Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 19:33, курс лекций

Описание работы

"Организация бухгалтерского учета в организациях" согласно Федерального закона "О бухгалтерском учете", ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операции несут руководители организации. Согласно п.2 этой статьи Закона руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить самостоятельную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемого главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично;

Содержание работы

ТЕМА 1.ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА 2.УЧЕТ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА
ТЕМА 3.УЧЕТ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА И ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
ТЕМА 4.УЧЕТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ИСТОЧНИКОВ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ТЕМА 5.УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ.
ТЕМА 6.УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА
ТЕМА 7.УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
ТЕМА 8.УЧЕТ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ
ТЕМА 9.УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА.
ТЕМА10.УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) И ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ.
ТЕМА 11.УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ .
ТЕМА 12.УЧЕТ ТЕКУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ
ТЕМА 13.УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), УЧЕТ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
ТЕМА 14. БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ

Файлы: 1 файл

preddi_1.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

              К объектам регулируемым авторским правом можно отнести программы для ЭВМ, а также базы данных.

              В учете и отчетности нематериальные активы отражают по первоначальной и остаточной стоимости. Отдельно отражают амортизацию нематериальных активов.

              Первоначальная стоимость определяется для объектов:

       внесенных в счет вкладов в уставный капитал (фонд) по договоренности обеих сторон (согласованной стоимости);

       приобретенных за плату у других организаций и лиц – по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведения их до состояния, пригодного к использованию;

       полученных безвозмездно от других организаций и лиц – по рыночной стоимости на дату оприходования.

              Затраты по приобретению нематериальных активов включают суммы, выплаченные продавцу объекта, посредникам, за информационные и консультационные услуги, регистрационные сборы и пошлины.

              Синтетический учет нематериальных активов осуществляется на счетах 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», счет 91 «Прочие доходы и расходы».                                                                                                                                             Приобретение нематериальных активов оформляется следующей бухгалтерской записью:

              Дебет счета 08 «Капитальные вложения» кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

              Дебет счета 04 «Нематериальные активы» кредит 08.

              Нематериальные активы используются длительное время,  и в течение этого времени их стоимость равномерно (ежемесячно) переносится на производимую продукцию путем начисления по ним амортизации. Величина амортизационных отчислений исчисляется ежемесячно по нормам, установленным самим предприятием исходя из первоначальной стоимости нематериальных активов и срока их полезного использования. Срок полезного использования нематериальных активов определяется самой организацией; при затруднении в установлении срока он принимается за 20 лет. По окончанию полезного срока нематериальных активов амортизацию по ним не начисляют.              На ЗАО «Магнит» амортизация на материальные активы исчисляется линейным способом – исходя из норм, начисленных предприятием на основе срока их полезного использования.

              Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта;

              По аналогии с основными средствами начисление амортизации по нематериальным активам начинают с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объектов в эксплуатацию, и прекращать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия из эксплуатации.

              На ЗАО «Магнит» амортизационные отчисления по нематериальным активам отражают накоплением начисленных сумм на отдельном счете.

              При начислении амортизации по нематериальным активам дебетуют счета издержек производства или обращения и кредитуют счет 05 «Амортизация нематериальных активов»

              Пи выбытии нематериальных активов в результате их продажи, списания вся сумма накопленной амортизации списывается в дебет счета 05 «Амортизация нематериальных активов» с кредита счета 04 «Нематериальные активы». Остаточная стоимость нематериальных активов списывается со счета 04 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 6. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА

 

Для осуществления уставной деятельности на балансе ЗАО «Магнит» имеются: здания, транспорт, магазины, оборудование, детский сад, лагерь, клуб, мастерские, дом быта, спортивный зал и оборудование в нем и т.д.

На протяжении длительного периода использования, основные средства поступают в организацию и передаются в эксплуатацию, изнашиваются в результате эксплуатации, подвергаются ремонту, в результате которого восстанавливаются их физические качества, перемещаются внутри организации, выбывают из нее, вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего использования реализуются, передаются безвозмездно и т.п.

Основные средства любого ЗАО «Магнит» разнообразны по составу и назначению. С целью систематизации и учета необходима классификация их по видам, назначению или характеру участия в процессе производства продукции, работ, услуг. Типовая классификация основных средств РФ по их видам установлена Госкомстатом РФ.

В зависимости от назначения в производственно-хозяйственной деятель­ности основные средства подразделяются на промышленно-производствен­ные, другие производственные, непроизводственные и жилищные.

К основным средствам промышленно-производственного назначения на ЗАО «Магнит» относятся: цеха со 2 по 14, СКТБ, объект производственного назначения, прачечная. Основные средства   непроизводственного и  другого производственного назначения непосредственно не участвуют в процессе производства, но обслуживают культурно-бытовые  нужды работников ЗАО «Магнит», к ним относятся: столовая, участок озеленения,  детский сад, лагерь, клуб, дом быта, здрав пункт, спортивный зал и турбаза ).

Необходимое условие правильного учета основных средств – единый принцип их оценки. Различают три оценки основных средств: первоначальную, восстановительную и остаточную.

Первоначальная стоимость складывается к моменту вступления объекта в эксплуатацию. По первоначальной стоимости объект учитывается в течении периода нахождения в организации в составе основных средств на синтетическом счете 01 «Основные средства».

Восстановительную стоимость объекты основных средств получают в момент их переоценки, объявленной решением Правительства РФ. В результате переоценки, объявленной Правительством РФ (как уже говорилось ранее), первоначальная стоимость заменяется восстановительной с отражением на счете 01 «Основные средства».

Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной (восстановительной) стоимостью объекта и суммой начисленного износа по нему. Таким образом, рассчитывается показатель статьи актива баланса «Основные средства».

Для обеспечения контроля за сохранностью основных средств, каждому инвентарному объекту присваивается соответствующий номер.

Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный
объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или
комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями,
выполняющими вместе одну функцию.

Каждому инвентарному объекту присваивают определенный
инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все
время его нахождения в эксплуатации, запасе или консервации.
Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом
предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением
основных средств.

Обособленные элементы по сложным инвентарным объектам, т. е. вклю­чающим те или иные приспособления, которые составляют вместе с ним одно целое, как правило, обозначаются тем же номером, что и на основном объекте.

Арендуемые основные средства значатся у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учет­ной документации.

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в дей­ствие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное по­ступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая ру­ководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладная) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) на каждый объект в отдельности (приложение №14, №15). Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют оди­наковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. Так на ОАО «ЗПС» был составлен акт о приемке-передаче токарно-винторезного станка (приложение №14) и ХОН (приложение №15).

В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска за­водом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, при­своенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию ЗАО «Магнит». К акту прилагают техническую документацию, от­носящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.).

Поступившее оборудование оформляется актом о приемке оборудования (ф. ОС-14), а сдача его в монтаж — актом о приемке-передаче оборудова­ния в монтаж (ф. ОС-15) (приложение №16). На ЗАО «Магнит» был составлен акт о приемке-передаче оборудования в монтаж на токарно-винторезный станок модель 1А62 (б/у) (приложение №16). Выявленные дефекты в оборудовании отражаются в акте о выявленных дефектах в оборудовании (Ф.ОС-16).

На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств после чего техническую до­кументацию передают в технический или другой отделы ЗАО «Магнит».

Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах — для сдающей и принимающей основные средства организации.

Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта,
производимых в порядке капитальных вложений, оформляют актом
приемки-сдачи              отремонтированных, реконструированных и
модернизированных объектов (ф. № ОС-3). В акте указывают изменение в
технической характеристике и первоначальной стоимости объекта,
вызванное реконструкцией и модернизацией. Акт подписывают работник
цеха (отдела), уполномоченный на приемку основных средств, и
представитель цеха (ЗАО «Магнит»), производящего реконструкцию и
модернизацию, и сдают его в бухгалтерию ЗАО «Магнит», которая
производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету
основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию
осуществляет сторонняя организация, то акт составляют в двух
экземплярах (по экземпляру для обеих сторон).

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют на­кладной на внутреннее перемещение основных средств (ф. № ОС-2). Она должна содержась фамилии, имена, отчества и должности сдатчика и получа­теля; основание для перемещения основных средств; название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта; подписи сдатчика и получателя и некоторые другие данные. Накладную выписывает в двух экземплярах работник цеха (отдела)-сдатчика. Первый экземпляр пере­дают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

Операции по ликвидации всех основных средств, кроме автотранспорт­ных, оформляют актом на списание основных средств (ф. № ОС-4), а списа­нием грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа — актом на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4а). ЗАО «Магнит» выписало акт на списание автотранспортных средств 7 января 2002 года. Был списан авто кран К-162 по причине изношенности и морального устарения. Некоторые детали крана были оприходованы на склад, а остальные сдали в металлолом.

В актах о ликвидации основных средств указывают техническое со­стояние и причину ликвидации объекта, первоначальную стоимость, сумму износа, затраты по ликвидации, стоимость материальных, полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от ликвидации, пре­вышение выручки над расходами по ликвидации или расходов над суммой выручки

Основным регистром аналитического учета основных средств являются ин­вентарные карточки учета основных средств (ф. ОС-6). Оборотная сторона ин­вентарной карточки предназначена для краткой индивидуальной характери­стики. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дату и номер акта о приемке, место­нахождение, полную стоимость, нормы износа, шифр затрат (для отнесения сумм износа), сумму износа на дату приемки или переоценки объекта. Впо­следствии в карточке отмечают дату и стоимость каждого капитального ре­монта, внутреннее перемещение объекта и причину выбытия.

В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, по объектный учет может быть организован в инвентарной книге учета основ­ных средств (ф. № ОС-11). Записи в книге производят по классификационным группам (видам) основных средств и по местам их нахождения.

Инвентарные карточки (книги) заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.), которые передают за­тем под расписку в соответствующий отдел ЗАО «Магнит».

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"