Кризисы в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:31, курс лекций

Описание работы

Рыночные преобразования вызвали множество изменений в экономике страны. Наряду с позитивными изменениями (новые формы хозяйствования ), возникли и негативные (невозврат кредитов, обвал производства). С 1996 года Россия находится в кризисе. Основной причиной которого стали неплатежи между субъектами хозяйствования, оцениваемые специалистами как катастрофические. Доля просроченной задолженности по России составляет около 30% ВВП. Увеличился также невозврат кредитов, предоставляемых банками реальному сектору экономики. В результате возникла острейшая проблема – неплатежи как на федеральном, так и на региональном уровне. Произошла цепная реакция: все большее количество хозяйствующих субъектов становятся неспособными выполнить свои обязательства перед кредиторами, вследствие чего наблюдается дисбаланс в отечественной экономике.

Файлы: 1 файл

Учет и анализ банкротств.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Дело о банкротстве  в отношении юридического лица может  быть возбуждено арбитражным судом, если требования к нему в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., а к должнику - гражданину - не менее 10 тыс. руб., а также если имеются признаки банкротства, установленные ст.3 Закона. Заметим, что ранее размер требований зависел от величины минимальной оплаты труда и составлял для юридических лиц 500 МРОТ, что в два раза меньше размера, установленного в новом Законе. При этом Закон дополнен перечнем обстоятельств, которые при их наличии должны быть приняты во внимание.

 В декабре 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ. Он распространяется на физических и юридических лиц, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Процедуры банкротства способствуют преодолению кризиса неплатежей, прекращению роста просроченной задолженности и предотвращению негативных социальных последствий, связанных с кризисными процессами. Закон содержит более жесткие требования к арбитражным управляющим, которым доверяется проведение процедур банкротства. Особое место отведено банкротству отдельных категорий должников — юридических лиц: градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых, кредитных и страховых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий.

Статья 29 нового Федерального закона раскрывает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере финансового оздоровления и банкротства. Так, правительство определяет порядок подачи заявлений уполномоченными органами, объединения и представления требований по денежным обязательствам и обязательным платежам, проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций, координирует отношения власти с кредиторами в лице представителей государственных внебюджетных фондов. Правительство утверждает правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих и саморегулируемой организации по следующим направлениям: финансовый анализ, проверка наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, проведение и сдача теоретического экзамена, стажировка арбитражных управляющих, контроль деятельности арбитражных управляющих саморегулируемой организацией.

В соответствии с новым  Федеральным законом в институте банкротства появилась такая структурная единица, как саморегулируемая организация арбитражных управляющих. Эта некоммерческая организация основана на членстве граждан, вносится в единый государственный реестр, нацелена на регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих и контролируется федеральным органом исполнительной власти. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации в составе не менее семи человек утверждает правила деятельности и деловой этики членов этой организации. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет такие функции, как защита прав и законных интересов, обеспечение информационной открытости и содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.

В целях создания организационных, экономических и иных условий, необходимых  для реализации актов о несостоятельности (банкротстве) государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, последовательно вышли в свет соответствующие постановления правительства. Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. № 926 было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственные имуществом, сокращенно ФУДН (б). В марте 1997 г. управление вышло из подчинения Госкомимущества РФ и было преобразовано в Федеральную службу Российской Федерации по делам о несостоятельности и банкротстве, сокращенно ФСДН(б). С aпреля 2000 г. появилось новое название — Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, сокращенно ФСФО России.

ФСФО России — федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) организаций. Осуществляет возложенные на нее функции и полномочия, как через свои территориальные органы, так и представителей в федеральных округах.

В своей деятельности ФСФО России руководствуется Koнституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской  Федерации, а также Положением о самой службе.

ФСФО России является юридическим лицом, имеет бланки и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и  своим наименованием. Бюджетный  счет и иные счета открываются  в установленном порядке.

Управление и отделы Центрального аппарата ФСФО России:

01.Руководство.   02. Управление делами. 03.Контрольно- административное  управление. 04. Управление организации  и контроля работы территориальных  органов. 05. Управление правового  и методического обеспечения. 06. Управление финансового оздоровления и внесудебных процедур.  07. Управление сопровождения судебных процедур.

08. Управление организации  административного контроля.09. Отдел  кадров.   10. Отдел международных  и общественных связей.

11. Информационно-аналитический отдел.

К основным задачам Федеральной  службы по финансовому оздоровлению и банкротству относятся:

-разработка и реализация  мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций;

-проведение государственной политики по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством предпринимательскую деятельность, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;

-исполнение полномочий  государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного обеспечивать защиту интересов Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;

-разработка и реализация  мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля соблюдения ими платежно-расчетной дисциплины.

Для более тесного  взаимодействия с местными органами исполнительной власти, выполнения возложенных на нее функций Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению были созданы территориальные органы по областям. Территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах полномочий:

1)  участвует в реализации  мероприятий по реструктуризации  и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, имеющих определяющее значение для экономики страны и региона;

2)  организует и  обеспечивает работу межведомственных  комиссий, создаваемых для решения вопросов о реструктуризации и финансовом оздоровлении организаций-должников;

3) вносит в ФСФО  России предложения о ликвидации  неплатежеспособных федеральных государственных унитарных предприятий;

4) анализирует финансовое  состояние организаций-должников  по платежам в федеральный  бюджет и государственные внебюджетные фонды и оценивает их платежеспособность;

5) направляет в установленных  случаях и порядке заявление  в арбитражный суд о признании  должника банкротом и др.

На основании проведенного анализа структуры баланса предприятия территориальный орган Ивановской области (Федеральная служба) дает письменное заключение о финансовом состоянии предприятия.

В том случае когда  структура баланса рассматриваемого предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие — неплатежеспособным, территориальным органом (Федеральной службой) оформляется акт и уведомление о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса.

Акт утверждается в установленном  порядке руководителем территориального органа (Федеральной службы). В трехдневный срок с момента его утверждения копия акта вместе с уведомлением направляется территориальным органом (Федеральной службой):

-Государственному комитету  по управлению имуществом;

-Комитету по управлению  имуществом, наделенному правами  территориального органа Госкомимущества России, по месту расположения неплатежеспособного предприятия;

-Органу государственной,  исполнительной власти по ведомственной принадлежности неплатежеспособного предприятия;

-Органу исполнительной  власти субъекта Федерации по месту расположения неплатежеспособного предприятия;

-руководителю неплатежеспособного  предприятия;

-Федеральной службе  по финансовому оздоровлению  и банкротству (если акт утвержден директором территориального органа);

Территориальному органу по месту расположения неплатежеспособного предприятия (если акт утвержден руководителем Федеральной службы).

Одновременно с актом  и уведомлением в Федеральную  службу направляются заключение по результатам анализа платежеспособности и структуры баланса предприятия, на основании которого было сделано заключение.

На базе этих документов заполняется учетная карта неплатежеспособного предприятия, которая не позднее чем в двухнедельный срок с момента утверждения акта о признании предприятия неплатежеспособным подлежит внесению в Перечень предприятий, признанных неплатежеспособными и имеющими неудовлетворительную структуру баланса.

Дело о несостоятельности (банкротстве) рассматривается арбитражным судом по месту нахождения предприятия-должника, указанному в учредительных документах. Оно возбуждается согласно заявлению должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа или прокурора.

Арбитражный суд рассматривает  дела о банкротстве, а также осуществляет правосудие путем разрешения экономических  споров и иных дел, отнесенных к его компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, введенным в действие 24 июля 2002 г.

К задачам судопроизводства в арбитражном суде относятся  следующие:

-защита нарушенных  или оспариваемых прав и законных  интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

-обеспечение доступности  правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

-справедливое публичное  судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

-укрепление законности  и предупреждение правонарушений  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

-формирование уважительного  отношения к закону и суду;

содействия становлению и развитию партнерских, деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве принимают  участие представители работников должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителей (участников), собрания (комитета) кредиторов и иные заинтересованные лица согласно Арбитражному процессуальному кодексу и новому Федеральному закону.

Дело о банкротстве  может быть возбуждено арбитражным  судом при достижении определенной суммы требований по денежным обязательствам и обязательным платежам, а также наличии признаков банкротства, установленных ст. 3 Федерального закона.

В зависимости от обстоятельств  дела арбитражный суд:

1) принимает решение  об отклонении заявления, если в ходе разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника, требования кредиторов могут быть удовлетворены;

2) при наличии признаков  банкротства и возможности восстановления платежеспособности должника и продолжения его деятельности путем реорганизационных процедур, назначает наблюдение, финансовое оздоровление или внешнее управление. Процедура   невозможна   без  ходатайства,   которое   может подать собственник имущества должника, кредиторы, сам должник;

3) признает должника  банкротом и назначает конкурсное производство с принудительной ликвидацией, если вернуть предприятие к жизни невозможно.

Изменения затронули  практически все сферы отношений, возникающих при неспособности  должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. При этом интересы кредиторов и должников (в особенности добросовестных) защищаются равным образом.

Закон расширяет круг хозяйствующих  субъектов, которые могут быть признаны несостоятельными. Его действие распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций (п.2 ст.1 Закона).

Увеличено число категорий  юридических лиц, процедура банкротства  которых имеет определенные особенности. В частности, особая процедура банкротства  теперь предусмотрена для стратегических (оборонных) предприятий и субъектов естественных монополий. Отметим, что в отношении банкротства субъектов естественных монополий топливно - энергетического комплекса в настоящее время действует отдельный закон. Однако с момента вступления в силу с 1 января 2005 г. соответствующего раздела Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) " закон о банкротстве субъектов естественных монополий топливно - энергетического комплекса утратит силу.

Информация о работе Кризисы в управлении предприятием