Критерии обязательства аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определение и классификация критериев обязательного аудита на основе анализа законодательства об аудиторской деятельности и бухгалтерском учёте.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи работы:
Определение роли аудита как негосударственного финансового контроля
Анализ основных изменений в законодательстве об аудиторской деятельности
Характеристика организаций, подлежащие обязательному аудиту
Определение организационных особенностей обязательного аудита (на примерах акционерных обществ и унитарных предприятий).

Файлы: 1 файл

курсач основа.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Актуальность  темы исследования. С 01.01.2009 вступил в действие новый закон «Об аудиторской деятельности». Его принятие ознаменовало наступление новой эры в сфере регулирования аудиторской деятельности. Главная идея нового закона - постепенный и поэтапный переход от государственного регулирования к саморегулированию. Однако это не абсолютная и безвозвратная потеря государственного контроля и надзора за соответствующими сферами предпринимательской деятельности. Это комплекс мер, направленных на поэтапное и цивилизованное сокращение государственного вмешательства в экономику без ущерба для всех субъектов предпринимательской деятельности. Необходимость данных мер продиктована интересами российского общества, эволюционно вступившего в новую фазу экономического развития.

Наиболее актуален вопрос о дальнейшем совершенствовании  системы регулирования аудиторской  деятельности в нашей стране. Неопределенность понятия «система регулирования  аудиторской деятельности», нечеткость структуры указанной системы, несогласованность  функций, выполняемых участниками  системы, наличие противоречий в  принятых ими регулирующих актах - эти  и другие проблемы заставляют искать научный подход к их решению.

Аудит выделяют обязательный и инициативный. Обязательный аудит  организаций проводится в обязательном порядке, как становится видно из названия и должен проводиться не менее чем один раз в год  на средних и крупных предприятиях.

Обязательный аудит необходим  для любой компании, но в законодательстве далеко не все предприятия включены в список подлежащих ежегодной проверке. Обязательный аудит позволяет подтвердить  достоверность всей бухгалтерской  документации на предприятии, и при  этом аудиторы после завершения всей работы выдают руководству компании заключение, которое подтверждает корректное ведение бухгалтерской и налоговой  документации. Кроме того, в аудиторском  заключении аудиторы могут указать на обнаруженные ошибки и неточности и предложить один или даже несколько вариантов их исправления.

Объектом исследования являются критерии обязательного аудита.

Предмет исследования - аудиторская деятельность по организации обязательной аудиторской проверке определённых категорий хозяйствующих субъектов.

Цель работы - определение и классификация критериев обязательного аудита на основе анализа законодательства об аудиторской деятельности и бухгалтерском учёте.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие  задачи работы:

  1. Определение роли аудита как негосударственного финансового контроля
  2. Анализ основных изменений в законодательстве об аудиторской деятельности
  3. Характеристика организаций, подлежащие обязательному аудиту
  4. Определение организационных особенностей обязательного аудита (на примерах акционерных обществ и унитарных предприятий).

 

Глава 1.Развитие аудита в  России в современных условиях

1.1 Роль аудита как негосударственного финансового контроля

Аудит - особый вид предпринимательской  деятельности, независимая форма  экономического контроля и неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка. Он востребован  различными пользователями вследствие необходимости объективной оценки отчетности и достоверности данных о финансовом положении организаций  независимым от фирмы специалистом, прежде всего, для принятия решений  по инвестированию капитала. Современные  концепции основаны на системном  исследовании различных сфер деятельности экономических субъектов, расширении объектов и возникновении новых  отраслей аудита Бычкова С.М. Контроль качества аудита. - М.: ЭКСМО, 2008. - С.59.

Согласно терминологии нового федерального закона № 307-ФЗ понятие  «аудит», связывается с проведением  обязательной либо инициативной аудиторской  проверки, с выдачей аудиторского заключения, но в российской и мировой  практике получили распространение  различные виды аудита (например, стратегический аудит, экологический аудит, управленческий аудит), отдельные приемы, которых  могут использоваться при проведении обязательной либо инициативной проверки, но по своей природе относящиеся  к услугам, сопутствующим обязательному  либо инициативному аудиту. В настоящее время нецелесообразно отказываться от общепринятой во всем мире терминологии и связывать аудит исключительно с проведением обязательной либо инициативной проверки. Разграничение различных видов аудита целесообразно проводить на основе такого ключевого момента как выдача аудиторского заключения с выражением мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудит прогнозной финансовой информации следует рассматривать как услугу, сопутствующую аудиту, проводимому с целью выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Появление такого вида контроля как аудит было связано, во-первых, с переходом к рыночным отношениям, как следствие - развитию предпринимательства  и изменениям методов регулирования  экономики, и, во-вторых, с сокращением  системы ведомственного контроля. Законодательное  закрепление частной собственности  и создание хозяйственных обществ, уставный капитал которых формировался из вкладов негосударственных организаций  или физических лиц - все это потребовало принятия решения по вопросу о формах и субъектах проведения контроля и необходимости разработки системы контроля в целом за финансово-хозяйственной деятельностью таких обществ. Однако до конца1990-х г. российский аудит имел вполне специфические черты. Основным пользователем результатов такого аудита становился, как правило, главный бухгалтер, критерием профессионализма - количество проверенных хозяйственных операций и толщина представленного отчёта, мерилом качества - отсутствие претензий со стороны налоговых органов. Очевидно, что по целям, задачам, технологии и результатам российский аудит был далёк от общепринятого определения этого понятия. Тем не менее, и с правовой, и с практической точки зрения такой аудит вполне соответствовал потребностям хозяйствующих субъектов Ендовицкий С.В Аудит. М.: Ин-Фолио, 2009 - С.122.

 

1.2 Основные изменения в законодательстве об аудиторской деятельности

Принятие Государственной  Думой Российской Федерации 24 декабря 2008 нового Федерального закона «Об  аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ (при этом прежний Закон  об аудиторской деятельности по ряду положений сохранял силу до 31.12.2010 г.) положило начало формированию новой  модели рынка аудиторских услуг.

Основными чертами этой модели, являются:

- перераспределение функций  государственного регулирования  от Правительства Российской  Федерации к уполномоченному  федеральному органу регулирования  аудиторской деятельности и от  уполномоченного органа к саморегулируемым  организациям аудиторов (далее  СРО);

- отмена лицензирования  и обязательное членство аудиторов  и аудиторских организаций в  саморегулируемых организациях , причем только в одной;

- внешний контроль качества  аудиторских услуг со стороны  СРО по отношению к их членам, а в установленных случаях  и со стороны уполномоченного  федерального органа;

- отмена обязательного  страхования ответственности аудитора  обеспечение ответственности аудиторов  через механизм компенсационных  фондов, формируемых СРО.

При этом 2009 год становился переходным от ранее действовавшей, к новой системе регулирования. С 2010 года с уполномоченного федерального органа регулирования аудиторской деятельности снята функция лицензирования, существенно сокращается функция осуществления контроля за соблюдением аудиторами стандартов (за исключением контроля качества работы аудиторских организаций, осуществляющих аудит организаций, доля государственной собственности в капитале которых составляет не менее 25% и унитарных предприятий), переходящая к саморегулируемым организациям аудиторов, осуществление аудиторской деятельности вне системы внешнего контроля качества становится невозможным Ендовицкий С.В Аудит. М.: Ин-Фолио, 2009 - С.147.

Новый закон привнес значительные изменения не только непосредственно  в сферу организации аудиторского рынка, но и в профессиональной области, а также в области образования и квалификации аудиторов.

Изменения профессионального  характера коснулись, прежде всего, уточнения терминологии, определения  и содержания ключевых понятий, таких  как: аудит, аудиторская деятельность, сопутствующие услуги, объект и цель аудита и др.

Пункт 2 статьи 1 ФЗ «Об аудиторской  деятельности» 2008 г., дает общее определение  аудиторской деятельности, как деятельности по проведению аудита и оказания сопутствующих  услуг. Аудиторская деятельность может  осуществляться как, аудиторскими организациями, так и индивидуальными аудиторами.

В пункте 3 статьи 1 ФЗ «Об  аудиторской деятельности» 2008г., раскрывается понятие аудита как независимой  проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Здесь же дается понимание бухгалтерской отчетности, как отчетности предусмотренной Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ. «Российская газета», № 228, 28.11.1996., либо иными федеральными законами.

Далее (в пункте 5 статьи 1) говорится о том, что аудиторская  деятельность не может подменять  собой контроль достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляемый в соответствии с Законодательством  Российской Федерации, уполномоченными  государственными органами и органами местного самоуправления.

Если ранее действовавший  закон от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской  деятельности», по сути, приравнивал  два различных понятия - «аудит»  и «аудиторская деятельность», то Федеральный  закон «Об аудиторской деятельности», от 30.12.2008 № 307-ФЗ, разграничил эти  понятия, справедливо определив  аудит как один из видов услуг, составляющих, наряду с другими аудиторскими услугами, содержание аудиторской деятельности.

Состав услуг, которые  разрешено оказывать аудиторам, новый закон определил следующим  образом.

Аудиторская деятельность (аудиторские  услуги):

- аудит бухгалтерской  отчетности, предусмотренной Федеральным  законом РФ от 21.11.1996 «О бухгалтерском  учете» или аналогичной по  составу отчетности, предусмотренной  иными федеральными законами;

- сопутствующие услуги, установленные  федеральными стандартами аудиторской  деятельности.

- Примером таких услуг  могут служить:

- оказание налогового  консультирования;

- юридическая помощь, связанная  с хозяйственной деятельностью  субъекта;

- постановка, восстановление  и ведение бухгалтерского учета  и т.д.

Такая классификация, приблизила законодательные определения к  теории аудита и международной практике и могла бы рассматриваться как достаточно корректная еще 4-5 лет назад. В современных же условиях, вследствие внесения изменений в Международные стандарты аудита (МСА) трактовка аудиторских услуг, данная в законе №307-ФЗ, оказалась несоответствующей действующей редакции МСА. Однако гораздо важнее то обстоятельство, что новый закон вывел из круга оказываемых аудиторами услуг аудит по специальному заданию (специальный аудит) - аудит отчетности, составленной на основе правил, отличных от установленных федеральными законами РФ (например, МСФО, US GAAP, корпоративных стандартов компаний и др.), аудит отдельных показателей отчетности, отдельных аспектов деятельности организаций. Очевидно, что такие объекты аудита не являются отчетностью, аналогичной по составу бухгалтерской отчетности, предусмотренной Федеральным законом РФ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» и не предусмотрены иными федеральными законами.

Согласно современной  редакции МСА понятие аудита включает аудит стандартной бухгалтерской  отчетности и специальный аудит.

Действовавший ранее закон  об аудиторской деятельности №119-ФЗ, хотя и ограничивал понятие аудита аудитом отчетности, составленной по законодательству России, в целом  не препятствовал оказанию аудиторами услуг по специальному аудиту, в  том числе аудиту по МСА отчетности. Он содержал открытый перечень связанных  с аудиторской деятельностью  услуг, которые было разрешено оказывать  аудиторам, а Правило (стандарт) аудиторской  деятельности «Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям»  Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по специальным  аудиторским заданиям», одобрено Комиссией  по аудиторской деятельности при  Президенте РФ 20.10.1999, протокол №6, регулировало оказание услуг по специальному аудиту. аудит финансовый контроль обязательный

Закон «Об аудиторской  деятельности» №307-ФЗ вывел оказание услуг по специальному аудиту за рамки  аудиторской деятельности, запретив их оказание аудиторам и тем самым  разрешив неограниченному кругу  лиц, не имеющих профессиональной подготовки.

Таким образом, с 2009 года оказание аудиторами услуг по аудиту любой  отчетности, кроме отчетности, составленной в соответствии с требованиями закона «О бухгалтерском учете» или аналогичной  по составу, установленной иными  федеральными законами, является незаконным, соответственно, подпись аудитора на заключении о такой отчетности незаконна, а аудиторское заключение по такой  отчетности может подписать кто  угодно, кроме аудитора и аудиторской  организации Бычкова С.М. Контроль качества аудита. - М.: ЭКСМО, 2008. - С.188.

В не менее странной ситуации оказались индивидуальные предприниматели  и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, представительства  иностранных организаций, ведущие  учет по законодательству иностранного юридического лица, малые предприятия, применяющие общую систему налогообложения, но формирующие отчетность в сокращенном  составе, физические лица, которым необходимо аудиторское заключение в отношении  их доходов для получения банковского  кредита и т.д. Отчетность таких субъектов либо вообще не предусмотрена, либо предусмотрена подзаконными актами и не аналогична по составу отчетности, предусмотренной Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Под запретом оказался и налоговый аудит, поскольку налоговые декларации хотя и предусмотрены федеральными законами, но далеко не аналогичны по составу отчетности, предусмотренной законом «О бухгалтерском учете».

Информация о работе Критерии обязательства аудита