Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 21:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть роль кредита и функции кредитной системы РФ.
Цель исследования обуславливает решение следующих задач:
- проанализировать роль кредита в рыночной экономике;
- раскрыть понятие и особенности кредитной системы;
- описать историческое развитие кредитной системы России;
- описать Банковскую систему РФ;
- выявить перспективы развития кредитной системы России.
Введение 3
1. Понятие и историческое развитие кредитной системы Российской Федерации
Историческое развитие кредитной системы России 5
1.2 Понятие кредитной системы 15
2. Кредитная система Российской Федерации на период с 2009-2011 гг. и данные о действующих кредитных организациях 21
3. Перспективы развития современной кредитной системы Российской Федерации
3.1 Динамика развития банковского сектора Российской Федерации по состоянию на 1.12.11 24
3.2 Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года 26
Заключение 29
Библиографический список
Российская современная кредитная система начала формироваться с начала 90-х гг. До этого существовала огосударствленная кредитная система, которая показала свою низкую эффективность. Сейчас в РФ сформировались все три основных структурных звена кредитной системы: ЦБ РФ, определяющий денежно-кредитную политику страны, банковский сектор, широко представленный государственными и коммерческими банками, и активно развивающиеся специализированные финансовые институты (пенсионные фонды, инвестиционные компании, управляющие компании, лизинговые компании и пр.)
Центральный Банк РФ является юридическим лицом, некоммерческой организацией в форме государственной корпорации, органом финансовой власти, сущность, которой заключается в том, что он вместе с правительством разрабатывает и осуществляет денежно-кредитную политику.
Однако на пути развития российской кредитной системы пока много трудностей: отсутствие четкой и согласованной нормативно-правовой базы, слабое развитие кредитования для малого и среднего бизнеса, определенный монополизм, неразвитость рынка жилья, что в значительной степени затрудняет развитие ипотеки, отсутствие реальных условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг и, соответственно, инвестиционного банковского сектора.
Современная кредитная система России получила достаточно широкое развитие к настоящему времени. В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным можно отнести следующие:
- продолжают существовать
мелкие коммерческие банки,
- монопольное, ничем не
ограниченное положение на
- неразвитость рынка жилья
и несоответствие цен на жилье
среднему уровню доходов
- отсутствие реальных
условий для развития рынка
корпоративных ценных бумаг в
качестве основы для
- отсутствие реальной
законодательной базы для
Библиографический список
1. Абрамова М.А. Финансы и кредит. М., 2008
2. Белоглазовой Г. Н. Деньги, кредит, банки : учеб. / под ред.– М.: Высшее образование, 2008.
3. Владимирова. М. П. Деньги, кредит, банки : учеб. пособие /– 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2007.
4. Галицкая, С. В. Деньги, кредит, финансы : учеб. /– М.: Эксмо, 2009. 2007.
5. Жукова. Е. Ф. Банковское законодательство : учеб. / под ред. - М.: Вузовский учебник.
6. Климович, В. П. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. /– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.
7. Лаврушина О. И. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс : учеб. пособие / под ред.– 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2009.
8. Николаева Т.П. Финансы и кредит. (Учебно-метод. компл.) (ЕАОИ; 2008, 371с.)
9. Селищев, А. С. Деньги. Кредит. Банки /– СПб.: Питер, 2007.
10. Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. Финансы и кредит. (Учебник) (2009, 408с.)
11. Тютюнник, А. В. Банковское дело /– М.: Финансы и статистика, 2006.
12. http://www.minfin.ru
13. www.gazeta.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
2010 год | ||||||||||||||
01.01 |
01.02 |
01.03 |
01.04 |
01.05 |
01.06 |
01.07 |
01.08 |
01.09 |
01.10 |
01.11 |
01.12 | |||
Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства в рублях - всего |
13 326 589 |
13 337 327 |
13 339 188 |
13 461 633 |
13 592 017 |
13 717 985 |
13 964 272 |
14 157 176 |
14 240 553 |
14 711 701 |
14 942 262 |
15 306 121 | ||
из них: | ||||||||||||||
|
3 169 902 |
3 143 550 |
3 135 596 |
3 159 086 |
3 197 890 |
3 231 047 |
3 286 351 |
3 359 690 |
3 431 607 |
3 502 825 |
3 570 149 |
3 627 162 | ||
|
9 386 042 |
9 339 957 |
9 339 949 |
9 420 109 |
9 495 909 |
9 588 191 |
9 781 065 |
9 865 452 |
9 937 707 |
10 223 619 |
10 283 494 |
10 497 110 | ||
| ||||||||||||||
|
292 008 |
291 120 |
285 672 |
319 588 |
319 592 |
301 128 |
329 941 |
307 689 |
308 705 |
400 798 |
392 782 |
380 276 | ||
|
215 178 |
211 754 |
225 697 |
233 969 |
213 513 |
245 097 |
243 136 |
258 582 |
265 967 |
258 752 |
304 169 |
293 488 | ||
|
343 959 |
349 655 |
358 295 |
366 293 |
385 013 |
404 818 |
425 095 |
427 030 |
442 895 |
482 100 |
500 315 |
523 130 | ||
|
1 968 047 |
1 949 863 |
1 892 531 |
1 931 974 |
1 943 510 |
1 916 001 |
1 872 858 |
1 914 469 |
1 945 401 |
1 986 988 |
2 049 112 |
2 116 796 | ||
|
2 840 951 |
2 768 639 |
2 750 905 |
2 769 511 |
2 768 285 |
2 815 822 |
2 936 576 |
2 934 087 |
2 965 843 |
3 099 709 |
2 986 547 |
3 032 873 | ||
|
3 101 279 |
3 150 473 |
3 194 125 |
3 155 040 |
3 196 851 |
3 219 308 |
3 288 507 |
3 333 522 |
3 316 722 |
3 300 626 |
3 359 648 |
3 480 866 | ||
|
770 646 |
853 820 |
863 643 |
882 439 |
898 218 |
898 747 |
896 856 |
932 034 |
871 238 |
985 258 |
1 088 619 |
1 181 849 | ||
Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства в иностранной валюте - всего |
5 853 047 |
6 074 376 |
5 926 985 |
5 623 872 |
5 593 352 |
5 646 462 |
5 797 909 |
5 756 076 |
5 866 329 |
6 049 372 |
6 072 418 |
6 337 188 | ||
из них: | ||||||||||||||
|
403 850 |
401 953 |
390 215 |
377 238 |
373 777 |
382 687 |
386 049 |
372 024 |
372 928 |
368 790 |
367 926 |
370 503 | ||
|
3 493 157 |
3 487 255 |
3 406 468 |
3 348 739 |
3 368 519 |
3 505 693 |
3 598 082 |
3 585 207 |
3 670 878 |
3 804 958 |
3 836 755 |
3 863 579 | ||
| ||||||||||||||
|
23 581 |
18 777 |
50 384 |
67 746 |
39 234 |
38 358 |
38 375 |
45 730 |
34 141 |
34 945 |
36 890 |
46 887 | ||
|
68 549 |
51 586 |
40 306 |
55 435 |
46 686 |
60 184 |
69 628 |
49 478 |
58 549 |
55 673 |
68 813 |
56 147 | ||
|
136 541 |
129 095 |
117 410 |
104 748 |
108 990 |
130 593 |
108 623 |
139 738 |
114 642 |
98 353 |
101 392 |
108 585 | ||
|
500 766 |
512 574 |
492 614 |
478 691 |
521 133 |
537 524 |
597 267 |
617 599 |
609 884 |
598 231 |
598 509 |
585 385 | ||
|
1 076 932 |
1 078 859 |
994 241 |
965 631 |
976 417 |
1 011 623 |
1 040 422 |
1 042 703 |
1 056 845 |
1 043 886 |
1 027 349 |
1 046 332 | ||
|
1 541 817 |
1 546 964 |
1 568 247 |
1 541 336 |
1 540 313 |
1 578 557 |
1 604 543 |
1 560 706 |
1 667 572 |
1 844 579 |
1 880 699 |
1 905 128 | ||
|
1 955 286 |
2 184 127 |
2 129 452 |
1 897 040 |
1 849 786 |
1 756 968 |
1 812 588 |
1 797 514 |
1 821 122 |
1 874 269 |
1 866 311 |
2 101 539 |
Таблица 1 - Данные об объемах кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям. (млн. руб.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
№ |
Перечень кредитных |
Рег. № |
Центральный федеральный округ г. Москва и Московская область | ||
1 |
ГПБ (ОАО) |
354 |
2 |
ОАО Банк ВТБ |
1000 |
3 |
ОАО "АЛЬФА-БАНК" |
1326 |
4 |
ОАО "Сбербанк России" |
1481 |
5 |
ЗАО "Банк Русский Стандарт" |
2289 |
6 |
АКБ "СОЮЗ" (ОАО) |
2307 |
7 |
ОАО "Банк Москвы" |
2748 |
8 |
О ОО "АМТ БАНК" |
2820 |
9 |
ОАО "Россельхозбанк" |
3349 |
Калужская область | ||
10 |
ОАО "Газэнергобанк" г. Калуга |
3252 |
Северо-Западный федеральный округ г. Санкт-Петербург | ||
11 |
ОАО "Банк "Санкт-Петербург" |
436 |
12 |
КИТ Финанс Инвестиционный банк (ОАО) |
1911 |
Приволжский федеральный округ Пензенская область | ||
13 |
ОАО "Губернский банк "Тарханы" г. Пенза |
459 |
Республика Башкортостан | ||
14 |
ООО "Башинвестбанк" г. Уфа |
2189 |
Самарская область | ||
15 |
ООО "ПотенциалБанк" г. Жигулевск |
1019 |
16 |
ОАО "Первобанк" г. Самара |
3461 |
Уральский федеральный округ Свердловская область | ||
17 |
ОАО "СКБ-банк" г. Екатеринбург |
705 |
18 |
Банк "СЕВЕРНАЯ КАЗНА" ОАО г. Екатеринбург |
2083 |
19 |
"Банк24.ру" (ОАО) г. Екатеринбург |
2227 |
20 |
"СБ "ГУБЕРНСКИЙ" (ОАО) г. Екатеринбург |
2975 |
Тюменская область | ||
21 |
ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК г. Ханты-Мансийск |
1971 |
Таблица 2 - Перечень кредитных организаций, в которые назначены уполномоченные представители Банка России.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
№ п/п |
Наименование региона |
Количество КО в регионе |
Количество филиалов в регионе | ||
Всего |
КО, головная организация которых находится в данном регионе |
КО, головная организация которых находится в другом регионе | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Всего по Российской Федерации: |
1 010 |
2 880 |
492 |
2 388 | |
1 |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
583 |
596 |
119 |
477 |
|
Белгородская область |
5 |
24 |
1 |
23 |
|
Брянская область |
1 |
23 |
0 |
23 |
|
Владимирская область |
3 |
23 |
0 |
23 |
|
Воронежская область |
2 |
52 |
0 |
52 |
|
Ивановская область |
6 |
16 |
0 |
16 |
|
Калужская область |
4 |
23 |
0 |
23 |
|
Костромская область |
5 |
11 |
0 |
11 |
|
Курская область |
2 |
18 |
0 |
18 |
|
Липецкая область |
2 |
23 |
1 |
22 |
|
Московская область |
11 |
83 |
4 |
79 |
|
Орловская область |
2 |
19 |
2 |
17 |
|
Рязанская область |
4 |
18 |
0 |
18 |
|
Смоленская область |
4 |
19 |
6 |
13 |
|
Тамбовская область |
1 |
13 |
1 |
12 |
|
Тверская область |
7 |
30 |
3 |
27 |
|
Тульская область |
5 |
25 |
1 |
24 |
|
Ярославская область |
7 |
31 |
3 |
28 |
|
г. Москва |
512 |
145 |
20 |
125 |
|
Московский регион /справочно/ |
523 |
228 |
101 |
127 |
Таблица 3 - Справка о количестве
действующих кредитных организаций
и их филиалов по
состоянию на 01.03.2011(конкретно по Центральному
Федеральному округу)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
|
Форма реализации |
Срок реализации |
Ответственные исполнители | |
I. Повышение конкурентоспособности банковского сектора. Развитие финансовой инфраструктуры. Снижение издержек банковской деятельности | ||||
1. |
Разработка законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе |
проекты федеральных законов |
приняты Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 1-м чтении |
Минфин России Минэкономразвития
России ФСФР России с участием заинтересованных
федеральных органов |
2. |
Реализация мероприятий, направленных на внедрение универсальной электронной карты гражданина |
нормативные правовые акты |
в соответствии с планом мероприятий, необходимых для реализации Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 1433-р |
Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральной уполномоченной организации |
3. |
Обеспечение иммунитета центральных банков иностранных государств и принадлежащего им имущества |
проект федерального закона |
2012 год |
Минфин России Минэкономразвития России МИД России с участием Банка России |
4. |
Установление запрета на открытие филиалов иностранных банков |
проект федерального закона |
в соответствии со сроками вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию |
Минфин России Минэкономразвития России МИД России с участием Банка России |
5. |
Закрепление транспарентных процедур, связанных с регистрацией (аккредитацией) представительств иностранных банков на территории Российской Федерации и возложение на Банк России полномочий по их регистрации (аккредитации) в установленном им порядке |
проект федерального закона |
2013 год |
Минюст России Минфин России Минэкономразвития России МИД России ФАС России с участием Банка России |
6. |
Совершенствование залогового законодательства Российской Федерации в части создания системы регистрации уведомлений о залоге |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
7. |
Предоставление банкам возможности заключать с вкладчиком, являющимся физическим лицом, договор банковского вклада на условиях, не предусматривающих права вкладчика на досрочное востребование суммы вклада или ее части или не предусматривающих его права на досрочное предъявление к оплате сберегательного (депозитного) сертификата |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России ФСФР России Минэкономразвития России с участием Банка России |
8. |
Введение в законодательство Российской Федерации понятия "металлический счет", в том числе для физических лиц |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
9. |
Совершенствование правового регулирования деятельности бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй |
проект федерального закона |
2012 год |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
10. |
Установление минимальных стандартов оказания финансовых услуг |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России Минздравсоцразвития России ФСФР России ФАС России с участием Банка России |
11. |
Совершенствование регулирования вопросов ответственности должностного лица кредитной организации за невыполнение обязанностей по контролю за выполнением хозяйствующими субъектами порядка ведения кассовых операций |
проект федерального закона |
2012 год |
Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России |
II. Совершенствование качества банковских услуг | ||||
12. |
Совершенствование законодательства Российской Федерации о потребительском кредитовании |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России |
13. |
Совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на защиту прав заемщиков от возможных злоупотреблений со стороны субъектов деятельности по взысканию задолженности |
проект федерального закона |
2012 год |
Минэкономразвития России Минфин России ФАС России с участием Банка России |
14. |
Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части унификации подхода к установлению административного воздействия за нарушение прав потребителей финансовых услуг |
проект федерального закона |
2011 год |
Минздравсоцразвития России Минфин России Минэкономразвития России ФАС России с участием Банка России |
III. Совершенствование банковского регулирования и надзора | ||||
15. |
Совершенствование подходов
к определению перечня |
проекты федеральных законов |
2012 год |
Росфинмониторинг Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
16. |
Совершенствование законодательства
Российской Федерации в части
конкретизации требований к руководителям
и учредителям (участникам) кредитной
организации, предоставление Банку
России полномочий по контролю за соответствием
указанных лиц установленным
требованиям, осуществлению сбора
информации об их деловой репутации,
ведению соответствующих баз
данных, обработке и ведению |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России |
17. |
Совершенствование законодательства Российской Федерации в части расширения полномочий Банка России по применению мер воздействия к кредитным организациям за выявленные недостатки в системах их корпоративного управления, применения мер воздействия к руководителям и собственникам кредитных организаций, включая меры, рекомендованные Базельским комитетом по банковскому надзору |
проект федерального закона |
2012 год |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
18. |
Обеспечение правовых условий организации консолидированного банковского надзора и раскрытия кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности в соответствии с международным опытом в этой области, включая надзор за рисками, возникающими при взаимоотношениях кредитных организаций со связанными с ними лицами |
проект федерального закона |
внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
19. |
Обеспечение унифицированных
надзорных требований к оценке устойчивости
кредитных организаций и |
проект федерального закона |
2012 год |
Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России |
20. |
Создание законодательных основ внедрения рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, включая предоставление Банку России права устанавливать для кредитных организаций правила управления рисками и капиталом, применения внутрибанковских методов оценки рисков, а также установление ответственности членов исполнительных органов и совета директоров (наблюдательного совета) за деятельность кредитных организаций, в том числе в области управления рисками |
проект федерального закона |
2012 год |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
21. |
Внесение изменений в
законодательство Российской Федерации
в части упрощения процедуры
эмиссии ценных бумаг кредитными организациями, |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
22. |
Совершенствование процедур
реорганизации кредитных |
проект федерального закона |
2012 год |
Минэкономразвития России Минфин России ФСФР России с участием Банка России |
23. |
Установление требований к аффилированным лицам кредитных организаций о предоставлении сведений о себе и порядка раскрытия информации об указанных лицах |
проект федерального закона |
2013 год |
Минэкономразвития России Минфин России ФСФР России с участием Банка России |
24. |
Установление в |
проект федерального закона |
2012 год |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
25. |
Создание правовых условий взаимодействия Банка России и аудиторских организаций |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
26. |
Внесение изменений в
федеральные законы в части закрепления
за государственной корпорацией "Агентство
по страхованию вкладов" на постоянной
основе функций по финансовому оздоровлению
банков и уточнения механизмов их
осуществления, совершенствования
процедур предупреждения банкротства
и ликвидации кредитных организаций,
повышения ответственности |
проект федерального закона |
2011 год |
Минэкономразвития России Минфин России с участием Банка России |
27. |
Установление уголовной
ответственности за внесение в бухгалтерские,
иные учетные и отчетные документы,
отражающие экономическую деятельность
кредитной организации, существенных
изменений, искажающих их действительное
содержание, ложных сведений, а равно
представление неполных либо заведомо
ложных сведений в целях сокрытия
информации о фактическом финансовом
положении кредитной |
проект федерального закона |
2012 год |
Минэкономразвития России Минфин России МВД России с участием Банка России |
28. |
Установление возможности назначения служащих Банка России уполномоченными представителями в кредитные организации, значимые для банковской системы и экономики Российской Федерации |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России |
29. |
Совершенствование законодательства Российской Федерации в части повышения минимального размера уставного капитала и собственных средств (капитала) банков |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России |
30. |
Совершенствование законодательства Российской Федерации в части установления обязанности кредитных организаций раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о профессиональной квалификации и деловом опыте руководителей |
проект федерального закона |
2012 год |
Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России |