Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:31, дипломная работа
В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется наряду с другими экономическими законами законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует кардинального изменения принципов формирования цен и модели цены.
Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов – стратегического и тактического. В условиях рынка динамика цен будет формироваться непредсказуемо, и необходимо глубоко и тщательно изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться
Введение……………………………………………………………………………3
1. Условия деятельности и задачи ценообразования в ООО «Мегеллан»….....5
2 Методические основы формирования ценовых решений……………………9
2.1 Базовые факторы ценообразования…………………………………………..9
2.2 Методы расчета цен на продукцию (Работ и услуг)………………………..11
3. Обоснование уровня цен на товары в ООО «Мегеллан» в краткосрочном
периоде………………………………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………………….33
Приложения……………………………………………………………………….35
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Условия деятельности и задачи ценообразования в ООО «Мегеллан»….....5
2 Методические основы формирования ценовых решений……………………9
2.1 Базовые факторы ценообразования………………………………………
2.2 Методы расчета цен на продукцию (Работ и услуг)………………………..11
3. Обоснование уровня цен на товары в ООО «Мегеллан» в краткосрочном
периоде……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется наряду с другими экономическими законами законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует кардинального изменения принципов формирования цен и модели цены.
Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов – стратегического и тактического. В условиях рынка динамика цен будет формироваться непредсказуемо, и необходимо глубоко и тщательно изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.
Цена является важнейшей составляющей комплекса планирования на предприятии, это единственный элемент, реально обеспечивающий продавцу доход. Это сложное понятие, которое зависит от общего состояния экономики и конкуренции, тем более на промышленном рынке, так как первоначально устанавливаемая цена редко совпадает с конечной, объявленной. В связи с этим, одной из основных задач на любом предприятии является экономическое обоснование себестоимости и цены производственного продукта.
Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкуренто-способность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.д.
Решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.
Данными причинами объясняется выбор темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – изучение теоретических основ обоснования цен на продукцию (работы, услуги) и их практическое применение.
Исходя из цели, в работе будут решены следующие задачи:
- дана общая характеристика предприятия – объекта исследования и сформулированы основные задачи ценообразования на данном предприятии;
- изучены теоретические основы методики формирования ценовых решений;
- представлена характеристика обоснования цен на исследуемом предприятии.
Объектом исследования курсовой работы является ООО «Мегеллан» (г.Москва), - магазин по продаже меховых и кожаных изделий.
Предмет исследования курсовой работы – обоснование цены конкретного товара в ООО «Мегеллан».
При написании курсовой работы были использованы учебная и научная литература в области ценообразования, а также статьи периодических изданий, посвященные теме исследования и материалы Интернет-ресурсов.
1. Условия деятельности и задачи ценообразования в ООО «Мегеллан»
Общество с ограниченной ответственностью «Мегеллан» (ООО «Мегеллан» - торговое предприятие, занимающееся продажей меховых и кожаных изделий. Предприятие расположено в г. Москва.
В своей деятельности ООО «Мегеллан» руководствуется Уставом и договором. В соответствии с этими документами целью создания предприятия является получение прибыли от осуществления собственной производственной и коммерческой деятельности.
Фирма реализует товары по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно.
Фирма специализируется на закупке и реализации в розничную торговлю товаров народного потребления – изделий из меха и кожи, и самостоятельно осуществляет свою деятельность, исходя из реального потребительского спроса населения, организаций и учреждений.
Планы деятельности предприятия разрабатываются фирмой самостоятельно и утверждаются собранием ее Участников.
Таким образом, ООО «Мегеллан» осуществляет следующие виды деятельности: закупка товаров; розничная торговля; сдача помещений в субаренду.
ООО «Мегеллан» имеет лицензию (серия МТр-12 № 001031 от 15 июня 2007 года) на право розничной продажи изделий из меха и кожи.
Торговля в магазине осуществляется в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и правилами работы предприятий розничной торговли.
Здание, где располагается магазин пристроенное, типовое, одноэтажное, проектировалось и строилось специально для размещения в нем магазина.
Магазин оснащен всем необходимым торгово-технологическим оборудованием.
Управление предприятием осуществляется директором на основе единоначалия. Создана единая вертикальная линия руководства и прямой путь активного воздействия на подчиненных. Преимущество такой структуры управления заключается в простоте, надежности и экономичности.
Структура управления торговым предприятием представлена в Приложении 1.
Организация снабжения и сбыта товаров проводится в ООО «Мегеллан» руководителем предприятия. Он выявляет возможности реализации новых видов товаров, ведет учет и повседневно изучает конкретных поставщиков, выявляет и регистрирует производителей товаров, еще не связанных договорными отношениями с предприятием, готовит предложения по вопросам увеличения снабжения нужными товарами, расширения ассортимента, улучшения качества продукции.
Проанализируем основные показатели деятельности магазина «Мегеллан» за последние три года.
Изменения в деятельности предприятия за 2006-2008 гг. можно охарактеризовать следующими показателями (табл. 1).
Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели работы магазина
Наименование показателей | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | Изменение (+, -) | |
2007 г. к 2006 г. | 2008 г. к 2007 г. | ||||
Валовая выручка, тыс. р. | 9737 | 12851 | 15767 | +3114 | +2916 |
Затраты, тыс. р. | 7618 | 9770 | 11511 | +2152 | +1741 |
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), тыс. р. | 852 | 1448 | 885 | +596 | -563 |
Рентабельность реализации продукции, % | 8,8 | 11,3 | 5,6 | +2,5 | -5,7 |
Затраты на 1 рубль выручки, р. | 0,78 | 0,76 | 0,73 | -0,02 | -0,03 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 7 | 8 | 12 | +1 | +4 |
Среднемесячная зарплата 1 рабочего, р. | 2251 | 3748 | 4538 | +1497 | +790 |
Среднегодовая производительность труда 1работника, тыс. р./чел. | 1391,0 | 1606,4 | 1313,9 | +215,4 | -292,5 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.р. | 919 | 1001 | 1665 | +82 | +664 |
Фондоотдача, р./р. | 10,6 | 12,8 | 9,5 | +2,2 | -3,3 |
Анализ динамики основных показателей хозяйственной деятельности магазина «Мегеллан» позволяет сделать следующие выводы.
Данные, приведенные в табл. 1 показывают, что доходы торгового предприятия стабильно растут, так в 2007 г. выручка от реализации возросла на 3114 тыс. р. по сравнению с 2006 г., в 2008 г. – на 2916 тыс.р. по сравнению с 2007 г. Соответственно и затраты на реализацию продукции имеют тенденцию к росту. В 2007 г. они возросли на 2152 тыс.р. по сравнению с 2006 г., в 2008 г. – на 1741 тыс.р. или на 17,8% по сравнению с 2007 г. Всего за 2008 г. рост выручки фирмы по отношению к 2006 году составил 61,9%. Затраты в целом по магазину «Мегеллан» возросли в 2008 г. по отношению к 2006 г. на 51,1%.
В связи с опережающим ростом доходов против роста затрат на реализацию продукции, в 2007 г. себестоимость на 1 рубль реализованной продукции предприятия снизилась на 2 коп. или на 2,6% по сравнению с 2006 г., в 2008 г. данный показатель сократился еще на 3 коп. по сравнению с 2007 г.
Нужно отметить, что прибыль от реализации продукции возросла на 596 тыс.р. в 2007 г. по сравнению с 2006 г., в 2008 г. она сократилась на 563 тыс. р. или на 38,9% по сравнению к 2007 г.
Аналогичную тенденцию изменения имеет показатель рентабельности реализованной продукции, в 2007 году уровень рентабельности возрос с 8,8% до 11,3%, а в 2008 году снизился до 5,6%.
Среднесписочная численность работников предприятия возросла на 1 чел. в 2007 г. по сравнению с 2006 г. и на 4 чел. в 2008 г. по сравнению с 2007 г. Про-изводительность труда работников предприятия возросла в 2007 г. на 215,4 тыс.р./чел. или на 24,2% по сравнению с 2006 г., в 2008 г уменьшилась – на 292,5 тыс.р./чел. или на 18,2% по сравнению с уровнем 2007 г. Прирост заработной платы за период составил в среднем 42,4% в год.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия возросла в 2007 г. на 82 тыс.р. по сравнению с 2006 г., и в 2008 г. на 664 тыс.р. по сравнению с предыдущим годом. Уровень фондоотдачи средств возрос в 2007 г. на 2,2 р. по сравнению с 2008 г., и сократился на 3,3 р. в 2008 г. по сравнению с 2007 г.
Как видно из табл. 1, наиболее успешным был для предприятия 2007 г., т.к. на этот год приходится наибольший объем прибыли от реализации продукции, показатель среднегодовой производительности труда работников, уровень фондоотдачи основных производственных фондов. В целом показатели выручки от реализации продукции, работ, услуг магазина «Мегеллан» за 2006-2008 гг. свидетельствуют о наращивании масштабов торговой деятельности организации.
Цена в условиях рыночной экономики — важнейший экономический параметр, характеризующий деятельность предприятия. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень доходности предприятия.
Основными задачами в области ценообразования в ООО «Мегеллан» являются:
- обеспечение конкурентоспособности на рынке продажи меховых и кожаных изделий в г. Москва. Эта задача выходит на первый план в условиях острой конкуренции;
- увеличение прибыли и повышение рентабельности торговой деятельности;
- завоевание лидерства по показателям качества товаров;
- увеличение сбыта;
- создание положительного имиджа фирмы.
2 Методические основы формирования ценовых решений
2.1 Базовые факторы ценообразования
Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием множества факторов, действующих разнонаправлено и которые можно ранжировать по степени их детализации. К факторам первого порядка можно отнести спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование. В свою очередь сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов — внутренних и внешних (Приложение 2). Внутренние факторы, т.е. факторы микроэкономического уровня, зависят от деятельности самого предприятия, фирмы. Товар, характеризующийся особыми свойствами, уникальными достоинствами и способами его обработки, непременно будет иметь более высокую цену, отражающую его качество, технический уровень. Способ производства определяет серийность выпуска продукции. Как правило, продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость и соответственно цену. Товары же массового производства отличаются низкими издержками и на них устанавливаются относительно низкие цены. При частых и интенсивных технологических изменениях товар будет иметь более высокую цену. [8, 87]
Ориентация предприятия на несколько рыночных сегментов вызывает необходимость дифференциации цен, приспособления их к различным категориям покупателей. Цена теснейшим образом связана с жизненным циклом товара. Чаще всего продукция имеет более высокую цену, при коротком жизненном цикле, и относительно низкую — при длительном. Более того, уровень цены заметно меняется на различных стадиях жизненного цикла товара в связи с изменением конъюнктуры рынка и объемов продаж.
Ощутимое влияние на цену оказывает длительность цепочки производитель — потребитель, используемые каналы распределения, посредники. Хорошо организованный сервис при продаже и послепродажное обслуживание, авторитет фирмы на внутреннем и внешнем рынках, удачно и оригинально организованная реклама товара, его продвижение на рынок позволяют устанавливать более высокие цены.