Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:00, курс лекций

Описание работы

При учете и аудите основных средств следует руководствоваться следующими законодательно-нормативными актами:
• Положение по бухгалтерскому учету ≪ Учет основных средств≫
(ПБУ6/01);
• Методические указания по бухгалтерскому учету основных
средств (приказ Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н);

Файлы: 1 файл

Ответы 1.docx

— 75.21 Кб (Скачать файл)
  1. Порядок поступления ОС, документальное оформление.

При учете и аудите основных средств следует руководствоваться следующими законодательно-нормативными актами:

• Положение по бухгалтерскому учету ≪ Учет основных средств≫

(ПБУ6/01);

• Методические указания по бухгалтерскому учету основных

средств (приказ Минфина  России от 13 октября 2003 г. № 91н);

• Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13 июня 1995г.

№ 49);

  • Инструкция Госкомстата России от 24 сентября \ 993 г. № 185 ≪О порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству≫;

• постановление Госкомстата  России от 21 января 2003 г. № 7 ≪Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств≫;

• постановление Правительства  Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 ≪О классификации основных средств, включаемых

в амортизационные группы≫.

Синтетический учет наличия  и движения основных средств, принадлежащих  предприятию, ведут на счете 01 ≪Основные средства≫ по первоначальной стоимости.

Счет активный, сальдовый, инвентарный.

Сальдо дебетовое — отражает сумму первоначальной стоимости

действующих и находящихся  в запасе и на консервации собственных  основных средств предприятия.

Оборот по дебету — отражает поступление, оборот по кредиту выбытие объектов по разным причинам.

К синтетическому счету 01 могут  быть открыты 2 субсчета:

01/1 ≪Собственные основные  средства≫,

01/2 ≪Арендованные основные  средства≫.

Поступление основных средств  на предприятие может происходить  различными путями:

• создаваться на самом  предприятии;

• приобретаться за плату  у других организаций;

• быть получены безвозмездно, дарение;

• поступать от учредителей  в виде вклада в уставный капитал  и др.

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая  руководителем организации. Для  оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт приемки-передачи объекта основных средств (ф. № ОС-1) на каждый объект отдельно. Общий акт  на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты  однотипны, и имеют одинаковую стоимость  и приняты одновременно под ответственность  одного и того же лица.

На основании акта бухгалтерия  открывает инвентарную карточку, чего техническую документацию передают в технический  или другой отдел  предприятия.

Приемка законченных работ  по достройке и дооборудование объекта, производимых в порядке капитального вложения оформляют актом - приемки  отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. № ОС-3).

Внутреннее перемещение  основных средств из одного цеха (отдела, участка) в другой, а также передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию  оформляют накладной внутреннего  перемещение объектов основных средств (ф. № ОС-2).

Операции по ликвидации всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание объектов основных средств (ф. № ОС-4), а списание грузового и легкого автомобиля, прицепа или полуприцепа –  акт на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4а).

 

  1. Начисление износа по объектам ОС. Учет износа.

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются. Различают износ  основных средств моральный и  физический.

Моральный износ - это частичная утрата основными средствами их потребительской стоимости под влиянием технического прогресса и совершенствования процесса производства.

Физический износ - утрата основными средствами их первоначальных технико-эксплуатационных качеств.

В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость  объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Амортизация - включение в затраты производства изношенной части основных средств.

Амортизация не начисляется  на:

  • объекты жилищного фонда;
  • земельные участки и объекты природопользования;
  • библиотечные фонды;
  • объекты основных средств некоммерческих организаций.

По указанным объектам основных средств производится начисления износа в конце отчетного года по установленным нормам  амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».

Начисление амортизационных  отчислений приостанавливаются на период восстановления объектов основных средств, продолжительность которых превышает 12 мес.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию и принятия этого объекта к  бухгалтерскому учету, и начисляются  до полного погашения стоимости  этого объекта либо списание его  с бухгалтерского учета.

Начисление амортизации  по объекту прекращается с первого  числа  месяца, следующего за месяцем  полного погашения стоимость  объекта или его списание с  бухгалтерского учета.

Срок полезного использования  объектов основных средств определяется при их постановке на учет на основании:

  • технических условий их эксплуатации;
  • решение государственных органов.

В случае отсутствия данных оснований срок полезного использования  устанавливается организацией самостоятельно исходя из:

  • срок ожидаемого использования объекта с учетом производительности и мощности применения;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количество смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, а также системы планово-предупредительных ремонтов;
  • нормативно-правовых и других ограничений срока использования объекта.

Все амортизируемое имущество  распределяется по амортизационным  группам в соответствие со сроками  его полезного использования.

Амортизируемое имущество  объединяется в следующие амортизационные  группы:

  • I группа – все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;
  • II группа – имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;
  • III группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;
  • IV группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;
  • V группа  -  имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;
  • VI группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;
  • VII группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;
  • VIII группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;
  • IX группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;
  • X группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

Организации для целей бухгалтерского учета используют  указанную классификацию для определения срока полезного использования объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, начиная с 1 января 2002 года (письмо Минфина РФ от 29.08.2002 № 04-05-06/34).

Для тех видов основных средств, которые не указаны в  амортизационных группах, срок полезного  использования устанавливается  налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителя на дату ввода объекта в эксплуатацию.

Начисление амортизации  объектов основных средств производится одним из следующих способов:

  • линейным;
  • уменьшаемого остатка;
  • списание стоимости по сумме чисел лет срока использования;
  • списание стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Организация, приобретающая  объекты основных средств, бывшие в  употреблении, вправе определять норму  по этому имуществу с учетом срока  полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими  собственниками.

  1. Аналитический учет основных средств

Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым  понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющих одну функцию.

По отдельным классификационным  группам основных средств инвентарным  объектом  считаются:

  • Здания;
  • Сооружения;
  • Передаточное устройство;
  • Силовые машины и оборудование;
  • Рабочие машины и производственное оборудование;
  • Транспортные средства;
  • Инструменты и инвентарь.

Каждому инвентарному объекту  присваивается определенный инвентарный  номер, который сохраняется за данным объектом на все время нахождения в эксплуатации, запасе или консервации.

Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться  другим, вновь поступившим основным средствам  не ранее, чем через 5 лет после  выбытия.

Арендуемые основные средства значатся у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки учета объекта  основных средств (ф. № ОС-6).    

Инвентарные карточки (книги) заполняются на основании первичных  документов (актов приемки-передачи основных средств, технических паспортов  и др.), которые передают  затем  под расписку в соответствующий  отдел предприятия.

Переоцененные объекты основных средств записываются  по восстановительной  стоимости в разделе  «Достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация объекта (бухгалтерская запись)»  карточки (ф. № ОС-6). Сумма амортизации, установленная  при переоценке, указывается в соответствующем разделе карточки.

В бухгалтерии инвентарные  карточки формируют в инвентарную  картотеку, построенную  по видам  основных средств.

  1. Оценка основных средств;

Различают первоначальную, остаточную,  восстановительную  стоимость основных средств.

В бухгалтерском учете  и отчетности основные средства отражаются, как правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:

  • изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц - исходя из фактических затрат по сооружению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;
  • внесенных учредителями в счет их вклада в уставный капитал – по договоренности сторон (согласованной стоимости);
  • полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также субсидий правительственного органа – по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Первоначальной стоимость  основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических  затрат организации на приобретение, сооружения и изготовление, за исключением  налога на добавленную стоимость.

Фактическими затратами  на приобретение, сооружение и изготовление основных средств могут быть:

  • суммы,  уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • регистрационные сборы, государственные пошли и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением прав на объект основных средств;
  • таможенные пошлины и иные платежи;
  • вознаграждение, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"