Критерии обязательства аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определение и классификация критериев обязательного аудита на основе анализа законодательства об аудиторской деятельности и бухгалтерском учёте.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи работы:
Определение роли аудита как негосударственного финансового контроля
Анализ основных изменений в законодательстве об аудиторской деятельности
Характеристика организаций, подлежащие обязательному аудиту
Определение организационных особенностей обязательного аудита (на примерах акционерных обществ и унитарных предприятий).

Файлы: 1 файл

курсач основа.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

Дело в том, что уплата штрафа вовсе не означает освобождение организации от обязанности провести аудит (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ), а отсутствие аудиторского заключения может грозить  и другими неприятностями помимо штрафа. Компании могут, например, отказать в кредите или лизинге. Кроме того, отсутствие аудиторского заключения может серьезно повлиять на репутацию фирмы в глазах контрагентов.

Таким образом, всякая организация, решившая сэкономить на проведении обязательного  аудита, должна отдавать себе отчет, что  это может обернуться для нее  серьезными проблемами.

В соответствии с действующим  законодательством, правом осуществлять аудиторскую деятельность наделены независимые аудиторы и аудиторские  организации.

Аудитором может быть физическое лицо, которое в установленном  порядке получило квалификационный аттестат аудитора и которое является членом одной из саморегулируемых организаций  аудиторов.

Что касается аудиторских  организаций, то таковыми могут быть коммерческие фирмы, являющиеся членами  одной из саморегулируемых организаций.

Только аудиторские организации  могут проводить обязательный аудит  бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих компаний:

· организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению  на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов  торговли на рынке ценных бумаг;

· кредитных и страховых  организаций;

· негосударственных пенсионных фондов.

 

2.2 Порядок обязательного аудита акционерных обществ

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №30- ФЗ определено осуществление обязательного аудита в случае, если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества. Кроме того, один из случаев обязательного проведения аудита помимо ежегодного установлен ч.2 п.5 ст. 130 ГК РФ - «Аудиторская проверка деятельности акционерного общества … должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов». В ходе обязательного аудита открытого акционерного общества аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует применять правила (стандарты) аудиторской деятельности в полном объеме.

Уже на стадии предварительного планирования сотрудникам аудиторской  организации следует ознакомиться с системами бухгалтерского учета  и внутреннего контроля акционерного общества. В случае, если из-за недостатков этих систем получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от работы с данным предприятием. Если соответствующие обстоятельства стали ясными сотрудникам аудиторской организации уже в ходе проведения аудита, целесообразно приостановить работу с данным предприятием либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.

С учетом особенностей аудиторского риска при обязательном аудите акционерного общества аудиторской организации  следует исходить из того, что ее мнение о степени достоверности  бухгалтерской отчетности должно в  преобладающей мере определяться аудиторскими доказательствами, получаемыми при  проведении аудиторских процедур по существу. Аудиторская организация при сборе аудиторских доказательств должна соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства» и «Аналитические процедуры».

В ходе аудита акционерного общества следует уделять большое  внимание получению официальных  письменных разъяснений от его руководства, в котором эти руководители подтвердили  бы понимание своей ответственности  за организацию надлежащего ведения  бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской  отчетности, а также в необходимых  случаях привели бы свои аргументы  и высказали бы аудиторской организации  свою позицию по возникшим в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения.

При этом следует руководствоваться  требованиями правила (стандарта) аудиторской  деятельности «Разъяснения, предоставляемые  руководством проверяемого экономического субъекта». В ходе сбора и оценки информации об экономическом субъекте аудиторской организации необходимо учитывать специфику нормативной  базы таких субъектов:

1) значительная численность  работников бухгалтерии предприятия,  их узкая специализация;

2) наличие большого количества  собственников (акционеров), в отношениях  между которыми может иметь  место конфликт интересов;

3)допустимость использования  (при соблюдении необходимых условий)  крупными предприятиями самостоятельно  разработанных форм для документирования  хозяйственных операций;

4) степень государственного  участия в капитале акционерных  обществ;

5) влияние особенностей  регионального и местного законодательства  на функционирование акционерного  общества Черных М.Н Основы  аудита. - М.: Кно-Рус, 2009 - С.211.

Акционерные общества, так  же как любой другой экономический  субъект, имеет право выбора аудиторской  организации для проведения обязательной аудиторской проверки, и аудиторской  организации или индивидуального  аудитора для проведения инициативных проверок. Однако выбор аудиторских  организаций несколько сужается при проведении обязательного аудита в акционерных обществах, в уставных капиталах которых доля государственной  собственности или собственности субъектов РФ составляет не менее 25 %. В этом случае выбирать следует из аудиторских организаций-победителей открытого конкурса на право проведения открытых проверок указанных организаций. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством РФ. После выбора аудиторской организации акционерное общество направляет на имя руководителя аудиторской организации приглашение провести аудиторскую проверку.

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) имеют право выбора клиента. Ей следует определить, будет ли она заключать договор с клиентом по результатам этапа предварительного планирования аудиторской проверки.

В ответ на приглашение  провести проверку аудиторская организация (индивидуальный аудитор) составляет письмо-обязательство  аудиторской организации (индивидуального  аудитора) о согласии на проведение аудита, которое направляется непосредственно  руководителю акционерного общества, пригасившего аудиторскую фирму. Составление  этого документа завершает этап предварительного планирования аудиторской  проверки потенциального клиента.

Далее договор об оказании аудиторских услуг заключается в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, при заключении договора об оказании аудиторских услуг с предприятием следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг».

Аудитор в определенных случаях  должен получать от руководства акционерных  обществ разъяснения, необходимые  ему для достижения целей его  работы. Необходимый объём информации, а так же перечень случаев, в которых  необходимо получение таких разъяснений, определяются аудитором самостоятельно. Порядок обращения аудитора к  руководству акционерного общества может быть оговорен в договоре на аудиторскую проверку, а так же в письме-обязательстве. В случае, если такой порядок не оговорен, аудитор вправе сам определить способ обращения к руководству акционерного общества в зависимости от степени важности, объёма и содержания требуемой информации.

При этом аудитору следует  иметь в виду, что руководство  аудируемого лица не вправе ограничивать круг вопросов, подлежащих аудиту.

Во всех случаях обязательного  аудита, а так же в случаях, когда  это обусловлено нормативными актами или договором, аудиторские организации  обязаны готовить и предоставлять  аудируемому лицу по результатам аудиторской проверки письменную информацию (письменный отчет). Аудиторская организация обязана указать в письменной информации все связанные с с фактами хозяйственной жизни акционерного общества ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности Черных М.Н Основы аудита. - М.: Кно-Рус, 2009 - С.217.

 

2.3 Проведение обязательного аудита государственных (муниципальных) унитарных предприятий

Государственные и муниципальные  унитарные предприятия создаются  государственными органами власти для  удовлетворения различных экономических  и социальных потребностей общества. Они решают вопросы создания; целей  деятельности; назначения и освобождения от должности руководителя; доведения  государственных заказов; контроля за использованием по назначению и сохранностью выделенного имущества; реорганизации и ликвидации предприятия. Выделяют следующие виды унитарных предприятий, основанные на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Финансовый контроль деятельности таких хозяйствующих субъектов должен быть государственным, внутрихозяйственным, для развития и расширения отношений с экономическими агентами независимым.

Согласно закону об аудиторской  деятельности унитарные предприятия  подлежат обязательному аудиту аудиторскими организациями. В предприятиях, где  доля в уставных (складочных) капиталах  государственной собственности  или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров по оказанию аудиторских  услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок  проведения этих конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации. В правилах проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций определено, что организатор конкурса не позднее 10 дней после получения заявки от аудиторской организации на участие направляет приглашение, содержащее техническое задание на проведение аудита, разработанное в соответствии с типовым техническим заданием. В свою очередь, аудиторская организация должна в течение 15 дней с даты направления приглашения предоставить организатору конкурса предложения, касающиеся технических показателей и цены проведения аудиторской проверки. Конкурсная комиссия осуществляет оценку в два этапа по 100-балльной шкале с применением системы коэффициентов. При этом учитываются также финансовые предложения всех участников конкурса: минимальная цена принимается за 100 баллов. Для остальных участников значение определяется как отношение наименьшей цены к более высокой, умноженной на 100 баллов. Проведение обязательного аудита в точном соответствии с техническим заданием нарушает принцип независимости аудиторов самостоятельно определять формы и методы проведения аудита.

Аудит как процесс получения  и оценки объективных данных в  определенной профессиональной деятельности, устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам представляет собой совокупность ревизионной  и экспертно-консультационной деятельности. Он включает проверку состояния бухгалтерского учета и системы внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово-хозяйственных  операций законодательству, достоверности  отчетности. Выделяются виды аудиторских услуг в виде независимых проверок не только бухгалтерской (финансовой) отчетности, но платежно-расчетной документации, налоговых деклараций, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов; анализа публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта и разработки рекомендаций по устранению, имеющихся недостатков в деятельности предприятий, улучшению результатов финансово-хозяйственной деятельности Суглобов А.Е.Международные стандарты аудиторской деятельности. - М.: Экономистъ, 2008 - С.122.

В состав бухгалтерской (финансовой) отчетности не входит налоговая и  статистическая отчетность, основывающаяся на информации бухгалтерского учета  и отчетности. Аудит налоговой  и статистической отчетности аудируемых лиц и оказание услуг по оценке и организации систем управленческого учета являются важными в становлении эффективной системы внутреннего контроля предприятия. Дифференцирование аудиторских услуг в виде налогового или иного консультирования, оценка и прогноз финансового состояния экономического субъекта с учетом условий макроэкономической среды, изменений законодательства, организационных и кадровых особенностей позволит регулировать процессы на макроуровне. Таким образом, аудит - системный процесс исследования на договорной возмездной основе независимым аудитором бухгалтерского учета, финансовой, налоговой и статистической отчетности аудируемого лица с целью выражения мнения о достоверности и соответствия законодательству. В обязательном аудите это мнение подтверждается аудиторской организацией. В сельскохозяйственных унитарных предприятиях обязательный аудит должен основываться не только на общих принципах аудита, но и учитывать специфичность активов и особенности аграрного производства. Снижение рисков в аудите должно основываться на оценке системы внутреннего контроля, финансовом анализе и определении уровня существенности. Особая правовая форма унитарных предприятий обусловливает проведение обязательного аудита обоих видов, так как получение объективной экономической оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности и достоверности бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности и соответствия ведения бухгалтерского учета законам страны будет способствовать повышению эффективности использования активов государства.

 

Заключение

Аудиторская проверка может  быть обязательной и инициативной.

Обязательная аудиторская  проверка - проверка, проводимая по решению  аудиторской фирмой (аудитором) по документам финансовой отчетности, в случаях  прямо установленных законодательством.

Обязательной ежегодной  аудиторской проверке подлежит бухгалтерская (финансовая) отчетность по следующим  критериям:

1. Организационно-правовая  форма экономического субъекта: открытые акционерные общества, независимо от их участников (акционеров) и размера уставного капитала;

2. Вид деятельности экономического  субъекта: банки и другие кредитные  учреждения; страховые организации;  товары и фондовые биржи; инвестиционные  институты; внебюджетные, благотворительные  и другие не инвестиционные  фонды.

Информация о работе Критерии обязательства аудита