Кредиторская задолженность на примере ОАО "Ростелеком"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 22:58, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в условиях развития рыночных отношений у предприятий значительно возросло количество контрагентов - дебиторов и кредиторов, из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности. Более сложным стало налогообложение операций, связанных с учетом дебиторской задолженности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты дебиторской и кредиторской задолженности
.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности
1.2 Формы безналичных расчетов
.3 Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия и методика управления дебиторской и кредиторской задолженностью
ГЛАВА 2. Учет дебиторской и кредиторской задолженности на примере БФ ОАО «Сибирьтелеком»
.1 Краткая характеристика БФ ОАО «Сибирьтелеком». Основные экономические показатели деятельности предприятия
.2 Организация бухгалтерского учета на ГЦТ БФ ОАО «Сибирьтелеком»
.3 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
.4 Учет расчетов с покупателями и заказчиками
.5 Учет списания безнадежной к погашению задолженности
ГЛАВА 3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности БФ ОАО «Сибирьтелеком»
.1 Анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности
.2 Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности
.3 Выводы и предложения по улучшению состояния дебиторской и кредиторской задолженности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 8. Сведения о дебиторской задолженности за 2007 год.

Наименование счета

Всего тыс.руб

Просроченная зад-ть

Просроченная зад-ть по срокам просрочки платежей (дней), тыс.рублей

     

1-45

46-90

91-180

181-360

>360

Краткосрочная дебиторская задолженность, в т.ч.:

81580

34151

8569

1940

3754

5494

14392

1.Расчеты с физическими лицами (по услугам связи)

37421

27909

6265

1790

3450

4771

11630

2.Расчеты по возмещению  расходов, связанных с предоставлением  льгот

-

-

-

-

-

-

-

3. Расчеты с бюджетными  организациями (по услугам связи)

8254

2811

857

43

31

51

827

4. Расчеты с небюджетными организациями (по услугам связи)

16553

3360

579

96

264

319

1100

5. Расчеты с российскими  операторами связи за услуги  связи

17545

825

817

-

7

-

-

6. Расчеты с ОАО «Ростелеком»

844

351

-

-

351

-

-


 

Доля просроченной  Просроченная дебиторская

задолженности = задолженность _ х 100%

Дебиторская задолженность

Доля просроченной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности составляет 41,8%. Основную долю просроченной задолженности составляют расчеты с физическим лицами по услугам связи - 81,7%. Незначительную долю составляют расчеты с ОАО «Ростелеком». Просроченная задолженность в основном просрочена на 360 дней и более, на ее долю приходится 42,2%.

Бухгалтер, чтобы не допустить просроченной задолженности должен проводить определённую работу: направлять письма, проводить телефонные переговоры, персональные визиты, продажу задолженности специальным организациям, проверять реальность суммы дебиторской задолженности.

Основной причиной возникновения на предприятии в настоящее время дебиторской и кредиторской задолженности, является временные неплатежи. Это подтверждают данные сравнительного анализа дебиторской и кредиторской задолженности.

 

Таблица 9. Сравнительный анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности на БФ ОАО «Сибирьтелеком» за 2007 год

Показатели

Дебиторская задолженность, %

Кредиторская задолженность, %

Изменения

1. Темп роста, %

95,8

82,5

13,3

2. Оборачиваемость в оборотах

23,06

10,2

12,86

3. Оборачиваемость в днях

15,6

35,3

19,7


 

Сравнение состояния дебиторской и кредиторской задолженности, исходя из данных таблицы 9, позволяет сделать следующий вывод: в организации в 2007 году преобладала сумма кредиторской задолженности, но темп ее прироста меньше, чем темп прироста дебиторской задолженности. Причина этого - в более низкой скорости обращения кредиторской задолженности по сравнению с дебиторской. Такая ситуация ведет к дефициту платежных средств, что может привести к неплатежеспособности организации.

Таким образом, на предприятии наблюдается превышение кредиторской задолженности над дебиторской в 2007 году на 98762 тыс. руб. или почти в 2 раза. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской дает предприятию возможность использовать эти средства как привлеченные источники (например, полученные авансы израсходованы; полученное сырье пущено в переработку и т.д.).

Хотя кредиторская задолженность экономически и выгодна предприятию, однако в некоторых случаях она ведет к штрафным санкциям и снижению рейтинга предприятия среди конкурентов. Поэтому с данным видом задолженности так же надо бороться.

 

.3 Выводы и предложения  по улучшению состояния дебиторской  и кредиторской задолженности

 

По результатам анализа состава, структуры и динамики кредиторской и дебиторской задолженности предприятия можно сделать вывод, что в целом ситуация в сфере осуществления платежно-расчетных отношений предприятия с его дебиторами и кредиторами не представляет существенной угрозы стабильности финансового состояния предприятия. Тем не менее, динамика роста и кредиторской, и дебиторской задолженности свидетельствует о необходимости пристального внимания руководства к организации платежно-расчетных отношений.

Высокая доля строки «авансы выданные» в общем объеме дебиторской задолженности говорит либо о заведомой выдаче авансов лицам или организациям, платежеспособность которых сомнительна (что представляет собой злоупотребление), либо о том, что на предприятии недостаточно хорошо поставлена процедура проверки потенциальной способности контрагента погасить выданный аванс.

Представляют интерес значительные объемы прочей задолженности, как дебиторской, так и кредиторской. Их подробный анализ не входит в рамки настоящей работы, однако при аудиторской проверке предприятия эти суммы непременно будут подвергнуты детальной проверке, особенно суммы, выданные в счет заработной платы и своевременно не возвращенные, а также не возвращенные работниками подотчетные суммы.

Чтобы избежать проблем при проведении аудиторской проверки, предприятие должно иметь полную документацию, подтверждающую правильность отражения по соответствующим статьям баланса остатков задолженности, обосновывающую причины образования задолженности, реальность ее получения (акты сверки расчетов или гарантийные письма, в которых должники признают задолженность). Очень важно следить за сроками задолженности по каждому дебитору и кредитору в отдельности и своевременное принятие мер для погашения или взыскания задолженности, чтобы не пропустить срока исковой давности в случае необходимости взыскания задолженности в судебном порядке, а также чтобы иск не подали на рассматриваемое предприятие.

Несмотря на то, что ситуация на рассматриваемом предприятии достаточно благополучна с точки зрения того, что доля просроченной дебиторской и кредиторской задолженности незначительна, тем не менее, рост объемов и дебиторской, и кредиторской задолженности определяет необходимость повышенного внимания ко всему, что с ней связано.

Динамика и состав дебиторской задолженности свидетельствует о том, что поставщики предприятия, получая вовремя его продукцию, задерживают ее оплату, причем объем просроченной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности на конец 2007 года позволяет сделать вывод о том, что предприятие в значительной мере кредитует деятельность своих контрагентов. Это создает препятствия для погашения его собственных обязательств.

Важно не допустить дальнейшего роста доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов предприятия - это может повлечь за собой снижение всех финансовых показателей, замедление оборота ресурсов, простои вследствие не внутренних проблем, а внешних, снижение возможности оплачивать свои обязательства перед кредиторами.

Увеличение доли кредиторской задолженности в краткосрочных пассивах говорит о снижении источников формирования оборотных активов, а также о снижении текущей ликвидности предприятия. Известно, что текущая ликвидность есть отношение всех оборотных средств (кроме расходов будущих периодов) к сумме срочных обязательств (кредиторская задолженность плюс краткосрочные кредиты). Дальнейшее увеличение доли кредиторской задолженности будет уменьшать текущую ликвидность предприятия.

Завершая рассмотрение анализа состояние дебиторской и кредиторской задолженности, необходимо учесть, что такой анализ позволяет разработать конкретные меры по улучшению дебиторской и кредиторской задолженности:

) следить за соотношением  дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской  задолженности создает угрозу  финансовой устойчивости предприятия  и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;

) по возможности ориентироваться  на увеличение количества заказчиков  с целью уменьшения масштаба  риска неуплаты, который значителен  при наличии монопольного заказчика;

) контролировать состояние  расчетов по просроченным задолженностям. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости выполненных работ. Бухгалтерия предприятия должна строго контролировать структуру и сроки погашения дебиторской задолженности, вести работу по ее взысканию;

) своевременно выявлять  недопустимые виды дебиторской  и кредиторской задолженности, к  которым в первую очередь относятся: просроченная задолженность поставщикам, просроченная задолженность покупателям, просроченная задолженность по оплате труда, просроченная задолженность по платежам в бюджет, просроченная задолженность по платежам во внебюджетные фонды.

Финансовыми способами воздействия на дебиторов по взысканию просроченной задолженности являются: предъявление претензионных писем,

составление актов сверки задолженности, применение штрафных санкций, предложения о проведении взаимозачетов, продажа задолженности, предъявление иска к должнику через арбитражный суд, инициация процедуры банкротства неплатежеспособного дебитора.

 

 

Заключение

 

Эффективное хозяйствование предполагает постоянное изучение показателей работы предприятия. В процессе оперативного анализа деятельности предприятия изучают и оцениваются показатели, которые характеризуют, с одной стороны результат - прибыль и товарооборот, а с другой стороны, ресурсы и затраты - материально-техническая база, оборотный капитал, трудовые ресурсы, издержки обращения. Это означает, что аналитическая работа базируется на системе показателей.

Основные показатели работы БФ ОАО «Сибирьтелеком» за 2006-2007 год показали, что за исследуемый период наблюдается рост многих финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности. Удельный вес доходов ГТС в общей структуре доходов составляет 45%, рост к аналогичному периоду прошлого года составил 130,9%. Прирост основных телефонных аппаратов на сети ГТС за 2007 год составил - 4466 шт. Рост доходов ГТС произошел как за счет прироста ОТА, так и за счет повышения абонентской платы. Доля доходов МТС составляет 42,6% в общих доходах Бурятского филиала, темп роста доходов от услуг МТС по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 109,9%. Увеличилась производительность труда на 29,2%; выручка от реализации по сравнению с предыдущим годом возросла на 60 тыс. руб., также увеличилась фондовооруженность на 23,8%.

Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависит объем и своевременность выполненных работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как следствие - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. В БФ ОАО «Сибирьтелеком» в 2007 году наблюдается сокращение среднесписочной численности персонала на 9%. Анализируя финансовые результаты БФ ОАО «Сибирьтелеком», можно сделать вывод, что прибыль от продаж за истекший 2007 год выше, чем за соответствующий период прошлого года на 9% и составила 669 млн.руб. против 609 млн.руб. за 2006 год.

Каждое предприятие, в своей хозяйственной деятельности ведет расчеты с внешними и внутренними контрагентами: поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками, с налоговыми органами, с кредитными организациями, со своими работниками, прочим дебиторам и кредиторам. В БФ ОАО «Сибирьтелеком» наибольший удельный вес занимают обороты по следующим счетам: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В связи с этим в дипломной работе рассмотрены важнейшие аспекты бухгалтерского учета и анализа именно этих счетов.

Дебиторская задолженность включает задолженность подотчетных лиц, поставщиков по истечении срока оплаты, налоговых органов при переплате налогов и других обязательных платежей, вносимых в виде аванса. Она включает также дебиторов по претензиям и спорным долгам.

Кредиторская задолженности - это долги самого предприятия перед поставщиками, заказчиками, налоговыми органами и т.д.

Дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовое состояние предприятия.

Информация о работе Кредиторская задолженность на примере ОАО "Ростелеком"