Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:16, курсовая работа
Цель работы - определение и классификация критериев обязательного аудита на основе анализа законодательства об аудиторской деятельности и бухгалтерском учёте.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи работы:
Определение роли аудита как негосударственного финансового контроля
Анализ основных изменений в законодательстве об аудиторской деятельности
Характеристика организаций, подлежащие обязательному аудиту
Определение организационных особенностей обязательного аудита (на примерах акционерных обществ и унитарных предприятий).
Министерство финансов России оперативно отреагировал на возникшую проблему, указав в своем информационном сообщении Информационное сообщение для пользователей аудиторских услуг в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Официальный сайт Министерства финансов России. www.mi№fi№.ru, посвященном введению в действие нового закона «Об аудиторской деятельности», что приведенный в ст.1 этого закона перечень услуг не является исчерпывающим, и принятые ранее стандарты аудиторской деятельности сохраняют свое действие. Однако это обстоятельство не отменяет необходимости скорейшего внесения соответствующих изменений в текст самого закона Ендовицкий С.В Аудит. М.: Ин-Фолио, 2009 - С.166.
Статьи 3 и 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» 2008г., дают определения понятиям «аудиторская организация» и «аудитор». В соответствии с положениями этих статей - аудиторская организация представляет из себя коммерческую организацию , которая входит в одну из саморегулируемых организаций аудиторов, в обязательном порядке внесенная в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Причем если в трехмесячный срок после регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, коммерческая организация не будет внесена в реестр аудиторов, ей запрещается использовать в своем наименование производные от слова «аудит».
С точки зрения предъявляемых требований аудиторы и аудиторские организации разделены новым законом на три категории:
1. осуществляющие аудит
организаций, ценные бумаги
2. осуществляющие аудит организаций, собственником которых на 25% и более является государство;
3. осуществляющие аудит прочих экономических субъектов.
Для аудиторов первой и второй категорий законом введены дополнительные требования, не предъявляемые к прочим аудиторам, а именно: аудит первой категории субъектов может осуществляться только аудиторскими организациями, которые, начиная с 2011 года должны иметь аудиторов, обладающих новым, единым квалификационным аттестатом Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», от 30.12.2008 № 307-ФЗ, статья 23 п.4 в отношении аудиторов второй категории предусмотрено осуществление внешнего контроля качества не только саморегулируемыми организациями аудиторов, но и уполномоченным федеральным органомФедеральный закон «Об аудиторской деятельности», от 30.12.2008 № 307-ФЗ, статья 10 и с меньшей периодичностью (3 и 2 года соответственно), чем в общем случае (5 лет).
Минимальная численность
аудиторов в аудиторских
Статья 5 рассматриваемого Закона определяет для каких организаций и с какой периодичностью проводится процедура обязательного аудита. Так ежегодный аудит обязателен для:
- открытых акционерных обществ;
- кредитных организаций,
бюро кредитных историй,
Пункт 4 данной статьи указывает
на то, что договор на проведение
аудита государственных, муниципальных,
унитарных предприятий
Претерпели изменения и критерии обязательного аудита: если ранее действовавший закон устанавливал пороговый уровень выручки и активов организации, при превышении которых ее отчетность подлежит обязательному аудиту, в размерах, кратных минимальному размеру оплаты труда (далее МРОТ) (500 тысяч МРОТ и 200 тысяч МРОТ соответственно), то новый закон определил эти критерии в абсолютных величинах - 50 миллионов рублей для выручки и 20 миллионов рублей для активов. То есть величина критерия зафиксирована на том уровне, на котором он определялся и ранее, исходя из МРОТ, равного 100 руб. (в настоящее время эти требования повышено до 400 и 60 млн. руб. соответственно). Гораздо важнее качественные изменения, вытекающие из формулировок нового закона. Так, ранее действовавший закон относил установленные для обязательного аудита критерии величины выручки и активов к отчетному году, за который и должен был быть проведен аудит. Новый закон относит эти критерии к году, предшествующему отчетному. Таким образом, обязательному аудиту за 2008 год подлежала отчетность организаций, выручка либо активы которых превысили установленный критерий в 2007 году вне зависимости от того, какими они оказались в 2008 году. И наоборот, если в 2007 году выручка или активы организации не превысили установленных критериев, то аудит за 2008 год не обязателен, во сколько бы раз установленные критерии ни оказались превышенными в 2008 году. Направленность этой нормы на повышение надежности финансовой информации не может не вызывать обоснованные сомнения.
В соответствии с новым порядком Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», от 30.12.2008 № 307-ФЗ, статья 10 контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы, а также обязаны:
- проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
- участвовать в осуществлении
саморегулируемой организацией
аудиторов, членами которой
Контроль за качеством работы аудиторов и аудиторских организаций подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний контроль качества - система организационных мер, методик, процедур, принятых аудиторской фирмой для проверки ее сотрудниками и другими лицами, привлекаемыми к проведению аудита, выполнения требований, предусматриваемых нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, а также требований внутрифирменных правил и стандартов. Внутренний контроль обеспечивается правильным распределением работы между членами аудиторской бригады (аттестованными аудиторами, ассистентами аудитора, экспертами), контролем за аудиторами со стороны управленческих органов аудиторской фирмы, в части, путем просмотра руководителем и исправления рабочих документов аудиторской группы (бригады), заслушиванием их отчетов на заседании дирекции или совета фирмы и т.п. Внешний контроль - система организационных мер, методик и процедур, принятых государственными органами (в отношении аудиторов осуществляющих обязательный аудит) и профессиональными объединениями аудиторов для проверки выполнения аудиторскими фирмами правил (стандартов) и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации. Такой контроль может носить как системный, так и эпизодический характер (не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год). Органы, осуществляющие контроль за аудиторской деятельностью, регулярно проводят выборочные проверки качества аудиторских заключений.Проверка качества аудита может быть проведена по инициативе экономического субъекта, который был подвергнут аудиторской проверке, или по инициативе саморегулируемой аудиторской организации. Нормативными документами предусматривается возможность взыскания убытков и штрафной неустойки с аудитора (аудиторской фирмы) в случае неквалифицированной аудиторской проверки, повлекшей расходы на перепроверку и иные убытки, а в случае составления аудиторского заключения заведомо ложного аннулирования лицензии и квалификационного аттестата аудитора, и привлечение его к уголовной ответственности Ендовицкий С.В Аудит. М.: Ин-Фолио, 2009 - С.198.
Глава 2. Правовое регулирование обязательного аудита
2.1 Организации, подлежащие обязательному аудиту
В соответствии с п.2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» аудиторское заключение в ряде случае входит в состав бухгалтерской отчетности. Таким образом, некоторые компании наряду с другими формами отчетности должны предоставлять в налоговую инспекцию еще и данный документ.
В соответствии с действующим законодательством аудит может быть добровольным и обязательным. Добровольный аудит проводится по инициативе самой организации. Но есть компании, для которых проведение аудита раз в год является непременным условием легитимности их деятельности.
Обязательный аудит проводится в следующих случаях:
· организация имеет
· организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной/фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
· объем выручки от продажи
(за исключением
· сумма активов бухгалтерского
баланса по состоянию на конец
года, предшествовавшего отчетному,
превышает 60 млн. рублей, для муниципальных
унитарных предприятий
Обязательный аудит для
отдельных категорий
При определенных условиях обязательному аудиту подлежат:
· кредитный кооператив (ч. 1 ст. 31, ч. 10 ст. 33 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»);
· саморегулируемая организация (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»);
· получатель доходов от целевого капитала некоммерческой организации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»);
· автономное учреждение (п. 9 ч. 13 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»);
· жилищный накопительный кооператив (ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);
· застройщик (п. 6 ч. 2 ст. 20 Федерального
закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об
участии в долевом
· организация, участвующая в накопительно-ипотечной системе (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»);
· организатор и оператор лотереи (ст. 23 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях»);
· государственное и
· специализированный депозитарий и управляющая компания в сфере инвестирования пенсионных накоплений (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»);
· объединение страховщиков
(ОСАГО) (п. 6 ст. 28 Федерального закона от
25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном
страховании гражданской
· акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания паевого инвестиционного фонда (п. 3 ст. 50 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»);
· предприятие как имущественный комплекс при ипотеке (п. 3 ст. 70 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);
· негосударственный пенсионный фонд (ст. 22 Федерального закона от 7 июля 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»);
· кредитная организация и объединение банков (ст. 42 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).
Любая организация, для которой
проведение аудита является обязательным,
должна ежегодно предоставлять в
налоговую инспекцию
В соответствии с п. 2 ст. 15
Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете», п. 86 Положения, утв. Приказом Минфина
России от 29 июля 1998 г. № 34н, годовая
бухгалтерская отчетность предоставляется
в инспекцию в течение
За непредоставление аудиторского заключения Налоговым кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен штраф. Сумма его незначительна - 50 рублей (НК РФ) и 300-500 рублей (КоАП РФ). Таким образом, в самом крайнем случае компания заплатит 550 рублей. Сумма эта по сравнению со стоимостью услуг аудиторских компаний невелика. Однако это вовсе не означает, что можно игнорировать требования закона об обязательном аудите.