другом  экономически;

- применение регистров с заранее  указанной корреспонденцией счетов, номенклатурой статей аналитического  учета, показателями, необходимыми  для составления отчетности;

- применение месячных журналов-ордеров. 

Итоговые данные журналов-ордеров  в конце месяца переносятся в  Главную книгу, по данным которой  составляется сальдовый баланс с  использованием в необходимых случаях  отдельных показателей из учетных  регистров.

Информация о работе Контрольная работа по "Бухгалтерскому учету"