Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:31, курс лекций
Рыночные преобразования вызвали множество изменений в экономике страны. Наряду с позитивными изменениями (новые формы хозяйствования ), возникли и негативные (невозврат кредитов, обвал производства). С 1996 года Россия находится в кризисе. Основной причиной которого стали неплатежи между субъектами хозяйствования, оцениваемые специалистами как катастрофические. Доля просроченной задолженности по России составляет около 30% ВВП. Увеличился также невозврат кредитов, предоставляемых банками реальному сектору экономики. В результате возникла острейшая проблема – неплатежи как на федеральном, так и на региональном уровне. Произошла цепная реакция: все большее количество хозяйствующих субъектов становятся неспособными выполнить свои обязательства перед кредиторами, вследствие чего наблюдается дисбаланс в отечественной экономике.
Негативные тенденции экономической нестабильности часто подводят предприятие к несостоятельности (банкротству). В принципе любое управление так или иначе должно быть антикризисным (профилактическим) и тем более становиться антикризисным (оздоровляющим) по мере попадания предприятия в полосу кризисного состояния. Игнорирование этой концепции может привести к ощутимым негативным последствиям, а ее понимание и претворение в жизнь способствует менее болезненному, «бархатному» прохождению кризисных ситуаций. Концепция антикризисного управления, в основу которой положен учет и анализ банкротств, состоит из пяти блоков (рис. 1.1).
3. Понятие,
причины возникновения
В самом общем виде кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее её жизнестойкости в окружающей среде.
Сущность кризиса в терминах конкретной экономики можно определить следующим образом:
1) кризис - это рассогласование в деятельности отдельных систем организации (экономической, финансовой, социальной и др.);
2) кризис — это неплатежеспособность, это нарастающая опасность банкротства и ликвидации организации.
Представление о кризисе
теснейшим образом связано с
сущностью и деятельностью
Для понимания сущности
кризиса и его природы
Функционирование —
это поддержание
Развитие — это приобретение организацией нового качества, укрепляющего её жизнестойкость в условиях изменяющейся внешней среды.
Функционирование и
развитие взаимосвязаны между собой,
отражают диалектическое единство
основных тенденций социально-
Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является повышение производительности труда, возникновение новой технологии, повышение эффективности производства.
Связь функционирования и развития имеет диалектический характер. Функционирование сдерживает развитие. Развитие разрушает многие процессы функционирования, но создаёт условия для более устойчивого функционирования организации в перспективе. То есть, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов.
Таким образом, наступление кризисов вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой организации.
Кризисы могут также возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями её использования.
Понятие кризиса тесным образом связано с понятием социально-экономической системы, которая может проявлять способность своего существования в двух направлениях. Это функционирование (сохранение своих особенных функций для поддержания целостности) и развитие (приобретение новых качеств и функций в условиях изменяющейся внешней среды). Взаимосвязь этих двух тенденций носит диалектический характер: управление достигнутым функционированием имеет стабилизирующий и, одновременно, сдерживающий характер, а управление развитием организации носит инновационный характер, разрушающий процесс достигнутого уровня функционирования (рис.2.1).
Обострение противоречий через преобладание деструктивных сил порождает опасность возникновения и развития кризиса, угрожает жизнестойкости социально-экономической системе, оказавшейся под давлением негативных внешних и внутренних факторов.
Причины кризиса могут быть различными: объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, порожденные ошибками и недостатками в управлении (рис. 2.2).
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Внешние причины кризисов связаны с несовершенством управления на макро- и микроэкономических уровнях, с инновациями (новые научные знания, развитие научно-технического прогресса), с природными изменениями (например, ухудшение экологической ситуации), наконец, с обстоятельствами непреодолимой силы. Внешние причины для возникновения и развития кризиса существуют всегда, поэтому так важно предвидеть его возможные проявления. Внутренние причины кризиса связаны с неэффективным менеджментом на предприятии из-за непрофессионализма персонала, усложнения деятельности вследствие роста масштабов бизнеса и консерватизма личности.
Для уяснения понятия кризиса важно предвидеть всевозможные последствия кризисов, будет ли это финансовое оздоровление или ликвидация предприятия (рис. 2.3).
Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Возможен переход в состояние нового кризиса, может быть еще более глубокого и продолжительного.
Последствия кризиса могут сопровождаться резкими изменениями или мягким длительным и поступательным выходом из состояния кризиса.
Посткризисные изменения в развитии предприятия могут носить долгосрочный или краткосрочный, а также обратимый или необратимый характер, отличаться качественными или количественными характеристиками.
Следует отметить, что кризис экономики советского периода относится к категории существенных по количеству и качеству, длительности периода, разрушительным последствиям. Тем важнее учесть допущенные ошибки и не допустить повторного обострения этого кризиса, подобного пережитому дефолту, сконцентрировать все позитивные усилия по скорейшему выздоровлению экономики и общества в целом.
В процессе учета и анализа банкротств важно определить вид экономического кризиса и его особенности. Идентификация кризиса позволит более четко высветить те параметры, по которым можно будет разрабатывать планы финансового оздоровления, способные реализовываться и выводить предприятие из кризиса.
Кризисы различаются по своей сути, причинам проявления и последствиям. Классификацию кризисов обычно связывают с выбором средств и способов управления ими (рис. 2.4).
Причины кризиса могут носить объективный и субъективный характер. Из-за изменений в окружающей среде их можно назвать внешними, а, к примеру, неэффективный менеджмент или тихий саботаж персонала можно отнести к внутренним причинам. Причины кризиса могут носить случайный характер и проявляться в результате ошибок и просчетов менеджмента.
Закономерность причин может быть связана с жизненным циклом предприятия, отрасли и общества в целом. Также причины могут появляться естественным путем (землетрясения, ураганы, наводнения) и привноситься искусственно (террористические акты).
Характер протекания кризиса может различаться по нескольким признакам. Кризис может быть глубоким, с разрушением тех или иных модулей социально-экономической системы. И наоборот, протекать последовательно и безболезненно, в смягченных условиях.
Затяжные кризисы длятся долго, что говорит о неумении управлять ситуацией. Кратковременный кризис охватывает короткий период времени. Глобальный кризис касается всей социально-экономической системы, локальный затрагивает ее часть. Явный характер кризиса сразу заметен, легко обнаруживается. В свою очередь, скрытый кризис протекает незаметно и поэтому наиболее опасен.
Последствия кризисов могут привести к обновлению или разрушению, оздоровлению или возникновению нового кризиса, ослаблению или его обострению, плавному выходу или резкому усугублению кризиса.
В анализе конкретных кризисных ситуаций необходимо отслеживать пограничные линии охвата социально-экономической системы, структуру этой системы и среду функционирования.
По степени управляемости кризис классифицируют как неуправляемый и управляемый.
Причины возникновения кризиса могут носить природный (условия жизнедеятельности человека с изменениями климата и катаклизмами), экологический (истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных для человека технологий и др.), социальный характер( столкновение интересов и обострение противоречий социальных групп :работников и работодателей и т.д.), политический (политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв эконом. связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта импорта, несовершенство законодательства в области хоз.права, антимонопольной политики и прочих проявлениях регулирующей функции государства) экономический ( острые противоречия в эконом. состоянии организации. Это могут быть кризисы перепроизводства и сбыта товаров; взаимоотношения между партнерами; неплатежи; потери конкурентных преимуществ. В этой группе особое место занимают финансовые кризисы, которые характеризуют противоречия между доходами и расходами организации. Финансовый кризис проявляется в форме задержек выплат заработной платы, неплатежей)
Психологические кризисы проявляются в виде стрессов, приобретающих массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, страха за будущее;
Технологический – это кризис новых технологических идей, который проявляется в виде обострения противоречий между тенденциями научно-технического прогресса и возможностями организации.
В советский период процедура банкротства, как способ прекращения предпринимательской деятельности, практически не применялась. Первый Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. содержал нормы, регулирующие отношения, возникающие в условиях несостоятельности юридических и физических лиц. В законодательстве не был установлен четкий порядок осуществления процедур банкротства. В начале 1960-х гг. нормы о банкротстве были исключены из законодательства.
В современной практике
понятие «банкрот» введено
В период приватизации государственной (муниципальной) собственности предполагалось запустить механизм банкротства, правовой базой которого явились указы Президента Российской Федерации. Первым был Указ «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 22 февраля 1993 г. В 1994 г. вышли следующие указы: «О реформе государственных предприятий», «О некоторых вопросах налоговой политики», «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины», «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», «О продаже государственных предприятий-должников». Практическая реализация первого указа нашла отражение в постановлении Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г. № 498.
Институт банкротства получил правовое закрепление в ст. 61 и 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.
Сложная политическая
борьба, связанная с созданием
нового правового нормативного акта
по несостоятельности и
За последние десять лет это уже третий Закон, регулирующий вопросы несостоятельности (банкротства). Первый Закон был принят в 1992 г., а с 1 марта 1998 г. вступил в силу новый Федеральный закон.
Но так как с развитием экономических отношений стало очевидно, что нормы действующего законодательства не соответствуют потребностям субъектов экономической деятельности, был принят новый Закон.
Основной целью обновленного Закона является установление нормальной платежной дисциплины и нового баланса взаимоотношений всех участников процесса банкротства.
Отдельная статья рассматриваемого Закона, как и в ранее действующем Законе, посвящена определению понятия банкротства путем указания его признаков.
В настоящем Законе эти признаки несколько изменились. Как и прежде, юридическое лицо может быть признано банкротом, если оно неспособно удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда такие обязательства должны были быть исполнены.